Статьи » Отдых
Зайдите в вино-водочный отдел любого супермаркета - глаза разбегаются: недоступные в «совковые» времена виски и прочая экзотика в ассортименте. А не лучше ли обратить свой взор на исконно русские напитки? Выпить наш человек был не дурак издревле...
«Огласите весь список, пжалста!»
МЕД
Любимым напитком русских в древние времена был мед. Одно из первых упоминаний о варке меда появилось в 945 году в «Повести временных лет». Причем напиток этот был самым что ни на есть алкогольным. Русичи додумались делать его настолько крепким, что упивались им, как позднее водкой. Само слово «мед» в переводе с древнегреческого означает «опьянение». Для получения меда, или медовухи, даже не надо было специально пчел разводить: этими насекомыми русские леса кишмя кишели. Бывало, из-за них трудно было в лес зайти за закуской, ягодами-грибами. Видов меда насчитывалось множество, особенно же любили мед красный. Для цвета и вкуса в него выжимали сок свежих вишен. А, к примеру, в Саратовской губернии увлекались арбузным медом. Рецепт его прост: арбуз резали ломтями, складывали в чугунный котел с водою и долго кипятили на сильном огне, пока он не превращался в темно-красную жидкость. Затем его процеживали сквозь сито, разливали по горшочкам и долго выдерживали перед употреблением. В итоге получался настолько густой продукт, что его резали ножом и продавали на вес. А алкогольный эффект был просто потрясающим.
БЕРЕЗОВИЦА
Один из старейших алкогольных напитков - самопроизвольно перебродившая «березовая слеза» - быстро ушел в небытие. Наверное, любимицу-березку стало жалко.
ПИВО
На русском пиру по усам тек не только мед, но и пиво. Только называли его в старину «олуй». Самыми распространенными его сортами считались черное и белое. Уважающий себя зажиточный обыватель пиво не покупал, а варил на дому. Даже на территории Московского Кремля, где запрещалось строить любые мастерские или фабрики, своя пивоварня все-таки была. Для простых же смертных «олуй» был дорогим удовольствием: при Петре I бочка пива стоила аж два рубля, в то время как сто раков к нему - всего 3 копейки, а целый пуд копченого сала - 40 копеек.
ВИНО
Летописи сообщают, что князь Олег в 907 году из константинопольского похода привез с собой в Киев золото, ткани, пряности и вино. Правда, какое именно - неизвестно. А вот письменные источники конца XV века упоминают уже как белое вино, так и красное. В начале XVI века немецкие купцы привезли вино бургундское, называвшееся «романеей». Разводить же виноград на Руси начали только в семнадцатом веке. В 1613 году в Астрахани некий немец, бывший монахом в местном монастыре, посадил первую лозу, а получил он ее от проезжих персидских купцов. В XVIII веке сортов вин было уже и не сосчитать. Канарское вино, иначе бастр, пили только богатые люди. Красное греческое вино, или церковное, давали прихожанам на богослужениях. Вино «Мальвазия» назначали больным как лекарство и пили маленькими дозами. В питейных заведениях разливалось дешевое красное вино, по обычаю сдобренное медом.
ПЕРЕВАР
Он же взвар, или сбитень. Этот чисто русский напиток употребляли горячим. Впервые упоминается в летописях начала XII века: в 1128 году великий князь Всеволод, пируя с боярами, приказал выставить для простого народа по улицам всякого кушанья, меду и перевару. Готовили его из столь любимого русскому сердцу меда, щедро добавляя зверобой, шалфей, имбирь, лавровый лист и стручковый перец. Одни торговцы разливали перевар в «саклах» (медных чайниках), обернутых в холстину. Другие варили сбитень в самоварах прямо на улице перед своими лавочками. Собственно, и изобретен самовар был не для приготовления чая, а для перевара.
ВОДКА
Водка, которую считают исконно русским алкогольным напитком, - изобретение аравийское. В Европу она попала с острова Майорка в XIII веке, а в Россию только в конце XIV-го. Долгое время водку считали лекарством, «жизненной водой», и предписывали принимать каплями. Ею заживляли раны, лечили простуду и головные боли, применяли как наркоз. Секретом изготовления напитка монопольно владели генуэзцы. После того, как они заняли земли Таврии, граничащие с югом России, тайна перестала быть тайной. Русские не просто начали «курить хлебное вино», но и сделали его таким крепким, что, по свидетельству иностранцев, «дух захватывало, и искры из глаз летели». После третьей перегонки крепость водки составляла 70 градусов, а после четвертой - все 80. Ее усиливали пряностями, кореньями и травами. Поэтому напиток часто разводили водой, отсюда и название «водка». Даль определяет слово «водка» как уменьшительно-ласкательное от «воды». А поначалу водку называли корчмой по месту ее продажи. В народе говорили: «Сходить в корчму, купить корчмы». «Золотым веком» русской водки считается XVIII век, когда Екатерина II сделала ее производство привилегией дворян, да еще освободила их от налогов. Каждый помещик имел свою марку водки. Многие считали престижным производить водку с ароматизаторами на все буквы алфавита: от знаменитой анисовой до яблочной. В качестве главного национального спиртного напитка Россия запатентовала в 1894 году «менделеевский» рецепт водки под названием «Московская особая».
САМОГОН
Самогон - специфический русский термин, воспроизводимый на другие языки с точностью до знака - samogon - и означающий сделанную в домашних условиях водку. Соответственно, и возник он вместе с государственной монополией на производство и продажу водки в XIV столетии. Устрашающий характер самогоноварение приобрело в Первую мировую войну, когда продажа водки была вообще запрещена. Ни публичные порки в петровские времена, ни уголовная ответственность в советские не остановили самогонщиков. Их искусство живо до сих пор, достигая порой шедеврального уровня: умельцы могут сотворить самогонный аппарат даже из кухонной табуретки и гнать самогон из всего, что найдется в доме.
Выбор велик, главное - знать меру и соблюдать культуру пития. Правда, с ней на Руси всегда было не ахти...
«Кто не выпил до дна - не пожелал добра»
Один из старейших русских обычаев - приходя в гости, приносить алкоголь. Русич непременно брал с собой домашнюю медовуху и угощал ею, хвастаясь способом своего приготовления. А его не отпускали домой без пирогов в узелке. Отказ принять взаимные подношения считался страшной обидой. Сев за стол, русские люди начинали процедуру питья вкруговую из чарок, или «братин». Причем хозяин пробовал напиток, как и еду, первым, тем самым показывая, что угощение не отравлено и с ним не насылается порча. Если этот обычай недоверчивых предков ушел в небытие, то чарки (в наше время бокалы) до сих пор поднимают вверх, как бы приближая их к небу и принося благодарность богам, а потом их «содвигают» (чокаются), пытаясь достичь единения духа. Если в западных странах ритуал чокаться из моды вышел, то у нас он до сих пор - любимейший.
Манера пить водку «одним глотком», которая и поныне вызывает удивление иностранцев, тоже восходит к ритуальной языческой практике русских: первоначально выпивать чашу «одним духом» означало послать заклинание духам, прося о богатстве и здоровье. Позже это понималось как выпить «за полное здоровье» и «не оставлять зла в стакане». Не выпил до дна - значит, не уважаешь! Гостя, нового человека, считали за обязанность напоить, чтобы стал из чужого своим. Во времена Ивана Грозного иностранцы говорили: «Кто не пьет лихо, тому нет места у русских!» В сталинскую эпоху обычай приобрел политический окрас: тиран на знаменитых ночных ужинах сам пил мало, но заставлял пить других, придерживаясь тезиса «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Отказ пить воспринимался как желание что-то скрыть. Современный этикет считает ритуал «пить залпом и до дна» необязательным, а в некоторых случаях - деловой прием, презентация и т.п. - недопустимым.
Считается, что традиция произносить тосты сложилась в России под влиянием тесных контактов с кавказскими народами, где издавна культивируется искусство застольных витиеватых речей. На самом деле на Руси тосты существовали всегда, только назывались «здравицы» и представляли собой, соответственно, пожелания здоровья, а что может быть важнее?
А вот традиция закусывать появилась не так давно. В кабаках XVI-XVIII веков закуска вообще никогда не продавалась. Зато водка - ведрами и ковшами. Отсюда и пошло повальное пьянство, и не только среди простого люда. Екатерина II была вынуждена прививать «вкус и утонченность приличий» среди придворных дам, увлекавшихся горячительными напитками. Культура закуски, которую демонстрирует профессор Преображенский в «Собачьем сердце», в России до сих пор присуща лишь единицам. Наш человек и рукавом занюхает, было бы что!
Уважаемые читатели, садясь за праздничный стол, вспомните старинную русскую поговорку: «Чару пить - здраву быть, вторую пить - пьяну быть, третью пить - безумну быть»!
Оставить свой комментарий
«И я там был, мед-пиво пил!»
«Огласите весь список, пжалста!»
МЕД
Любимым напитком русских в древние времена был мед. Одно из первых упоминаний о варке меда появилось в 945 году в «Повести временных лет». Причем напиток этот был самым что ни на есть алкогольным. Русичи додумались делать его настолько крепким, что упивались им, как позднее водкой. Само слово «мед» в переводе с древнегреческого означает «опьянение». Для получения меда, или медовухи, даже не надо было специально пчел разводить: этими насекомыми русские леса кишмя кишели. Бывало, из-за них трудно было в лес зайти за закуской, ягодами-грибами. Видов меда насчитывалось множество, особенно же любили мед красный. Для цвета и вкуса в него выжимали сок свежих вишен. А, к примеру, в Саратовской губернии увлекались арбузным медом. Рецепт его прост: арбуз резали ломтями, складывали в чугунный котел с водою и долго кипятили на сильном огне, пока он не превращался в темно-красную жидкость. Затем его процеживали сквозь сито, разливали по горшочкам и долго выдерживали перед употреблением. В итоге получался настолько густой продукт, что его резали ножом и продавали на вес. А алкогольный эффект был просто потрясающим.
БЕРЕЗОВИЦА
Один из старейших алкогольных напитков - самопроизвольно перебродившая «березовая слеза» - быстро ушел в небытие. Наверное, любимицу-березку стало жалко.
ПИВО
На русском пиру по усам тек не только мед, но и пиво. Только называли его в старину «олуй». Самыми распространенными его сортами считались черное и белое. Уважающий себя зажиточный обыватель пиво не покупал, а варил на дому. Даже на территории Московского Кремля, где запрещалось строить любые мастерские или фабрики, своя пивоварня все-таки была. Для простых же смертных «олуй» был дорогим удовольствием: при Петре I бочка пива стоила аж два рубля, в то время как сто раков к нему - всего 3 копейки, а целый пуд копченого сала - 40 копеек.
ВИНО
Летописи сообщают, что князь Олег в 907 году из константинопольского похода привез с собой в Киев золото, ткани, пряности и вино. Правда, какое именно - неизвестно. А вот письменные источники конца XV века упоминают уже как белое вино, так и красное. В начале XVI века немецкие купцы привезли вино бургундское, называвшееся «романеей». Разводить же виноград на Руси начали только в семнадцатом веке. В 1613 году в Астрахани некий немец, бывший монахом в местном монастыре, посадил первую лозу, а получил он ее от проезжих персидских купцов. В XVIII веке сортов вин было уже и не сосчитать. Канарское вино, иначе бастр, пили только богатые люди. Красное греческое вино, или церковное, давали прихожанам на богослужениях. Вино «Мальвазия» назначали больным как лекарство и пили маленькими дозами. В питейных заведениях разливалось дешевое красное вино, по обычаю сдобренное медом.
ПЕРЕВАР
Он же взвар, или сбитень. Этот чисто русский напиток употребляли горячим. Впервые упоминается в летописях начала XII века: в 1128 году великий князь Всеволод, пируя с боярами, приказал выставить для простого народа по улицам всякого кушанья, меду и перевару. Готовили его из столь любимого русскому сердцу меда, щедро добавляя зверобой, шалфей, имбирь, лавровый лист и стручковый перец. Одни торговцы разливали перевар в «саклах» (медных чайниках), обернутых в холстину. Другие варили сбитень в самоварах прямо на улице перед своими лавочками. Собственно, и изобретен самовар был не для приготовления чая, а для перевара.
ВОДКА
Водка, которую считают исконно русским алкогольным напитком, - изобретение аравийское. В Европу она попала с острова Майорка в XIII веке, а в Россию только в конце XIV-го. Долгое время водку считали лекарством, «жизненной водой», и предписывали принимать каплями. Ею заживляли раны, лечили простуду и головные боли, применяли как наркоз. Секретом изготовления напитка монопольно владели генуэзцы. После того, как они заняли земли Таврии, граничащие с югом России, тайна перестала быть тайной. Русские не просто начали «курить хлебное вино», но и сделали его таким крепким, что, по свидетельству иностранцев, «дух захватывало, и искры из глаз летели». После третьей перегонки крепость водки составляла 70 градусов, а после четвертой - все 80. Ее усиливали пряностями, кореньями и травами. Поэтому напиток часто разводили водой, отсюда и название «водка». Даль определяет слово «водка» как уменьшительно-ласкательное от «воды». А поначалу водку называли корчмой по месту ее продажи. В народе говорили: «Сходить в корчму, купить корчмы». «Золотым веком» русской водки считается XVIII век, когда Екатерина II сделала ее производство привилегией дворян, да еще освободила их от налогов. Каждый помещик имел свою марку водки. Многие считали престижным производить водку с ароматизаторами на все буквы алфавита: от знаменитой анисовой до яблочной. В качестве главного национального спиртного напитка Россия запатентовала в 1894 году «менделеевский» рецепт водки под названием «Московская особая».
САМОГОН
Самогон - специфический русский термин, воспроизводимый на другие языки с точностью до знака - samogon - и означающий сделанную в домашних условиях водку. Соответственно, и возник он вместе с государственной монополией на производство и продажу водки в XIV столетии. Устрашающий характер самогоноварение приобрело в Первую мировую войну, когда продажа водки была вообще запрещена. Ни публичные порки в петровские времена, ни уголовная ответственность в советские не остановили самогонщиков. Их искусство живо до сих пор, достигая порой шедеврального уровня: умельцы могут сотворить самогонный аппарат даже из кухонной табуретки и гнать самогон из всего, что найдется в доме.
Выбор велик, главное - знать меру и соблюдать культуру пития. Правда, с ней на Руси всегда было не ахти...
«Кто не выпил до дна - не пожелал добра»
Один из старейших русских обычаев - приходя в гости, приносить алкоголь. Русич непременно брал с собой домашнюю медовуху и угощал ею, хвастаясь способом своего приготовления. А его не отпускали домой без пирогов в узелке. Отказ принять взаимные подношения считался страшной обидой. Сев за стол, русские люди начинали процедуру питья вкруговую из чарок, или «братин». Причем хозяин пробовал напиток, как и еду, первым, тем самым показывая, что угощение не отравлено и с ним не насылается порча. Если этот обычай недоверчивых предков ушел в небытие, то чарки (в наше время бокалы) до сих пор поднимают вверх, как бы приближая их к небу и принося благодарность богам, а потом их «содвигают» (чокаются), пытаясь достичь единения духа. Если в западных странах ритуал чокаться из моды вышел, то у нас он до сих пор - любимейший.
Манера пить водку «одним глотком», которая и поныне вызывает удивление иностранцев, тоже восходит к ритуальной языческой практике русских: первоначально выпивать чашу «одним духом» означало послать заклинание духам, прося о богатстве и здоровье. Позже это понималось как выпить «за полное здоровье» и «не оставлять зла в стакане». Не выпил до дна - значит, не уважаешь! Гостя, нового человека, считали за обязанность напоить, чтобы стал из чужого своим. Во времена Ивана Грозного иностранцы говорили: «Кто не пьет лихо, тому нет места у русских!» В сталинскую эпоху обычай приобрел политический окрас: тиран на знаменитых ночных ужинах сам пил мало, но заставлял пить других, придерживаясь тезиса «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Отказ пить воспринимался как желание что-то скрыть. Современный этикет считает ритуал «пить залпом и до дна» необязательным, а в некоторых случаях - деловой прием, презентация и т.п. - недопустимым.
Считается, что традиция произносить тосты сложилась в России под влиянием тесных контактов с кавказскими народами, где издавна культивируется искусство застольных витиеватых речей. На самом деле на Руси тосты существовали всегда, только назывались «здравицы» и представляли собой, соответственно, пожелания здоровья, а что может быть важнее?
А вот традиция закусывать появилась не так давно. В кабаках XVI-XVIII веков закуска вообще никогда не продавалась. Зато водка - ведрами и ковшами. Отсюда и пошло повальное пьянство, и не только среди простого люда. Екатерина II была вынуждена прививать «вкус и утонченность приличий» среди придворных дам, увлекавшихся горячительными напитками. Культура закуски, которую демонстрирует профессор Преображенский в «Собачьем сердце», в России до сих пор присуща лишь единицам. Наш человек и рукавом занюхает, было бы что!
Уважаемые читатели, садясь за праздничный стол, вспомните старинную русскую поговорку: «Чару пить - здраву быть, вторую пить - пьяну быть, третью пить - безумну быть»!
Автор: Наталья Андрияченко |
1
комментарий
|
31 июля 2011, 8:00 7363 просмотра |
Комментарии:
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан