Статьи » Психология
Ветхий Завет являет нам целую галерею женских образов – от прародительницы человечества Евы до Суламифи из «Песни Песней». У каждой из них свое «амплуа», каждая скрупулезно исполняет предначертанную ей функцию – жены и матери семейства, провидицы, соблазнительницы, политической интриганки или колдуньи… Какова же была истинная судьба представительниц слабого пола в ту отдаленную эпоху?
Брак и семья
Казалось бы, ветхозаветные каноны ставят женщину в очень строгие рамки. Книга Бытия предписывает ей зависимость от мужчины («баал»). До замужества девушка находилась под покровительством своего отца, затем обязанность заботиться о ней брал на себя супруг. Девственницам не дозволялось общаться с посторонними мужчинами и даже с замужними женщинами.
Для мужчины нормой являлась полигамность и? помимо законных жен, он имел еще и наложниц – «пилагшот». Обычно это были чужеземные рабыни или девушки из бедных еврейских семей. Правда, «гарем» могли позволить себе содержать лишь богатые вельможи.
Брак («ниссуим») предварялся помолвкой («ируссим»). Последняя заключалась после выплаты женихом родителям невесты определенной суммы («мохар»), величина которой зависела от будущего статуса женщины в доме мужа – жены или наложницы. Больше всего ценились девственницы: за них выкладывали по 50 серебряных монет. Если у жениха не было средств, он имел право отработать выкуп за невесту. Как известно, библейский патриарх Иаков отслужил за свою Рахиль четырнадцать лет у ее отца Лавана.
Брак признавался успешным, если в семье появлялись дети. Бесплодие считалось жестокой карой, его пытались исцелить при помощи молитв и магии. Библия нередко повествует о том, как знаменитые и героические личности рождались на свет при помощи божественного вмешательства, чуда. Такова история рождения Исаака, Иакова, Исайи, Самуила, Самсона…
Отсутствие детей могло служить поводом для расторжения брака. Во время бракоразводной церемонии муж рвал платье жены - в знак того, что она больше не принадлежит ему. Впоследствии женщина имела право вернуться к бывшему мужу, но только если она за это время не вступила в другой брак, который тоже был расторгнут или прекратил свое существование по причине смерти второго супруга.
Священный интим
Сексуальная жизнь в браке имела множество норм и ограничений. Так, после соития необходимо было совершить обряд омовения и очищения. Половые контакты с менструирующей женщиной и даже простые прикосновения к ней строго воспрещались. Более того, совокупление с женщиной было разрешено только в ее детородный период и запрещалось, когда она становилась бесплодной.
Брак древние евреи обожествляли, поэтому женская измена расценивалась как посягательство на сферу священного. Впрочем, будучи не согласна с обвинением, женщина всегда могла прибегнуть к Божьему суду: выпить горькой воды. Если чрево ее вздуется, гласил закон, значит, вина изменницы доказана. Если нет – она добродетельна. Нарушения табу карались очень сурово: виновных насмерть забивали камнями.
В целом же отношение древних израильтян к любовной сфере было неоднозначным. С одной стороны, женщины, предававшиеся блуду, подлежали осуждению, они могли быть наказаны за неверность или инцест. С другой, та же Песнь Песней воспевает женскую красоту именно с сексуальным подтекстом…
Эротическое всегда было тесно связано с сакральным. D Иерусалиме в эпоху правления Иисуса Навина существовал особый род проституции при храмах: совокупление со жрицами любви считалось способом снискать божественное благоволение и даровать земле плодородие. Правда, израильтяне делали большое различие между проститутками, «работающими» при храмах и святилищах – «кедеша» - и обычными представительницами древнейшей профессии – «зонах»: вторые призваны были просто удовлетворять мужские физиологические инстинкты. Хотя, в сущности, «клиентура» у тех и других была одна и та же – они обслуживали в основном путешественников и пилигримов, отправляющихся в паломничество или по торговым делам.
Многие блудницы пользовались всеобщим уважением (как, например, знаменитая Раав, жившая во времена Иисуса Навина) и нисколько не ущемлялись в гражданских правах. Им позволялось свободно разгуливать по улицам, посещать публичные места, такие, как залы судебных заседаний или общественные бани. При этом они регулярно выходили на «промысел», стоя на перекрестках или на порогах своих домов и зазывая прохожих. Некоторые из них в «рекламных» целях услаждали слух потенциальных «клиентов» пением, аккомпанируя себе на арфе. Официально публичные женщины порицались обществом, но фактически им жилось довольно вольготно.
Ветхозаветные кокетки
Как одевались женщины в ветхозаветную эпоху? Они носили шерстяные пояса («кишурим»), которые несколько раз оборачивали вокруг талии, широкие плащи, которыми можно было покрывать голову. В Книге пророка Исайи упоминается также о «маатафа» - блузе, при помощи которой женщины подчеркивали изящество бюста, порой отличавшейся изысканным покроем, что должно было привлекать мужское внимание. В качестве головного убора использовали повязки из шелка или льна, тюрбаны, сетчатые шапочки или покрывала, прятавшие лицо от посторонних взоров. Хотя закон не обязывал израильтянку закрывать лицо, такое покрывало неизменно вызывало интерес у встречных мужчин, желающих узнать, что под ним находится, и служило в какой-то степени средством обольщения.
Если разобраться, то мы не так уж сильно отличаемся от библейских героинь. Наверное, в любые времена женщина все же продолжает оставаться женщиной. Кем бы мы ни являлись с точки зрения социального статуса, в глубине души все мы стремимся нравиться мужчинам, быть любящими и любимыми, нести миру радость и красоту… И таким образом реализуем свое главное предназначение.
Женщина в Ветхом завете
Брак и семья
Казалось бы, ветхозаветные каноны ставят женщину в очень строгие рамки. Книга Бытия предписывает ей зависимость от мужчины («баал»). До замужества девушка находилась под покровительством своего отца, затем обязанность заботиться о ней брал на себя супруг. Девственницам не дозволялось общаться с посторонними мужчинами и даже с замужними женщинами.
Для мужчины нормой являлась полигамность и? помимо законных жен, он имел еще и наложниц – «пилагшот». Обычно это были чужеземные рабыни или девушки из бедных еврейских семей. Правда, «гарем» могли позволить себе содержать лишь богатые вельможи.
Брак («ниссуим») предварялся помолвкой («ируссим»). Последняя заключалась после выплаты женихом родителям невесты определенной суммы («мохар»), величина которой зависела от будущего статуса женщины в доме мужа – жены или наложницы. Больше всего ценились девственницы: за них выкладывали по 50 серебряных монет. Если у жениха не было средств, он имел право отработать выкуп за невесту. Как известно, библейский патриарх Иаков отслужил за свою Рахиль четырнадцать лет у ее отца Лавана.
Брак признавался успешным, если в семье появлялись дети. Бесплодие считалось жестокой карой, его пытались исцелить при помощи молитв и магии. Библия нередко повествует о том, как знаменитые и героические личности рождались на свет при помощи божественного вмешательства, чуда. Такова история рождения Исаака, Иакова, Исайи, Самуила, Самсона…
Отсутствие детей могло служить поводом для расторжения брака. Во время бракоразводной церемонии муж рвал платье жены - в знак того, что она больше не принадлежит ему. Впоследствии женщина имела право вернуться к бывшему мужу, но только если она за это время не вступила в другой брак, который тоже был расторгнут или прекратил свое существование по причине смерти второго супруга.
Священный интим
Сексуальная жизнь в браке имела множество норм и ограничений. Так, после соития необходимо было совершить обряд омовения и очищения. Половые контакты с менструирующей женщиной и даже простые прикосновения к ней строго воспрещались. Более того, совокупление с женщиной было разрешено только в ее детородный период и запрещалось, когда она становилась бесплодной.
Брак древние евреи обожествляли, поэтому женская измена расценивалась как посягательство на сферу священного. Впрочем, будучи не согласна с обвинением, женщина всегда могла прибегнуть к Божьему суду: выпить горькой воды. Если чрево ее вздуется, гласил закон, значит, вина изменницы доказана. Если нет – она добродетельна. Нарушения табу карались очень сурово: виновных насмерть забивали камнями.
В целом же отношение древних израильтян к любовной сфере было неоднозначным. С одной стороны, женщины, предававшиеся блуду, подлежали осуждению, они могли быть наказаны за неверность или инцест. С другой, та же Песнь Песней воспевает женскую красоту именно с сексуальным подтекстом…
Эротическое всегда было тесно связано с сакральным. D Иерусалиме в эпоху правления Иисуса Навина существовал особый род проституции при храмах: совокупление со жрицами любви считалось способом снискать божественное благоволение и даровать земле плодородие. Правда, израильтяне делали большое различие между проститутками, «работающими» при храмах и святилищах – «кедеша» - и обычными представительницами древнейшей профессии – «зонах»: вторые призваны были просто удовлетворять мужские физиологические инстинкты. Хотя, в сущности, «клиентура» у тех и других была одна и та же – они обслуживали в основном путешественников и пилигримов, отправляющихся в паломничество или по торговым делам.
Многие блудницы пользовались всеобщим уважением (как, например, знаменитая Раав, жившая во времена Иисуса Навина) и нисколько не ущемлялись в гражданских правах. Им позволялось свободно разгуливать по улицам, посещать публичные места, такие, как залы судебных заседаний или общественные бани. При этом они регулярно выходили на «промысел», стоя на перекрестках или на порогах своих домов и зазывая прохожих. Некоторые из них в «рекламных» целях услаждали слух потенциальных «клиентов» пением, аккомпанируя себе на арфе. Официально публичные женщины порицались обществом, но фактически им жилось довольно вольготно.
Ветхозаветные кокетки
Как одевались женщины в ветхозаветную эпоху? Они носили шерстяные пояса («кишурим»), которые несколько раз оборачивали вокруг талии, широкие плащи, которыми можно было покрывать голову. В Книге пророка Исайи упоминается также о «маатафа» - блузе, при помощи которой женщины подчеркивали изящество бюста, порой отличавшейся изысканным покроем, что должно было привлекать мужское внимание. В качестве головного убора использовали повязки из шелка или льна, тюрбаны, сетчатые шапочки или покрывала, прятавшие лицо от посторонних взоров. Хотя закон не обязывал израильтянку закрывать лицо, такое покрывало неизменно вызывало интерес у встречных мужчин, желающих узнать, что под ним находится, и служило в какой-то степени средством обольщения.
Если разобраться, то мы не так уж сильно отличаемся от библейских героинь. Наверное, в любые времена женщина все же продолжает оставаться женщиной. Кем бы мы ни являлись с точки зрения социального статуса, в глубине души все мы стремимся нравиться мужчинам, быть любящими и любимыми, нести миру радость и красоту… И таким образом реализуем свое главное предназначение.
Автор: Тамара Троянова |
Оставить комментарий
|
27 марта 2011, 9:00 6622 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан