Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
«Ай, Купала наш веселый, князюшка наш летний, добрый» (слова из купальской песни).
С 6 на 7 июля наступает великая, прекрасная и таинственная купальская ночь. И в эту ночь в старину на Руси спали только уж совсем далёкие от мирских дел люди.
Иван Купала был одним из главных славянских праздников.
Слово "Купала" означает ярко-белый. Наверное, поэтому белый цветок называли купавой, и от этого же слова получилось другое - «кипень», «кипенный» то есть ослепительно белый.
По тому, как к празднованию Ивана Купалы относилась церковь, можно судить по словам игумена Памфила, жившего в XVI веке: «Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмянется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гуденьем струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киваньем, и устами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топанье; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление».
Церковь в этот день чтит христианского святого Иоанна Крестителя.
Отец Иоанна Захария, был первосвященником Иерусалимского храма.
Очень они с женой Елисаветой хотели ребёнка, но желанное дитя всё не появлялось, как ни молили они об этом денно и нощно Господа Бога.
И вот однажды, как рассказывает предание, когда Захария читал в храме службу, ему явился Архангел Гавриил и произнёс: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей».
Захария же вместо радости впал в сомнение, и за это был наказан молчанием. Заговорил первосвященник только после того, как у них с женой родился сын, которого назвали Иоанном, как и велел Архангел Гавриил.
В зрелом возрасте он удалился в Иудейскую пустыню.
Иоанн считается предвестником Иисуса Христа.
Именно он выбрал знаком обновления крещение – омовение в воде, которое принял от Иоанна и сам Христос.
Языческий же праздник Ивана Купала хоть и считается самым разгульным праздником в году, также является внешним проявлением очищения водой и огнём.
Он приходится на день летнего солнцестояния, на вершину лета, когда природа наделена особой силой.
Древнерусский Купала - праздник очень древний, скорее всего, основы его были заложены ещё в первобытной славянской общине. Хотя в памятниках древнерусской письменности упоминания о нём обнаружены лишь в XII веке.
У древнего народа было божество Купало, олицетворяющее плодородие.
В память об этом наши предки опоясывались поясами из цветов, на голову надевали венки.
Славили Бога Солнца и супругу его, светоносную Заряду - красную девицу.
До принятия христианства старики в этот день с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь» и разводили костры, ставя посередине костра шест с горящим колесом, символизирующим солнце.
Был также обычай ставить заранее сломленную берёзу или черноклён. Дерево украшали венками и лентами. А под деревом ставили бога Купалу. В одних областях маленького, в других - под два метра ростом.
Под деревом же ставили столы с кушаньями, и рассаживались за ними празднично одетые люди.
Веселье продолжалось всю ночь.
Существовал ряд обязательных ритуалов. Традиция требовала, чтобы в них участвовали все жители поселения или деревни.
Один из основных обрядов связан с водой и символизирует солнечную свадьбу – купание солнца в воде.
Купалу в старину называли чистоплотным и любовным.
Утром в Иванов день люди шли купаться, но при купании нужно было соблюдать осторожность, так как на Иванов день ещё и именины водяного выпадают, а царь подводного мира не любит, когда нарушают его покой, и может устроить какую-либо каверзу, а то и совсем утащить в свой замок.
Кроме купания в озёрах и реках было принято ещё и обливать всякого встречного. Для этого деревенские парни специально брали вёдра с водой и поджидали зазевавшихся односельчан и прохожих. А в некоторых областях парни врывались в избы, вытаскивали на улицу визжащих девушек и обливали их водой.
Водили также хороводы, пели купальские песни и прыгали через костры, чтобы очиститься от болезней, сглаза и прочих неприятностей.
Матери сжигали на кострах одежду болеющих детей, чтобы вместе с одеждой сжечь и саму болезнь.
Парни и девушки прыгали, взявшись за руки, в надежде, что это принесёт им скорый счастливый брак.
Те, у кого ещё не было пары, пытались её найти. Девушки опускали в воду венки из цветов и трав с зажжёнными свечами, а парни их вылавливали.
Существовало поверье, что чей венок парень поймает, та и станет его женой.
Роса на Иванов день наделялась целительной силой, её собирали при помощи скатертей. А девушки в эту ночь катались по росе голыми.
Особой целебностью наделялись и собранные на Ивана Купалу травы. Считалось, что Рождество Иоанна Крестителя придаёт им волшебные силы.
Перед тем как их употреблять, православные христиане приносили собранные травы в церковь к обедне для освящения.
По древним поверьям в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник.
Не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь видел его цветок, но это не мешало каждый год немалому количеству смельчаков искать его в лесу.
Люди верили, что тот, кому это удастся, будет наделён сверхъестественными возможностями. И клады ему откроются, и сердца самых недоступных красавиц покорятся.
В ночь на Ивана Купалу не только люди не спят, но и вся нечистая сила активизируется.
Русалки только и поджидают, когда красивые парни придут купаться на реку или озеро, чтобы очаровать их и увлечь с собой на дно.
Старые люди против коварства водных прелестниц рекомендовали носить с собой полынь.
В лесу в эту ночь леший балуется, так и норовит сбить с пути истинного и заманить в чащу непроходимую.
К тому же и сами деревья разговаривают между собой, переходят с места на место.
Беседуют также птицы и животные, и люди могут понять их речь.
А ведьмы летят на Лысую гору. Туда им и дорога, но, вероятно, улетают не все ведьмы, некоторые остаются, чтобы напакостить людям, поэтому в старину на порог и подоконники клали жгучую крапиву, что препятствовала проникновению злыдней в жилище.
Особо в этот день следовало стеречь лошадей, так как ведьмы могли их заездить до смерти.
О том, что солнце на Иванов день играет, переливается всеми цветами радуги, ныряет в воду и вновь выныривает, писал ещё Симеон Полоцкий в XVII веке.
Все желающие могут сами попробовать убедиться в этом.
Иванов день связан также с большим количеством народных примет.
Например: «На Ивана ночь звездная – много будет грибов», «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться», «Ивановские дожди – лучше золотой горы».
Конечно, мы не прыгаем через костры, не ищем в лесу цветок папоротника, но так или иначе мы связаны невидимыми нитями со своими предками и тоже любим солнце и воду. И каждый из нас может при желании превратить купальскую ночь в ночь любви и блаженства.
7 июля - Иван-Купала
Слово "Купала" означает ярко-белый. Наверное, поэтому белый цветок называли купавой, и от этого же слова получилось другое - «кипень», «кипенный» то есть ослепительно белый.
По тому, как к празднованию Ивана Купалы относилась церковь, можно судить по словам игумена Памфила, жившего в XVI веке: «Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмянется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гуденьем струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киваньем, и устами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топанье; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление».
Церковь в этот день чтит христианского святого Иоанна Крестителя.
Отец Иоанна Захария, был первосвященником Иерусалимского храма.
Очень они с женой Елисаветой хотели ребёнка, но желанное дитя всё не появлялось, как ни молили они об этом денно и нощно Господа Бога.
И вот однажды, как рассказывает предание, когда Захария читал в храме службу, ему явился Архангел Гавриил и произнёс: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей».
Захария же вместо радости впал в сомнение, и за это был наказан молчанием. Заговорил первосвященник только после того, как у них с женой родился сын, которого назвали Иоанном, как и велел Архангел Гавриил.
В зрелом возрасте он удалился в Иудейскую пустыню.
Иоанн считается предвестником Иисуса Христа.
Именно он выбрал знаком обновления крещение – омовение в воде, которое принял от Иоанна и сам Христос.
Языческий же праздник Ивана Купала хоть и считается самым разгульным праздником в году, также является внешним проявлением очищения водой и огнём.
Он приходится на день летнего солнцестояния, на вершину лета, когда природа наделена особой силой.
Древнерусский Купала - праздник очень древний, скорее всего, основы его были заложены ещё в первобытной славянской общине. Хотя в памятниках древнерусской письменности упоминания о нём обнаружены лишь в XII веке.
У древнего народа было божество Купало, олицетворяющее плодородие.
В память об этом наши предки опоясывались поясами из цветов, на голову надевали венки.
Славили Бога Солнца и супругу его, светоносную Заряду - красную девицу.
До принятия христианства старики в этот день с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь» и разводили костры, ставя посередине костра шест с горящим колесом, символизирующим солнце.
Был также обычай ставить заранее сломленную берёзу или черноклён. Дерево украшали венками и лентами. А под деревом ставили бога Купалу. В одних областях маленького, в других - под два метра ростом.
Под деревом же ставили столы с кушаньями, и рассаживались за ними празднично одетые люди.
Веселье продолжалось всю ночь.
Существовал ряд обязательных ритуалов. Традиция требовала, чтобы в них участвовали все жители поселения или деревни.
Один из основных обрядов связан с водой и символизирует солнечную свадьбу – купание солнца в воде.
Купалу в старину называли чистоплотным и любовным.
Утром в Иванов день люди шли купаться, но при купании нужно было соблюдать осторожность, так как на Иванов день ещё и именины водяного выпадают, а царь подводного мира не любит, когда нарушают его покой, и может устроить какую-либо каверзу, а то и совсем утащить в свой замок.
Кроме купания в озёрах и реках было принято ещё и обливать всякого встречного. Для этого деревенские парни специально брали вёдра с водой и поджидали зазевавшихся односельчан и прохожих. А в некоторых областях парни врывались в избы, вытаскивали на улицу визжащих девушек и обливали их водой.
Водили также хороводы, пели купальские песни и прыгали через костры, чтобы очиститься от болезней, сглаза и прочих неприятностей.
Матери сжигали на кострах одежду болеющих детей, чтобы вместе с одеждой сжечь и саму болезнь.
Парни и девушки прыгали, взявшись за руки, в надежде, что это принесёт им скорый счастливый брак.
Те, у кого ещё не было пары, пытались её найти. Девушки опускали в воду венки из цветов и трав с зажжёнными свечами, а парни их вылавливали.
Существовало поверье, что чей венок парень поймает, та и станет его женой.
Роса на Иванов день наделялась целительной силой, её собирали при помощи скатертей. А девушки в эту ночь катались по росе голыми.
Особой целебностью наделялись и собранные на Ивана Купалу травы. Считалось, что Рождество Иоанна Крестителя придаёт им волшебные силы.
Перед тем как их употреблять, православные христиане приносили собранные травы в церковь к обедне для освящения.
По древним поверьям в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник.
Не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь видел его цветок, но это не мешало каждый год немалому количеству смельчаков искать его в лесу.
Люди верили, что тот, кому это удастся, будет наделён сверхъестественными возможностями. И клады ему откроются, и сердца самых недоступных красавиц покорятся.
В ночь на Ивана Купалу не только люди не спят, но и вся нечистая сила активизируется.
Русалки только и поджидают, когда красивые парни придут купаться на реку или озеро, чтобы очаровать их и увлечь с собой на дно.
Старые люди против коварства водных прелестниц рекомендовали носить с собой полынь.
В лесу в эту ночь леший балуется, так и норовит сбить с пути истинного и заманить в чащу непроходимую.
К тому же и сами деревья разговаривают между собой, переходят с места на место.
Беседуют также птицы и животные, и люди могут понять их речь.
А ведьмы летят на Лысую гору. Туда им и дорога, но, вероятно, улетают не все ведьмы, некоторые остаются, чтобы напакостить людям, поэтому в старину на порог и подоконники клали жгучую крапиву, что препятствовала проникновению злыдней в жилище.
Особо в этот день следовало стеречь лошадей, так как ведьмы могли их заездить до смерти.
О том, что солнце на Иванов день играет, переливается всеми цветами радуги, ныряет в воду и вновь выныривает, писал ещё Симеон Полоцкий в XVII веке.
Все желающие могут сами попробовать убедиться в этом.
Иванов день связан также с большим количеством народных примет.
Например: «На Ивана ночь звездная – много будет грибов», «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться», «Ивановские дожди – лучше золотой горы».
Конечно, мы не прыгаем через костры, не ищем в лесу цветок папоротника, но так или иначе мы связаны невидимыми нитями со своими предками и тоже любим солнце и воду. И каждый из нас может при желании превратить купальскую ночь в ночь любви и блаженства.
Автор: Наталия Антонова |
Оставить комментарий
|
7 июля 2010, 8:00 12164 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан