Статьи » Колонка кинокритика
На прошлой неделе в Москве завершил свою работу 4-й Международный фестиваль современного кино 2morrow\Завтра, который проходил с 14 по 18 октября в кинотеатрах "35mm", "Пионер" и "Ролан". Призерами фестиваля стали четыре фильма, получившие награды в категориях Звук, Изображение, Игра актеров, История и Гран-при.
Победителей выбирало международное жюри, председателем которого был украинский режиссер-документалист Сергей Лозница. Также в жюри вошли российский оператор Михаил Кричман, британский кинокритик Марк Адамс и канадский режиссер и сценарист Брюс ЛяБрюс.
Кинофестиваль 2morrow\Завтра проходит в Москве с 2007 года. В прошлом году фестиваль в первый раз проходил без своего идейного вдохновителя Ивана Дыховичного и был посвящен его памяти. Но оказалось, что у его "наследников" сложились разные представления о направлении, в котором должен развиваться фестиваль. В итоге 2morrow\Завтра разделился на два различных фестиваля: 2morrow\Завтра и 2-in-1.
2morrow\Завтра посвящен неожиданным и нетрадиционным течениям в современном кинематографе. В программу фестиваля отбирали такие картины, которые не вписываются ни в один известный жанр, часто они стоят на стыке киноискусства и видеоарта. Именно такие фильмы можно без оговорок назвать "кино не для всех", потому что они рассчитаны на настоящих ценителей, не боящихся новых форм подачи идей. И именно за счет этой нетрадиционности даже, казалось бы, сто раз обговоренные, обдуманные и "обсмотренные" темы открываются с неожиданных сторон, всплывают новые грани старых понятий и явлений.
Интересно, что, по мнению отборщиков фестиваля, инновационный кинематограф - это не только современное кино: кроме конкурсной фестиваль включал и ретро-программы. В его рамках прошла ретроспектива литовского классика Шарунаса Бартаса, чьи фильмы отличают медитативность, предельная реалистичность и, в то же время, загадочность. Обширная программа неигрового кино была представлена "открытиями современной арт-богемы"; в нее вошли картины о талантливых музыкантах, художниках, танцорах и других творческих личностях. Еще более радикальные фильмы (sex, drugs, house-music, азиатский экстрим) были показаны в программе "Турбулентность". Картины на стыке кино и дизайна прошли в программе "OneDotZero". Кроме того, известный российский режиссер Сергей Бодров представил подборку фильмов, которые, по его мнению, в свое время изменили кинематограф: это "Лабиринт Фавна" Гильермо дель Торо, "Любовное настроение" Вонг Кар-вая, "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа, "Тридцать три" Георгия Данелии, "Прорва" Ивана Дыховичного и документальный "Жар нежных. Дикий, дикий пляж" Александра Расторгуева.
Фестиваль открывался новым фильмом обладателя прошлогоднего Гран-при Ксавье Долана "Воображаемые любови". Любовная комедия построена на истории близких друзей - Франсиса и Мари, которые влюбляются в одного и того же молодого человека.
В конкурсной программе были показаны десять новых картин, часть из них уже в скором времени выйдет в ограниченный прокат:
буддийская сказка о реинкарнации "Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни" тайского независимого режиссера Апичатпонга Веерасетакула,
драма "Шантрапа" Отара Иоселиани,
колумбийская драма "Ловушка для краба" Оскара Руиз Навиа, сюрреалистический фарс "Искушение святого Тыну" эстонского режиссера Вейко Ыунпуу,
российская драма "Которого не было" Рамиля Салахутдинова,
итальянский трагифарс "Четырежды" Микеланджело Фраммартино, экспериментальная мелодрама "Днепр" украинского режиссера Александра Шапиро,
японская драма "Клон возвращается домой" Каньджи Накадзима,
визуально-этнографическая ретро-фантазия "Воодушевление" российской группы Провмыза (Галина Мызникова и Сергей Проворов),
китайская комедия "Зимние каникулы" Ли Хунци,
российская драма "Рафаилъ Пироне" Ярослава Добронравова,
комедия "Сказки золотого века" румынских режиссеров Кристьяна Мунджу, Иоаны Марии Урикару, Ханно Хефера, Развана Маркулеске и Константина Попеску.
В номинации ЗВУК победила китайская комедия "Зимние каникулы" (Han Jia). Медленно текущее повествование, где паузы значат больше, чем слова или действия. Именно за эти паузы, отрешенную и чуть фальшивую музыку, скудные, но меткие диалоги и получил фильм свою награду. Если вы думаете, что фильм, где практически ничего не происходит, не может быть смешным и обязан быть скучным, то "Зимние каникулы" развеют вашу уверенность.
Третья картина китайского режиссера, поэта и писателя-романиста Лу Хунци рассказывает о жизни подростков маленького городка где-то в Северном Китае, где ничего никогда не происходит; все его жители ведут скучный и однообразный образ жизни среди унылых пейзажей и интерьеров. Не очень-то подходящее описание для комедии! Впрочем, нельзя сказать, что это простая комедия - смешное смешивается тут с драматичным и даже трагичным, что для героев фильм является всего лишь обычным ходом жизни.
В номинация ИЗОБРАЖЕНИЕ победителем стал эстонский фильм "Искушение Святого Тыну" (Puha Tonu kiusamine). Это картина о человеке, достигшем среднего возраста и оказавшемся в сумрачном лесу Данте. Он начинает задаваться вопросами, которые раньше его не волновали: что такое "хороший человек", можно ли им стать и нужно ли? В поисках ответа герой переживает приключения, где что-то теряет, но что-то и находит...
Призы в номинациях ИГРА АКТЕРОВ и ИСТОРИЯ достались румынской комедии "Сказки золотого века" (Amintiri din epoca de aur). Это сборник коротких смешных зарисовок про жизнь при коммунизме. Эти истории абсурдны, сюрреалистичны и нелепы, что, впрочем, не делает их менее реалистичными. Сценарий этого фильма вырос из городских легенд и историй, пересказываемых друг другу соседями. Однако, несмотря на кажущуюся легкость картины, она довольно жестко показывает жизнь того времени, не вызывая желания туда вернуться, а, скорее, провоцируя вздох облегчения.
И, наконец, ГРАН ПРИ получила итальянская поэтическая картина "Четырежды" (Le quattro volte). Мастер видеоинсталляций Микеланджело Фраммартино снял полнометражный фильм о вечном цикле жизни и смерти. Картина не требует перевода, так как в ней почти нет разговоров, а те, что есть, носят вспомогательный характер и не отвлекают от главной линии повествования. Это чистая поэзия в кинематографе, где на экране показывается не действие, а настроения и мысли. Статичная камера, смена очень крупных и очень общих планов создают какое-то сюрреалистичное и в то же время будоражащее сознание ощущение причастности ко всему живому, а смерть воспринимается как начало новой жизни.
"Четырежды" заслуженно получил главный приз фестиваля: ему можно было бы дать награды во всех номинациях. Вечная как мир история перерождения души прекрасно и оригинально подана - без пафоса, без надрыва, просто и ясно. Изображение само по себе завораживает: мы как сторонние наблюдатели следим за происходящим, не имея возможности вмешаться, как, впрочем, часто мы не может вмешаться даже в собственную жизнь. Звук тоже достоин внимания: несмотря на отсутствие музыки, все происходящее в фильме подчеркивается звуками - отчаянное блеяние потерявшегося козленка создает ощущение страха и паники, густой шум ветра в ветвях огромного дерева является символом его мощи и силы, звуки большого праздника подчеркивают одиночество деревянного столба... А актеры великолепны в своей самобытности: старик, занятый любимым делом, маленький козленок, изучающий мир, огромное дерево, многое повидавшее на своем веку...
Фестиваль показал московской публике самые новые и яркие экспериментальные картины, которые, может, и не станут широко известныим, но, несомненно, станут источником идей и вдохновения для будущего кинематографа. Зрители же гарантировано уносили с собой мысли и идеи, удивляясь, с одной стороны, их очевидности, а с другой - новому ракурсу.
Что будет завтра (Кинофестиваль 2morrow\Завтра)
Победителей выбирало международное жюри, председателем которого был украинский режиссер-документалист Сергей Лозница. Также в жюри вошли российский оператор Михаил Кричман, британский кинокритик Марк Адамс и канадский режиссер и сценарист Брюс ЛяБрюс.
Кинофестиваль 2morrow\Завтра проходит в Москве с 2007 года. В прошлом году фестиваль в первый раз проходил без своего идейного вдохновителя Ивана Дыховичного и был посвящен его памяти. Но оказалось, что у его "наследников" сложились разные представления о направлении, в котором должен развиваться фестиваль. В итоге 2morrow\Завтра разделился на два различных фестиваля: 2morrow\Завтра и 2-in-1.
2morrow\Завтра посвящен неожиданным и нетрадиционным течениям в современном кинематографе. В программу фестиваля отбирали такие картины, которые не вписываются ни в один известный жанр, часто они стоят на стыке киноискусства и видеоарта. Именно такие фильмы можно без оговорок назвать "кино не для всех", потому что они рассчитаны на настоящих ценителей, не боящихся новых форм подачи идей. И именно за счет этой нетрадиционности даже, казалось бы, сто раз обговоренные, обдуманные и "обсмотренные" темы открываются с неожиданных сторон, всплывают новые грани старых понятий и явлений.
Интересно, что, по мнению отборщиков фестиваля, инновационный кинематограф - это не только современное кино: кроме конкурсной фестиваль включал и ретро-программы. В его рамках прошла ретроспектива литовского классика Шарунаса Бартаса, чьи фильмы отличают медитативность, предельная реалистичность и, в то же время, загадочность. Обширная программа неигрового кино была представлена "открытиями современной арт-богемы"; в нее вошли картины о талантливых музыкантах, художниках, танцорах и других творческих личностях. Еще более радикальные фильмы (sex, drugs, house-music, азиатский экстрим) были показаны в программе "Турбулентность". Картины на стыке кино и дизайна прошли в программе "OneDotZero". Кроме того, известный российский режиссер Сергей Бодров представил подборку фильмов, которые, по его мнению, в свое время изменили кинематограф: это "Лабиринт Фавна" Гильермо дель Торо, "Любовное настроение" Вонг Кар-вая, "Мой друг Иван Лапшин" Алексея Германа, "Тридцать три" Георгия Данелии, "Прорва" Ивана Дыховичного и документальный "Жар нежных. Дикий, дикий пляж" Александра Расторгуева.
Фестиваль открывался новым фильмом обладателя прошлогоднего Гран-при Ксавье Долана "Воображаемые любови". Любовная комедия построена на истории близких друзей - Франсиса и Мари, которые влюбляются в одного и того же молодого человека.
В конкурсной программе были показаны десять новых картин, часть из них уже в скором времени выйдет в ограниченный прокат:
буддийская сказка о реинкарнации "Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни" тайского независимого режиссера Апичатпонга Веерасетакула,
драма "Шантрапа" Отара Иоселиани,
колумбийская драма "Ловушка для краба" Оскара Руиз Навиа, сюрреалистический фарс "Искушение святого Тыну" эстонского режиссера Вейко Ыунпуу,
российская драма "Которого не было" Рамиля Салахутдинова,
итальянский трагифарс "Четырежды" Микеланджело Фраммартино, экспериментальная мелодрама "Днепр" украинского режиссера Александра Шапиро,
японская драма "Клон возвращается домой" Каньджи Накадзима,
визуально-этнографическая ретро-фантазия "Воодушевление" российской группы Провмыза (Галина Мызникова и Сергей Проворов),
китайская комедия "Зимние каникулы" Ли Хунци,
российская драма "Рафаилъ Пироне" Ярослава Добронравова,
комедия "Сказки золотого века" румынских режиссеров Кристьяна Мунджу, Иоаны Марии Урикару, Ханно Хефера, Развана Маркулеске и Константина Попеску.
В номинации ЗВУК победила китайская комедия "Зимние каникулы" (Han Jia). Медленно текущее повествование, где паузы значат больше, чем слова или действия. Именно за эти паузы, отрешенную и чуть фальшивую музыку, скудные, но меткие диалоги и получил фильм свою награду. Если вы думаете, что фильм, где практически ничего не происходит, не может быть смешным и обязан быть скучным, то "Зимние каникулы" развеют вашу уверенность.
Третья картина китайского режиссера, поэта и писателя-романиста Лу Хунци рассказывает о жизни подростков маленького городка где-то в Северном Китае, где ничего никогда не происходит; все его жители ведут скучный и однообразный образ жизни среди унылых пейзажей и интерьеров. Не очень-то подходящее описание для комедии! Впрочем, нельзя сказать, что это простая комедия - смешное смешивается тут с драматичным и даже трагичным, что для героев фильм является всего лишь обычным ходом жизни.
В номинация ИЗОБРАЖЕНИЕ победителем стал эстонский фильм "Искушение Святого Тыну" (Puha Tonu kiusamine). Это картина о человеке, достигшем среднего возраста и оказавшемся в сумрачном лесу Данте. Он начинает задаваться вопросами, которые раньше его не волновали: что такое "хороший человек", можно ли им стать и нужно ли? В поисках ответа герой переживает приключения, где что-то теряет, но что-то и находит...
Призы в номинациях ИГРА АКТЕРОВ и ИСТОРИЯ достались румынской комедии "Сказки золотого века" (Amintiri din epoca de aur). Это сборник коротких смешных зарисовок про жизнь при коммунизме. Эти истории абсурдны, сюрреалистичны и нелепы, что, впрочем, не делает их менее реалистичными. Сценарий этого фильма вырос из городских легенд и историй, пересказываемых друг другу соседями. Однако, несмотря на кажущуюся легкость картины, она довольно жестко показывает жизнь того времени, не вызывая желания туда вернуться, а, скорее, провоцируя вздох облегчения.
И, наконец, ГРАН ПРИ получила итальянская поэтическая картина "Четырежды" (Le quattro volte). Мастер видеоинсталляций Микеланджело Фраммартино снял полнометражный фильм о вечном цикле жизни и смерти. Картина не требует перевода, так как в ней почти нет разговоров, а те, что есть, носят вспомогательный характер и не отвлекают от главной линии повествования. Это чистая поэзия в кинематографе, где на экране показывается не действие, а настроения и мысли. Статичная камера, смена очень крупных и очень общих планов создают какое-то сюрреалистичное и в то же время будоражащее сознание ощущение причастности ко всему живому, а смерть воспринимается как начало новой жизни.
"Четырежды" заслуженно получил главный приз фестиваля: ему можно было бы дать награды во всех номинациях. Вечная как мир история перерождения души прекрасно и оригинально подана - без пафоса, без надрыва, просто и ясно. Изображение само по себе завораживает: мы как сторонние наблюдатели следим за происходящим, не имея возможности вмешаться, как, впрочем, часто мы не может вмешаться даже в собственную жизнь. Звук тоже достоин внимания: несмотря на отсутствие музыки, все происходящее в фильме подчеркивается звуками - отчаянное блеяние потерявшегося козленка создает ощущение страха и паники, густой шум ветра в ветвях огромного дерева является символом его мощи и силы, звуки большого праздника подчеркивают одиночество деревянного столба... А актеры великолепны в своей самобытности: старик, занятый любимым делом, маленький козленок, изучающий мир, огромное дерево, многое повидавшее на своем веку...
Фестиваль показал московской публике самые новые и яркие экспериментальные картины, которые, может, и не станут широко известныим, но, несомненно, станут источником идей и вдохновения для будущего кинематографа. Зрители же гарантировано уносили с собой мысли и идеи, удивляясь, с одной стороны, их очевидности, а с другой - новому ракурсу.
Автор: Лаврушина Людмила |
Оставить комментарий
|
24 октября 2010, 7:00 4437 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан