Статьи » Психология
В предыдущей статье мы разобрались, в чем состоит суть психологии искусства и с чем она работает. Теперь же давайте посмотрим, какой положительный эффект может оказать на нас просмотр произведений известных авторов.
Как на нас влияет чужое творчество?
1. Первое, что сразу обращает на себя внимание, – это краски. Первое, что цепляет, первое, что мгновенно начинает действовать. Мы невольно поддаемся влиянию цвета. Известно, что разные цвета способны вызывать в нас различные эмоциональные, психологические и даже физиологические проявления. Например, красный цвет повышает температуру тела и давление, активизирует системы нашего организма, а синий и голубой, наоборот, «холодят» и замедляют аналогичные процессы, зеленый расслабляет и успокаивает, а фиолетовый подталкивает к философским размышлениям. Следовательно, мы уже сразу имеем какой-то первичный отклик на чужое произведение.
2. Второй момент – это формы, линии и текстура. Мы постепенно начинаем подходить к произведению, рассматривать его и узнаем какие-то закономерности в линиях, формах, поверхностях – и это тоже прочитывается нами на интуитивном уровне, вызывая соответствующие реакции. Например, образы округлой формы способны привести нас во внутреннее равновесие, а зигзагообразные линии и угловатые формы могут держать в напряжении и подстегнуть рассеивающееся внимание.
3. Дальше мы так же быстро способны ухватить символизм изображенного. Какие-то детали, общепризнанные знаки, которые сразу же, без обдумывания, говорят нам о чем-то конкретном: например, мы видим крест – чувствуем, что речь идет о духовном или о смерти и обреченности, видим сердце – понимаем, здесь любовь или что-то глубоко внутреннее. И символизм этот может быть выражен не только каким-то конкретным символом-предметом, но и цветом или формой. Так, например, обилие красного цвета в любом сюжете может восприниматься как борьба или ярость в сознании одного человека, или страх крови у другого, или любовь и блаженство у третьего. А округлая форма может ассоциироваться с чем-то положительно природным – солнце и планеты, с началом жизни – яйцеклетка, с духовными практиками – мандолы.
Все эти элементы влияют на человека на бессознательном уровне. Поэтому, чтобы получить тот или иной эффект, вам нужно подобрать картины определенных цветов, или найти художника с особым способом линейного изображения, или посмотреть разные репродукции, но с одним и тем же символическим образом, в зависимости от того, какие цели вы планируете удовлетворить с помощью этого просмотра.
Проследите, какие конкретные произведения способны вызвать в вас те или иные реакции, от каких картин вам стало хорошо, от каких не по себе, когда вы смогли успокоиться, а что заставило взбодриться. Например, красочные работы абстракционистов, скорее всего, сделают вас более активным и оживленным, а шишкинский лес точно успокоит и расслабит, фантастические сюжеты Босха могут многих напугать и оставить волнительный осадок, а пейзажи Моне покажутся умиротворенными и поднимут настроение.
А теперь давайте посмотрим на те вещи, которые способны уже частично проходить через наше сознание, наш личный опыт, индивидуальные представления, потребности и формировать личное отношение к произведению.
4. Качественное содержание: что происходит на картине – сюжет, действие; что изображено – образы, предметы, люди; что пытался передать автор – смысл картины. Мы пропускаем содержание через себя, ищем в нем что-то, что могло бы в нас отозваться. Например, для одного лес будет местом отдыха, у другого в нем произошла неприятность – медведя встретил – ему страшно, а третий в нем любви предавался – для него он эротический и т.п. Так мы полусознательно или сознательно начинаем анализировать содержание и «применять» его к себе, за счет чего в нашей голове и наших ощущениях опять же рождается нечто новое.
5. Биографизм художника: эпоха, личные качества, известность. Если мы что-то знаем о художнике, если он известен чем-то особым или чем-то примечателен у публики, то мы и подходим к его работе уже с особенным отношением, наше восприятие уже подготовлено, наша реакция на его творчество может во многом формироваться через эту призму. Например, Сальвадор Дали известен всем как человек неординарный и даже немного сумасшедший, поэтому и к работам его мы будем подходить с особым трепетом и любопытством, а изображенные им образы будем воспринимать исключительно под углом зрения заложенного в них тайного смысла гения – мы абсолютно точно будем думать над ними, а не просто смотреть.
И вот уже все эти вещи могут влиять на нас как на полусознательном уровне, так и на четком уровне личностных смыслов. Например, мы очень любим художника, а его работы всегда дарят нам хорошее настроение и снимают стресс. Или же образ птицы в клетке – это боль нашей жизни, и подобное изображение всегда имеет в нас особый отклик. Может быть, лес – это единственное место, где мы отдыхаем, поэтому мы любим лесные пейзажи. Или же образ моря всегда связан с самыми приятными воспоминаниями, и любая работа мариниста пробуждает в нас приятную ностальгию. То есть важным моментом во всем этом становятся личностный смысл или личные ассоциации на тему сюжета.
6. Есть и еще один аспект этого личностного смысла. Вот, например, Зигмунд Фрейд полагал, что в основе творчества, так же как в основе сна и фантазий, лежат неудовлетворенные желания. Соответственно, у каждого художника в его творчестве может быть что-то свое, какой-то свой определенный «стиль», «пунктик», который свидетельствует о том, что через тот или иной образ он удовлетворял свои потребности. И если он нас этим пунктиком цепляет, если наши фантазии и потребности совпадают с его, и мы от его творчества получаем некое удовлетворение, некий отголосок чего-то внутреннего в нас, то мы становимся поклонником этого художника. Так, например, именно какой-то жанр в искусстве или именно какой-то художник могут стать для нас своеобразной «терапией», когда мы «отдыхаем» душой, находим что-то родственное. Или же происходит своеобразный катарсис в нашей психике – мы свои фантазии, свою энергию можем как бы «выпустить», реализовать через созерцание близких нам работ.
В связи со всем этим можно сформулировать несколько практических советов:
1. Если вы решили отправиться в какую-либо галерею с целью отдохнуть глазом и душой и получить свою порцию «терапии» искусством, выбирайте художников и конкретные произведения заранее. Поищите известные картины в Интернете, полистайте домашние альбомы и проследите за тем, какие чувства, мысли или идеи способны произвести в вас те или иные картины на первичном уровне. Когда вы почувствуете, что что-то вас особенно «зацепило», смело отправляйтесь на поиски реального шедевра или его репродукции и постарайтесь уделить этим работам максимум времени, когда увидите их воочию.
2. Пользу можно получить и совершенно от обратного процесса. Если вы хотя бы немного припоминаете, что когда-то и где-то какие-то работы или автор вызвали в вас положительные чувства или натолкнули на важные мысли, а возможности посмотреть это «живьем» вам не предоставляется, то попробуйте найти эти картины в домашних условиях и хорошенько «поработать» над их восприятием. Минимизируйте внешние раздражители, постарайтесь отвлечься от всего будничного и суетливого, погрузитесь в работу и начинайте ощущать или думать, уделив этому процесс продолжительное время.
А о том, как правильно настраиваться на восприятие искусства, мы поговорим в следующей статье.
Продолжение следует…
Психология искусства: чем с практической точки зрения полезно художественное творчество? Часть 2
Как на нас влияет чужое творчество?
1. Первое, что сразу обращает на себя внимание, – это краски. Первое, что цепляет, первое, что мгновенно начинает действовать. Мы невольно поддаемся влиянию цвета. Известно, что разные цвета способны вызывать в нас различные эмоциональные, психологические и даже физиологические проявления. Например, красный цвет повышает температуру тела и давление, активизирует системы нашего организма, а синий и голубой, наоборот, «холодят» и замедляют аналогичные процессы, зеленый расслабляет и успокаивает, а фиолетовый подталкивает к философским размышлениям. Следовательно, мы уже сразу имеем какой-то первичный отклик на чужое произведение.
2. Второй момент – это формы, линии и текстура. Мы постепенно начинаем подходить к произведению, рассматривать его и узнаем какие-то закономерности в линиях, формах, поверхностях – и это тоже прочитывается нами на интуитивном уровне, вызывая соответствующие реакции. Например, образы округлой формы способны привести нас во внутреннее равновесие, а зигзагообразные линии и угловатые формы могут держать в напряжении и подстегнуть рассеивающееся внимание.
3. Дальше мы так же быстро способны ухватить символизм изображенного. Какие-то детали, общепризнанные знаки, которые сразу же, без обдумывания, говорят нам о чем-то конкретном: например, мы видим крест – чувствуем, что речь идет о духовном или о смерти и обреченности, видим сердце – понимаем, здесь любовь или что-то глубоко внутреннее. И символизм этот может быть выражен не только каким-то конкретным символом-предметом, но и цветом или формой. Так, например, обилие красного цвета в любом сюжете может восприниматься как борьба или ярость в сознании одного человека, или страх крови у другого, или любовь и блаженство у третьего. А округлая форма может ассоциироваться с чем-то положительно природным – солнце и планеты, с началом жизни – яйцеклетка, с духовными практиками – мандолы.
Все эти элементы влияют на человека на бессознательном уровне. Поэтому, чтобы получить тот или иной эффект, вам нужно подобрать картины определенных цветов, или найти художника с особым способом линейного изображения, или посмотреть разные репродукции, но с одним и тем же символическим образом, в зависимости от того, какие цели вы планируете удовлетворить с помощью этого просмотра.
Проследите, какие конкретные произведения способны вызвать в вас те или иные реакции, от каких картин вам стало хорошо, от каких не по себе, когда вы смогли успокоиться, а что заставило взбодриться. Например, красочные работы абстракционистов, скорее всего, сделают вас более активным и оживленным, а шишкинский лес точно успокоит и расслабит, фантастические сюжеты Босха могут многих напугать и оставить волнительный осадок, а пейзажи Моне покажутся умиротворенными и поднимут настроение.
А теперь давайте посмотрим на те вещи, которые способны уже частично проходить через наше сознание, наш личный опыт, индивидуальные представления, потребности и формировать личное отношение к произведению.
4. Качественное содержание: что происходит на картине – сюжет, действие; что изображено – образы, предметы, люди; что пытался передать автор – смысл картины. Мы пропускаем содержание через себя, ищем в нем что-то, что могло бы в нас отозваться. Например, для одного лес будет местом отдыха, у другого в нем произошла неприятность – медведя встретил – ему страшно, а третий в нем любви предавался – для него он эротический и т.п. Так мы полусознательно или сознательно начинаем анализировать содержание и «применять» его к себе, за счет чего в нашей голове и наших ощущениях опять же рождается нечто новое.
5. Биографизм художника: эпоха, личные качества, известность. Если мы что-то знаем о художнике, если он известен чем-то особым или чем-то примечателен у публики, то мы и подходим к его работе уже с особенным отношением, наше восприятие уже подготовлено, наша реакция на его творчество может во многом формироваться через эту призму. Например, Сальвадор Дали известен всем как человек неординарный и даже немного сумасшедший, поэтому и к работам его мы будем подходить с особым трепетом и любопытством, а изображенные им образы будем воспринимать исключительно под углом зрения заложенного в них тайного смысла гения – мы абсолютно точно будем думать над ними, а не просто смотреть.
И вот уже все эти вещи могут влиять на нас как на полусознательном уровне, так и на четком уровне личностных смыслов. Например, мы очень любим художника, а его работы всегда дарят нам хорошее настроение и снимают стресс. Или же образ птицы в клетке – это боль нашей жизни, и подобное изображение всегда имеет в нас особый отклик. Может быть, лес – это единственное место, где мы отдыхаем, поэтому мы любим лесные пейзажи. Или же образ моря всегда связан с самыми приятными воспоминаниями, и любая работа мариниста пробуждает в нас приятную ностальгию. То есть важным моментом во всем этом становятся личностный смысл или личные ассоциации на тему сюжета.
6. Есть и еще один аспект этого личностного смысла. Вот, например, Зигмунд Фрейд полагал, что в основе творчества, так же как в основе сна и фантазий, лежат неудовлетворенные желания. Соответственно, у каждого художника в его творчестве может быть что-то свое, какой-то свой определенный «стиль», «пунктик», который свидетельствует о том, что через тот или иной образ он удовлетворял свои потребности. И если он нас этим пунктиком цепляет, если наши фантазии и потребности совпадают с его, и мы от его творчества получаем некое удовлетворение, некий отголосок чего-то внутреннего в нас, то мы становимся поклонником этого художника. Так, например, именно какой-то жанр в искусстве или именно какой-то художник могут стать для нас своеобразной «терапией», когда мы «отдыхаем» душой, находим что-то родственное. Или же происходит своеобразный катарсис в нашей психике – мы свои фантазии, свою энергию можем как бы «выпустить», реализовать через созерцание близких нам работ.
В связи со всем этим можно сформулировать несколько практических советов:
1. Если вы решили отправиться в какую-либо галерею с целью отдохнуть глазом и душой и получить свою порцию «терапии» искусством, выбирайте художников и конкретные произведения заранее. Поищите известные картины в Интернете, полистайте домашние альбомы и проследите за тем, какие чувства, мысли или идеи способны произвести в вас те или иные картины на первичном уровне. Когда вы почувствуете, что что-то вас особенно «зацепило», смело отправляйтесь на поиски реального шедевра или его репродукции и постарайтесь уделить этим работам максимум времени, когда увидите их воочию.
2. Пользу можно получить и совершенно от обратного процесса. Если вы хотя бы немного припоминаете, что когда-то и где-то какие-то работы или автор вызвали в вас положительные чувства или натолкнули на важные мысли, а возможности посмотреть это «живьем» вам не предоставляется, то попробуйте найти эти картины в домашних условиях и хорошенько «поработать» над их восприятием. Минимизируйте внешние раздражители, постарайтесь отвлечься от всего будничного и суетливого, погрузитесь в работу и начинайте ощущать или думать, уделив этому процесс продолжительное время.
А о том, как правильно настраиваться на восприятие искусства, мы поговорим в следующей статье.
Продолжение следует…
Автор: Мария Пугачёва, психолог |
Оставить комментарий
|
19 января 2010, 8:00 3333 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан