Статьи » Психология
Термин «стиляги» возник в послевоенные годы. Так называли молодых людей, которые тянулись к западным идеалам. Они слушали зарубежную музыку, одевались преимущественно во все заграничное, обожали проводить свободное время в барах и прочих развлекательных заведениях… Такими предстают перед нами стиляги и в одноименном нашумевшем фильме Валерия Тодоровского. А соответствует ли этот образ действительности?
Выдумка фельетониста
Откуда взялось само слово «стиляги»? По сей день многие уверены, что это всенародное презрительное наименование преклоняющейся перед Западом молодежной прослойки. Но на самом деле термин впервые появился с легкой руки журналиста Д. Беляева, опубликовавшего в одном из номеров журнал «Крокодил» за 1949 год фельетон под названием «Стиляга». Вот как он начинался:
«В студенческом клубе был литературный вечер. Когда окончилась деловая часть и объявили танцы, в дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши.
Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую, после чего обнаружились носки, которые, казалось, сделаны из кусочков американского флага – так они были ярки».
Это было одно из первых упоминаний о стилягах в советской прессе. Благодаря «идеологическим» публикациям у нашего обывателя в сознании стал формироваться образ стиляги, который на самом деле был сильно «приукрашен» и доведен до гротеска.
В 1955 году газета «Советская культура» опубликовала статью Григория Гогоберидзе «”Стиль” и его поклонники».
«Трудно себе представить что-нибудь более уродливое, чем жизнь молодых людей, которых называют “стилягами”, - пишет он. - Стилягу вы узнаете по особому “стилю” в разговорах, в манерах – по кричащему костюму, нагловатому взгляду. При встрече с вами стиляга “изящным” жестом поправит ослепительно пестрый галстук и как бы невзначай щегольнет “оригинальным” перстнем… Стиляги девушки носят платья, до неприличия обтягивающие фигуру. Юбка – с разрезом. На губах – яркая краска. Летом на ногах – “римские” сандалеты. Прически – во вкусе “модных” иностранных киноактрис…»
«Денди» с улицы Горького
Эпатажность «прикидов» стиляг - тоже миф, рожденный прессой. В картине Тодоровского стиляги действительно разительно отличаются от других москвичей яркостью нарядов и костюмов. Между тем, это не более чем гипербола. Первоначально авторы фильма хотели сделать внешний вид стиляг максимально достоверным. Но оказалось, что стиляги конца 40-х – начала 50-х одевались почти так же, как и большинство. Если бы их нарядили в реальную одежду того времени, то зрителю было бы непонятно, в чем тут заключается эпатаж… Поэтому пришлось погрешить против истины…
Потом, по-настоящему кричащую одежду достать в те времена было просто негде. На советских фабриках ее не шили и даже в валютных магазинах не продавали. Максимум, что могли позволить себе стиляги – это носить узкие брюки и обтягивающие платья, покупать джинсы у фарцовщиков, носить прически с коком, ярко краситься…
Еще одним мифом было то, что все стиляги являлись пустыми и недалекими людьми, беспечно прожигающими жизнь. Такими их пытались представить журналисты советской эпохи. А ведь еще Пушкин сказал, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»!
Будем исходить из того, что большинство стиляг были представителями «золотой молодежи» - именно они, благодаря высокопоставленным родителям, имели возможность приобретать дорогие вещи западного производства и вести «западный» образ жизни. А «элита», как правило, стремилась дать своим детям хорошее воспитание и образование. Эти юноши и девушки учились в вузах, увлекались литературой, разбирались в музыке… Кстати, такие знаменитые деятели искусства, как Василий Аксенов, Михаил Козаков, Андрей Тарковский, Юлиан Семенов в конце 50-х годов тоже пополнили ряды стиляг.
В Москве у стиляг было свое место для тусовок – правая сторона улицы Горького. Стиляги на западный манер именовали ее Бродвеем. Однако думать, что все времяпрепровождение московских стиляг составляло праздное шатание по «Бродвею» и посиделки в кафе и барах, было бы, по меньшей мере, наивно. Во-первых, большинство стиляг все же либо училось, либо работало, и они не могли отдавать тусовкам все свое время. Во-вторых, постоянно посещать бары или рестораны многим было просто не по карману. Даже обеспеченные родители вряд ли могли бы снабжать своих чад такими суммами. Так что «прожигание жизни» - всего лишь очередной миф.
А были ли стиляги?
Тем не менее, на стиляг вели серьезное наступление. На них устраивали рейды и облавы, сажали их в «кутузку» (правда, как правило, ненадолго), стригли длинные волосы, разрезали штанины брюк, чтобы были «как все».
Формально стиляг обвиняли в космополитизме и идолопоклонстве перед Западом. Но на деле власти опасались политических беспорядков. Ведь люди, испытывающие симпатию к западным ценностям, могли симпатизировать и диссидентам. Именно поэтому стиляг подвергали репрессиям. О них писали фельетоны, обличительные статьи. Эта «травля» продолжалась практически до того момента, когда Советский Союз ушел в прошлое.
В сущности, стиляги никогда не являли собой какой-то особой молодежной субкультуры – это тоже миф, придуманный советскими идеологами. Они просто стремились модно выглядеть, как сказали бы в наши дни - «гламурно», им нравилось слушать джаз, общаться между собой на какие-то отвлеченные, а не «идеологические» темы, и проч. Недаром в фильме Тодоровского приехавший из США Фред сообщает главному герою Мэлсу «страшную» новость – в Америке нет стиляг!
Подлинная жизнь советских стиляг
Выдумка фельетониста
Откуда взялось само слово «стиляги»? По сей день многие уверены, что это всенародное презрительное наименование преклоняющейся перед Западом молодежной прослойки. Но на самом деле термин впервые появился с легкой руки журналиста Д. Беляева, опубликовавшего в одном из номеров журнал «Крокодил» за 1949 год фельетон под названием «Стиляга». Вот как он начинался:
«В студенческом клубе был литературный вечер. Когда окончилась деловая часть и объявили танцы, в дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши.
Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую, после чего обнаружились носки, которые, казалось, сделаны из кусочков американского флага – так они были ярки».
Это было одно из первых упоминаний о стилягах в советской прессе. Благодаря «идеологическим» публикациям у нашего обывателя в сознании стал формироваться образ стиляги, который на самом деле был сильно «приукрашен» и доведен до гротеска.
В 1955 году газета «Советская культура» опубликовала статью Григория Гогоберидзе «”Стиль” и его поклонники».
«Трудно себе представить что-нибудь более уродливое, чем жизнь молодых людей, которых называют “стилягами”, - пишет он. - Стилягу вы узнаете по особому “стилю” в разговорах, в манерах – по кричащему костюму, нагловатому взгляду. При встрече с вами стиляга “изящным” жестом поправит ослепительно пестрый галстук и как бы невзначай щегольнет “оригинальным” перстнем… Стиляги девушки носят платья, до неприличия обтягивающие фигуру. Юбка – с разрезом. На губах – яркая краска. Летом на ногах – “римские” сандалеты. Прически – во вкусе “модных” иностранных киноактрис…»
«Денди» с улицы Горького
Эпатажность «прикидов» стиляг - тоже миф, рожденный прессой. В картине Тодоровского стиляги действительно разительно отличаются от других москвичей яркостью нарядов и костюмов. Между тем, это не более чем гипербола. Первоначально авторы фильма хотели сделать внешний вид стиляг максимально достоверным. Но оказалось, что стиляги конца 40-х – начала 50-х одевались почти так же, как и большинство. Если бы их нарядили в реальную одежду того времени, то зрителю было бы непонятно, в чем тут заключается эпатаж… Поэтому пришлось погрешить против истины…
Потом, по-настоящему кричащую одежду достать в те времена было просто негде. На советских фабриках ее не шили и даже в валютных магазинах не продавали. Максимум, что могли позволить себе стиляги – это носить узкие брюки и обтягивающие платья, покупать джинсы у фарцовщиков, носить прически с коком, ярко краситься…
Еще одним мифом было то, что все стиляги являлись пустыми и недалекими людьми, беспечно прожигающими жизнь. Такими их пытались представить журналисты советской эпохи. А ведь еще Пушкин сказал, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»!
Будем исходить из того, что большинство стиляг были представителями «золотой молодежи» - именно они, благодаря высокопоставленным родителям, имели возможность приобретать дорогие вещи западного производства и вести «западный» образ жизни. А «элита», как правило, стремилась дать своим детям хорошее воспитание и образование. Эти юноши и девушки учились в вузах, увлекались литературой, разбирались в музыке… Кстати, такие знаменитые деятели искусства, как Василий Аксенов, Михаил Козаков, Андрей Тарковский, Юлиан Семенов в конце 50-х годов тоже пополнили ряды стиляг.
В Москве у стиляг было свое место для тусовок – правая сторона улицы Горького. Стиляги на западный манер именовали ее Бродвеем. Однако думать, что все времяпрепровождение московских стиляг составляло праздное шатание по «Бродвею» и посиделки в кафе и барах, было бы, по меньшей мере, наивно. Во-первых, большинство стиляг все же либо училось, либо работало, и они не могли отдавать тусовкам все свое время. Во-вторых, постоянно посещать бары или рестораны многим было просто не по карману. Даже обеспеченные родители вряд ли могли бы снабжать своих чад такими суммами. Так что «прожигание жизни» - всего лишь очередной миф.
А были ли стиляги?
Тем не менее, на стиляг вели серьезное наступление. На них устраивали рейды и облавы, сажали их в «кутузку» (правда, как правило, ненадолго), стригли длинные волосы, разрезали штанины брюк, чтобы были «как все».
Формально стиляг обвиняли в космополитизме и идолопоклонстве перед Западом. Но на деле власти опасались политических беспорядков. Ведь люди, испытывающие симпатию к западным ценностям, могли симпатизировать и диссидентам. Именно поэтому стиляг подвергали репрессиям. О них писали фельетоны, обличительные статьи. Эта «травля» продолжалась практически до того момента, когда Советский Союз ушел в прошлое.
В сущности, стиляги никогда не являли собой какой-то особой молодежной субкультуры – это тоже миф, придуманный советскими идеологами. Они просто стремились модно выглядеть, как сказали бы в наши дни - «гламурно», им нравилось слушать джаз, общаться между собой на какие-то отвлеченные, а не «идеологические» темы, и проч. Недаром в фильме Тодоровского приехавший из США Фред сообщает главному герою Мэлсу «страшную» новость – в Америке нет стиляг!
Автор: Ирина Шлионская |
Оставить комментарий
|
2 февраля 2011, 8:00 9731 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан