Статьи » Психология
«Не расставайтесь с иллюзиями. Без них жизнь ваша превратится в тоскливое существование»
Марк Твен
Наверняка вам доводилось слышать слово «эскапизм». В переводе с речи бриттов оно означает уход от реальности, бегство в иллюзии. Как будто человек однажды нажал кнопку «escape», чтобы миновать кризис, только сделал это не на клавиатуре родного компьютера, а в собственной жизни.
Закрыл глаза на существование жадных работников ЖКХ, требовательного начальника и высокомерных красавиц. Перестал считать себя гражданином и полезным членом общества. А чтобы не сидеть одиноким угрюмым упырем, создал свой мир. Населенный злобными орками, дружелюбными эльфами, веселыми хоббитами и прочим вымышленным народом. Так привольно стало жить: страшного громилу великана можно удалить нажатием кнопки, тем же способом собрать бесстрашное войско и одержать победу над Злом. Только, пожалуйста, не надо путать беглеца от реальности с психически нездоровыми товарищами. Эскейперы прекрасно отдают себе отчет, что все их могущество, заговоры и освобождение Тилимилитряндии – всего лишь мечты. Хотя единомышленники и собратья по игрищам у них вполне реальные.
Кольцо Всевластия
Самыми яркими проповедниками эскапизма считают толкинистов. Это личности, прочитавшие трилогию Толкиена про путешествие хоббита Фродо Беггинса в мрачный Мордор, да так и оставшиеся среди тамошних реалий. История Средиземья настолько их захватила, что они стали переносить ее в жизнь. Обзавелись самодельными кольчугами и мечами, смастерили шлемы из фольги и, главное, нашли таких же увлеченных. Чтобы сподручнее было делиться на эльфов, гномов и орков, вести дискуссии, как ловчее изловить мерзавца Горлума и швырнуть в жерло Ородруина. Но только – тсс! – чтобы не попасть в поле зрения Всевидящего Ока… А когда соберутся силы со всего королевства, да присоединится Теоден, король Рохана, можно ринуться в бой. То есть, побегать в соседнем лесу в кольчугах, с картонными мечами, распугивая грибников и случайных прохожих… Эскейперам такое времяпровождение кажется благодатью, прагматикам и циникам – придурью и блажью. Виданное ли дело, чтобы здоровые лбы шли в атаку на заросли чертополоха?
Но если толкинисты - народ безобидный и доставляет неудобства разве что разудалым гиканьем, то их «духовные родственники» хиппи в свое время давали жару. «Дети цветов» с тесемочками на лбу и лазурью во взгляде в 70-е протестовали против общества потребления и войны в Вьетнаме. В общем-то, начинали за здравие. А кончилось все плохо: иных, увлекшихся дурман-травой и прочим зельем, «не дозовешься сколько ни зови», другие очнулись и вернулись в реальную жизнь. В двух словах: благие намерения обернулись распадом личности, стали идеологией распущенных бездельников. Канули в лету – и слава богу.
Нынешние эскейперы хорошо всем знакомы. Преимущественно со спины, поскольку поворачиваются ею ко всему миру, а белым личиком – к монитору компьютера. А уж там баталии – загляденье! Конечно, если на экране - завладевший умами «Варкрафт». Также неплохо быть героем-приключенцем, исполнять квесты (миссии) и набираться экспириенса (опыта), чтобы повысить лэвэл (уровень). Те, кто в теме, знают, что помешанный на виртуальных схватках человек – невыносимое существо. И невыходимое в белый свет, к живым людям. Общаться он может только с единомышленниками, плевать на мировые катаклизмы, стоимость барреля нефти и новую прическу подружки. Он мир спасает, который сам же и создал.
Теми же эскейперами считают адептов любой религии, причем вполне резонно: реальный мир существует постольку поскольку, все основные события вершатся на арене, которую он самостоятельно выбрал, а главный авторитет – гуру или духовный отец.
Все вышеперечисленное – психологический эскапизм, добровольный и осознанный уход в свою глубокую теплую норку. Бывает и похуже – физиологический. Это когда человек бежит от проблем и внешнего мира с помощью «огненной воды» и препаратов, расширяющих сознание. А возвращается в реальность только за новой порцией допинга. Что предпочтительнее, пояснять не надо.
«Знаете, каким он парнем был?..»
Эскейперами не становятся, ими рождаются. Алгоритм простой: мужчины с рождения либо победители, либо побежденные. Либо эскейперы. Победители прут напролом, агрессивны и нахраписты, либо плетут козни и интриги – это лже-победители, их все равно разоблачат, за ушко да на солнышко. Побежденные не рыпаются, они заранее обрекли себя на бездействие и последнее место с краю. А эскейперы - ни то, ни другое. Им недостает упорства и воли к победе, чтобы осуществить задуманное, но они и не готовы к унизительной роли лузера. В детстве будущий беглец от реальности наверняка был живым ребенком, с богатой фантазией и развитым чувством собственного достоинства. Но то ли родители осадили, то ли действительность раз за разом тюкала по макушке. И он отказался от вожделенных побед, от тех целей, которые желанны почти всем. Ему просто не хватило духу сунуться в самое пекло, примкнуть к общей сваре.
Однако триумфаторская жилка есть, она-то и не дает покоя: нужен хоть какой-нибудь успех! И тогда эскейпер ищет запасной аэродром. Не рискуя в повседневности бороться за справедливость, он крушит толпы орков и восстанавливает гармонию в своем мирке. Проглотив очередное оскорбление начальника, зачитывается фэнтези, где все равно «наши победят». Пасуя перед спесивыми красавицами, общается с «идеальной девушкой», партнершей по онлайн-игре. Не решаясь завести семью, включает игру «Sims», где нажатием кнопки создает гармоничную пару с детьми-вундеркиндами и конфетными отношениями.
Эскейперы, в отличие от побежденных, не совсем пропащие, и кое-чего все-таки добиваются в жизни. Но это мизер по сравнению с тем, каких высот они могли бы достичь, напрягшись по полной, не побоявшись дать бой. Однако об упущенных шансах беглецы предпочитают не задумываться, им проще заниматься самообманом. Что компьютер, банка пива, друг Коля и новый «Варкрафт» и есть высшее жизненное благо. Ну, и желательно победить в игре Колю, разумеется. Если мантру удается «вбить в мозг», вы получаете счастливейшего из живущих. Кстати, среди женщин эскейперш крайне мало. Так как у нас свои представления о победах и жизненных ценностях.
К плечу не прислониться
По сути, вреда от эскапизма никакого. Сидит себе человек, жмет кнопки, листает страницы и радуется. Но одно дело, если индивид вам до лампочки, и совсем иное, если это родная кровинушка, вторая половинка или сердечный интерес. Беда в том, что у эскейпера сложности с социальной адаптацией, если выражаться терминами. А проще - он словно огорожен от окружающих забором. Ему сложно настоять на своем, доказать собственную правоту, побороться за место под солнцем, вступить в конкуренцию, добиться повышения, завоевать любимую. Ему проще отойти в тень и взять реванш в области, которую для большинства не представляет ни малейшей ценности. Но, увы, жизнь устроена так, что всем нужны победители, успех любой ценой. Тут вам и основной инстинкт, заставляющий искать лучшего отца для потомства, и современная заповедь выживания: неудачников «за борт».
Выше радуги
А вот и другая истина: без чудаков-эскейперов человечество давно загнулось бы с тоски. Вокруг бродили бы скучные прагматики, все было бы точно, как в аптеке, совершенно, как немецкая бытовая техника, и бездушно, словно логарифмическая линейка. Не было бы творчества, ведь все художники – настоящие эскейперы. И не пришлось бы гадать, чему улыбается Джоконда, что хотел сказать Малевич своим черным квадратом, про картины Дали вообще промолчим. Мы не восхищались бы поэзией, потому что Пушкин, не будь беглецом в мир грез, плюнул бы на стишата и занялся … да хоть ростовщичеством. Толкиен, может статься, протирал бы штаны в конторе, Бетховен тоже занимался какой-нибудь гнусной бухгалтерией. И все вокруг было бы черно-белым.
Повально и массово
Все мы в чем-то эскейперы, дружно сбегаем от угрюмой повседневности в яркие миры. Один читает анекдоты, лишь бы забыть тяжелый разговор с шефом. Второй листает журналы «Дом и очаг» и выбирает «правильный» камин, прекрасно осознавая, что покупка жилья с этой штуковиной реальна, лишь если продать себя и всю родню в рабство арабскому шейху. Третья воображает, какой бы парой они были с Брэдом Питом – комментарии излишни. Четвертая умиляется на фото котиков – это помогает смириться с существованием в мире ворчливой свекрови. Мы все «выстреливаем» на другую орбиту. Разве что не забываем возвращаться.
Escape для эскейпера
Никто не спорит, странно наблюдать 30-летнего детину, рубящегося с компьютерными орками. Преследует мысль: «Ба! Да какие могут быть общие дети, он сам дитя». Ну, не все безнадежно. Если запал в душу большой ребенок, не списывайте его с брачных счетов. А все, что от вас требуется, это быть ответственной за двоих. Ну, не мелочитесь, есть резон!
Во-первых, побег в иллюзии - не худший из возможных мужских недостатков. Во-вторых, жить с беглецом точно будет нескучно. В-третьих, однажды он все-таки вернется победителем со своей войны. Потому что повзрослеет, полюбит вас и поймет, что готов к бою на другом уровне.
Эскейпер: «Чик-чик, я в домике»
Закрыл глаза на существование жадных работников ЖКХ, требовательного начальника и высокомерных красавиц. Перестал считать себя гражданином и полезным членом общества. А чтобы не сидеть одиноким угрюмым упырем, создал свой мир. Населенный злобными орками, дружелюбными эльфами, веселыми хоббитами и прочим вымышленным народом. Так привольно стало жить: страшного громилу великана можно удалить нажатием кнопки, тем же способом собрать бесстрашное войско и одержать победу над Злом. Только, пожалуйста, не надо путать беглеца от реальности с психически нездоровыми товарищами. Эскейперы прекрасно отдают себе отчет, что все их могущество, заговоры и освобождение Тилимилитряндии – всего лишь мечты. Хотя единомышленники и собратья по игрищам у них вполне реальные.
Кольцо Всевластия
Самыми яркими проповедниками эскапизма считают толкинистов. Это личности, прочитавшие трилогию Толкиена про путешествие хоббита Фродо Беггинса в мрачный Мордор, да так и оставшиеся среди тамошних реалий. История Средиземья настолько их захватила, что они стали переносить ее в жизнь. Обзавелись самодельными кольчугами и мечами, смастерили шлемы из фольги и, главное, нашли таких же увлеченных. Чтобы сподручнее было делиться на эльфов, гномов и орков, вести дискуссии, как ловчее изловить мерзавца Горлума и швырнуть в жерло Ородруина. Но только – тсс! – чтобы не попасть в поле зрения Всевидящего Ока… А когда соберутся силы со всего королевства, да присоединится Теоден, король Рохана, можно ринуться в бой. То есть, побегать в соседнем лесу в кольчугах, с картонными мечами, распугивая грибников и случайных прохожих… Эскейперам такое времяпровождение кажется благодатью, прагматикам и циникам – придурью и блажью. Виданное ли дело, чтобы здоровые лбы шли в атаку на заросли чертополоха?
Но если толкинисты - народ безобидный и доставляет неудобства разве что разудалым гиканьем, то их «духовные родственники» хиппи в свое время давали жару. «Дети цветов» с тесемочками на лбу и лазурью во взгляде в 70-е протестовали против общества потребления и войны в Вьетнаме. В общем-то, начинали за здравие. А кончилось все плохо: иных, увлекшихся дурман-травой и прочим зельем, «не дозовешься сколько ни зови», другие очнулись и вернулись в реальную жизнь. В двух словах: благие намерения обернулись распадом личности, стали идеологией распущенных бездельников. Канули в лету – и слава богу.
Нынешние эскейперы хорошо всем знакомы. Преимущественно со спины, поскольку поворачиваются ею ко всему миру, а белым личиком – к монитору компьютера. А уж там баталии – загляденье! Конечно, если на экране - завладевший умами «Варкрафт». Также неплохо быть героем-приключенцем, исполнять квесты (миссии) и набираться экспириенса (опыта), чтобы повысить лэвэл (уровень). Те, кто в теме, знают, что помешанный на виртуальных схватках человек – невыносимое существо. И невыходимое в белый свет, к живым людям. Общаться он может только с единомышленниками, плевать на мировые катаклизмы, стоимость барреля нефти и новую прическу подружки. Он мир спасает, который сам же и создал.
Теми же эскейперами считают адептов любой религии, причем вполне резонно: реальный мир существует постольку поскольку, все основные события вершатся на арене, которую он самостоятельно выбрал, а главный авторитет – гуру или духовный отец.
Все вышеперечисленное – психологический эскапизм, добровольный и осознанный уход в свою глубокую теплую норку. Бывает и похуже – физиологический. Это когда человек бежит от проблем и внешнего мира с помощью «огненной воды» и препаратов, расширяющих сознание. А возвращается в реальность только за новой порцией допинга. Что предпочтительнее, пояснять не надо.
«Знаете, каким он парнем был?..»
Эскейперами не становятся, ими рождаются. Алгоритм простой: мужчины с рождения либо победители, либо побежденные. Либо эскейперы. Победители прут напролом, агрессивны и нахраписты, либо плетут козни и интриги – это лже-победители, их все равно разоблачат, за ушко да на солнышко. Побежденные не рыпаются, они заранее обрекли себя на бездействие и последнее место с краю. А эскейперы - ни то, ни другое. Им недостает упорства и воли к победе, чтобы осуществить задуманное, но они и не готовы к унизительной роли лузера. В детстве будущий беглец от реальности наверняка был живым ребенком, с богатой фантазией и развитым чувством собственного достоинства. Но то ли родители осадили, то ли действительность раз за разом тюкала по макушке. И он отказался от вожделенных побед, от тех целей, которые желанны почти всем. Ему просто не хватило духу сунуться в самое пекло, примкнуть к общей сваре.
Однако триумфаторская жилка есть, она-то и не дает покоя: нужен хоть какой-нибудь успех! И тогда эскейпер ищет запасной аэродром. Не рискуя в повседневности бороться за справедливость, он крушит толпы орков и восстанавливает гармонию в своем мирке. Проглотив очередное оскорбление начальника, зачитывается фэнтези, где все равно «наши победят». Пасуя перед спесивыми красавицами, общается с «идеальной девушкой», партнершей по онлайн-игре. Не решаясь завести семью, включает игру «Sims», где нажатием кнопки создает гармоничную пару с детьми-вундеркиндами и конфетными отношениями.
Эскейперы, в отличие от побежденных, не совсем пропащие, и кое-чего все-таки добиваются в жизни. Но это мизер по сравнению с тем, каких высот они могли бы достичь, напрягшись по полной, не побоявшись дать бой. Однако об упущенных шансах беглецы предпочитают не задумываться, им проще заниматься самообманом. Что компьютер, банка пива, друг Коля и новый «Варкрафт» и есть высшее жизненное благо. Ну, и желательно победить в игре Колю, разумеется. Если мантру удается «вбить в мозг», вы получаете счастливейшего из живущих. Кстати, среди женщин эскейперш крайне мало. Так как у нас свои представления о победах и жизненных ценностях.
К плечу не прислониться
По сути, вреда от эскапизма никакого. Сидит себе человек, жмет кнопки, листает страницы и радуется. Но одно дело, если индивид вам до лампочки, и совсем иное, если это родная кровинушка, вторая половинка или сердечный интерес. Беда в том, что у эскейпера сложности с социальной адаптацией, если выражаться терминами. А проще - он словно огорожен от окружающих забором. Ему сложно настоять на своем, доказать собственную правоту, побороться за место под солнцем, вступить в конкуренцию, добиться повышения, завоевать любимую. Ему проще отойти в тень и взять реванш в области, которую для большинства не представляет ни малейшей ценности. Но, увы, жизнь устроена так, что всем нужны победители, успех любой ценой. Тут вам и основной инстинкт, заставляющий искать лучшего отца для потомства, и современная заповедь выживания: неудачников «за борт».
Выше радуги
А вот и другая истина: без чудаков-эскейперов человечество давно загнулось бы с тоски. Вокруг бродили бы скучные прагматики, все было бы точно, как в аптеке, совершенно, как немецкая бытовая техника, и бездушно, словно логарифмическая линейка. Не было бы творчества, ведь все художники – настоящие эскейперы. И не пришлось бы гадать, чему улыбается Джоконда, что хотел сказать Малевич своим черным квадратом, про картины Дали вообще промолчим. Мы не восхищались бы поэзией, потому что Пушкин, не будь беглецом в мир грез, плюнул бы на стишата и занялся … да хоть ростовщичеством. Толкиен, может статься, протирал бы штаны в конторе, Бетховен тоже занимался какой-нибудь гнусной бухгалтерией. И все вокруг было бы черно-белым.
Повально и массово
Все мы в чем-то эскейперы, дружно сбегаем от угрюмой повседневности в яркие миры. Один читает анекдоты, лишь бы забыть тяжелый разговор с шефом. Второй листает журналы «Дом и очаг» и выбирает «правильный» камин, прекрасно осознавая, что покупка жилья с этой штуковиной реальна, лишь если продать себя и всю родню в рабство арабскому шейху. Третья воображает, какой бы парой они были с Брэдом Питом – комментарии излишни. Четвертая умиляется на фото котиков – это помогает смириться с существованием в мире ворчливой свекрови. Мы все «выстреливаем» на другую орбиту. Разве что не забываем возвращаться.
Escape для эскейпера
Никто не спорит, странно наблюдать 30-летнего детину, рубящегося с компьютерными орками. Преследует мысль: «Ба! Да какие могут быть общие дети, он сам дитя». Ну, не все безнадежно. Если запал в душу большой ребенок, не списывайте его с брачных счетов. А все, что от вас требуется, это быть ответственной за двоих. Ну, не мелочитесь, есть резон!
Во-первых, побег в иллюзии - не худший из возможных мужских недостатков. Во-вторых, жить с беглецом точно будет нескучно. В-третьих, однажды он все-таки вернется победителем со своей войны. Потому что повзрослеет, полюбит вас и поймет, что готов к бою на другом уровне.
Автор: Наталья Кролевец |
1
комментарий
|
13 мая 2011, 8:00 4795 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан