Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Август щедр на праздники, в нем целых три великих дня, которые отмечали еще древние славяне. Позже, с принятием и распространением христианства на Руси, они наполнились новым религиозным содержанием и объединились единым названием - Спасы: Медовый, Яблочный и Ореховый. Название «Спас» происходит от сокращенного «Спаситель»: так церковь именует Иисуса Христа за спасение рода человеческого от вечного проклятия греха и смерти.
Медовая жизнь
Первый Спас - Медовый. Отмечается 14 августа, по старому стилю - в первый день жнивня (старинное название августа). Православные называют его по-своему - День Честных Древ Креста Господня. На самом деле это древнейший праздник, посвященный всего навсего сбору меда. Именно к этому времени на пасеках заканчивается летний накопительный цикл и приходит пора подрезать пчелиные соты, заполненные душистым медом под самую завязку. Как не отметить такое знаменательное событие! Причем это не эксклюзивное шоу, придуманное славянами, подобный праздник весело и вкусно отмечали и древние греки, и римляне, и египтяне, и германские племена в полном составе. Наши предки пекли на Медовик пряники, естественно, с медом, ели их на завтрак, обед и ужин, запивая медовым квасом и восхваляя тогдашних любимых божеств - Велеса и Даждьбога. Только спустя столетия народ русский приобрел привычку, прежде чем предаваться сладкой жизни и вкушать природные дары, нести первые срезанные соты в церковь. Там их освящали, а затем ели сами, поминали усопших и раздавали на паперти, приговаривая: «На первый Спас и нищий медку попробует».
Есть у первого Спаса и второе название - Мокрый. В среднерусской полосе справедливо считали, что начало августа - это конец лета. И, провожая теплые деньки, народ спешил и сам вдоволь накупаться в ближайших водоемах, и лошадей, прочую домашнюю скотину помыть. Христианство, придя на земли русские, благоразумно использовало этот древний ритуал в своих целях и превратило его в массовый обряд крещения.
«С Мокрого Спаса вода холодит, а серпы греют». Эта народная поговорка открывает еще один смысл первого августовского праздника. Начиналась жатва, а следом - посев озимых хлебов. Работая в поте лица, древние жнецы не забывали и о другой стороне тогдашней жизни - мистической. Каждый хотел найти на одном стебле максимально возможное количество зерен. Одни величали такой колос «житной маткой», другие называли «спорыньей». Главное, что колос этот волшебным считался. Его зерна берегли весь год до нового посева, их первыми бросали в землю-матушку в надежде на большой урожай. Может, стоит возродить этот ритуал наших предков, глядишь, и сельское хозяйство поднимется...
Второй Спас - всему час
19 августа весь православный мир празднует великий праздник Преображения Господня. Вот как повествует об этом событии Евангелие от Матфея: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет... Облако светлое осенило их, и глас из облака произнес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». Из этой библейской истории произошло одно из названий этого знаменательного дня - «Спас на горе».
А вот языческие корни тянут нашего человека в этот день во славу Христа яблочком похрустеть, ведь на дворе самый любимый в народе Спас - Яблочный, знаменующий начало сбора плодов в садах. Некоторые особо смекалистые граждане сорванные поутру яблоки и в церкви осветят, и языческую примету не забудут: доедая последний кусочек, загадают заветное желание. Задуманное, вот вам крест, обязательно сбудется!
Третий Спас - хлеба припас
Через десять дней после яблочных застолий наступает раздолье для любителей лесных орехов. Это сейчас сей дар природы превратился почти в деликатес, а в стародавние времена в ближайший орешник ходили не только за новою метлой, но и пообедать досыта. Сбор одного из важнейших продуктов питания начинался 29 августа, вот и носит третий Спас название Орехового. Иногда в церквях можно услышать еще одно его название «Спас на полотне» в честь нерукотворного образа Спасителя. Существует предание о том, как во время крестного пути Иисуса Христа на Голгофу некая добрая женщина дала ему платок - утереться от пота, а когда она получила его назад, на нем оказался чудесным образом запечатлен образ Иисуса.
Есть у третьего Спаса и еще одно название - Хлебный или, говоря на старославянском, «Спожинки», что тоже очень логично, ведь именно в этот период заканчивалась жатва яровых хлебов. Хозяйки с рассвета затевали тесто, пекли хлеба да пироги. И не дай Боже не то что корку не доесть и выкинуть, просто уронить крошку со стола, а тем паче наступить на нее, - это считалось великим грехом. Именно тогда родилась мудрая пословица: «Хлеб всему голова». Хорошо бы не забывать ее и в наши сытные по сравнению с древней Русью-матушкой дни.
Три Спаса
Медовая жизнь
Первый Спас - Медовый. Отмечается 14 августа, по старому стилю - в первый день жнивня (старинное название августа). Православные называют его по-своему - День Честных Древ Креста Господня. На самом деле это древнейший праздник, посвященный всего навсего сбору меда. Именно к этому времени на пасеках заканчивается летний накопительный цикл и приходит пора подрезать пчелиные соты, заполненные душистым медом под самую завязку. Как не отметить такое знаменательное событие! Причем это не эксклюзивное шоу, придуманное славянами, подобный праздник весело и вкусно отмечали и древние греки, и римляне, и египтяне, и германские племена в полном составе. Наши предки пекли на Медовик пряники, естественно, с медом, ели их на завтрак, обед и ужин, запивая медовым квасом и восхваляя тогдашних любимых божеств - Велеса и Даждьбога. Только спустя столетия народ русский приобрел привычку, прежде чем предаваться сладкой жизни и вкушать природные дары, нести первые срезанные соты в церковь. Там их освящали, а затем ели сами, поминали усопших и раздавали на паперти, приговаривая: «На первый Спас и нищий медку попробует».
Есть у первого Спаса и второе название - Мокрый. В среднерусской полосе справедливо считали, что начало августа - это конец лета. И, провожая теплые деньки, народ спешил и сам вдоволь накупаться в ближайших водоемах, и лошадей, прочую домашнюю скотину помыть. Христианство, придя на земли русские, благоразумно использовало этот древний ритуал в своих целях и превратило его в массовый обряд крещения.
«С Мокрого Спаса вода холодит, а серпы греют». Эта народная поговорка открывает еще один смысл первого августовского праздника. Начиналась жатва, а следом - посев озимых хлебов. Работая в поте лица, древние жнецы не забывали и о другой стороне тогдашней жизни - мистической. Каждый хотел найти на одном стебле максимально возможное количество зерен. Одни величали такой колос «житной маткой», другие называли «спорыньей». Главное, что колос этот волшебным считался. Его зерна берегли весь год до нового посева, их первыми бросали в землю-матушку в надежде на большой урожай. Может, стоит возродить этот ритуал наших предков, глядишь, и сельское хозяйство поднимется...
Второй Спас - всему час
19 августа весь православный мир празднует великий праздник Преображения Господня. Вот как повествует об этом событии Евангелие от Матфея: «Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую. И преобразился перед ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет... Облако светлое осенило их, и глас из облака произнес: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». Из этой библейской истории произошло одно из названий этого знаменательного дня - «Спас на горе».
А вот языческие корни тянут нашего человека в этот день во славу Христа яблочком похрустеть, ведь на дворе самый любимый в народе Спас - Яблочный, знаменующий начало сбора плодов в садах. Некоторые особо смекалистые граждане сорванные поутру яблоки и в церкви осветят, и языческую примету не забудут: доедая последний кусочек, загадают заветное желание. Задуманное, вот вам крест, обязательно сбудется!
Третий Спас - хлеба припас
Через десять дней после яблочных застолий наступает раздолье для любителей лесных орехов. Это сейчас сей дар природы превратился почти в деликатес, а в стародавние времена в ближайший орешник ходили не только за новою метлой, но и пообедать досыта. Сбор одного из важнейших продуктов питания начинался 29 августа, вот и носит третий Спас название Орехового. Иногда в церквях можно услышать еще одно его название «Спас на полотне» в честь нерукотворного образа Спасителя. Существует предание о том, как во время крестного пути Иисуса Христа на Голгофу некая добрая женщина дала ему платок - утереться от пота, а когда она получила его назад, на нем оказался чудесным образом запечатлен образ Иисуса.
Есть у третьего Спаса и еще одно название - Хлебный или, говоря на старославянском, «Спожинки», что тоже очень логично, ведь именно в этот период заканчивалась жатва яровых хлебов. Хозяйки с рассвета затевали тесто, пекли хлеба да пироги. И не дай Боже не то что корку не доесть и выкинуть, просто уронить крошку со стола, а тем паче наступить на нее, - это считалось великим грехом. Именно тогда родилась мудрая пословица: «Хлеб всему голова». Хорошо бы не забывать ее и в наши сытные по сравнению с древней Русью-матушкой дни.
Автор: Марина Холодова |
Оставить комментарий
|
14 августа 2010, 8:00 15050 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан