Статьи » Туризм и путешествия
Именно эту развеселую песенку советских времен все тут же вспоминают, если упомянуть одноименный остров. Ну, может еще ром тамошнего производства упомянут. И на этом познания о далеком кусочке суши где-то в Карибском море заканчиваются. Поплывем, хотя бы мысленно, посмотрим, что за чудо-остров...
Потерянный рай
Когда в мае 1498 года Христофор Колумб высадился на Ямайке, он возблагодарил Бога за открывшийся его взору рай. А ведь до этого он уже видел и живописную Америку, и цветущую Кубу, жители которой и поведали белолицему путешественнику, что на юге от их острова есть вечнозеленая «Хаймака» - «земля родников». Ямайку в те времена действительно сплошь покрывали джунгли (сохранилась лишь 1/5 прежней площади), а в них водилось каждой твари несравненно больше, чем по паре (сегодня крокодилов, черепах, змей, игуан и прочую дикую фауну можно увидеть лишь в охраняемых парках). Спасибо Господу, 120 рек, множество красивейших каскадных водопадов и минеральных источников сохранились в целости и сохранности...
Великий испанский мореплаватель поступил с Ямайкой так же, как со всеми землями, на которые ступала его нога: объявил остров собственностью своей родины, а сто тысяч местных жителей - индейцев-араваки - подданными венценосной четы Фердинанда и Изабеллы. Согласия аборигенов, которые до той поры даже не подозревали о существовании на белом свете страны Испании, никто не спрашивал. Их попросту заковали в цепи и отправили рубить деревья, выращивать сахарный тростник и строить первый на острове город, будущую первую столицу Ямайки под названием Новая Севилья.
Уже к середине следующего века все местное население вымерло от рабского труда, болезней, завезенных европейцами, и тоски по прежней вольной жизни, причем это не просто пафосные слова - сотни свободолюбивых индейцев покончили жизнь самоубийством, выпив ядовитый сок касавы. Работать стало некому, и в 1517 году испанцы привезли на остров первых рабов из далекой Африки. Вскоре здешние порты Порт-Роял и Кингстон озолотились на живом товаре. Открытая тем же неутомимым Колумбом Америка постоянно требовала притока новой рабочей силы.
Однако в 1670 году его соотечественников с Ямайки буквально вышибли завистливые и вооруженные до зубов англичане, которые превратили Порт-Роял в классическую пиратскую гавань. Пользуясь протекцией королевы, они грабили проплывавшие мимо испанские корабли, пировали да безжалостно эксплуатировали негров во благо Великобритании. Город получил страшное прозвище - Содом и Гоморра Карибского моря. И кара его настигла соответствующая: в 1692 году одновременно нагрянувшие цунами и землетрясение погрузили новую Содом и Гоморру в водную пучину. «Белые мистеры» остальной Ямайки испугались, но не слишком, рабство на острове отменили только в 1833 году. А уж независимость от Англии бывшие рабы получили и вовсе в 1962-ом. Колонизаторы думали, что им спасибо скажут, а чернокожие ямайцы неожиданно заявили: «Не желаем больше жить в здешних райских кущах! Ну и пусть на Ямайке все цветет и благоухает, а мы мечтаем вернуться назад, в засушливую Африку, в нищую Эфиопию, именно там находится наш потерянный рай!»
С нами Джа!
И дело даже не в том, что чернокожие попали на остров в Карибском море против своей воли, и теперь их потомки стремятся на историческую родину, подобно евреям. Откуда именно везли твоего прадедушку в душном тесном трюме через весь Атлантический океан - из Эфиопии или из Новой Гвинеи - сейчас уже точно не узнать. Зато доподлинно известно, что прародителем всех жителей Ямайки является бог по имени Джа, а одним из его воплощений на земле был эфиопский император Хэйли Селасси (1898-1975), «Царь царей, Властелин властелинов, Лев завоеватель иудеев». От его имени до коронации в 1930 году – Рас Тафари и родилось название религиозного движения «растафарианство», участниками которого являются все ямайцы от мала до велика.
Растафари свято верят, что когда-нибудь Джа переселит их в Землю обетованную, нет, не в Израиль - в Эфиопию. Чернокожие братья многие библейские сюжеты примерили на себя: они, мол, и есть описанный в Священной книге избранный народ - колена Израилевы, рассеянные по миру. Отправление из Африки в американское рабство сопоставляется с исходом израильтян в Вавилон во времена царя Навуходоносора, а значит современные Соединенные Штаты Америки - не что иное, как новый Вавилон, вместилище всех грехов человеческих! Обожествляемый эфиопский император считается прямым потомком легендарного царя Давида, который, следовательно, был чернокожим. Как, впрочем, и еще один его потомок - Иисус Христос!
Приверженца этих еретических с точки зрения христианства идей легко узнать по внешнему виду: дрэды, вязаный берет в разноцветную полоску, постоянное напевание себе под нос или громко под гитару песен в стиле «рэгги» и, в завершение картины, - устойчивый запах марихуаны. Впрочем, на Ямайке никто и сам косяк в рукав не прячет. Зачем бояться наказания за употребление и распространение наркотиков, если даже премьер-министр заявил, что марихуана, она же ганджа, она же кайя или «трава мудрости» - часть местной культуры!
Дрэды, длинные спутанные косицы - тоже не просто модная причудливая прическа, как думают представители «золотой молодежи» и шоу-бизнеса, а такой же символ растафарианства, как и листик ганджи. Якобы именно такие косы носили эфиопы в далекие райские времена, дабы быть похожими на «священного льва иудейского», а сейчас их могут делать только пророки растафарианской философии. Когда в 40-е годы XX века чернокожие ямайцы возродили древнюю прическу, белые граждане ужаснулись да так ее и назвали «dread locks» - «ужасные патлы», а потом и просто «dreads».
Музыка рэгги - это отдельная песня. Сами ямайцы именуют ее «вибрацией корней». Родилась эта вибрация из бурра - старинной ямайской музыкальной формы африканского, естественно, происхождения. Изначально использовалась в ритуальных церемониях растафари. Чтобы ее понять, европейцу нужно научиться погружаться в особое медитативное состояние. Разумеется, с помощью «травы мудрости». Однако даже если «белый мистер» изведет целое поле ганджи, сочинять рэгги, которое распевала бы вся Ямайка, он не сможет никогда. Для этого нужно быть воплощением духа бога Джа в музыке, то есть Бобом Марли.
Великий и вопящий Марли
Поэт, музыкант и непререкаемый гуру для всех растафари родился в самом захудалом и криминогенном районе столицы Ямайки - Кингстона. В уличных боях юный Бобби получил прозвище «Вулканический Удар». Не меньшей силы удар он нанес всему музыкальному миру, повзрослев, освоив гитару и создав группу под названием «Вопящие». Его диски «Живьем!» (1975 г.), «Растаманская вибрация» (1976), «Исход» (1977) становились суперпопулярным даже в Америке, хотя, уже судя по названиям, Боб Марли творил в духе растафари, а значит выступал резко против современного Вавилона. Зато рьяно за объединение чернокожих братьев во всем мире. Его музыкальные проповеди мира и любви на родном острове пришлись ко двору далеко не сразу.
В конце 1976 года «Вопящие» устроили концерт за прекращение кровопролитных войн в городских гетто столицы, в ответ из толпы раздались выстрелы. Но несмотря на огнестрельные ранения Марли и троих музыкантов, выступление продолжилось. А когда в 1978 году во время концерта на огромном стадионе Боб в знак примирения соединил руки двух враждующих ямайских политиков, трибуны ревели от восторга. Съездил растафарианский музыкант и в благословенную Эфиопию, где мгновенно стал национальным кумиром. В 1978 Марли получил Премию мира ООН за вклад в борьбе за свободу африканских народов. В 1980 году стал почетным гостем на грандиозном праздничном концерте в Зимбабве, по случаю долгожданного получения независимости от Великобритании. А 11 мая 1981 года Боб Марли умер. Ему было всего 36 лет...
Еще в июле 1977 года Марли получил травму большого пальца правой ноги во время популярной на Ямайке игры в футбол. Вскоре банальный ушиб обернулся злокачественной опухолью. Врачи настоятельно советовали музыканту срочно ампутировать палец, пока метастазы не распространились дальше по организму. Боб отказался наотрез: растафарианство учит, что человека нельзя разбирать на запчасти, словно бездушную машину, тело должно оставаться целым. И продолжил петь и танцевать, а рак между тем захватывал своими щупальцами его легкие, мозг...
В склепе рядом с ним положили его любимую гитару, футбольный мяч, сверток марихуаны, Библию и кольцо - подарок эфиопского принца. Ежегодно это место, как и дом, где музыкант жил, посещают тысячи меломанов и растафари со всего мира, что служит для бюджета Ямайки такой же прибыльной статьей дохода, как туризм и производство знаменитого рома. И неважно, что музыка рэгги уже утратила прежнюю философскую глубину, превратившись в еще одно направление «шоу-бизнеса», а сам Марли в последние годы отошел от растафарианства и даже состриг дрэды. Для поклонников он навсегда останется голосом Джа на земле. А его последняя проповедь гласила: «Я не стою ни на чьей стороне: ни на стороне черных, ни на стороне белых. Я на стороне Бога, который побуждает меня говорить от лица всех людей, независимо от цвета кожи. И я говорю вам: деньги не могут купить мир!»
«Джаа-маа-ай-кааа!!!»
Потерянный рай
Когда в мае 1498 года Христофор Колумб высадился на Ямайке, он возблагодарил Бога за открывшийся его взору рай. А ведь до этого он уже видел и живописную Америку, и цветущую Кубу, жители которой и поведали белолицему путешественнику, что на юге от их острова есть вечнозеленая «Хаймака» - «земля родников». Ямайку в те времена действительно сплошь покрывали джунгли (сохранилась лишь 1/5 прежней площади), а в них водилось каждой твари несравненно больше, чем по паре (сегодня крокодилов, черепах, змей, игуан и прочую дикую фауну можно увидеть лишь в охраняемых парках). Спасибо Господу, 120 рек, множество красивейших каскадных водопадов и минеральных источников сохранились в целости и сохранности...
Великий испанский мореплаватель поступил с Ямайкой так же, как со всеми землями, на которые ступала его нога: объявил остров собственностью своей родины, а сто тысяч местных жителей - индейцев-араваки - подданными венценосной четы Фердинанда и Изабеллы. Согласия аборигенов, которые до той поры даже не подозревали о существовании на белом свете страны Испании, никто не спрашивал. Их попросту заковали в цепи и отправили рубить деревья, выращивать сахарный тростник и строить первый на острове город, будущую первую столицу Ямайки под названием Новая Севилья.
Уже к середине следующего века все местное население вымерло от рабского труда, болезней, завезенных европейцами, и тоски по прежней вольной жизни, причем это не просто пафосные слова - сотни свободолюбивых индейцев покончили жизнь самоубийством, выпив ядовитый сок касавы. Работать стало некому, и в 1517 году испанцы привезли на остров первых рабов из далекой Африки. Вскоре здешние порты Порт-Роял и Кингстон озолотились на живом товаре. Открытая тем же неутомимым Колумбом Америка постоянно требовала притока новой рабочей силы.
Однако в 1670 году его соотечественников с Ямайки буквально вышибли завистливые и вооруженные до зубов англичане, которые превратили Порт-Роял в классическую пиратскую гавань. Пользуясь протекцией королевы, они грабили проплывавшие мимо испанские корабли, пировали да безжалостно эксплуатировали негров во благо Великобритании. Город получил страшное прозвище - Содом и Гоморра Карибского моря. И кара его настигла соответствующая: в 1692 году одновременно нагрянувшие цунами и землетрясение погрузили новую Содом и Гоморру в водную пучину. «Белые мистеры» остальной Ямайки испугались, но не слишком, рабство на острове отменили только в 1833 году. А уж независимость от Англии бывшие рабы получили и вовсе в 1962-ом. Колонизаторы думали, что им спасибо скажут, а чернокожие ямайцы неожиданно заявили: «Не желаем больше жить в здешних райских кущах! Ну и пусть на Ямайке все цветет и благоухает, а мы мечтаем вернуться назад, в засушливую Африку, в нищую Эфиопию, именно там находится наш потерянный рай!»
С нами Джа!
И дело даже не в том, что чернокожие попали на остров в Карибском море против своей воли, и теперь их потомки стремятся на историческую родину, подобно евреям. Откуда именно везли твоего прадедушку в душном тесном трюме через весь Атлантический океан - из Эфиопии или из Новой Гвинеи - сейчас уже точно не узнать. Зато доподлинно известно, что прародителем всех жителей Ямайки является бог по имени Джа, а одним из его воплощений на земле был эфиопский император Хэйли Селасси (1898-1975), «Царь царей, Властелин властелинов, Лев завоеватель иудеев». От его имени до коронации в 1930 году – Рас Тафари и родилось название религиозного движения «растафарианство», участниками которого являются все ямайцы от мала до велика.
Растафари свято верят, что когда-нибудь Джа переселит их в Землю обетованную, нет, не в Израиль - в Эфиопию. Чернокожие братья многие библейские сюжеты примерили на себя: они, мол, и есть описанный в Священной книге избранный народ - колена Израилевы, рассеянные по миру. Отправление из Африки в американское рабство сопоставляется с исходом израильтян в Вавилон во времена царя Навуходоносора, а значит современные Соединенные Штаты Америки - не что иное, как новый Вавилон, вместилище всех грехов человеческих! Обожествляемый эфиопский император считается прямым потомком легендарного царя Давида, который, следовательно, был чернокожим. Как, впрочем, и еще один его потомок - Иисус Христос!
Приверженца этих еретических с точки зрения христианства идей легко узнать по внешнему виду: дрэды, вязаный берет в разноцветную полоску, постоянное напевание себе под нос или громко под гитару песен в стиле «рэгги» и, в завершение картины, - устойчивый запах марихуаны. Впрочем, на Ямайке никто и сам косяк в рукав не прячет. Зачем бояться наказания за употребление и распространение наркотиков, если даже премьер-министр заявил, что марихуана, она же ганджа, она же кайя или «трава мудрости» - часть местной культуры!
Дрэды, длинные спутанные косицы - тоже не просто модная причудливая прическа, как думают представители «золотой молодежи» и шоу-бизнеса, а такой же символ растафарианства, как и листик ганджи. Якобы именно такие косы носили эфиопы в далекие райские времена, дабы быть похожими на «священного льва иудейского», а сейчас их могут делать только пророки растафарианской философии. Когда в 40-е годы XX века чернокожие ямайцы возродили древнюю прическу, белые граждане ужаснулись да так ее и назвали «dread locks» - «ужасные патлы», а потом и просто «dreads».
Музыка рэгги - это отдельная песня. Сами ямайцы именуют ее «вибрацией корней». Родилась эта вибрация из бурра - старинной ямайской музыкальной формы африканского, естественно, происхождения. Изначально использовалась в ритуальных церемониях растафари. Чтобы ее понять, европейцу нужно научиться погружаться в особое медитативное состояние. Разумеется, с помощью «травы мудрости». Однако даже если «белый мистер» изведет целое поле ганджи, сочинять рэгги, которое распевала бы вся Ямайка, он не сможет никогда. Для этого нужно быть воплощением духа бога Джа в музыке, то есть Бобом Марли.
Великий и вопящий Марли
Поэт, музыкант и непререкаемый гуру для всех растафари родился в самом захудалом и криминогенном районе столицы Ямайки - Кингстона. В уличных боях юный Бобби получил прозвище «Вулканический Удар». Не меньшей силы удар он нанес всему музыкальному миру, повзрослев, освоив гитару и создав группу под названием «Вопящие». Его диски «Живьем!» (1975 г.), «Растаманская вибрация» (1976), «Исход» (1977) становились суперпопулярным даже в Америке, хотя, уже судя по названиям, Боб Марли творил в духе растафари, а значит выступал резко против современного Вавилона. Зато рьяно за объединение чернокожих братьев во всем мире. Его музыкальные проповеди мира и любви на родном острове пришлись ко двору далеко не сразу.
В конце 1976 года «Вопящие» устроили концерт за прекращение кровопролитных войн в городских гетто столицы, в ответ из толпы раздались выстрелы. Но несмотря на огнестрельные ранения Марли и троих музыкантов, выступление продолжилось. А когда в 1978 году во время концерта на огромном стадионе Боб в знак примирения соединил руки двух враждующих ямайских политиков, трибуны ревели от восторга. Съездил растафарианский музыкант и в благословенную Эфиопию, где мгновенно стал национальным кумиром. В 1978 Марли получил Премию мира ООН за вклад в борьбе за свободу африканских народов. В 1980 году стал почетным гостем на грандиозном праздничном концерте в Зимбабве, по случаю долгожданного получения независимости от Великобритании. А 11 мая 1981 года Боб Марли умер. Ему было всего 36 лет...
Еще в июле 1977 года Марли получил травму большого пальца правой ноги во время популярной на Ямайке игры в футбол. Вскоре банальный ушиб обернулся злокачественной опухолью. Врачи настоятельно советовали музыканту срочно ампутировать палец, пока метастазы не распространились дальше по организму. Боб отказался наотрез: растафарианство учит, что человека нельзя разбирать на запчасти, словно бездушную машину, тело должно оставаться целым. И продолжил петь и танцевать, а рак между тем захватывал своими щупальцами его легкие, мозг...
В склепе рядом с ним положили его любимую гитару, футбольный мяч, сверток марихуаны, Библию и кольцо - подарок эфиопского принца. Ежегодно это место, как и дом, где музыкант жил, посещают тысячи меломанов и растафари со всего мира, что служит для бюджета Ямайки такой же прибыльной статьей дохода, как туризм и производство знаменитого рома. И неважно, что музыка рэгги уже утратила прежнюю философскую глубину, превратившись в еще одно направление «шоу-бизнеса», а сам Марли в последние годы отошел от растафарианства и даже состриг дрэды. Для поклонников он навсегда останется голосом Джа на земле. А его последняя проповедь гласила: «Я не стою ни на чьей стороне: ни на стороне черных, ни на стороне белых. Я на стороне Бога, который побуждает меня говорить от лица всех людей, независимо от цвета кожи. И я говорю вам: деньги не могут купить мир!»
Автор: Марина Холодова |
Оставить комментарий
|
24 октября 2010, 8:00 5694 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан