Статьи » Карьера
Как часто девушкам и в деловой, и в частной обстановке приходится парировать неизвестно за что обрушивающуюся на них фамильярность. «Зайчики», «милочки» и «дорогуши» так и норовят прокрасться к ним поближе. В большинстве случаев, употребление подобных слов в деловой обстановке абсолютно неоправданно. Да и в личной жизни имеет негативное воздействие на собеседника.
Ну что с ним делать?
Кому из нас не приходилось отвечать на обращение со стороны представителей сильной половины человечества коронной фразой героини неувядающего фильма «Покровские ворота»: «Я вам не милочка» - и удаляться с гордо поднятой головой?
Подобные мужские выходки понятны не всегда, а порой даже смешны. Ну почему вместо привычной и нейтральной фразы-обращения к продавщице магазина: «Мне, пожалуйста, триста граммов докторской колбасы», - притворно улыбаясь, покупатель бормочет: «Дорогуша, мне бы триста граммчиков вон той колбаски»? Заигрывает? Или задабривает ласкательными словами продавщицу от недовеcа?
Но если на улице от подобного обращения можно попросту отмахнуться, мол, мы на брудершафт не пили, то от общения с человеком, каждый день появляющимся в вашем офисе или дружеской компании, порой отвертеться невозможно.
Логичный вопрос, возникающий в подобной ситуации: что же сказать в ответ и cтоит ли перевоспитывать «обидчика»?
Во-первых, как бы вас ни задевало подобное обращение, слишком сильно расстраиваться не стоит. С точки зрения речевого этикета, употребление подобных слов хотя и является ошибкой, но не строгой. Это ведь не нецензурная лексика.
Во-вторых, ваша основная задача в подобной ситуации - все-таки не наказать человека, не проучить его, а прояснить ситуацию и наладить правильные отношения.
Однажды ко мне в офисе подошел менеджер рекламного отдела. «Рыбонька, ты бы не подобрала мне отчетики за прошлый месяц?» — масляно улыбнулся он. «Мы что, в аквариуме?» — удивилась я от неожиданности. «Нет», — смутился менеджер. «А причем тут рыбки?» — уточнила я. «Отчеты вон там, на второй полке», — оставалось махнуть мне рукой на шкаф. На следующий день менеджер принес мне извинения, сопроводив их вручением красочной коробки шоколадных конфет.
А вот клиент по прозвищу «зайчик» так и продолжает обращаться, делая заказ по телефону: «Заинька, приветики, хочу заказать...», несмотря на все мои вежливые объяснения.
Почему они так говорят?
К основным причинам употребления уменьшительно-ласкательных слов можно отнести:
1. Желание завязать простые, так называемые «ты»- отношения.
2. Ошибочное предположение, что употребление подобных слов в контексте делового разговора поможет наладить дружеские связи с партнерами и клиентами, а в приватной беседе — вызвать расположение собеседницы.
3. Неумение построить (деловую) беседу.
4. Желание выглядеть важно и даже покровительственно.
5. Неуклюжая попытка выражения вежливости и учтивости.
6. Фамильярная попытка манипулирования собеседником.
Знали бы те, кто так горазд придумывать всевозможные миленькие словечки типа стульчик и шоколадочка, какую ошибку они совершают. В деловой обстановке, где речь отличается высокой степенью формальности, они выглядят белыми воронами. А в личном общении напоминают невоспитанных и необразованных людей.
Психологи определили, что результатом подобного стиля общения чаще всего становятся:
- открытые и затаенные конфликты;
- неприязнь и порой молчаливая критика в адрес произносящего;
- разрыв коммуникации;
- и даже насмешки.
Я его научу...
Если вы все же решили изменить ситуацию, вам понадобятся такт и даже находчивость. А для каждой ситуации придется выбрать свою, наиболее подходящую форму замечания.
Постарайтесь понять, кто перед вами — начинающий хам или растерявшийся словоплет-неудачник. Каждый из них заслуживает своего ответа.
Услышав подобное ласковое обращение для первого раза можно и промолчать. Если же вы очень недовольны, выразите свое недовольство мимикой.
При повторной попытке собеседника можно воспользоваться фразами-клише. Услышав «Лапочка», ответьте: «Давайте вернемся к официальному тону». А человеку, произносящему «Приветик» вместо положенного «Добрый день», сообщите, что в вашем офисе принято здороваться более официально.
В любом случае:
- не делайте замечание в грубой, назидательной форме. Сообщить о вашем отношении к подобному обращению можно даже дружеским полушепотом;
- желательно говорить с человеком с глазу на глаз. По сути, вы все-таки делаете замечание;
- по возможности предпочтительнее ссылаться на корпоратиный кодекс и правила бизнес-этикета, а не на личные амбиции.
Ты начальник, я… не милочка
А что, если подобным «грешит» руководство... Увы, но подсказка начальнику, скорее всего, будет расценена негативно. Вам стоит проявить уважение к чужому мнению и желание его понять, но объяснить, что интересы дела и фирмы превыше всего. Вот где пригодятся ссылки на бизнес-этикет и этику деловой жизни. С подобными аргументами будет трудно поспорить даже самому высокому руководству.
А вот так не надо:
1. Как показывает практика, поддерживать игру в подобные слова не стоит. Не называйте клиента даже в шутливой форме «котеночком» и не уточняйте: «А чего бы хотел мой пупсик?» В противном случае вы рискуете оказаться на уровне начавшего общение собеседника.
2. Бессмысленно отвечать грубостью и посылать его туда, откуда он пришел. Вряд ли оппонент хотел испортить с вами отношения. Скорее всего, он просто неудачно их налаживал.
3. Не заявляйте категорично: «В таком тоне я разговаривать не желаю». Лучше предложите другой, более подходящий стиль общения.
4. В связи с тем, что общие правила этикета не подразумевают делать речевые замечания собеседнику немедленно, на некоторые ошибки речи лучше не обращать внимания.
Я вам не милочка!
Ну что с ним делать?
Кому из нас не приходилось отвечать на обращение со стороны представителей сильной половины человечества коронной фразой героини неувядающего фильма «Покровские ворота»: «Я вам не милочка» - и удаляться с гордо поднятой головой?
Подобные мужские выходки понятны не всегда, а порой даже смешны. Ну почему вместо привычной и нейтральной фразы-обращения к продавщице магазина: «Мне, пожалуйста, триста граммов докторской колбасы», - притворно улыбаясь, покупатель бормочет: «Дорогуша, мне бы триста граммчиков вон той колбаски»? Заигрывает? Или задабривает ласкательными словами продавщицу от недовеcа?
Но если на улице от подобного обращения можно попросту отмахнуться, мол, мы на брудершафт не пили, то от общения с человеком, каждый день появляющимся в вашем офисе или дружеской компании, порой отвертеться невозможно.
Логичный вопрос, возникающий в подобной ситуации: что же сказать в ответ и cтоит ли перевоспитывать «обидчика»?
Во-первых, как бы вас ни задевало подобное обращение, слишком сильно расстраиваться не стоит. С точки зрения речевого этикета, употребление подобных слов хотя и является ошибкой, но не строгой. Это ведь не нецензурная лексика.
Во-вторых, ваша основная задача в подобной ситуации - все-таки не наказать человека, не проучить его, а прояснить ситуацию и наладить правильные отношения.
Однажды ко мне в офисе подошел менеджер рекламного отдела. «Рыбонька, ты бы не подобрала мне отчетики за прошлый месяц?» — масляно улыбнулся он. «Мы что, в аквариуме?» — удивилась я от неожиданности. «Нет», — смутился менеджер. «А причем тут рыбки?» — уточнила я. «Отчеты вон там, на второй полке», — оставалось махнуть мне рукой на шкаф. На следующий день менеджер принес мне извинения, сопроводив их вручением красочной коробки шоколадных конфет.
А вот клиент по прозвищу «зайчик» так и продолжает обращаться, делая заказ по телефону: «Заинька, приветики, хочу заказать...», несмотря на все мои вежливые объяснения.
Почему они так говорят?
К основным причинам употребления уменьшительно-ласкательных слов можно отнести:
1. Желание завязать простые, так называемые «ты»- отношения.
2. Ошибочное предположение, что употребление подобных слов в контексте делового разговора поможет наладить дружеские связи с партнерами и клиентами, а в приватной беседе — вызвать расположение собеседницы.
3. Неумение построить (деловую) беседу.
4. Желание выглядеть важно и даже покровительственно.
5. Неуклюжая попытка выражения вежливости и учтивости.
6. Фамильярная попытка манипулирования собеседником.
Знали бы те, кто так горазд придумывать всевозможные миленькие словечки типа стульчик и шоколадочка, какую ошибку они совершают. В деловой обстановке, где речь отличается высокой степенью формальности, они выглядят белыми воронами. А в личном общении напоминают невоспитанных и необразованных людей.
Психологи определили, что результатом подобного стиля общения чаще всего становятся:
- открытые и затаенные конфликты;
- неприязнь и порой молчаливая критика в адрес произносящего;
- разрыв коммуникации;
- и даже насмешки.
Я его научу...
Если вы все же решили изменить ситуацию, вам понадобятся такт и даже находчивость. А для каждой ситуации придется выбрать свою, наиболее подходящую форму замечания.
Постарайтесь понять, кто перед вами — начинающий хам или растерявшийся словоплет-неудачник. Каждый из них заслуживает своего ответа.
Услышав подобное ласковое обращение для первого раза можно и промолчать. Если же вы очень недовольны, выразите свое недовольство мимикой.
При повторной попытке собеседника можно воспользоваться фразами-клише. Услышав «Лапочка», ответьте: «Давайте вернемся к официальному тону». А человеку, произносящему «Приветик» вместо положенного «Добрый день», сообщите, что в вашем офисе принято здороваться более официально.
В любом случае:
- не делайте замечание в грубой, назидательной форме. Сообщить о вашем отношении к подобному обращению можно даже дружеским полушепотом;
- желательно говорить с человеком с глазу на глаз. По сути, вы все-таки делаете замечание;
- по возможности предпочтительнее ссылаться на корпоратиный кодекс и правила бизнес-этикета, а не на личные амбиции.
Ты начальник, я… не милочка
А что, если подобным «грешит» руководство... Увы, но подсказка начальнику, скорее всего, будет расценена негативно. Вам стоит проявить уважение к чужому мнению и желание его понять, но объяснить, что интересы дела и фирмы превыше всего. Вот где пригодятся ссылки на бизнес-этикет и этику деловой жизни. С подобными аргументами будет трудно поспорить даже самому высокому руководству.
А вот так не надо:
1. Как показывает практика, поддерживать игру в подобные слова не стоит. Не называйте клиента даже в шутливой форме «котеночком» и не уточняйте: «А чего бы хотел мой пупсик?» В противном случае вы рискуете оказаться на уровне начавшего общение собеседника.
2. Бессмысленно отвечать грубостью и посылать его туда, откуда он пришел. Вряд ли оппонент хотел испортить с вами отношения. Скорее всего, он просто неудачно их налаживал.
3. Не заявляйте категорично: «В таком тоне я разговаривать не желаю». Лучше предложите другой, более подходящий стиль общения.
4. В связи с тем, что общие правила этикета не подразумевают делать речевые замечания собеседнику немедленно, на некоторые ошибки речи лучше не обращать внимания.
Автор: Елена Вос |
Оставить комментарий
|
10 марта 2009, 8:00 8002 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан