Статьи » Колонка кинокритика
Обычная тележка для покупок едет по пыльной земле. Такая же старая и такая же ворчливая, как ее хозяйка. Хозяйка тоже самая обычная: российская бабуля, из тех, которых ничем не удивишь и которые ничего не боятся. Тележка едет за своей хозяйкой на рынок, и в этом не было бы ничего особенного, если бы не хвосты мин, там и сям торчащие из земли, да обилие людей в военной форме, да разрушенные давними бомбежками здания. Как же оказалась здесь, на чеченской земле, такая мирная и такая обыденная бабушка с тележкой?
«Александра» - это один из тех фильмов, где нет внешнего действия. Все просто, обыденно, всё «как в жизни». Это фильм не революционный, а эволюционный. После просмотра тебе кажется, что в твоей жизни ничего не изменилось, что ничем тебя не задела история, рассказанная в фильме. Да, собственно говоря, и истории-то никакой нет.
Александра Николаевна, интеллигентная пожилая женщина, приезжает повидать внука, которого в последний раз видела семь лет назад. Внук – кадровый военный. Все эти годы он провел на чеченской войне. Бабушка, проделав нелегкий даже для молодого человека путь, встречается с внуком, разговаривает с ним (при этом можно заметить, что за годы разлуки общих тем для разговора у них почти не осталось). Александра Николаевна ходит по военной базе, совершает вылазку в разрушенный Грозный, знакомится со своей чеченской ровесницей, разговаривает на самые банальные темы. Пробыв в воинской части несколько дней, она уезжает. Всё.
Но нет, не всё. Фильм закончен, ты в легком недоумении думаешь о том, что всё же велика пропасть между мировосприятием жителей Восточной и Западной Европы. В прошлом году Каннский кинофестиваль рукоплескал этой картине, зрители захлебывались от восторга и открытий, которые принес им фильм. Что ж, их можно понять: чеченская война для них – экзотика, а для нас, привыкших к неярким телекартинкам и нерусским названиям населенных пунктов, в этом рассказе нет ничего нового. Чеченская тема уже как-то приелась за эти долгие четырнадцать лет.
Однако ход чужой жизни, с такими правдивыми подробностями показанный режиссером, уже незаметно зацепил тебя своим колесиком. И спустя несколько дней ловишь себя на мысли: как она там, Александра Николаевна?
Вроде и симпатии она особой не вызывает поначалу: хмурая, не очень приветливая, она влезает в чужие дела и разговоры, поучает и читает нотации. Даже если совсем не разбирается в сути вопроса. Однако затем в голове всплывает строчка из песни: «Однажды я к тебе вернусь, моя неласковая Русь».
Вот она, главная метафора фильма: Родина-мать. Замкнутая, отстраненная, иногда бросающая своих детей в ад – и все же любимая. Недаром не сводят с нее глаз люди в военной форме, недаром солдатики-срочники, толкая друг друга, спешат ее накормить и помочь ей.
Еще одна метафора – имя и отчество главной героини. Режиссер фильма – да-да, тот самый Александр Сокуров – сделал ее своей полной тезкой. И объяснение этому простое: Александр и Николай, защитник и чудотворец, два самых почитаемых святых, два самых распространенных на Руси имени.
Этот фильм стоит посмотреть уже ради двух людей, имеющих к нему отношение. Режиссер Александр Сокуров и оперная прима Галина Вишневская. Эти люди настолько талантливы, что любая самая обыденная история вырастает в их руках до эпического масштаба. Роль Александры Николаевны – это кинодебют Галины Павловны Вишневской. И она настолько органична в этой роли, что порой сомневаешься – действительно ли это на экране она, певица мирового масштаба, а не обычная бабушка из твоего двора.
И только вокал Галины Вишневской, вплетающийся в лязг и грохот военных будней, напоминает нам о том, что всех нас – и самых знаменитых, и самых безвестных – объединяет одно: мы все – россияне. А патриотизм может быть самым простым, непритворным и безыскусным. Как старенькая тележка на колесиках.
Фильм про бабушку с тележкой
«Александра» - это один из тех фильмов, где нет внешнего действия. Все просто, обыденно, всё «как в жизни». Это фильм не революционный, а эволюционный. После просмотра тебе кажется, что в твоей жизни ничего не изменилось, что ничем тебя не задела история, рассказанная в фильме. Да, собственно говоря, и истории-то никакой нет.
Александра Николаевна, интеллигентная пожилая женщина, приезжает повидать внука, которого в последний раз видела семь лет назад. Внук – кадровый военный. Все эти годы он провел на чеченской войне. Бабушка, проделав нелегкий даже для молодого человека путь, встречается с внуком, разговаривает с ним (при этом можно заметить, что за годы разлуки общих тем для разговора у них почти не осталось). Александра Николаевна ходит по военной базе, совершает вылазку в разрушенный Грозный, знакомится со своей чеченской ровесницей, разговаривает на самые банальные темы. Пробыв в воинской части несколько дней, она уезжает. Всё.
Но нет, не всё. Фильм закончен, ты в легком недоумении думаешь о том, что всё же велика пропасть между мировосприятием жителей Восточной и Западной Европы. В прошлом году Каннский кинофестиваль рукоплескал этой картине, зрители захлебывались от восторга и открытий, которые принес им фильм. Что ж, их можно понять: чеченская война для них – экзотика, а для нас, привыкших к неярким телекартинкам и нерусским названиям населенных пунктов, в этом рассказе нет ничего нового. Чеченская тема уже как-то приелась за эти долгие четырнадцать лет.
Однако ход чужой жизни, с такими правдивыми подробностями показанный режиссером, уже незаметно зацепил тебя своим колесиком. И спустя несколько дней ловишь себя на мысли: как она там, Александра Николаевна?
Вроде и симпатии она особой не вызывает поначалу: хмурая, не очень приветливая, она влезает в чужие дела и разговоры, поучает и читает нотации. Даже если совсем не разбирается в сути вопроса. Однако затем в голове всплывает строчка из песни: «Однажды я к тебе вернусь, моя неласковая Русь».
Вот она, главная метафора фильма: Родина-мать. Замкнутая, отстраненная, иногда бросающая своих детей в ад – и все же любимая. Недаром не сводят с нее глаз люди в военной форме, недаром солдатики-срочники, толкая друг друга, спешат ее накормить и помочь ей.
Еще одна метафора – имя и отчество главной героини. Режиссер фильма – да-да, тот самый Александр Сокуров – сделал ее своей полной тезкой. И объяснение этому простое: Александр и Николай, защитник и чудотворец, два самых почитаемых святых, два самых распространенных на Руси имени.
Этот фильм стоит посмотреть уже ради двух людей, имеющих к нему отношение. Режиссер Александр Сокуров и оперная прима Галина Вишневская. Эти люди настолько талантливы, что любая самая обыденная история вырастает в их руках до эпического масштаба. Роль Александры Николаевны – это кинодебют Галины Павловны Вишневской. И она настолько органична в этой роли, что порой сомневаешься – действительно ли это на экране она, певица мирового масштаба, а не обычная бабушка из твоего двора.
И только вокал Галины Вишневской, вплетающийся в лязг и грохот военных будней, напоминает нам о том, что всех нас – и самых знаменитых, и самых безвестных – объединяет одно: мы все – россияне. А патриотизм может быть самым простым, непритворным и безыскусным. Как старенькая тележка на колесиках.
Автор: Галина Астапова |
Оставить комментарий
|
22 июля 2008, 7:00 6296 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан