Статьи » Туризм и путешествия
Новый Иерусалим
В полусотне километрах от Москвы, в излучине реки Истры, на насыпном холме стоит монастырь, один из многих православных монастырей России, один из многих и все же особенный, уникальный. Памятник архитектуры и памятник грандиозным замыслам. Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь.
Основанный патриархом Никоном в 1656 году, монастырь является зримым воплощением претензий самого патриарха, русской церкви и династии Романовых на главные роли в европейской и мировой политике.
В 1453 году под ударами крепнущих турок-османов пал Константинополь, столица не только Восточной Римской Империи, но и православного мира. Православные европейские государства одно за другим переходили под власть мусульманской Османской Империи, а на северо-востоке набирало силу и крепло сначала Московское Княжество, а потом и царство. Племянница последнего византийского императора Константина, Софья Палеолог, стала женой великого князя московского Ивана III, передав тому имперские реликвии.
Через два столетия потомок князя Ивана, царь Алексей Михайлович будет активно содействовать призванию на патриарший престол Никона, мечтавшего об единении мирового православия и утверждении русского государства его центром.
Одним из воплощений этой мечты стало строительство на территории страны монастырей, воспроизводивших монастыри Афона и Палестины, находившихся в то время на землях, подвластных воинственным туркам. Иверский Богородицкий монастырь на озере Валдай, Крестный монастырь на острове Кий в Белом море и Воскресенский Ново-Иерусалимский под Москвой.
Воскресенский монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был быть подобным святыням Палестины, а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме. Реку Истру переименовали в Иордан, окрестные холмы и деревни получили библейские названия: Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. В Палестину был командирован монах, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли.
Российским жителям двадцать первого века несложно увидеть Иерусалим и его святыни. Основным затруднением будут деньги на такую поездку. В семнадцатом веке путешествие в Палестину было серьезнейшим и опасным предприятием, нередко заканчивающимся пленом, разорением или смертью паломника. И похожий на палестинскую святыню монастырь был возможностью увидеть места земного пути Христа своими глазами.
В центре монастыря находится Воскресенский собор, строившийся с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно соответствует прототипу — храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие.
В 1658 году Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Воскресенском монастыре. Затем он все же вернулся в Москву, в 1666 году решением церковного собора был лишен сана и сослан. Уже при новом царе в 1681 году Никон получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но умер по дороге. Похоронен Никон в Воскресенском соборе монастыря.
После опалы и смерти Никона Воскресенский монастырь не был заброшен. Строительство возобновили и продолжили. К началу восемнадцатого века Воскресенский монастырь был одним из самых богатых и известных русских монастырей.
В первой половине восемнадцатого века в связи с церковными реформами Петра I монастырь пережил упадок, но позже постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. Например, в нем была одна из богатейших в стране библиотек. А в девятнадцатом и начале двадцатого веков Воскресенский монастырь – один из центров паломничества.
После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. В годы Великой Отечественной войны фашисты оккупировали и разорили его. Отступая, немцы заложили взрывчатку во все постройки. Так была уничтожена колокольня, сгорел верх Воскресенского собора, обрушилась надвратная церковь, исчезли шатры башен. К счастью, музейные фонды были хотя бы частично вывезены в эвакуацию. Восстановление началось еще во время войны, но, увы, не окончено по сей день. Отреставрировали практически все, кроме колокольни, от которой до сих пор остается лишь низ первого яруса и внутренней отделки собора.
В 1994 г. возрожденной монастырской общине была передана часть строений Нового Иерусалима. Сейчас в старинных стенах сосуществуют монастырь и музей.
Сейчас золотые купола знаменитого монастыря мы можем увидеть из окон электричек и поездов рижского направления или из окна машины, проезжая по Волоколамскому шоссе. Воскресенский монастырь - памятник архитектуры, грандиозный замысел одной из самых неоднозначных личностей в истории России - патриарха Никона.
Основанный патриархом Никоном в 1656 году, монастырь является зримым воплощением претензий самого патриарха, русской церкви и династии Романовых на главные роли в европейской и мировой политике.
В 1453 году под ударами крепнущих турок-османов пал Константинополь, столица не только Восточной Римской Империи, но и православного мира. Православные европейские государства одно за другим переходили под власть мусульманской Османской Империи, а на северо-востоке набирало силу и крепло сначала Московское Княжество, а потом и царство. Племянница последнего византийского императора Константина, Софья Палеолог, стала женой великого князя московского Ивана III, передав тому имперские реликвии.
Через два столетия потомок князя Ивана, царь Алексей Михайлович будет активно содействовать призванию на патриарший престол Никона, мечтавшего об единении мирового православия и утверждении русского государства его центром.
Одним из воплощений этой мечты стало строительство на территории страны монастырей, воспроизводивших монастыри Афона и Палестины, находившихся в то время на землях, подвластных воинственным туркам. Иверский Богородицкий монастырь на озере Валдай, Крестный монастырь на острове Кий в Белом море и Воскресенский Ново-Иерусалимский под Москвой.
Воскресенский монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был быть подобным святыням Палестины, а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме. Реку Истру переименовали в Иордан, окрестные холмы и деревни получили библейские названия: Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. В Палестину был командирован монах, который произвел обмеры и составил чертежи храмов. Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли.
Российским жителям двадцать первого века несложно увидеть Иерусалим и его святыни. Основным затруднением будут деньги на такую поездку. В семнадцатом веке путешествие в Палестину было серьезнейшим и опасным предприятием, нередко заканчивающимся пленом, разорением или смертью паломника. И похожий на палестинскую святыню монастырь был возможностью увидеть места земного пути Христа своими глазами.
В центре монастыря находится Воскресенский собор, строившийся с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно соответствует прототипу — храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие.
В 1658 году Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Воскресенском монастыре. Затем он все же вернулся в Москву, в 1666 году решением церковного собора был лишен сана и сослан. Уже при новом царе в 1681 году Никон получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но умер по дороге. Похоронен Никон в Воскресенском соборе монастыря.
После опалы и смерти Никона Воскресенский монастырь не был заброшен. Строительство возобновили и продолжили. К началу восемнадцатого века Воскресенский монастырь был одним из самых богатых и известных русских монастырей.
В первой половине восемнадцатого века в связи с церковными реформами Петра I монастырь пережил упадок, но позже постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. Например, в нем была одна из богатейших в стране библиотек. А в девятнадцатом и начале двадцатого веков Воскресенский монастырь – один из центров паломничества.
После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. В годы Великой Отечественной войны фашисты оккупировали и разорили его. Отступая, немцы заложили взрывчатку во все постройки. Так была уничтожена колокольня, сгорел верх Воскресенского собора, обрушилась надвратная церковь, исчезли шатры башен. К счастью, музейные фонды были хотя бы частично вывезены в эвакуацию. Восстановление началось еще во время войны, но, увы, не окончено по сей день. Отреставрировали практически все, кроме колокольни, от которой до сих пор остается лишь низ первого яруса и внутренней отделки собора.
В 1994 г. возрожденной монастырской общине была передана часть строений Нового Иерусалима. Сейчас в старинных стенах сосуществуют монастырь и музей.
Сейчас золотые купола знаменитого монастыря мы можем увидеть из окон электричек и поездов рижского направления или из окна машины, проезжая по Волоколамскому шоссе. Воскресенский монастырь - памятник архитектуры, грандиозный замысел одной из самых неоднозначных личностей в истории России - патриарха Никона.
Автор: Яна Шохова |
Оставить комментарий
|
18 ноября 2010, 8:00 4968 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан