Статьи » Мода
«Сегодня вечером на "Динамо" поеду с чувихой по Бродвею хилять». Это сегодня подобная фраза вызовет только снисходительное «Эх, молодежь!» В конце же 40-х – начале 60-х годов прошлого века подобная фраза могла свести с ума любого «нормального» человека. Стиляге же (а именно он в то время мог произнести такую околесицу) только этого и надо было. Эпатаж во всем - в одежде, поведении, суждениях и даже словах.
В послевоенные годы налаживались международные контакты СССР и появлялись все новые и новые дипломатические работники, которые вместе со своими семьями имели возможность видеть, как живут «за бугром». И неважно, что многие рассказы побывавших «там» были сильно преувеличены в силу впечатлительной русской натуры и желания прихвастнуть перед «темным» товарищем. Все равно советский народ стал понимать, что заявления правительства о том, что заграница отстает во всех отношениях от Союза - и в плане уровня жизни, и в плане технического прогресса, - всего лишь сказки.
В тот момент и стали появляться первые группы стиляг. Во главе, как правило, был какой-нибудь отпрыск из семьи дипломата, которому посчастливилось побывать в «волшебных странах» Запада. Окружала его свита молодежи, впитывающая, как губка, рассказы об иной реальности.
Вдохновлял их пример американского образа жизни – счастливые люди, живущие в волшебной стране, во многом волшебной просто из-за осознания невозможности когда-либо попасть туда.
Кадр из фильма "Стиляги"
Но не жизнь людей в Америке была первопричиной возникновения данной субкультуры в СССР. Попытка пойти против советских правил, выбраться из тесного и душного мира коммунистической реальности толкала молодых людей надевать броские «попугаичьи» костюмы. А учитывая, что большая часть стиляг была выходцами из бедных рабочих семей, это была еще и иллюзорная победа над нищетой и убогостью послевоенного времени.
Ощущение «легкости бытия» придавало и повальное увлечение стиляг западными мотивами и танцами. Гленн Миллер стал музыкальным гуру стиляг. Хиты оркестра Гленна Миллера из кинофильма «Серенада Солнечной долины» заучивались наизусть, а хит «Поезд на Чаттанугу» стал культовым. Эта песня, на сленге стиляг получившая название «Чуча», стала гимном тогдашней молодежи.
Невероятной популярностью пользовались «трофейные» пластинки с джазом, а модный танец буги-вуги стал символом свободы – завороженно смотрели ребята на быстрые, точные, но при этом совершенно свободные, парящие движения танцоров. Замедленной перемотки дисков, как и самих дисков, тогда и в помине не было, а потому стиляги никак не могли поймать, запомнить и точно воспроизвести движения заморских танцоров. Зато благодаря этому они умудрились «перетанцевать» буги-вуги, придумав свои движения.
Позже пришла мода на рок-н-ролл. О грампластинке с композициями Билла Хейли, Бадди Холли, Элвиса Пресли грезил любой стиляга. Мечты эти так бы и остались для многих в те годы несбыточными, так как достать пластинку с записью Элвиса Пресли для советского человека было так же сложно, как пожать руку лично Элвису. Но тут на выручку пришли народные умельцы, придумав «рок на костях» или, как это еще называлось, «скелет моей бабушки». Изобретение состояло в том, что записывать музыку стали на рентгеновские снимки. Теперь каждый желающий мог прийти со своим рентгеновским снимком в «подпольную мастерскую» и заполучить на него заветную композицию. Молодежь резко задумалась о своем здоровье и направилась в поликлиники. Некоторые врачи стали «поставщиками товара», а кое-кто из вчерашних студентов шел работать уборщиком или сторожем в больницу, желая стать обладателем заветной записи.
Любой советский стиляга мечтал о настоящей грампластинке Элвиса, но приходилось слушать "рок на костях" .
Стиль одежды стиляг в начале их возникновения был удивительно клоунский. Виной тому - привезенные из-за границы «трофейные» вещи. Свитера, рубашки, брюки, пиджаки - давно вышедшая из моды одежда ехала к нам в страну. Побывавшие на заветном Западе, пытаясь привезти больше «гостинцев», скупали все, что подешевле и поярче. Ну, какого советского человека удивишь белой рубашкой? А вот оранжевые штиблеты – это совсем другое дело.
Когда первая волна стиляжничества поуспокоилась, молодые люди стали более серьезно относиться к своему стилю. Тогда появились брюки-дудочки, элегантные пиджаки, галстуки «селедочка», макияж девушек-стиляг стал более аккуратным и утонченным, хотя и не менее ярким.
Тогда же зародился и особый сленг стиляг. Многие слова были заимствованы из английского языка и переделаны на русский манер – «траузера» (брюки), «соксы» (носки), «фазер» (отец), «олдовый» (старый). Появились словечки «жлобы» («обычные» люди, серая масса), «хилять» (гулять, ходить), «чувак» (свой человек, проверенный). Кстати, говорят, что слово «чувак» на самом деле аббревиатура от «человек, уважающий американскую культуру».
Советский режим не запрещал эту не вписывающуюся в его рамки молодежную субкультуру. Стиляг просто пытались игнорировать и высмеивать. В фильмах 50-х годов - это образ молодого человека-клоуна, тунеядца, бездельника, постоянно попадающего впросак из-за своей глупости и чванливости. В мультфильме «Ну, погоди!» это – Волк. В некоторых фильмах того периода вдобавок ко всему была показана подлая и преступная сущность этих людей. «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» - этот и другие слоганы были выучены назубок советской молодежью, чтобы достойно «держать отпор» при встрече со стилягой.
Сегодня он играет джаз...
Должно быть, стиляги не могли не появиться в то время. Не могли они появиться и в другой стране, кроме нашей бывшей Родины под названием Советский Союз. Попытка этих мальчишек и девчонок, вопреки насмешкам и презрению вокруг, сделать мир ярче и сочнее, похожа на стремление малышни на морском берегу вырыть ямку в песке, налить в нее воды и сделать свое море. Эти ребята пытались - может быть, глупо и коряво, но зато искренне, - поменять что-то вокруг, а потому времена стиляг вспоминаются сегодня со щемящей тоской, как то, чего уже не вернуть.
Кадр из кинофильма "Стиляги"
Стиляги – буги-вуги против всех
В послевоенные годы налаживались международные контакты СССР и появлялись все новые и новые дипломатические работники, которые вместе со своими семьями имели возможность видеть, как живут «за бугром». И неважно, что многие рассказы побывавших «там» были сильно преувеличены в силу впечатлительной русской натуры и желания прихвастнуть перед «темным» товарищем. Все равно советский народ стал понимать, что заявления правительства о том, что заграница отстает во всех отношениях от Союза - и в плане уровня жизни, и в плане технического прогресса, - всего лишь сказки.
В тот момент и стали появляться первые группы стиляг. Во главе, как правило, был какой-нибудь отпрыск из семьи дипломата, которому посчастливилось побывать в «волшебных странах» Запада. Окружала его свита молодежи, впитывающая, как губка, рассказы об иной реальности.
Вдохновлял их пример американского образа жизни – счастливые люди, живущие в волшебной стране, во многом волшебной просто из-за осознания невозможности когда-либо попасть туда.
Но не жизнь людей в Америке была первопричиной возникновения данной субкультуры в СССР. Попытка пойти против советских правил, выбраться из тесного и душного мира коммунистической реальности толкала молодых людей надевать броские «попугаичьи» костюмы. А учитывая, что большая часть стиляг была выходцами из бедных рабочих семей, это была еще и иллюзорная победа над нищетой и убогостью послевоенного времени.
Ощущение «легкости бытия» придавало и повальное увлечение стиляг западными мотивами и танцами. Гленн Миллер стал музыкальным гуру стиляг. Хиты оркестра Гленна Миллера из кинофильма «Серенада Солнечной долины» заучивались наизусть, а хит «Поезд на Чаттанугу» стал культовым. Эта песня, на сленге стиляг получившая название «Чуча», стала гимном тогдашней молодежи.
Невероятной популярностью пользовались «трофейные» пластинки с джазом, а модный танец буги-вуги стал символом свободы – завороженно смотрели ребята на быстрые, точные, но при этом совершенно свободные, парящие движения танцоров. Замедленной перемотки дисков, как и самих дисков, тогда и в помине не было, а потому стиляги никак не могли поймать, запомнить и точно воспроизвести движения заморских танцоров. Зато благодаря этому они умудрились «перетанцевать» буги-вуги, придумав свои движения.
Позже пришла мода на рок-н-ролл. О грампластинке с композициями Билла Хейли, Бадди Холли, Элвиса Пресли грезил любой стиляга. Мечты эти так бы и остались для многих в те годы несбыточными, так как достать пластинку с записью Элвиса Пресли для советского человека было так же сложно, как пожать руку лично Элвису. Но тут на выручку пришли народные умельцы, придумав «рок на костях» или, как это еще называлось, «скелет моей бабушки». Изобретение состояло в том, что записывать музыку стали на рентгеновские снимки. Теперь каждый желающий мог прийти со своим рентгеновским снимком в «подпольную мастерскую» и заполучить на него заветную композицию. Молодежь резко задумалась о своем здоровье и направилась в поликлиники. Некоторые врачи стали «поставщиками товара», а кое-кто из вчерашних студентов шел работать уборщиком или сторожем в больницу, желая стать обладателем заветной записи.
Стиль одежды стиляг в начале их возникновения был удивительно клоунский. Виной тому - привезенные из-за границы «трофейные» вещи. Свитера, рубашки, брюки, пиджаки - давно вышедшая из моды одежда ехала к нам в страну. Побывавшие на заветном Западе, пытаясь привезти больше «гостинцев», скупали все, что подешевле и поярче. Ну, какого советского человека удивишь белой рубашкой? А вот оранжевые штиблеты – это совсем другое дело.
Когда первая волна стиляжничества поуспокоилась, молодые люди стали более серьезно относиться к своему стилю. Тогда появились брюки-дудочки, элегантные пиджаки, галстуки «селедочка», макияж девушек-стиляг стал более аккуратным и утонченным, хотя и не менее ярким.
Тогда же зародился и особый сленг стиляг. Многие слова были заимствованы из английского языка и переделаны на русский манер – «траузера» (брюки), «соксы» (носки), «фазер» (отец), «олдовый» (старый). Появились словечки «жлобы» («обычные» люди, серая масса), «хилять» (гулять, ходить), «чувак» (свой человек, проверенный). Кстати, говорят, что слово «чувак» на самом деле аббревиатура от «человек, уважающий американскую культуру».
Советский режим не запрещал эту не вписывающуюся в его рамки молодежную субкультуру. Стиляг просто пытались игнорировать и высмеивать. В фильмах 50-х годов - это образ молодого человека-клоуна, тунеядца, бездельника, постоянно попадающего впросак из-за своей глупости и чванливости. В мультфильме «Ну, погоди!» это – Волк. В некоторых фильмах того периода вдобавок ко всему была показана подлая и преступная сущность этих людей. «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» - этот и другие слоганы были выучены назубок советской молодежью, чтобы достойно «держать отпор» при встрече со стилягой.
Должно быть, стиляги не могли не появиться в то время. Не могли они появиться и в другой стране, кроме нашей бывшей Родины под названием Советский Союз. Попытка этих мальчишек и девчонок, вопреки насмешкам и презрению вокруг, сделать мир ярче и сочнее, похожа на стремление малышни на морском берегу вырыть ямку в песке, налить в нее воды и сделать свое море. Эти ребята пытались - может быть, глупо и коряво, но зато искренне, - поменять что-то вокруг, а потому времена стиляг вспоминаются сегодня со щемящей тоской, как то, чего уже не вернуть.
Автор: Тундра |
Оставить комментарий
|
11 июля 2011, 8:00 7958 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан