Статьи » Интересные люди
В кадре его герой успокаивал представителей старшего поколения: «Мы перебесимся и будем такими же, как вы...» За кадром актер выводил из себя это самое поколение, расстреливая членов медкомиссии из водяного пистолета. Но на роль юного прагматика Ивана в фильме «Курьер» Карену Шахназарову требовалась как раз такая неординарная личность…
«Все сам, все своими руками!..»
Вообще-то поначалу Шахназаров и в мыслях не держал экранизировать «Курьера», с него хватило авторства. То есть в начале 80-х молодой, но вполне талантливый режиссер написал одноименную повесть, вскоре ее опубликовали в журнале «Юность», а кинодебютант Андрей Эшпай загорелся идеей снять по произведению полнометражный фильм. Шахназаров с легкостью уступил режиссерское кресло коллеге, но выдвинул условие: привлечь к работе над сценарием Александра Бородянского. Разумеется, действовал Карен Георгиевич исключительно из благих намерений: Бородянский написал блестящую литературную основу к ленте «Зимний вечер в Гаграх», чем снискал безоговорочное доверие будущего киномэтра.
Эшпай надеялся осчастливить «Курьером» киностудию имени Горького, которая как раз специализировалась на фильмах «о становлении молодого человека». Однако сценарно-редакционная коллегия морщилась и кривилась: дескать, характеру главного героя не хватало подробностей, да и заглавная мысль произведения прослеживалась нечетко. Скрепя сердце, Бородянский переписал сценарий, но безуспешно: на этот раз студия посчитала, что «взрослые персонажи окарикатурены и всепрощенчески относятся к поведению юных». Час от часу не легче!
Третий вариант коллегия тоже забраковала – видите ли, нрав главного героя не «эволюционировал» к финалу фильма. Но ведь литературный отец курьера Ивана и не предусматривал в характере Ивана нравственных подвижек! Изюминка была в натуре Ивана – меланхоличного, правдивого и самодостаточного персонажа.
…Шел 1985 год, с легкой руки Михаила Сергеевича Горбачева в стране были провозглашены гласность и перестройка. А Карен Георгиевич тем временем закончил съемки очередного фильма, и впереди ждало свободное плавание. Тут-то его и взял тепленьким Александр Бородянский: кому, как не автору, отстаивать целесообразность съемок «Курьера»? И Шахназаров принял командование парадом.
Но руководство «Мосфильма» тоже не сдавалось без боя, цепляясь за «слабые места сценария»: слишком уж курьер Иван смахивал на прожженного циника! Однако создатель образа стоял насмерть, не уступив ни единой мелочи. И сработало: Шахназарову разрешили снимать на свой страх и риск. То ли учли, что режиссер уже хорошо зарекомендовал себя шедеврами «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх», то ли помог тот факт, что отец Шахназарова входил в горбачевское окружение…
Срочно требуется курьер. В общем, мальчик нужен!
Поскольку к тому времени Карен Георгиевич уже имел вес в киношных кругах, с подбором звездной команды проблем не было. Исполнить маму Ивана согласилась Инна Чурикова, роль импозантного отца Кати «отписали» Олегу Басилашвили. Александр Панкратов-Черный, слывший со времен «Мы из джаза» талисманом Шахназарова, стал колоритным главредом журнала, где трудится наш герой. А блистательная Светлана Крючкова исполнила роль тайной зазнобы главреда – секретарши с высокими матримониальными запросами.
А вот с ключевыми персонажами-подростками накладочка вышла. «Кастинг» прошли уже около сотни претендентов, но режиссер снова и снова забраковывал кандидатуры. Дмитрий Певцов и Алена Хмельницкая, в ту пору еще «зеленые», тоже не устроили Шахназарова. Как всегда, вмешалась ее величество Судьба.
Однажды на пробу не явились девочки-претендентки. И режиссер заменил симулянток Настей Немоляевой – дочкой оператора фильма. Так «случайный выстрел» стал точнейшим попаданием – роль Кати доверили ей. Настя, для порядку покапризничав, согласилась сняться в кино, мало того, еще и одноклассника своего притащила – Федю Дунаевского. И киномэтр Шахназаров, увидев 16-летнего парня с явно незаурядным нравом, вздохнул облегченно: курьер Иван нашелся.
«А фамилия моя слишком известная…»
Фамилия Насти красноречиво говорит о ее принадлежности к кинодинастии. Еще бабушка Анастасии трудилась в области «важнейшего из искусств», дед Владимир Немоляев также имел самое непосредственное отношение – был режиссером, одно из его творений – комедия «Счастливый рейс» с Николаем Крючковым и Михаилом Жаровым. О тете Светлане Немоляевой и двух ее Александрах – муже и сыне – и говорить нечего: на всю страну прославились.
А вот Федор Дунаевский, несмотря на звучную фамилию, к композиторской династии не имеет никакого отношения. Но тоже с достойной родословной потомственного интеллигента: отец – биофизик, бабушка – историк, прадед – известный московский архитектор. Однако продолжатель рода с детства примерял на себя имидж эпатажной личности. Даже на пробы в «Курьере» он явился… в окровавленном халате. Не пугайтесь, всего лишь «издержки профессии». В ту пору Федор параллельно с учебой в школе работал санитаром в больнице, вот и пришел «прямо от станка».
Как-то актер разоткровенничался: «Я никогда не врал, не вступал в комсомол. Когда меня хотели забрать в армию, на медкомиссию пришел в шинели прадеда, он был генералом белой армии. К тому же я был вооружен водяным пистолетом, из которого вел прицельный огонь по врачам. Меня сразу отвезли в Кащенко, пролежал там три месяца. Вышел круглым идиотом, зато в армию не забрали».
Худсовет, отсмотрев кинопробы Федора, воспринял кандидата в штыки: «Да этот парень профнепригоден!» Но Карен Георгиевич вновь позволил себе проигнорировать мнение специалистов.
Пройдемся по персонам
Актер Дунаевский всегда отрицал сходство (очевидное для окружающих) со своим героем. Не раз сетовал: «Все решили, что я тоже дебиловатый эпатажный персонаж. Но это не так. Просто мне всегда интересно плыть против течения».
Однако хотелось Федору того или нет, но он копировал своего героя тютелька в тютельку, не раз заставляя съемочную группу изумленно вскидывать брови. Когда гениальная Чурикова имела неосторожность спросить мнения Дунаевского, правильно ли она сыграла сцену, тот с категоричностью Станиславского отрубил: «Нет, это все неправда. Играть нужно по-другому. Так в жизни не бывает, я не верю». И хотя режиссер тут же цыкнул на правдоруба, Чурикова больше вопросов не задавала.
На совести Федора не только шокирующие выпады, он «облагородил» роль курьера Ивана некоторыми деталями. Например, ернический вопрос отцу Кати: «Можно, я вас буду папой называть?» - его рук, точнее, уст дело. За ним же «авторские права» на сногсшибательный эпизод, где они с Чуриковой поют «И снится нам не рокот космодрома…» Сцена привнесена в фильм «не забавы ради, а пользы для» - дуэт матери-одиночки и самостоятельного сына тянет эстрадную попсятину: она – с наивным воодушевлением, он – с плохо скрываемым презрением, но смиренно покорившись судьбе. Выходит, сын имитирует семейное единомыслие и согласие. Ну и какой после этого Иван – циник? Во имя спокойствия близкого человека он готов запрятать подальше свои убеждения и принципы.
Проснуться знаменитым
О том, что риск – благородное дело, слышал каждый. Еще одним тому подтверждением стал «наградной список» фильма «Курьер». В первый же год историю эпатажного (в рамках того времени) юноши посмотрели 32 миллиона человек, а реплики героев мгновенно расхватали на цитаты. «Курьер» удостоился Госпремии России и ряда фестивальных наград, Карен Шахназаров заслужил полное право праздновать триумф. Еще бы, ведь победа досталась не благодаря чему-то, а вопреки всему, в первую очередь, киношному руководству.
На долю юных дарований – Насти Немоляевой и Федора Дунаевского – выпали испытания медными трубами. Толпы поклонников под окнами и в подъезде, тысячи писем с признаниями в любви, подарки – весь «арсенал» подобных ситуаций имелся в наличии.
Федор с присущим ему сарказмом рассказывал: «Помню, как распределяли поездки после фильма «Курьер». Шахназаров – только дальнее глубокое зарубежье, Бородянский – Западная Европа, Настя Немоляева – Вьетнам и развивающиеся страны, Федя Дунаевский – Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, зоны особого режима». Да уж, страна должна знать своих героев в лицо!
Не за горами 25-летие «Курьера», а фильм по-прежнему любим всеми поколениями. Кстати, Федор Дунаевский как-то загорелся идеей снять «Курьер-2», но Карен Шахназаров отказался поддержать начинание, и идея как-то сама собой заглохла. Может, оно и к лучшему – мало кому удается повторить успех первоисточника…
Прибытие "Курьера"
«Все сам, все своими руками!..»
Вообще-то поначалу Шахназаров и в мыслях не держал экранизировать «Курьера», с него хватило авторства. То есть в начале 80-х молодой, но вполне талантливый режиссер написал одноименную повесть, вскоре ее опубликовали в журнале «Юность», а кинодебютант Андрей Эшпай загорелся идеей снять по произведению полнометражный фильм. Шахназаров с легкостью уступил режиссерское кресло коллеге, но выдвинул условие: привлечь к работе над сценарием Александра Бородянского. Разумеется, действовал Карен Георгиевич исключительно из благих намерений: Бородянский написал блестящую литературную основу к ленте «Зимний вечер в Гаграх», чем снискал безоговорочное доверие будущего киномэтра.
Эшпай надеялся осчастливить «Курьером» киностудию имени Горького, которая как раз специализировалась на фильмах «о становлении молодого человека». Однако сценарно-редакционная коллегия морщилась и кривилась: дескать, характеру главного героя не хватало подробностей, да и заглавная мысль произведения прослеживалась нечетко. Скрепя сердце, Бородянский переписал сценарий, но безуспешно: на этот раз студия посчитала, что «взрослые персонажи окарикатурены и всепрощенчески относятся к поведению юных». Час от часу не легче!
Третий вариант коллегия тоже забраковала – видите ли, нрав главного героя не «эволюционировал» к финалу фильма. Но ведь литературный отец курьера Ивана и не предусматривал в характере Ивана нравственных подвижек! Изюминка была в натуре Ивана – меланхоличного, правдивого и самодостаточного персонажа.
…Шел 1985 год, с легкой руки Михаила Сергеевича Горбачева в стране были провозглашены гласность и перестройка. А Карен Георгиевич тем временем закончил съемки очередного фильма, и впереди ждало свободное плавание. Тут-то его и взял тепленьким Александр Бородянский: кому, как не автору, отстаивать целесообразность съемок «Курьера»? И Шахназаров принял командование парадом.
Но руководство «Мосфильма» тоже не сдавалось без боя, цепляясь за «слабые места сценария»: слишком уж курьер Иван смахивал на прожженного циника! Однако создатель образа стоял насмерть, не уступив ни единой мелочи. И сработало: Шахназарову разрешили снимать на свой страх и риск. То ли учли, что режиссер уже хорошо зарекомендовал себя шедеврами «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх», то ли помог тот факт, что отец Шахназарова входил в горбачевское окружение…
Срочно требуется курьер. В общем, мальчик нужен!
Поскольку к тому времени Карен Георгиевич уже имел вес в киношных кругах, с подбором звездной команды проблем не было. Исполнить маму Ивана согласилась Инна Чурикова, роль импозантного отца Кати «отписали» Олегу Басилашвили. Александр Панкратов-Черный, слывший со времен «Мы из джаза» талисманом Шахназарова, стал колоритным главредом журнала, где трудится наш герой. А блистательная Светлана Крючкова исполнила роль тайной зазнобы главреда – секретарши с высокими матримониальными запросами.
А вот с ключевыми персонажами-подростками накладочка вышла. «Кастинг» прошли уже около сотни претендентов, но режиссер снова и снова забраковывал кандидатуры. Дмитрий Певцов и Алена Хмельницкая, в ту пору еще «зеленые», тоже не устроили Шахназарова. Как всегда, вмешалась ее величество Судьба.
Однажды на пробу не явились девочки-претендентки. И режиссер заменил симулянток Настей Немоляевой – дочкой оператора фильма. Так «случайный выстрел» стал точнейшим попаданием – роль Кати доверили ей. Настя, для порядку покапризничав, согласилась сняться в кино, мало того, еще и одноклассника своего притащила – Федю Дунаевского. И киномэтр Шахназаров, увидев 16-летнего парня с явно незаурядным нравом, вздохнул облегченно: курьер Иван нашелся.
«А фамилия моя слишком известная…»
Фамилия Насти красноречиво говорит о ее принадлежности к кинодинастии. Еще бабушка Анастасии трудилась в области «важнейшего из искусств», дед Владимир Немоляев также имел самое непосредственное отношение – был режиссером, одно из его творений – комедия «Счастливый рейс» с Николаем Крючковым и Михаилом Жаровым. О тете Светлане Немоляевой и двух ее Александрах – муже и сыне – и говорить нечего: на всю страну прославились.
А вот Федор Дунаевский, несмотря на звучную фамилию, к композиторской династии не имеет никакого отношения. Но тоже с достойной родословной потомственного интеллигента: отец – биофизик, бабушка – историк, прадед – известный московский архитектор. Однако продолжатель рода с детства примерял на себя имидж эпатажной личности. Даже на пробы в «Курьере» он явился… в окровавленном халате. Не пугайтесь, всего лишь «издержки профессии». В ту пору Федор параллельно с учебой в школе работал санитаром в больнице, вот и пришел «прямо от станка».
Как-то актер разоткровенничался: «Я никогда не врал, не вступал в комсомол. Когда меня хотели забрать в армию, на медкомиссию пришел в шинели прадеда, он был генералом белой армии. К тому же я был вооружен водяным пистолетом, из которого вел прицельный огонь по врачам. Меня сразу отвезли в Кащенко, пролежал там три месяца. Вышел круглым идиотом, зато в армию не забрали».
Худсовет, отсмотрев кинопробы Федора, воспринял кандидата в штыки: «Да этот парень профнепригоден!» Но Карен Георгиевич вновь позволил себе проигнорировать мнение специалистов.
Пройдемся по персонам
Актер Дунаевский всегда отрицал сходство (очевидное для окружающих) со своим героем. Не раз сетовал: «Все решили, что я тоже дебиловатый эпатажный персонаж. Но это не так. Просто мне всегда интересно плыть против течения».
Однако хотелось Федору того или нет, но он копировал своего героя тютелька в тютельку, не раз заставляя съемочную группу изумленно вскидывать брови. Когда гениальная Чурикова имела неосторожность спросить мнения Дунаевского, правильно ли она сыграла сцену, тот с категоричностью Станиславского отрубил: «Нет, это все неправда. Играть нужно по-другому. Так в жизни не бывает, я не верю». И хотя режиссер тут же цыкнул на правдоруба, Чурикова больше вопросов не задавала.
На совести Федора не только шокирующие выпады, он «облагородил» роль курьера Ивана некоторыми деталями. Например, ернический вопрос отцу Кати: «Можно, я вас буду папой называть?» - его рук, точнее, уст дело. За ним же «авторские права» на сногсшибательный эпизод, где они с Чуриковой поют «И снится нам не рокот космодрома…» Сцена привнесена в фильм «не забавы ради, а пользы для» - дуэт матери-одиночки и самостоятельного сына тянет эстрадную попсятину: она – с наивным воодушевлением, он – с плохо скрываемым презрением, но смиренно покорившись судьбе. Выходит, сын имитирует семейное единомыслие и согласие. Ну и какой после этого Иван – циник? Во имя спокойствия близкого человека он готов запрятать подальше свои убеждения и принципы.
Проснуться знаменитым
О том, что риск – благородное дело, слышал каждый. Еще одним тому подтверждением стал «наградной список» фильма «Курьер». В первый же год историю эпатажного (в рамках того времени) юноши посмотрели 32 миллиона человек, а реплики героев мгновенно расхватали на цитаты. «Курьер» удостоился Госпремии России и ряда фестивальных наград, Карен Шахназаров заслужил полное право праздновать триумф. Еще бы, ведь победа досталась не благодаря чему-то, а вопреки всему, в первую очередь, киношному руководству.
На долю юных дарований – Насти Немоляевой и Федора Дунаевского – выпали испытания медными трубами. Толпы поклонников под окнами и в подъезде, тысячи писем с признаниями в любви, подарки – весь «арсенал» подобных ситуаций имелся в наличии.
Федор с присущим ему сарказмом рассказывал: «Помню, как распределяли поездки после фильма «Курьер». Шахназаров – только дальнее глубокое зарубежье, Бородянский – Западная Европа, Настя Немоляева – Вьетнам и развивающиеся страны, Федя Дунаевский – Комсомольск-на-Амуре, Владивосток, зоны особого режима». Да уж, страна должна знать своих героев в лицо!
Не за горами 25-летие «Курьера», а фильм по-прежнему любим всеми поколениями. Кстати, Федор Дунаевский как-то загорелся идеей снять «Курьер-2», но Карен Шахназаров отказался поддержать начинание, и идея как-то сама собой заглохла. Может, оно и к лучшему – мало кому удается повторить успех первоисточника…
Автор: Лия Варакс |
1
комментарий
|
9 июля 2008, 8:00 11018 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан