Статьи » Интересные люди
Люди, наделенные властью, остаются в истории благодаря своим великим или не очень деяниям. Кто для нас, скажем, Александр II? Царь, отменивший крепостное право, проводивший либеральные реформы и убитый террористами, называвшими себя народовольцами. А ведь это был еще и мужчина, как и все, мечтавший о любви...
Прогулка в детство
В августе 1857 года Александр II прибыл на маневры под Полтаву. Остановиться планировал в имении Тепловка, принадлежавшем древнему княжескому роду Долгоруких. Глава семьи недавно скончался, и Александр хотел лично принести соболезнования вдове и ее шестерым детям. Более того, он решил взять все расходы осиротившего семейства на себя. Увы, князь ничего не оставил, кроме воспоминаний и огромных долгов.
Отпустив свиту вперед, император отправился к дому через залитый солнцем яблоневый сад один. Родовое гнездо Долгоруких казалось таким безмятежным, как будто горе утраты еще не коснулось его, и алчные кредиторы не осаждали порог, а французская гувернантка и немецкий управляющий не собирали чемоданы, потому что им перестали платить жалованье... Александром овладели тяжкие думы - а кто позаботится о его детях, если вдруг его не станет? Может ли он доверять кому-нибудь всецело? А о нем самом позаботится ли хотя бы одна душа, когда он станет стар, беспомощен, сойдет с трона? Кругом лишь фальшь и корысть...
Он так глубоко задумался, что даже вздрогнул, когда перед ним на тропинке вдруг возник ребенок. Девочка лет десяти. Худенькая фигурка, острые ключицы, огромные глаза испуганной газели. «Ты кто?» - воскликнул царь. «Я - княжна Екатерина Михайловна Долгорукова!» - важно ответило дитя. «А что вы здесь делаете, княжна?» - поддержал светскую беседу Александр. «Я... Я хочу... Я мечтаю увидеть императора!» - выпалила Екатерина Михайловна и зарделась от смущения. Царь рассмеялся и предложил ей вместе поискать венценосную особу. Долго гуляли они по саду, перепробовали плоды с каждой яблони, побывали во всех тайных укрытиях местной детворы, пока, наконец, матушка Катеньки и адъютант Его Величества, одинаково перепуганные пропажей самых ценных в их жизни людей, не разыскали подружившуюся парочку...
Хождения вокруг да около
Княжна подросла, фигура стала ладной, женственной, лицо в обрамлении пушистых каштановых локонов казалось выточенным из слоновой кости. От претендентов на ее руку и сердце отбоя не было, но что-то очень быстро они исчезали из поля зрения. Неужели потому, что бесприданница? Царь-батюшка позаботился бы и о приданом.
Просто все свободное время этой воспитанницы Смольного института благородных девиц занимал как раз он. Пользуясь тем, что Смольный находился под патронажем императорской семьи, Александр наведывался туда гораздо чаще, чем того требовали дела. Каждый раз подолгу прогуливался с Катенькой, беседуя обо всем на свете: от внешнеполитических неурядиц до новых па на балах. Ничего предосудительного в том никто не видел. Хотя государь в молодости и имел репутацию ловеласа, сейчас, когда ему перевалило за сорок, он уже не искал любви. Позднее Долгорукова вспоминала: «Я считала его покровителем, другом, обращалась к нему как к ангелу, зная, что он не откажет мне в покровительстве... Он посылал мне конфеты, навещал в лазарете, если я хворала. Не могу описать, как я его обожала... Мне было шестнадцать с половиной лет, совсем еще ребенок...»
Когда она закончила учебу и формальный повод встречаться с первым лицом государства исчез, ей стало очень не хватать общения с ним. Она привыкла доверять ему все свои девичьи секреты, получать в ответ ласковые ободряющие слова. А он неожиданно осознал, что питает к этому ребенку чувства далеко не детские. Но что он мог предпринять? Она же не крепостная, чтобы взять да и приказать привести ее к себе в опочивальню... Да и крепостное право он сам же и отменил, за что получил в народе почетное имя «Освободитель»... К тому же он был несвободен. И хотя давно уже охладел к супруге, гессен-дармштадтской принцессе Марии, старался вести себя как примерный муж. А уж заботливым отцом ему притворяться не приходилось. И все же, все же... Запала Катенька ему в душу...
Гуляя 24 декабря 1865 года по Летнему саду, он в тысячный раз воскрешал в памяти ее образ. Уже год он не видел ее, не слышал ее ангельского голоска... «Государь! Вы не узнаете свою Катеньку?» - и вновь он вздрогнул, так нежданно-негаданно встала Долгорукова у него на пути. Александр, позабыв о телохранителях, всюду следовавших за ним, о любопытствующих прохожих, схватил ее за руку, потащил в первую подвернувшуюся аллею и высказал все залпом. Как ночей не спит, о ней одной грезит. Как хочет дотронуться до ее сладко пахнущих волос, нежной шейки... Его напор был столь шокирующим, а комплементы так откровенны для неопытной девушки, что она вырвалась и убежала...
Дорожка к сердцу
Любовь к 18-летней Екатерине подавила в 47-летнем Александре супруга, отца, императора. Он оставил все свои дела и сосредоточился на том, чтобы стать для нее не «государем», не «царем-батюшкой», а Сашей, Сашенькой, любимым. Любая придворная дама посчитала бы за честь отдаться императору по первому его намеку, а эту девчонку ему пришлось буквально выслеживать и умолять прогуляться с ним, как в прежние времена.
4 апреля 1866 года император, как верный раб, сопровождал княгиню Долгорукову в ее обычной прогулке по Летнем саду. Узнав, что вечером она собирается навестить младшую сестру в Смольном институте, он обрадовался: какая чудесная возможность встретиться в тех стенах, где их нарождающиеся чувства еще были взаимны! Он тоже обязательно приедет туда!
Не приехал. Это было странно, не похоже на него. Неужели разлюбил?! Мысль эта полыхнула огнем, перевернула ставшую привычной для Катеньки картину бытия... А на следующее после бессонной ночи утро она узнала, что на императора было совершено покушение, в него стреляли, как только он вышел из Летнего сада. «Эта новость потрясла меня настолько, что я заболела... После долгих раздумий решила, что сердце мое принадлежит ему, и я не способна связать свое существование с кем бы то ни было. На следующий день я объявила родственникам, что предпочитаю умереть, чем выйти замуж. Я приняла решение отказаться от всего, от светских удовольствий, столь желанных юным персонам моего возраста, и посвятить всю свою жизнь счастью того, кого любила».
Она ничего не сказала Александру о перемене в своих чувствах, просто во время очередной прогулки отдалась ему прямо в беседке. Видимо, он был очень потрясен, если при наличии живой супруги и невозможности развода мог сказать: «Увы, я сейчас не свободен. Но при первой же возможности женюсь на тебе, ибо отныне и навеки считаю тебя своей женой перед Богом!»
Путь во дворец
Сначала Катенька приходила в Зимний дворец три-четыре раза в неделю, собственным ключом открывала низенькую дверь и поднималась по потаенной лестнице в кабинет к своему царственному любовнику. Если Александр II уезжал заграницу, они обменивались сотнями любовных посланий. Но разлука с любимой делала его больным, раздражительным, он не мог думать ни о чем, кроме нее. Поэтому вскоре сделал ее фрейлиной императрицы. Теперь он мог любоваться ею во время балов и приемов, а когда уезжал, она должна была следовать за ним.
Лишь начавшаяся русско-турецкая война смогла разлучить влюбленных. Их письма друг другу стали еще более страстными, а ведь у них уже было двое общих детей: «Твое письмо для меня как солнце. Я чувствую себя любимым, как никогда не осмеливался мечтать, и отвечаю тебе тем же из глубины души, чувствуя себя счастливым и гордым... Надиктованное дорогим пупусей (сыном от Долгорукой) порадовало меня как обычно, привязанность, которую он нам выказывает с самого рождения, поистине трогательна. Храни Господь его и Олю (дочь от Долгорукой), чтобы оба продолжали быть нашей радостью!»
Вернувшись домой, Александр объявил, что теперь Долгорукова будет жить в Зимнем дворце. Мария воскликнула тогда: «Я прощаю оскорбления, наносимые мне как императрице. Но я не в силах простить мучений, причиненных супруге!» Придворные встали на сторону царицы, Екатерине чуть ли в лицо не плевали. Ее, беременную третьим ребенком, волновало лишь благополучие Сашеньки: «Он мог легко переносить холод, и никто не давал себе труда избавить его от сквозняков. Его кровать была жесткая, как камень; я заменила ее пружинным матрасом, который его потряс... Понемногу все эти удобства устраивались, и он бывал тронут до слез каждым проявлением моего внимания».
Конец мечтаний
18 июля 1880 года (через полтора месяца после смерти императрицы Марии) Александр II вступил в брак с княжной Екатериной Долгорукой. В тот же день он подписал указ о присвоении его супруге имени «княгиня Юрьевская» с титулом «светлейшей», ту же фамилию получали и их дети, а, следовательно, и права законнорожденных. А еще написал завещание. Близкие пытались отговорить его, но Александр воскликнул: «14 лет я ждал этого дня и боюсь своего счастья. Только бы Бог не лишил меня его слишком рано!»
1 марта 1881 года царь скончался в результате очередного покушения террористов-народовольцев. Бомба, брошенная боевиком Гриневицким, достигла цели. Царя без сознания привезли в Зимний. Княгиня Юрьевская бросилась на тело царя, покрывая его окровавленное лицо поцелуями и крича: «Саша, Саша!» Саша уже ничего не слышал.
Вскоре Екатерина с детьми покинула Россию. Она умерла в Ницце в 1922 году, навсегда сохранив верность своей единственной любви.
Катя + Саша = Любовь
Прогулка в детство
В августе 1857 года Александр II прибыл на маневры под Полтаву. Остановиться планировал в имении Тепловка, принадлежавшем древнему княжескому роду Долгоруких. Глава семьи недавно скончался, и Александр хотел лично принести соболезнования вдове и ее шестерым детям. Более того, он решил взять все расходы осиротившего семейства на себя. Увы, князь ничего не оставил, кроме воспоминаний и огромных долгов.
Отпустив свиту вперед, император отправился к дому через залитый солнцем яблоневый сад один. Родовое гнездо Долгоруких казалось таким безмятежным, как будто горе утраты еще не коснулось его, и алчные кредиторы не осаждали порог, а французская гувернантка и немецкий управляющий не собирали чемоданы, потому что им перестали платить жалованье... Александром овладели тяжкие думы - а кто позаботится о его детях, если вдруг его не станет? Может ли он доверять кому-нибудь всецело? А о нем самом позаботится ли хотя бы одна душа, когда он станет стар, беспомощен, сойдет с трона? Кругом лишь фальшь и корысть...
Он так глубоко задумался, что даже вздрогнул, когда перед ним на тропинке вдруг возник ребенок. Девочка лет десяти. Худенькая фигурка, острые ключицы, огромные глаза испуганной газели. «Ты кто?» - воскликнул царь. «Я - княжна Екатерина Михайловна Долгорукова!» - важно ответило дитя. «А что вы здесь делаете, княжна?» - поддержал светскую беседу Александр. «Я... Я хочу... Я мечтаю увидеть императора!» - выпалила Екатерина Михайловна и зарделась от смущения. Царь рассмеялся и предложил ей вместе поискать венценосную особу. Долго гуляли они по саду, перепробовали плоды с каждой яблони, побывали во всех тайных укрытиях местной детворы, пока, наконец, матушка Катеньки и адъютант Его Величества, одинаково перепуганные пропажей самых ценных в их жизни людей, не разыскали подружившуюся парочку...
Хождения вокруг да около
Княжна подросла, фигура стала ладной, женственной, лицо в обрамлении пушистых каштановых локонов казалось выточенным из слоновой кости. От претендентов на ее руку и сердце отбоя не было, но что-то очень быстро они исчезали из поля зрения. Неужели потому, что бесприданница? Царь-батюшка позаботился бы и о приданом.
Просто все свободное время этой воспитанницы Смольного института благородных девиц занимал как раз он. Пользуясь тем, что Смольный находился под патронажем императорской семьи, Александр наведывался туда гораздо чаще, чем того требовали дела. Каждый раз подолгу прогуливался с Катенькой, беседуя обо всем на свете: от внешнеполитических неурядиц до новых па на балах. Ничего предосудительного в том никто не видел. Хотя государь в молодости и имел репутацию ловеласа, сейчас, когда ему перевалило за сорок, он уже не искал любви. Позднее Долгорукова вспоминала: «Я считала его покровителем, другом, обращалась к нему как к ангелу, зная, что он не откажет мне в покровительстве... Он посылал мне конфеты, навещал в лазарете, если я хворала. Не могу описать, как я его обожала... Мне было шестнадцать с половиной лет, совсем еще ребенок...»
Когда она закончила учебу и формальный повод встречаться с первым лицом государства исчез, ей стало очень не хватать общения с ним. Она привыкла доверять ему все свои девичьи секреты, получать в ответ ласковые ободряющие слова. А он неожиданно осознал, что питает к этому ребенку чувства далеко не детские. Но что он мог предпринять? Она же не крепостная, чтобы взять да и приказать привести ее к себе в опочивальню... Да и крепостное право он сам же и отменил, за что получил в народе почетное имя «Освободитель»... К тому же он был несвободен. И хотя давно уже охладел к супруге, гессен-дармштадтской принцессе Марии, старался вести себя как примерный муж. А уж заботливым отцом ему притворяться не приходилось. И все же, все же... Запала Катенька ему в душу...
Гуляя 24 декабря 1865 года по Летнему саду, он в тысячный раз воскрешал в памяти ее образ. Уже год он не видел ее, не слышал ее ангельского голоска... «Государь! Вы не узнаете свою Катеньку?» - и вновь он вздрогнул, так нежданно-негаданно встала Долгорукова у него на пути. Александр, позабыв о телохранителях, всюду следовавших за ним, о любопытствующих прохожих, схватил ее за руку, потащил в первую подвернувшуюся аллею и высказал все залпом. Как ночей не спит, о ней одной грезит. Как хочет дотронуться до ее сладко пахнущих волос, нежной шейки... Его напор был столь шокирующим, а комплементы так откровенны для неопытной девушки, что она вырвалась и убежала...
Дорожка к сердцу
Любовь к 18-летней Екатерине подавила в 47-летнем Александре супруга, отца, императора. Он оставил все свои дела и сосредоточился на том, чтобы стать для нее не «государем», не «царем-батюшкой», а Сашей, Сашенькой, любимым. Любая придворная дама посчитала бы за честь отдаться императору по первому его намеку, а эту девчонку ему пришлось буквально выслеживать и умолять прогуляться с ним, как в прежние времена.
4 апреля 1866 года император, как верный раб, сопровождал княгиню Долгорукову в ее обычной прогулке по Летнем саду. Узнав, что вечером она собирается навестить младшую сестру в Смольном институте, он обрадовался: какая чудесная возможность встретиться в тех стенах, где их нарождающиеся чувства еще были взаимны! Он тоже обязательно приедет туда!
Не приехал. Это было странно, не похоже на него. Неужели разлюбил?! Мысль эта полыхнула огнем, перевернула ставшую привычной для Катеньки картину бытия... А на следующее после бессонной ночи утро она узнала, что на императора было совершено покушение, в него стреляли, как только он вышел из Летнего сада. «Эта новость потрясла меня настолько, что я заболела... После долгих раздумий решила, что сердце мое принадлежит ему, и я не способна связать свое существование с кем бы то ни было. На следующий день я объявила родственникам, что предпочитаю умереть, чем выйти замуж. Я приняла решение отказаться от всего, от светских удовольствий, столь желанных юным персонам моего возраста, и посвятить всю свою жизнь счастью того, кого любила».
Она ничего не сказала Александру о перемене в своих чувствах, просто во время очередной прогулки отдалась ему прямо в беседке. Видимо, он был очень потрясен, если при наличии живой супруги и невозможности развода мог сказать: «Увы, я сейчас не свободен. Но при первой же возможности женюсь на тебе, ибо отныне и навеки считаю тебя своей женой перед Богом!»
Путь во дворец
Сначала Катенька приходила в Зимний дворец три-четыре раза в неделю, собственным ключом открывала низенькую дверь и поднималась по потаенной лестнице в кабинет к своему царственному любовнику. Если Александр II уезжал заграницу, они обменивались сотнями любовных посланий. Но разлука с любимой делала его больным, раздражительным, он не мог думать ни о чем, кроме нее. Поэтому вскоре сделал ее фрейлиной императрицы. Теперь он мог любоваться ею во время балов и приемов, а когда уезжал, она должна была следовать за ним.
Лишь начавшаяся русско-турецкая война смогла разлучить влюбленных. Их письма друг другу стали еще более страстными, а ведь у них уже было двое общих детей: «Твое письмо для меня как солнце. Я чувствую себя любимым, как никогда не осмеливался мечтать, и отвечаю тебе тем же из глубины души, чувствуя себя счастливым и гордым... Надиктованное дорогим пупусей (сыном от Долгорукой) порадовало меня как обычно, привязанность, которую он нам выказывает с самого рождения, поистине трогательна. Храни Господь его и Олю (дочь от Долгорукой), чтобы оба продолжали быть нашей радостью!»
Вернувшись домой, Александр объявил, что теперь Долгорукова будет жить в Зимнем дворце. Мария воскликнула тогда: «Я прощаю оскорбления, наносимые мне как императрице. Но я не в силах простить мучений, причиненных супруге!» Придворные встали на сторону царицы, Екатерине чуть ли в лицо не плевали. Ее, беременную третьим ребенком, волновало лишь благополучие Сашеньки: «Он мог легко переносить холод, и никто не давал себе труда избавить его от сквозняков. Его кровать была жесткая, как камень; я заменила ее пружинным матрасом, который его потряс... Понемногу все эти удобства устраивались, и он бывал тронут до слез каждым проявлением моего внимания».
Конец мечтаний
18 июля 1880 года (через полтора месяца после смерти императрицы Марии) Александр II вступил в брак с княжной Екатериной Долгорукой. В тот же день он подписал указ о присвоении его супруге имени «княгиня Юрьевская» с титулом «светлейшей», ту же фамилию получали и их дети, а, следовательно, и права законнорожденных. А еще написал завещание. Близкие пытались отговорить его, но Александр воскликнул: «14 лет я ждал этого дня и боюсь своего счастья. Только бы Бог не лишил меня его слишком рано!»
1 марта 1881 года царь скончался в результате очередного покушения террористов-народовольцев. Бомба, брошенная боевиком Гриневицким, достигла цели. Царя без сознания привезли в Зимний. Княгиня Юрьевская бросилась на тело царя, покрывая его окровавленное лицо поцелуями и крича: «Саша, Саша!» Саша уже ничего не слышал.
Вскоре Екатерина с детьми покинула Россию. Она умерла в Ницце в 1922 году, навсегда сохранив верность своей единственной любви.
Автор: Наталья Андрияченко |
Оставить комментарий
|
9 февраля 2011, 8:00 6047 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан