Статьи » Интересные люди
Скромного перчаточника Франсуа Фрагонара из провинциального французского городка преследовали неудачи в делах. В поисках лучшей доли он решил перебраться вместе со своей семьёй в Париж. Мог ли он предположить тогда, что его сыну вскоре суждено прославить фамилию Фрагонар?
Когда сын перчаточника Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) подрос, его устроили в контору нотариуса. Работал Фрагонар неохотно, его совсем не интересовало изучение права и возможная карьера юриста. Юный Фрагонар страстно увлёкся живописью. К счастью, его родители одобрительно отнеслись к новому увлечению сына. Фрагонар делал поразительные успехи. Он много учился и вдохновенно работал. Критики благосклонно оценивали его творчество. Художник приобрёл расположение королевского двора, ему выделили мастерскую и квартиру в Лувре. Перед Фрагонаром открывались блестящие перспективы.
Художник предпочитал писать пасторальные сценки, пейзажи и парки, сцены развлечений и забав, использовал он и эротические сюжеты, писал множество портретов. Со временем его произведения приобрели особый фрагонаровский почерк – лёгкий и изящный. Его картины стали узнаваемы и даже вошли в моду у французских аристократов. У Фрагонара было множество заказов, за которые хорошо и исправно платили. А вот и он – тот самый Фрагонар. Таким он запечатлел себя на автопортрете.
По воспоминаниям современников, Фрагонар был желанным гостем в светских гостиных. Он был элегантен, одевался по последней моде, обладал хорошим вкусом. Фрагонар был лёгким в общении человеком, любимцем дам, слыл шутником и балагуром. Не удивительно и даже вполне закономерно, что у художника с таким характером получались именно такие картины – лёгкие, изящные, грациозные, нарядные, написанные с большой выдумкой и фантазией.
Мари-Анна Жерар появилась в жизни художника в 1769 году, она приехала в Париж из Грасса. Молодая девушка хотела попробовать свои силы в живописи, чтобы потом зарабатывать себе на жизнь, занимаясь искусством. Мари-Анна обратилась за помощью к своему земляку Фрагонару, т.к. рассчитывала брать у него уроки акварельной живописи и миниатюры. Фрагонар любезно предложил юной землячке остановиться в его доме. События развивались стремительно. Уже летом того же 1769 года состоялось бракосочетание Жана-Оноре Фрагонара и Мари-Анны Жерар, а всего лишь через полгода после свадьбы родилась их дочь, которую назвали Генриетта-Розалия. Знаменитой художницей жена Фрагонара так и не стала, но у своего мужа она многому научилась, особенно ей удавались миниатюры.
В одном из музеев сохранился великолепный портрет жены художника, который относится к более позднему периоду их совместной жизни. Фрагонар за свою творческую жизнь написал несколько десятков различных портретов своих современников. В основном это были заказные работы – торжественно-парадные, лишённые психологической глубины. Портрет жены Мари-Анны существенно отличается от остальных его многочисленных работ – в нём чувствуется особое трепетное отношение художника к модели. Лёгкими воздушными мазками художник изобразил красивое лицо уже немолодой женщины, большой тюлевый тюрбан, тонкие кружева на платье.
Покой в семье Фрагонара нарушила Маргарита Жерар. Она была родной сестрой жены художника. Маргарита прибыла из родного города Грасс в Париж после смерти матери и поселилась в семье своей сестры. Маргарита не получила блестящего образования, но была грамотной девушкой, умела читать и писать, а ещё у неё были способности к рисованию. Фрагонар стал учителем Маргариты. Под его руководством она обучалась живописи, рисунку и даже гравированию. Маргарита прилежно усвоила уроки Фрагонара, была очень старательна и трудолюбива. Она активно работала в мастерской, писала картины, регулярно принимала участие в выставках. Однако, по единодушному мнению критиков, она не обладала и сотой долей яркого и многогранного таланта своего учителя Фрагонара. Её картины написаны старательно и тщательно, но они безжизненны и холодны.
Маргарита была моложе и красивее своей сестры Мари-Анны. По Парижу ходили слухи, что Фрагонар был влюблён в Маргариту. Она же, дразня и разжигая в нём пламя страсти, предлагала ему взамен лишь дружбу. Слухи и сплетни больно ранили супругу Фрагонара. Однако, несмотря на пересуды, Маргарита прожила в семье своей сестры в их квартире в Лувре много лет. Она никогда не была замужем и не имела своих детей. Со временем Маргарита стала не только ученицей Фрагонара, но и незаменимой помощницей в его делах. Маргарита оказалась благодарным другом и ученицей. Когда пожилого Фрагонара после революционных событий во Франции выселили из Лувра, именно она занималась поисками и арендой новой квартиры для художника, поддерживала его и всячески помогала.
Свою дочь Розалию художник запечатлел на многих своих картинах в разных образах. Искусствоведы полагают, что именно Розалия позировала отцу для знаменитой картины «Девушка с сурком». Эта картина хранится в Москве в Государственном музее имени Пушкина. На картине изображена миловидная девушка в белой косынке. Улыбаясь, она весело смотрит с картины на зрителей. В руках у девушки небольшая коробка, из которой пытается вылезти забавный зверёк. Глядя на эту картину, невольно вспоминается нежная мелодия знаменитой песенки Бетховена: «Из края в край весь день иду, сурок всегда со мною, под вечер кров себе найду, и мой сурок со мною». Розалия была любимицей всей семьи. Она была весёлой, открытой и жизнерадостной. Розалия внезапно умерла, когда ей было всего 18 лет. Её смерть стала тяжёлой утратой для художника и его жены.
В 1780 году через 11 лет совместной жизни в семье Фрагонара родился второй ребёнок, мальчика назвали Александр-Эварист. На многих картинах Фрагонара в то время стал часто появляться образ маленького белокурого мальчика – сына художника. Дети часто и охотно позировали своему отцу художнику для его живописных полотен. Подрастающего сына Александра в возрасте 12 лет Фрагонар отдал на обучение в мастерскую известного живописца Давида. Отец не захотел сам обучать своего сына живописи, он решил, что у мальчика должны быть более молодые и прогрессивные учителя. Александр благополучно прошёл обучение, принимал участие в выставках, его работы имели успех. Однако искусствоведы отзываются о его творчестве весьма жёстко: незначительный живописец и скульптор – так о нём говорят. Довольно нелицеприятная характеристика для художника, не правда ли?
Отношения между отцом и сыном не ладились, Александр не любил своего отца. По свидетельствам современников, его нелюбовь и неприязнь к отцу были настолько велики, что он безжалостно сжёг хранившуюся у него коллекцию гравюр с произведений Фрагонара. Чем можно объяснить столь холодные отношения? Александр был одарённым живописцем, однако амбициозному молодому человеку приходилось оставаться в тени таланта и мастерства собственного отца, что не могло не задевать его самолюбие.
14 июля 1789 во Франции началась революция, абсолютная монархия перестала существовать. Положение Фрагонара в охваченном революцией Париже было бедственным. Он не мог продать свои картины, у него было мало новых заказов. Никаких финансовых сбережений у художника не осталось, он не умел копить и откладывать – в этом был весь Фрагонар, темпераментный и импульсивный. На склоне лет благодаря стараниям друзей ему удалось устроиться работать в Лувре. Он получил скромную должность там, где он когда-то жил и творил – горькая ирония судьбы.
Портреты людей, которых так любил Фрагонар, ныне разбросаны по разным музеям, галереям и частным коллекциям мира, и уже не суждено собрать их вместе.
Тот самый Фрагонар
Когда сын перчаточника Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) подрос, его устроили в контору нотариуса. Работал Фрагонар неохотно, его совсем не интересовало изучение права и возможная карьера юриста. Юный Фрагонар страстно увлёкся живописью. К счастью, его родители одобрительно отнеслись к новому увлечению сына. Фрагонар делал поразительные успехи. Он много учился и вдохновенно работал. Критики благосклонно оценивали его творчество. Художник приобрёл расположение королевского двора, ему выделили мастерскую и квартиру в Лувре. Перед Фрагонаром открывались блестящие перспективы.
Художник предпочитал писать пасторальные сценки, пейзажи и парки, сцены развлечений и забав, использовал он и эротические сюжеты, писал множество портретов. Со временем его произведения приобрели особый фрагонаровский почерк – лёгкий и изящный. Его картины стали узнаваемы и даже вошли в моду у французских аристократов. У Фрагонара было множество заказов, за которые хорошо и исправно платили. А вот и он – тот самый Фрагонар. Таким он запечатлел себя на автопортрете.
По воспоминаниям современников, Фрагонар был желанным гостем в светских гостиных. Он был элегантен, одевался по последней моде, обладал хорошим вкусом. Фрагонар был лёгким в общении человеком, любимцем дам, слыл шутником и балагуром. Не удивительно и даже вполне закономерно, что у художника с таким характером получались именно такие картины – лёгкие, изящные, грациозные, нарядные, написанные с большой выдумкой и фантазией.
Мари-Анна Жерар появилась в жизни художника в 1769 году, она приехала в Париж из Грасса. Молодая девушка хотела попробовать свои силы в живописи, чтобы потом зарабатывать себе на жизнь, занимаясь искусством. Мари-Анна обратилась за помощью к своему земляку Фрагонару, т.к. рассчитывала брать у него уроки акварельной живописи и миниатюры. Фрагонар любезно предложил юной землячке остановиться в его доме. События развивались стремительно. Уже летом того же 1769 года состоялось бракосочетание Жана-Оноре Фрагонара и Мари-Анны Жерар, а всего лишь через полгода после свадьбы родилась их дочь, которую назвали Генриетта-Розалия. Знаменитой художницей жена Фрагонара так и не стала, но у своего мужа она многому научилась, особенно ей удавались миниатюры.
В одном из музеев сохранился великолепный портрет жены художника, который относится к более позднему периоду их совместной жизни. Фрагонар за свою творческую жизнь написал несколько десятков различных портретов своих современников. В основном это были заказные работы – торжественно-парадные, лишённые психологической глубины. Портрет жены Мари-Анны существенно отличается от остальных его многочисленных работ – в нём чувствуется особое трепетное отношение художника к модели. Лёгкими воздушными мазками художник изобразил красивое лицо уже немолодой женщины, большой тюлевый тюрбан, тонкие кружева на платье.
Покой в семье Фрагонара нарушила Маргарита Жерар. Она была родной сестрой жены художника. Маргарита прибыла из родного города Грасс в Париж после смерти матери и поселилась в семье своей сестры. Маргарита не получила блестящего образования, но была грамотной девушкой, умела читать и писать, а ещё у неё были способности к рисованию. Фрагонар стал учителем Маргариты. Под его руководством она обучалась живописи, рисунку и даже гравированию. Маргарита прилежно усвоила уроки Фрагонара, была очень старательна и трудолюбива. Она активно работала в мастерской, писала картины, регулярно принимала участие в выставках. Однако, по единодушному мнению критиков, она не обладала и сотой долей яркого и многогранного таланта своего учителя Фрагонара. Её картины написаны старательно и тщательно, но они безжизненны и холодны.
Маргарита была моложе и красивее своей сестры Мари-Анны. По Парижу ходили слухи, что Фрагонар был влюблён в Маргариту. Она же, дразня и разжигая в нём пламя страсти, предлагала ему взамен лишь дружбу. Слухи и сплетни больно ранили супругу Фрагонара. Однако, несмотря на пересуды, Маргарита прожила в семье своей сестры в их квартире в Лувре много лет. Она никогда не была замужем и не имела своих детей. Со временем Маргарита стала не только ученицей Фрагонара, но и незаменимой помощницей в его делах. Маргарита оказалась благодарным другом и ученицей. Когда пожилого Фрагонара после революционных событий во Франции выселили из Лувра, именно она занималась поисками и арендой новой квартиры для художника, поддерживала его и всячески помогала.
Свою дочь Розалию художник запечатлел на многих своих картинах в разных образах. Искусствоведы полагают, что именно Розалия позировала отцу для знаменитой картины «Девушка с сурком». Эта картина хранится в Москве в Государственном музее имени Пушкина. На картине изображена миловидная девушка в белой косынке. Улыбаясь, она весело смотрит с картины на зрителей. В руках у девушки небольшая коробка, из которой пытается вылезти забавный зверёк. Глядя на эту картину, невольно вспоминается нежная мелодия знаменитой песенки Бетховена: «Из края в край весь день иду, сурок всегда со мною, под вечер кров себе найду, и мой сурок со мною». Розалия была любимицей всей семьи. Она была весёлой, открытой и жизнерадостной. Розалия внезапно умерла, когда ей было всего 18 лет. Её смерть стала тяжёлой утратой для художника и его жены.
В 1780 году через 11 лет совместной жизни в семье Фрагонара родился второй ребёнок, мальчика назвали Александр-Эварист. На многих картинах Фрагонара в то время стал часто появляться образ маленького белокурого мальчика – сына художника. Дети часто и охотно позировали своему отцу художнику для его живописных полотен. Подрастающего сына Александра в возрасте 12 лет Фрагонар отдал на обучение в мастерскую известного живописца Давида. Отец не захотел сам обучать своего сына живописи, он решил, что у мальчика должны быть более молодые и прогрессивные учителя. Александр благополучно прошёл обучение, принимал участие в выставках, его работы имели успех. Однако искусствоведы отзываются о его творчестве весьма жёстко: незначительный живописец и скульптор – так о нём говорят. Довольно нелицеприятная характеристика для художника, не правда ли?
Отношения между отцом и сыном не ладились, Александр не любил своего отца. По свидетельствам современников, его нелюбовь и неприязнь к отцу были настолько велики, что он безжалостно сжёг хранившуюся у него коллекцию гравюр с произведений Фрагонара. Чем можно объяснить столь холодные отношения? Александр был одарённым живописцем, однако амбициозному молодому человеку приходилось оставаться в тени таланта и мастерства собственного отца, что не могло не задевать его самолюбие.
14 июля 1789 во Франции началась революция, абсолютная монархия перестала существовать. Положение Фрагонара в охваченном революцией Париже было бедственным. Он не мог продать свои картины, у него было мало новых заказов. Никаких финансовых сбережений у художника не осталось, он не умел копить и откладывать – в этом был весь Фрагонар, темпераментный и импульсивный. На склоне лет благодаря стараниям друзей ему удалось устроиться работать в Лувре. Он получил скромную должность там, где он когда-то жил и творил – горькая ирония судьбы.
Портреты людей, которых так любил Фрагонар, ныне разбросаны по разным музеям, галереям и частным коллекциям мира, и уже не суждено собрать их вместе.
Автор: Ирина Рукавишникова |
Оставить комментарий
|
31 августа 2009, 8:00 7448 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан