Статьи » Колонка кинокритика
В начале октября в Казани прошел V Международный фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар". Несмотря на заявленную в названии фестиваля связь с религией, представленные фильмы были посвящены не только и не столько отношениям ислама с другими культурами, а, в большей степени, общечеловеческим ценностям.
В последнее десятилетие все больше людей в России обратились к Богу. Во многом это связано со снятием гласных и внегласных запретов, существовавших в советское время. Но также на это повлияла и общая ситуация в стране, когда религия стала одним из основных утешителей в условиях меняющегося мира и давала надежду на будущее. В этом состоит сила религии. Однако есть у этой медали и обратная сторона. В такой многонациональной стране, как Россия, не могло не появиться недопонимание между людьми разных вероисповеданий. И, к сожалению, это недопонимание приводило зачастую к печальным последствиям. Именно поэтому фестиваль мусульманского кино имеет сейчас большое значение, и не зря его девизом стали слова: "Через диалог культур - к культуре диалога".
Впрочем, стоит отметить, что среди молодых образованных людей все чаще звучит позиция, согласно которой, не отвергая веру в Бога, отвергается религия. Образовалось что-то вроде "веры без религии", что по сути означает принятие и следование определенным моральным принципам без внешних атрибутов того или иного вероисповедания. Эти люди не ходят в храмы и не следуют обрядам, но в них есть тот внутренний стержень, который позволяет говорить о них, как о верующих. Именно на таких людей - мыслящих, непредвзятых, восприимчивых - фестивальные фильмы произвели особенное впечатление.
Самыми значимыми фильмами фестиваля стали фильмы о женщинах: российская военная драма "Одна война" Веры Глаголевой, иранская созерцательная картина "Свет в тумане" Панахбархода Резаи и балканская современная притча "Снег" Аиды Бегич.
Про фильм "Одна война" я уже писала. Это история, основанная на реальных событиях, происходивших весной 1945 года. На северном острове отбывают наказание женщины с детьми. Все они попали сюда с оккупированных территорий за то, что родили от оккупантов. В воздухе уже витает новость о победе и окончании войны, но что ждет этих женщин и их детей?
Удивительно, что на фестивале мусульманского кино лучшим фильмом был признан тот, где нет ни слова о мусульманах. Но, с другой стороны, это фильм о необходимости и неизбежности диалога, причем диалога не только между культурами, не только между теми, кто оказался по разные стороны фронта, но и между представителями одной культуры. Становится понятно, почему приз за лучший полнометражный игровой фильм получила картина о терпимости, не признающей ограничений любви, и прощении.
Иранский фильм "Свет в тумане", наверное, самый мусульманский из всех, представленных на фестивале. В далекой горной деревне живут всего несколько человек: старик с дочерью Раной, которая ждет ушедшего на войну мужа, и молодой рыбак Рахмат, сватающийся к Ране. Однако женщина верит в то, что ее муж жив, и ждет его возвращения, покорно и безропотно принимая свою долю, ухаживая за родным отцом и неся на своих плечах все обязанности по домашнему хозяйству.
Кроме истории верности и любви, этот спокойный и созерцательный фильм интересен еще и тем, что в нем тонко и ненавязчиво показан быт мусульманского дома и место в нем женщины. Мусульманка, может, тоже и "коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет", но будет покорно ждать, когда мужчина обратится к ней первым, и мыть отцу ноги перед сном. С другой стороны, тоска Раны по пропавшему без вести мужу, ее призрачная надежда на его возвращение будут понятны любой женщине, независимо от того, в какой стране она живет и в какого бога верит. Фильм получил сразу три награды - "Лучшая режиссура игрового кино" (режиссер Панахбархода Резаи), "Лучшая операторская работа в игровом кино" (оператор Али Мохаммад Гасеми) и "Лучшая женская роль" (актриса Париваш Назаривех).
Боснийский фильм "Снег" рассказывает о жизни маленькой деревушки, в которой на протяжении многих лет живут рядом христиане и мусульмане. В деревне после войны остались одни женщины: их отцы, мужья и сыновья ушли воевать, и после этого о них никто не слышал. Кто-то надеется, что они когда-нибудь вернутся. Кто-то мечтает любым способом уехать из этого захолустья - вот только где и кому они нужны? И только молодая мусульманка Альма, потерявшая на войне мужа и живущая со свекровью, хочет продолжать жить в этой деревне и верит, что им удастся вернуть ей процветание.
Удивительно пронзительный, трогательный и, что очень важно, оптимистичный фильм. Образ снега, вынесенный в название фильма, претерпевает существенное изменение: от воплощения чего-то тревожного и неумолимо надвигающегося к символу очищения и новой жизни. Неслучайно картина получила приз фестиваля за Лучший сценарий.
Кроме того, хочется отметить еще одного участника фестиваля - полнометражный фильм из Татарстана "Орлы" про трех стариков, попадающих за один день в необычные переделки, которые заставляют их переосмыслить собственную жизнь и свои отношения с окружающими людьми. Все три главных актера - Азгар Шакиров, Ринат Тазатдинов и Равиль Шарафиев - раздели между собой номинацию "Лучшая мужская роль".
Не обошлось на фестивале и без скандала. Израильский фильм "Для моего отца" о молодом палестинце, приехавшем в Тель-Авив для совершения теракта, вызвал резкую негативную реакцию некоторых представителей арабских стран, которые даже грозились больше не присылать фильмы на "Золотой минбар". Не знаю, поэтому ли или нет, но фильм Ридли Скотта "Совокупность лжи" показывали отдельно для мусульманской и немусульманской публики.
Фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар"
В последнее десятилетие все больше людей в России обратились к Богу. Во многом это связано со снятием гласных и внегласных запретов, существовавших в советское время. Но также на это повлияла и общая ситуация в стране, когда религия стала одним из основных утешителей в условиях меняющегося мира и давала надежду на будущее. В этом состоит сила религии. Однако есть у этой медали и обратная сторона. В такой многонациональной стране, как Россия, не могло не появиться недопонимание между людьми разных вероисповеданий. И, к сожалению, это недопонимание приводило зачастую к печальным последствиям. Именно поэтому фестиваль мусульманского кино имеет сейчас большое значение, и не зря его девизом стали слова: "Через диалог культур - к культуре диалога".
Впрочем, стоит отметить, что среди молодых образованных людей все чаще звучит позиция, согласно которой, не отвергая веру в Бога, отвергается религия. Образовалось что-то вроде "веры без религии", что по сути означает принятие и следование определенным моральным принципам без внешних атрибутов того или иного вероисповедания. Эти люди не ходят в храмы и не следуют обрядам, но в них есть тот внутренний стержень, который позволяет говорить о них, как о верующих. Именно на таких людей - мыслящих, непредвзятых, восприимчивых - фестивальные фильмы произвели особенное впечатление.
Самыми значимыми фильмами фестиваля стали фильмы о женщинах: российская военная драма "Одна война" Веры Глаголевой, иранская созерцательная картина "Свет в тумане" Панахбархода Резаи и балканская современная притча "Снег" Аиды Бегич.
Про фильм "Одна война" я уже писала. Это история, основанная на реальных событиях, происходивших весной 1945 года. На северном острове отбывают наказание женщины с детьми. Все они попали сюда с оккупированных территорий за то, что родили от оккупантов. В воздухе уже витает новость о победе и окончании войны, но что ждет этих женщин и их детей?
Удивительно, что на фестивале мусульманского кино лучшим фильмом был признан тот, где нет ни слова о мусульманах. Но, с другой стороны, это фильм о необходимости и неизбежности диалога, причем диалога не только между культурами, не только между теми, кто оказался по разные стороны фронта, но и между представителями одной культуры. Становится понятно, почему приз за лучший полнометражный игровой фильм получила картина о терпимости, не признающей ограничений любви, и прощении.
Иранский фильм "Свет в тумане", наверное, самый мусульманский из всех, представленных на фестивале. В далекой горной деревне живут всего несколько человек: старик с дочерью Раной, которая ждет ушедшего на войну мужа, и молодой рыбак Рахмат, сватающийся к Ране. Однако женщина верит в то, что ее муж жив, и ждет его возвращения, покорно и безропотно принимая свою долю, ухаживая за родным отцом и неся на своих плечах все обязанности по домашнему хозяйству.
Кроме истории верности и любви, этот спокойный и созерцательный фильм интересен еще и тем, что в нем тонко и ненавязчиво показан быт мусульманского дома и место в нем женщины. Мусульманка, может, тоже и "коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет", но будет покорно ждать, когда мужчина обратится к ней первым, и мыть отцу ноги перед сном. С другой стороны, тоска Раны по пропавшему без вести мужу, ее призрачная надежда на его возвращение будут понятны любой женщине, независимо от того, в какой стране она живет и в какого бога верит. Фильм получил сразу три награды - "Лучшая режиссура игрового кино" (режиссер Панахбархода Резаи), "Лучшая операторская работа в игровом кино" (оператор Али Мохаммад Гасеми) и "Лучшая женская роль" (актриса Париваш Назаривех).
Боснийский фильм "Снег" рассказывает о жизни маленькой деревушки, в которой на протяжении многих лет живут рядом христиане и мусульмане. В деревне после войны остались одни женщины: их отцы, мужья и сыновья ушли воевать, и после этого о них никто не слышал. Кто-то надеется, что они когда-нибудь вернутся. Кто-то мечтает любым способом уехать из этого захолустья - вот только где и кому они нужны? И только молодая мусульманка Альма, потерявшая на войне мужа и живущая со свекровью, хочет продолжать жить в этой деревне и верит, что им удастся вернуть ей процветание.
Удивительно пронзительный, трогательный и, что очень важно, оптимистичный фильм. Образ снега, вынесенный в название фильма, претерпевает существенное изменение: от воплощения чего-то тревожного и неумолимо надвигающегося к символу очищения и новой жизни. Неслучайно картина получила приз фестиваля за Лучший сценарий.
Кроме того, хочется отметить еще одного участника фестиваля - полнометражный фильм из Татарстана "Орлы" про трех стариков, попадающих за один день в необычные переделки, которые заставляют их переосмыслить собственную жизнь и свои отношения с окружающими людьми. Все три главных актера - Азгар Шакиров, Ринат Тазатдинов и Равиль Шарафиев - раздели между собой номинацию "Лучшая мужская роль".
Не обошлось на фестивале и без скандала. Израильский фильм "Для моего отца" о молодом палестинце, приехавшем в Тель-Авив для совершения теракта, вызвал резкую негативную реакцию некоторых представителей арабских стран, которые даже грозились больше не присылать фильмы на "Золотой минбар". Не знаю, поэтому ли или нет, но фильм Ридли Скотта "Совокупность лжи" показывали отдельно для мусульманской и немусульманской публики.
Автор: Лаврушина Людмила |
Оставить комментарий
|
16 октября 2009, 7:00 5852 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан