Статьи » Психология
В предыдущих статьях мы поговорили о том, какую практическую пользу может принести нам обращение к творчеству известных (и не только) авторов. А теперь в качестве примера давайте рассмотрим конкретные направления в изобразительном искусстве, способные оказать на нас положительное воздействие.
Абстрактное искусство
Абстрактное творчество различных художников представляет наибольший интерес для психологии искусства, потому что оно максимально беспредметно и позволяет зрителю думать и переживать все исключительно в субъективном ключе. Это искусство ориентировано не на впечатления, которые мы получим от прочтения, узнавания объектов окружающей нас действительности, а на эмоции, психологические ощущения в чистом виде.
Поэтому, если вы решили попробовать терапию искусством на себе, рекомендуется начать именно с абстрактных композиций (работы Кандинского, Клее, Мондриана, Малевича, Поллока).
Абстрактное искусство работает следующим методом: художник акцентирует и развивает существенные для изображения черты, а вот все второстепенные факторы затушевываются или даже полностью исключаются. Поэтому скрытая под этой поверхностью жизнь становится более интенсифицированной и более реальной для нашего сознания. Первое, что бросается в глаза зрителю, – это отсутствие форм, отсутствие понятий, отсутствие чего-то привычного и понятного. А значит, более активно начинают работать эмоция, ощущение и мысль. И значит, мы может получить от этого искусства больше субъективного опыта, и этот опыт будет шире и богаче, т.к. каких-либо рамок у него нет, изображение не задает нам этих рамок.
Супрематизм Малевича как средство от ухода в себя
Для того чтобы понять практическое применение работ супрематического творчества Малевича, давайте посмотрим, как он сам описывает это направление с идеологической точки зрения. «Супрематизм – это высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного как сущности любого искусства», - говорит нам его автор.
Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин с изображением геометрических абстракций, включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и другие. Главными параметрами супрематизма на этом этапе ему представляются «экономическое начало» (в понятии экономии ресурсов – нет излишних элементов, цветов), энергетика цвета и формы. Сведя к минимуму вещность, изобразительность (образ) в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент – собственно пустоту (черную или белую) как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее; приглашение зрителя, как он говорит, «в Нуль», «в Ничто»; или, как мы с вами понимаем на нормальном языке, приглашение зрителя «в себя». Супрематизм способствует концентрации созерцающего на его собственных глубинах.
Вот смотрим мы на тот же черный квадрат – что там? Да ничего особенного – если мы не готовы над ним «думать», то ничего и не увидим. Если мы готовы фантазировать – то будем фантазировать. Если мы просто хотим отключиться – мы будем отключаться и уйдем куда-то в свои мысли. Если мы готовы ассоциировать и как-то перекладывать изображение на себя - значит, оно нашло в нас какой-то отклик, стало нам близко, мы увидели в нем какую-то свою проблему, вдруг поняли себя лучше или даже нашли какое-то решение ситуации.
Однако работы Малевича используются сейчас не только для «углубления в себя» их созерцателей. Наоборот, принципы изобразительного искусства Малевича используются для работы с детьми, страдающими аутизмом, и также считаются полезными как раз для «выхода из себя», из состояния «погружения в себя».
Что такое аутизм? Отсутствие реакций на какие-либо внешние стимулы, обращенность в себя, замкнутость. Если говорить об аутизме как о расстройстве, то в таком состоянии, например, ребенок ни на что не реагирует: он нормален на вид, играет сам с собой, что-то лепечет себе под нос, но совершенно не обращает внимания на внешние стимулы. Его можно звать, пытаться с ним разговаривать, что-то ему дать, но он ведет себя так, как будто вас нет. Привлечь его внимание может только очень громкий шум или какой-то яркий стимул – огромная игрушка, что-то очень яркое, выбивающееся из окружающей обстановки, обилие цветов, стимулирующее активность. Такие дети словно «пробуждаются» от таких стимулов и на какое-то время включаются в жизнь.
И вот если вы представите работы Малевича – как раз его супрематические геометрические работы, то это будет череда ярких и четких стимулов – конкретных, на белом фоне, четких фигур или структур. Вот такие стимулы способны «разбудить» аутичного человека. Поэтому, опираясь на принцип работ Малевича, для аутичных детей подготавливают подобного же рода окружающую среду, интерьер, какие-то объекты, игрушки в ней – тогда они имеют возможность постоянно находиться в четком контроле сознания, их сознание не «расплывается» в обычной серой массе действительности.
По тому же принципу картинами Малевича можно «лечить» (будем воспринимать этот термин в легком психологическом смысле) людей, которые по тем или иным причинам впали в депрессивное состояние, ушли в себя, утратили социальные контакты, устали от стресса и перегрузок мельтешащей социальной жизни, решили отвернуться от нее. Также полотна такого принципа хорошо воздействуют на робких и нерешительных людей, чьи мысли постоянно расплываются, они не могут сосредоточиться, не могут сделать что-то четко, четко объяснить и из-за этого стесняются, в результате чего серьезно страдает их социальная сфера.
Малевич подчеркивал, что «супрематизм – это высшая ступень искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума». Возможно, поэтому маленькие дети, еще не способные четко и ясно мыслить, «приводятся в чувства» посредством этих картин. Конечно, эффект супрематизма Малевича основан и на чисто физиологическом восприятии цветов и форм. Наш глаз всегда живо и остро реагирует на что-то крупное, яркое, заметное на белом фоне и «оживляет» нас, активизирует, заставляет обратить внимание, сконцентрироваться. Поэтому и аутичные детишки становятся более «живыми», более включенным в реальность. А скромные, замкнутые или уставшие люди начинают проявлять активность, тоже «оживляясь».
Соответственно, если подобного рода проблемы или состояния вам близки, и вы хотите попробовать хоть немного выйти из них или хотите помочь кому-то из своих близких, обращайтесь к работам Малевича: их можно найти в Интернете, можно купить красочный и качественный альбом или постараться увидеть воочию в известных галереях.
Продолжение следует…
Психология искусства: чем с практической точки зрения полезно художественное творчество? Часть 4
Абстрактное искусство
Абстрактное творчество различных художников представляет наибольший интерес для психологии искусства, потому что оно максимально беспредметно и позволяет зрителю думать и переживать все исключительно в субъективном ключе. Это искусство ориентировано не на впечатления, которые мы получим от прочтения, узнавания объектов окружающей нас действительности, а на эмоции, психологические ощущения в чистом виде.
Поэтому, если вы решили попробовать терапию искусством на себе, рекомендуется начать именно с абстрактных композиций (работы Кандинского, Клее, Мондриана, Малевича, Поллока).
Абстрактное искусство работает следующим методом: художник акцентирует и развивает существенные для изображения черты, а вот все второстепенные факторы затушевываются или даже полностью исключаются. Поэтому скрытая под этой поверхностью жизнь становится более интенсифицированной и более реальной для нашего сознания. Первое, что бросается в глаза зрителю, – это отсутствие форм, отсутствие понятий, отсутствие чего-то привычного и понятного. А значит, более активно начинают работать эмоция, ощущение и мысль. И значит, мы может получить от этого искусства больше субъективного опыта, и этот опыт будет шире и богаче, т.к. каких-либо рамок у него нет, изображение не задает нам этих рамок.
Супрематизм Малевича как средство от ухода в себя
Для того чтобы понять практическое применение работ супрематического творчества Малевича, давайте посмотрим, как он сам описывает это направление с идеологической точки зрения. «Супрематизм – это высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного как сущности любого искусства», - говорит нам его автор.
Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин с изображением геометрических абстракций, включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и другие. Главными параметрами супрематизма на этом этапе ему представляются «экономическое начало» (в понятии экономии ресурсов – нет излишних элементов, цветов), энергетика цвета и формы. Сведя к минимуму вещность, изобразительность (образ) в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент – собственно пустоту (черную или белую) как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее; приглашение зрителя, как он говорит, «в Нуль», «в Ничто»; или, как мы с вами понимаем на нормальном языке, приглашение зрителя «в себя». Супрематизм способствует концентрации созерцающего на его собственных глубинах.
Вот смотрим мы на тот же черный квадрат – что там? Да ничего особенного – если мы не готовы над ним «думать», то ничего и не увидим. Если мы готовы фантазировать – то будем фантазировать. Если мы просто хотим отключиться – мы будем отключаться и уйдем куда-то в свои мысли. Если мы готовы ассоциировать и как-то перекладывать изображение на себя - значит, оно нашло в нас какой-то отклик, стало нам близко, мы увидели в нем какую-то свою проблему, вдруг поняли себя лучше или даже нашли какое-то решение ситуации.
Однако работы Малевича используются сейчас не только для «углубления в себя» их созерцателей. Наоборот, принципы изобразительного искусства Малевича используются для работы с детьми, страдающими аутизмом, и также считаются полезными как раз для «выхода из себя», из состояния «погружения в себя».
Что такое аутизм? Отсутствие реакций на какие-либо внешние стимулы, обращенность в себя, замкнутость. Если говорить об аутизме как о расстройстве, то в таком состоянии, например, ребенок ни на что не реагирует: он нормален на вид, играет сам с собой, что-то лепечет себе под нос, но совершенно не обращает внимания на внешние стимулы. Его можно звать, пытаться с ним разговаривать, что-то ему дать, но он ведет себя так, как будто вас нет. Привлечь его внимание может только очень громкий шум или какой-то яркий стимул – огромная игрушка, что-то очень яркое, выбивающееся из окружающей обстановки, обилие цветов, стимулирующее активность. Такие дети словно «пробуждаются» от таких стимулов и на какое-то время включаются в жизнь.
И вот если вы представите работы Малевича – как раз его супрематические геометрические работы, то это будет череда ярких и четких стимулов – конкретных, на белом фоне, четких фигур или структур. Вот такие стимулы способны «разбудить» аутичного человека. Поэтому, опираясь на принцип работ Малевича, для аутичных детей подготавливают подобного же рода окружающую среду, интерьер, какие-то объекты, игрушки в ней – тогда они имеют возможность постоянно находиться в четком контроле сознания, их сознание не «расплывается» в обычной серой массе действительности.
По тому же принципу картинами Малевича можно «лечить» (будем воспринимать этот термин в легком психологическом смысле) людей, которые по тем или иным причинам впали в депрессивное состояние, ушли в себя, утратили социальные контакты, устали от стресса и перегрузок мельтешащей социальной жизни, решили отвернуться от нее. Также полотна такого принципа хорошо воздействуют на робких и нерешительных людей, чьи мысли постоянно расплываются, они не могут сосредоточиться, не могут сделать что-то четко, четко объяснить и из-за этого стесняются, в результате чего серьезно страдает их социальная сфера.
Малевич подчеркивал, что «супрематизм – это высшая ступень искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума». Возможно, поэтому маленькие дети, еще не способные четко и ясно мыслить, «приводятся в чувства» посредством этих картин. Конечно, эффект супрематизма Малевича основан и на чисто физиологическом восприятии цветов и форм. Наш глаз всегда живо и остро реагирует на что-то крупное, яркое, заметное на белом фоне и «оживляет» нас, активизирует, заставляет обратить внимание, сконцентрироваться. Поэтому и аутичные детишки становятся более «живыми», более включенным в реальность. А скромные, замкнутые или уставшие люди начинают проявлять активность, тоже «оживляясь».
Соответственно, если подобного рода проблемы или состояния вам близки, и вы хотите попробовать хоть немного выйти из них или хотите помочь кому-то из своих близких, обращайтесь к работам Малевича: их можно найти в Интернете, можно купить красочный и качественный альбом или постараться увидеть воочию в известных галереях.
Продолжение следует…
Автор: Мария Пугачёва, психолог |
Оставить комментарий
|
21 января 2010, 8:00 3861 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан