Статьи » Интересные люди
«Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?» - так писал об известной актрисе Тургенев. Российский император Александр III, принимая Сару Бернар, в ответ на её поклон запротестовал: «Нет, мадам, это я должен склониться перед Вами». Кто из них был прав: писатель или император?
Театральный дебют
Детство Сары Бернар (годы жизни 1844–1923) нельзя назвать счастливым. Она воспитывалась то в семье кормилицы, то в монастыре. Мать Сары была типичной куртизанкой той эпохи и мало заботилась о своих дочерях. По протекции одного из любовников матери Сара Бернар поступила в консерваторию по классу декламации, а затем попала в легендарный парижский театр «Комеди Франсез».
Дебют Сары Бернар на театральной сцене состоялся в ту пору, когда ей было всего 18 лет. Сара сыграла свою первую роль в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». Искушённая парижская публика и строгие театральные критики приняли дебютантку довольно спокойно, восторженных отзывов о её игре не последовало.
Вскоре Сара Бернар была вынуждена покинуть «Комеди Франсез» из-за неприятного инцидента: пощёчина коллеге стоила ей увольнения. Начинающей актрисе пришлось сменить несколько театров, нигде ей не удавалось задержаться надолго по причине её вспыльчивого и неуравновешенного характера. Сара могла нагрубить коллегам-актёрам, ей случалось опаздывать и даже пропускать репетиции. Пройдя хорошую жизненную и профессиональную школу, Сара Бернар вновь вернулась на сцену «Комеди Франсез», но уже в качестве ведущей актрисы.
Такие разные роли
В репертуаре Сары Бернар были роли героинь классических пьес. Она блестяще сыграла Андромаху, Федру, Заиру, Дездемону. От классики актриса перешла к пьесам современных драматургов. Новые разноплановые роли, трагические и комедийные, ей прекрасно удавались. Одна из самых известных ролей Сары – Маргарита Готье в пьесе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».
Успех Сары Бернар в пьесе «Дама с камелиями» был поистине ошеломляющим. Сюжет пьесы удивительным образом перекликался с событиями из жизни самой актрисы. Как и мать Сары, героиня «Дамы с камелиями» Маргарита была куртизанкой – дамой полусвета. Актриса, как и её героиня, была больна чахоткой. Трагическая любовь куртизанки и юноши из приличной семьи напоминала Саре её собственный роман с бельгийским принцем - ей тогда пришлось отказаться от любимого мужчины. Печальная история любви. В жизни и на сцене.
Любопытно, что Сара Бернар играла много мужских ролей. Оглушительный успех принесла ей роль сына Наполеона в пьесе Ростана «Орлёнок». В марте 1900 года, когда Сара Бернар играла роль двадцатилетнего юноши, ей самой уже исполнилось 56 лет. Игра актрисы была настолько блистательна, что восторженная публика 30 (!) раз вызывала Сару Бернар на бис. В списке мужских ролей Сары Бернар значатся принц датский в «Гамлете» Шекспира, Занетто в пьесе Франсуа Коппе «Прохожий», Лорензаччо в одноимённой пьесе Мюссе.
Сара Бернар стала одной из первых театральных актрис, кто отважился сыграть роль в кино. Она прозорливо поняла перспективность этого нового вида искусства – в те времена пока ещё немого и чёрно-белого. На счету Сары Бернар участие в нескольких кинокартинах. Образ Маргариты Готье актрисе удалось воплотить не только на театральной сцене, но и на киноэкране. После просмотра фильма «Дама с камелиями» Сара Бернар благоразумно решила больше не связываться с кинематографом. Крупный план безжалостно показывал истинный возраст актрисы. Сара могла играть на сцене в возрасте семидесяти лет юную Джульетту. Но играть молодую девушку в кино, будучи солидной дамой в возрасте, было уже невозможно.
Сила духа
В 1878 году во время Парижской выставки Сара Бернар поднялась на воздушном шаре на высоту двух тысяч метров. Высоко в воздухе состоялся обед с шампанским в приятной компании. Если для спутников Сары это было лишь развлечением, то для неё это стало настоящим испытанием и преодолением собственных страхов, ведь она панически боялась высоты. Саре Бернар удалось также обуздать свою нервозность: в начале своей актёрской карьеры она боялась выходить на сцену, дело доходило даже до обмороков.
Ампутация ноги – ещё одно серьёзное испытание, которое Сара Бернар выдержала с честью. В Бразилии Сара, исполняя роль Тоски, должна была бросаться с башни. Её не подстраховали, и актриса повредила колено. Мужественно превозмогая боль, несколько лет Сара Бернар выходила на сцену. Боли в ноге стали невыносимыми, но медицина была бессильна. В 1915 году семидесятилетняя Сара Бернар потребовала у врачей, чтобы ей ампутировали ногу, в противном случае она грозила прострелить себе колено.
Несмотря на ампутацию ноги и почтенный возраст, Сара Бернар не оставила сцену. Её репертуар не мог оставаться прежним, он существенно изменился. Сара Бернар играла роли в коротких одноактных пьесах и отдельные сцены в спектаклях, в которых она могла быть задействована, находясь на одном месте или сидя на стуле. В роли царицы Аталии Сару Бернар и вовсе выносили на сцену на носилках.
Широта души
В 1870 году началась франко-прусская война. Сара Бернар отправила родных подальше от Парижа, позаботившись об их безопасности, но сама осталась в осаждённой столице. В театре «Одеон» Сара Бернар оборудовала госпиталь для раненых. Пользуясь своими связями, а они у известной актрисы были весьма обширными и серьёзными, Сара доставала для госпиталя всё необходимое для его нормальной работы: продовольствие, бельё, одежду, медикаменты, дрова для отопления здания. Сара успешно справлялась с новой ролью – руководителя госпиталя, иногда она помогала в качестве обыкновенной медсестры, выхаживала раненых.
В 1904 году в разгар русско-японской войны вместе со звездой оперной сцены, знаменитым итальянским тенором Энрико Карузо, Сара Бернар дала ряд благотворительных концертов. Сборы от выступлений были направлены на помощь раненым русским солдатам, пострадавшим в боях с японцами. Кстати, к России Сара Бернар всегда относилась с большим уважением. Трижды она приезжала с гастролями в Россию: в 1881, 1898 и 1908 годах. Каждый раз русская публика восторженно встречала её выступления.
Известно, что именно Сара Бернар попросила французского писателя Эмиля Золя выступить против ложного приговора по делу офицера-еврея Дрейфуса. Потом актрисе пришлось защищать самого Золя от злобных нападок националистов. Во время Первой мировой войны Сара Бернар ездила на фронт, выступала перед солдатами, стараясь поддержать их боевой дух. В то время актрисе уже исполнилось 70 лет, и она перенесла ампутацию ноги. Это ли не многочисленные свидетельства не только силы духа, но и широты души?
Королева эпатажа
Сара Бернар любила эпатировать публику. Нередко актрису упрекали в искусственности и в нарочитой эффектности игры. Страсть к эпатажу распространялась и за пределы театральных подмостков. По воспоминаниям современников в квартире Сары Бернар царил этакий богемный хаос. К оформлению интерьеров своего жилища актриса подошла неординарно. Свою квартиру она «украсила» чучелами птиц, держащих в своих клювах черепа. Даже в выборе домашних животных проявилась склонность к эпатажу: помимо традиционных кошек и собак актриса обзавелась обезьяной, в саду жили гепард, белый ирландский волкодав и хамелеоны.
В спальне Сары Бернар хранился самый настоящий гроб. Мысли о смерти посещали актрису на всем протяжении её жизни, ведь ещё в детстве ей поставили страшный диагноз – чахотка. Однако, несмотря на пессимистические прогнозы врачей, Сара прожила очень длинную и насыщенную яркими событиями жизнь. В гробу Сара Бернар отдыхала, читала, заучивала новые роли. В этом гробу она позировала фотографам, отпуская во время фотосессии зловещие шуточки. В Париже ходили слухи о том, что в гробу Сара Бернар предавалась любовным утехам. Поговаривали, что не всех её любовников устраивало столь странное ложе.
О собственных похоронах Сара Бернар позаботилась заранее. Актриса написала сценарий траурной церемонии, отдала все необходимые распоряжения. Она лично отобрала молодых и красивых актёров, которые примут участие в похоронах. По желанию Сары Бернар последний путь был устлан её любимыми цветами – камелиями. Что касается тысяч людей, которые шли за её гробом через весь город до самого кладбища, то в своём сценарии она не смогла это предусмотреть. Толпы парижан вышли на городские улицы по доброй воле и по зову сердца, чтобы попрощаться с великолепной Сарой Бернар.
Великолепная Сара Бернар
Театральный дебют
Детство Сары Бернар (годы жизни 1844–1923) нельзя назвать счастливым. Она воспитывалась то в семье кормилицы, то в монастыре. Мать Сары была типичной куртизанкой той эпохи и мало заботилась о своих дочерях. По протекции одного из любовников матери Сара Бернар поступила в консерваторию по классу декламации, а затем попала в легендарный парижский театр «Комеди Франсез».
Дебют Сары Бернар на театральной сцене состоялся в ту пору, когда ей было всего 18 лет. Сара сыграла свою первую роль в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». Искушённая парижская публика и строгие театральные критики приняли дебютантку довольно спокойно, восторженных отзывов о её игре не последовало.
Вскоре Сара Бернар была вынуждена покинуть «Комеди Франсез» из-за неприятного инцидента: пощёчина коллеге стоила ей увольнения. Начинающей актрисе пришлось сменить несколько театров, нигде ей не удавалось задержаться надолго по причине её вспыльчивого и неуравновешенного характера. Сара могла нагрубить коллегам-актёрам, ей случалось опаздывать и даже пропускать репетиции. Пройдя хорошую жизненную и профессиональную школу, Сара Бернар вновь вернулась на сцену «Комеди Франсез», но уже в качестве ведущей актрисы.
Такие разные роли
В репертуаре Сары Бернар были роли героинь классических пьес. Она блестяще сыграла Андромаху, Федру, Заиру, Дездемону. От классики актриса перешла к пьесам современных драматургов. Новые разноплановые роли, трагические и комедийные, ей прекрасно удавались. Одна из самых известных ролей Сары – Маргарита Готье в пьесе Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».
Успех Сары Бернар в пьесе «Дама с камелиями» был поистине ошеломляющим. Сюжет пьесы удивительным образом перекликался с событиями из жизни самой актрисы. Как и мать Сары, героиня «Дамы с камелиями» Маргарита была куртизанкой – дамой полусвета. Актриса, как и её героиня, была больна чахоткой. Трагическая любовь куртизанки и юноши из приличной семьи напоминала Саре её собственный роман с бельгийским принцем - ей тогда пришлось отказаться от любимого мужчины. Печальная история любви. В жизни и на сцене.
Любопытно, что Сара Бернар играла много мужских ролей. Оглушительный успех принесла ей роль сына Наполеона в пьесе Ростана «Орлёнок». В марте 1900 года, когда Сара Бернар играла роль двадцатилетнего юноши, ей самой уже исполнилось 56 лет. Игра актрисы была настолько блистательна, что восторженная публика 30 (!) раз вызывала Сару Бернар на бис. В списке мужских ролей Сары Бернар значатся принц датский в «Гамлете» Шекспира, Занетто в пьесе Франсуа Коппе «Прохожий», Лорензаччо в одноимённой пьесе Мюссе.
Сара Бернар стала одной из первых театральных актрис, кто отважился сыграть роль в кино. Она прозорливо поняла перспективность этого нового вида искусства – в те времена пока ещё немого и чёрно-белого. На счету Сары Бернар участие в нескольких кинокартинах. Образ Маргариты Готье актрисе удалось воплотить не только на театральной сцене, но и на киноэкране. После просмотра фильма «Дама с камелиями» Сара Бернар благоразумно решила больше не связываться с кинематографом. Крупный план безжалостно показывал истинный возраст актрисы. Сара могла играть на сцене в возрасте семидесяти лет юную Джульетту. Но играть молодую девушку в кино, будучи солидной дамой в возрасте, было уже невозможно.
Сила духа
В 1878 году во время Парижской выставки Сара Бернар поднялась на воздушном шаре на высоту двух тысяч метров. Высоко в воздухе состоялся обед с шампанским в приятной компании. Если для спутников Сары это было лишь развлечением, то для неё это стало настоящим испытанием и преодолением собственных страхов, ведь она панически боялась высоты. Саре Бернар удалось также обуздать свою нервозность: в начале своей актёрской карьеры она боялась выходить на сцену, дело доходило даже до обмороков.
Ампутация ноги – ещё одно серьёзное испытание, которое Сара Бернар выдержала с честью. В Бразилии Сара, исполняя роль Тоски, должна была бросаться с башни. Её не подстраховали, и актриса повредила колено. Мужественно превозмогая боль, несколько лет Сара Бернар выходила на сцену. Боли в ноге стали невыносимыми, но медицина была бессильна. В 1915 году семидесятилетняя Сара Бернар потребовала у врачей, чтобы ей ампутировали ногу, в противном случае она грозила прострелить себе колено.
Несмотря на ампутацию ноги и почтенный возраст, Сара Бернар не оставила сцену. Её репертуар не мог оставаться прежним, он существенно изменился. Сара Бернар играла роли в коротких одноактных пьесах и отдельные сцены в спектаклях, в которых она могла быть задействована, находясь на одном месте или сидя на стуле. В роли царицы Аталии Сару Бернар и вовсе выносили на сцену на носилках.
Широта души
В 1870 году началась франко-прусская война. Сара Бернар отправила родных подальше от Парижа, позаботившись об их безопасности, но сама осталась в осаждённой столице. В театре «Одеон» Сара Бернар оборудовала госпиталь для раненых. Пользуясь своими связями, а они у известной актрисы были весьма обширными и серьёзными, Сара доставала для госпиталя всё необходимое для его нормальной работы: продовольствие, бельё, одежду, медикаменты, дрова для отопления здания. Сара успешно справлялась с новой ролью – руководителя госпиталя, иногда она помогала в качестве обыкновенной медсестры, выхаживала раненых.
В 1904 году в разгар русско-японской войны вместе со звездой оперной сцены, знаменитым итальянским тенором Энрико Карузо, Сара Бернар дала ряд благотворительных концертов. Сборы от выступлений были направлены на помощь раненым русским солдатам, пострадавшим в боях с японцами. Кстати, к России Сара Бернар всегда относилась с большим уважением. Трижды она приезжала с гастролями в Россию: в 1881, 1898 и 1908 годах. Каждый раз русская публика восторженно встречала её выступления.
Известно, что именно Сара Бернар попросила французского писателя Эмиля Золя выступить против ложного приговора по делу офицера-еврея Дрейфуса. Потом актрисе пришлось защищать самого Золя от злобных нападок националистов. Во время Первой мировой войны Сара Бернар ездила на фронт, выступала перед солдатами, стараясь поддержать их боевой дух. В то время актрисе уже исполнилось 70 лет, и она перенесла ампутацию ноги. Это ли не многочисленные свидетельства не только силы духа, но и широты души?
Королева эпатажа
Сара Бернар любила эпатировать публику. Нередко актрису упрекали в искусственности и в нарочитой эффектности игры. Страсть к эпатажу распространялась и за пределы театральных подмостков. По воспоминаниям современников в квартире Сары Бернар царил этакий богемный хаос. К оформлению интерьеров своего жилища актриса подошла неординарно. Свою квартиру она «украсила» чучелами птиц, держащих в своих клювах черепа. Даже в выборе домашних животных проявилась склонность к эпатажу: помимо традиционных кошек и собак актриса обзавелась обезьяной, в саду жили гепард, белый ирландский волкодав и хамелеоны.
В спальне Сары Бернар хранился самый настоящий гроб. Мысли о смерти посещали актрису на всем протяжении её жизни, ведь ещё в детстве ей поставили страшный диагноз – чахотка. Однако, несмотря на пессимистические прогнозы врачей, Сара прожила очень длинную и насыщенную яркими событиями жизнь. В гробу Сара Бернар отдыхала, читала, заучивала новые роли. В этом гробу она позировала фотографам, отпуская во время фотосессии зловещие шуточки. В Париже ходили слухи о том, что в гробу Сара Бернар предавалась любовным утехам. Поговаривали, что не всех её любовников устраивало столь странное ложе.
О собственных похоронах Сара Бернар позаботилась заранее. Актриса написала сценарий траурной церемонии, отдала все необходимые распоряжения. Она лично отобрала молодых и красивых актёров, которые примут участие в похоронах. По желанию Сары Бернар последний путь был устлан её любимыми цветами – камелиями. Что касается тысяч людей, которые шли за её гробом через весь город до самого кладбища, то в своём сценарии она не смогла это предусмотреть. Толпы парижан вышли на городские улицы по доброй воле и по зову сердца, чтобы попрощаться с великолепной Сарой Бернар.
Автор: Ирина Рукавишникова |
1
комментарий
|
7 января 2010, 8:00 11773 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан