Статьи » Психология
Уже не раз на страницах MyJane мы говорили о том, насколько интересными и информативными могут оказаться наши рисунки с точки зрения отражения в них наших внутренних психологических состояний. Через интерпретацию рисунка можно увидеть эмоциональные состояния человека, его проблемы и страхи, смысл его переживаний, особенности отношений с близкими людьми и окружающими и еще многое-многое другое.
Для того чтобы попробовать применить этот метод психологического анализа к себе, вооружитесь цветными карандашами, фломастерами или красками и постарайтесь изобразить какой-нибудь сюжет. Думать особенно не нужно, просто начните рисовать что-нибудь, что придет вам в голову. Вспомните, как вы рисовали, когда были маленькими – сюжеты рождались сами собой, а рука планомерно скользила по бумаге. Вот и действуйте точно таким же образом – меньше мысли, больше движений кистью (ну, или другими «инструментами»).
Кстати, руководствуясь этими же принципами, вы сможете проанализировать также и рисунки своих детей. Уж у них-то материала для подобной работы, как правило, предостаточно. Так что если вы наберетесь терпения и хорошенько рассмотрите все детали изображенного, вы сможете узнать гораздо больше о жизни вашего ребенка и лучше поймете его настроения, переживания или проблемы в школе.
А может быть, даже кто-то из ваших близких захочет что-нибудь изобразить и совместно разобрать, что из этого выйдет.
Итак, в дополнение ко всем предыдущим статьям смотрим, на что еще следует обращать внимание в рисунках, на какие детали и особенности.
Первое, на что стоит обратить внимание, – это то, что находится в центре рисунка, в центре композиции. Вполне возможно, что именно этот объект символизирует суть самого важного актуального переживания, он также может выражать суть проблемы, беспокоящей человека, или то, что больше всего его тревожит.
Второе, что привлечет внимание, – что изображено «не так» или неправильно, то есть что может не соответствовать аналогичному в реальности объекту, что выглядит несуразно, нелогично и т.п. Сравните рисунок с окружающим миром – если что-то не так, то именно в этой детали и заключается проблема, именно на этом символически выраженном участке и сконцентрирована сложная для человека ситуация. Кстати, сам рисующий может и вовсе не догадываться об этом, однако его бессознательное старается раскрыться в подобного рода образах.
Подумайте, с чем может быть связано, например, и такое часто встречающееся явление, как несоответствие времени года тому моменту, когда создается рисунок. Возможно, это связано с какими-то важными или серьезными событиями в жизни человека, или он зациклен на какой-то привязанной к сезону ситуации или закономерности. Хотя вполне возможно, что ему просто не хватает приятных эмоций, которые так часто пытаются компенсировать многие рисующие с помощью изображений солнечного лета или новогодних праздников.
Затем нужно посмотреть, вдруг на рисунке чего-то не хватает, что, казалось бы, должно было логично находиться там по смыслу. Как правило, это именно то, чего не достает человеку в жизни, в чем он нуждается или испытывает дефицит. Если же отсутствует какой-то человек, то вполне возможно, что с ним у рисующего наметились в какой-то степени конфликтные отношения, автор рисунка чем-то обижен на него или не особо хочет видеть его в своей жизни, но с другой стороны, ему может также не доставать общения с этой фигурой. Например, очень часто дети не «дорисовывают» кого-то из членов семьи. Нет на рисунке папы – значит, ему нужно уделять больше внимания своему чаду и проводить с ним больше времени, нет братика или сестры – скорее всего, ваш малыш страдает из-за конкуренции с ним за любовь родителей.
Обратите внимание, насколько заполнен листок бумаги, насколько использовано его пространство. Этот лист можно сравнивать с жизнедеятельностью человека, его психологическим и физическим здоровьем. Если рисунком занято мало места, то это значит, что у исследуемого субъекта могут быть проблемы со здоровьем: он слаб, устал, плохо себя чувствует. У него может быть сниженное настроение, чувство подавленности и отстраненности от внешнего мира. Человек может быть чрезмерно стеснительным, иметь низкую самооценку или даже какие-то серьезные комплексы. У ребенка таким способом может проявляться плохая адаптация в детском саду или школе, неуверенность в общении с группой, неумение влиться в коллектив.
Когда же рисунок охватывает весь лист, это говорит о том, что у человека достаточно много энергии и общий жизненный тонус находится на вполне нормальном уровне. Однако если общее содержание рисунка выдает те или иные проблемы, то заполненность листа может свидетельствовать и о моменте сверхкомпенсации в поведении рисующего – то есть чрезмерно бурной реакции на какие-либо события или внутренние переживания.
Посмотрите, есть ли в сюжете рисунка какие-либо предметы, черты, детали, которые очевидным образом отделяют одного персонажа от другого или один объект от второго. Это могут быть и вполне обычные детали рисунка – забор, дерево, стена дома, озеро, но если в связи с ними в глаза бросается факт преграды, то они становятся особенно важными при интерпретации. Обычно такие вещи называют «барьерами», и они означают, что между двумя разделенными изображениями существует конфликтная ситуация. А если «барьером» разделены изображенный человек и какой-то предмет, то вполне возможно, что именно с этой вещью или с этой ситуацией у него связаны какие-то неприятные впечатления, воспоминания или обстоятельства.
Сопоставьте размер и пропорции изображенного на рисунке. Преувеличение или приуменьшение фигур, событий, фактов, а также искажение формы, сути обычно рассматривается как проблемная зона. Увеличенный образ свидетельствует о том, что рисующий в данный момент озабочен этой проблемой, он думает над ней и пытается ее разрешить. Уменьшенный или искаженный объект, как правило, говорит о том, что человек стремится уйти от проблемной или конфликтной ситуации, отмахнуться от нее, «прячет» ее за пределами сознания и старается отрицать ее факт.
Продолжение следует…
Как интерпретировать сюжеты рисунков? Часть 1
Для того чтобы попробовать применить этот метод психологического анализа к себе, вооружитесь цветными карандашами, фломастерами или красками и постарайтесь изобразить какой-нибудь сюжет. Думать особенно не нужно, просто начните рисовать что-нибудь, что придет вам в голову. Вспомните, как вы рисовали, когда были маленькими – сюжеты рождались сами собой, а рука планомерно скользила по бумаге. Вот и действуйте точно таким же образом – меньше мысли, больше движений кистью (ну, или другими «инструментами»).
Кстати, руководствуясь этими же принципами, вы сможете проанализировать также и рисунки своих детей. Уж у них-то материала для подобной работы, как правило, предостаточно. Так что если вы наберетесь терпения и хорошенько рассмотрите все детали изображенного, вы сможете узнать гораздо больше о жизни вашего ребенка и лучше поймете его настроения, переживания или проблемы в школе.
А может быть, даже кто-то из ваших близких захочет что-нибудь изобразить и совместно разобрать, что из этого выйдет.
Итак, в дополнение ко всем предыдущим статьям смотрим, на что еще следует обращать внимание в рисунках, на какие детали и особенности.
Первое, на что стоит обратить внимание, – это то, что находится в центре рисунка, в центре композиции. Вполне возможно, что именно этот объект символизирует суть самого важного актуального переживания, он также может выражать суть проблемы, беспокоящей человека, или то, что больше всего его тревожит.
Второе, что привлечет внимание, – что изображено «не так» или неправильно, то есть что может не соответствовать аналогичному в реальности объекту, что выглядит несуразно, нелогично и т.п. Сравните рисунок с окружающим миром – если что-то не так, то именно в этой детали и заключается проблема, именно на этом символически выраженном участке и сконцентрирована сложная для человека ситуация. Кстати, сам рисующий может и вовсе не догадываться об этом, однако его бессознательное старается раскрыться в подобного рода образах.
Подумайте, с чем может быть связано, например, и такое часто встречающееся явление, как несоответствие времени года тому моменту, когда создается рисунок. Возможно, это связано с какими-то важными или серьезными событиями в жизни человека, или он зациклен на какой-то привязанной к сезону ситуации или закономерности. Хотя вполне возможно, что ему просто не хватает приятных эмоций, которые так часто пытаются компенсировать многие рисующие с помощью изображений солнечного лета или новогодних праздников.
Затем нужно посмотреть, вдруг на рисунке чего-то не хватает, что, казалось бы, должно было логично находиться там по смыслу. Как правило, это именно то, чего не достает человеку в жизни, в чем он нуждается или испытывает дефицит. Если же отсутствует какой-то человек, то вполне возможно, что с ним у рисующего наметились в какой-то степени конфликтные отношения, автор рисунка чем-то обижен на него или не особо хочет видеть его в своей жизни, но с другой стороны, ему может также не доставать общения с этой фигурой. Например, очень часто дети не «дорисовывают» кого-то из членов семьи. Нет на рисунке папы – значит, ему нужно уделять больше внимания своему чаду и проводить с ним больше времени, нет братика или сестры – скорее всего, ваш малыш страдает из-за конкуренции с ним за любовь родителей.
Обратите внимание, насколько заполнен листок бумаги, насколько использовано его пространство. Этот лист можно сравнивать с жизнедеятельностью человека, его психологическим и физическим здоровьем. Если рисунком занято мало места, то это значит, что у исследуемого субъекта могут быть проблемы со здоровьем: он слаб, устал, плохо себя чувствует. У него может быть сниженное настроение, чувство подавленности и отстраненности от внешнего мира. Человек может быть чрезмерно стеснительным, иметь низкую самооценку или даже какие-то серьезные комплексы. У ребенка таким способом может проявляться плохая адаптация в детском саду или школе, неуверенность в общении с группой, неумение влиться в коллектив.
Когда же рисунок охватывает весь лист, это говорит о том, что у человека достаточно много энергии и общий жизненный тонус находится на вполне нормальном уровне. Однако если общее содержание рисунка выдает те или иные проблемы, то заполненность листа может свидетельствовать и о моменте сверхкомпенсации в поведении рисующего – то есть чрезмерно бурной реакции на какие-либо события или внутренние переживания.
Посмотрите, есть ли в сюжете рисунка какие-либо предметы, черты, детали, которые очевидным образом отделяют одного персонажа от другого или один объект от второго. Это могут быть и вполне обычные детали рисунка – забор, дерево, стена дома, озеро, но если в связи с ними в глаза бросается факт преграды, то они становятся особенно важными при интерпретации. Обычно такие вещи называют «барьерами», и они означают, что между двумя разделенными изображениями существует конфликтная ситуация. А если «барьером» разделены изображенный человек и какой-то предмет, то вполне возможно, что именно с этой вещью или с этой ситуацией у него связаны какие-то неприятные впечатления, воспоминания или обстоятельства.
Сопоставьте размер и пропорции изображенного на рисунке. Преувеличение или приуменьшение фигур, событий, фактов, а также искажение формы, сути обычно рассматривается как проблемная зона. Увеличенный образ свидетельствует о том, что рисующий в данный момент озабочен этой проблемой, он думает над ней и пытается ее разрешить. Уменьшенный или искаженный объект, как правило, говорит о том, что человек стремится уйти от проблемной или конфликтной ситуации, отмахнуться от нее, «прячет» ее за пределами сознания и старается отрицать ее факт.
Продолжение следует…
Автор: Мария Пугачёва, психолог |
Оставить комментарий
|
15 января 2010, 8:00 14064 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан