Статьи » Психология
Психологи посвятили описанию процесса общения массу времени. Конечно же, самый важный момент, который так или иначе затрагивает любая статья или книга про общение, – это его эффективность. Что это означает? Наверное, каждому из нас хочется сделать процесс коммуникации с другими людьми легким и интересным. Но иногда (причем речь не обязательно идет о работе) мы хотим достигнуть совершенно определенных целей.
В некоторых моментах это, конечно, имеет нечто общее с навыками манипуляции, но далеко не всегда. Овладевая способностью к полноценному, многогранному общению, а не просто к обмену информацией, мы делаем своеобразный подарок не только себе, но и всем своим потенциальным собеседникам.
Давайте поговорим об особенностях и возможностях вербальной и невербальной коммуникации. К первой составляющей относится само речевое сообщение, а все остальное, включая интонации, мимику, расположение собеседников в пространстве и многое другое, относится к невербальному общению. При этом невербальная коммуникация – гораздо более древняя по своему происхождению, но зато общение с помощью слов более универсально.
Словарный запас
Понятно, что в вопросах вербальной коммуникации главным "действующим лицом" является речь. Помимо своей основной функции, наша речь дает окружающим представление и о той конкретной социальной роли, которую мы приняли на себя, и в целом о социальном статусе говорящего.
Можно сказать, что идеальную устную речь характеризуют следующие свойства.
Пожалуй, самое важное, чтобы речь была правильной. Что это означает на практике? Вы должны быть абсолютно уверены, что верно расставляете ударение в словах и не делаете ошибок в окончаниях и деепричастных оборотах.
Стоит обратить внимание и на правомерность употребления того или иного слова для выражения Вашей мысли. В этих случаях часто возникают ошибки. Распространенный пример: невежа – грубый человек, а невежда – необразованный.
Весьма желательно, чтобы текст, который Вы произносите, был связным. Это значит, что слова должны быть соединены в предложение продуманно, а не хаотично, а порядок предложений, в свою очередь, должен логически развивать Вашу мысль. Довольно тяжелое впечатление производят "перескакивания" мысли, и следить за нитью повествования иногда бывает утомительно, а то и невозможно. Если Вас постоянно просят повторить только что сказанное, возможно, Вам стоит обратить внимание именно на последовательность и общую связность произносимого Вами.
Не менее важно, чтобы речь была выразительной. Этого можно достигнуть за счет богатого словарного запаса и употребления специальных средств – сравнений, иллюстративных историй, цитат. Причем если с пополнением лексикона все более-менее понятно – этому способствует чтение качественной литературы и прессы, то со всем остальным нужно быть осторожнее.
Прежде всего, это относится к цитатам. Употребляя фразы на латыни, Вы должны быть убеждены, что все слова "в Вашем исполнении" звучат правильно, а общий смысл фразы точно соответствует ситуации. Помните, как Остап Бендер, любивший ввернуть в свою речь что-нибудь эдакое, произносил "воленс-неволенс" в смысле "волей-неволей"? Хотя на самом деле крылатая фраза выглядит как volens nolens. Не допускайте подобных ошибок!
Не лучшее впечатление складывается и в том случае, когда Вы нередко эксплуатируете мудрость афоризмов, точно не зная автора той или иной фразы. Постоянно предваряя цитирование словами "как сказал кто-то из великих", Вы демонстрируете одновременно неуважение к "кому-то из великих" и собственное нежелание помнить авторство цитаты. Если Вам очень хочется сослаться на чье-то мнение, в крайнем случае просто припишите так важные для Вас слова кому-то конкретному – Аристотелю или Льву Толстому, но так, чтобы это было похоже на правду. Вообще же лучше все-таки запоминать имя автора и не употреблять банальных цитат, которые плохо воспринимаются именно в силу своей сверхпопулярности.
Приятное впечатление на собеседников обычно производит цитирование стихотворений. Но здесь Вас может подстерегать другая опасность – Вы можете забыть слово или рифму, что сведет на нет весь эффект иллюстративности. Так что выход один – запоминать все надежно, и тогда в нужный момент Вы сможете блеснуть своим красноречием.
Кроме этого, лучше быть осторожнее с употреблением диалектных выражений и жаргонных слов, даже если этот жаргон – профессиональный. Согласно правилам классического этикета, Вас должны понимать все, к кому Вы в данный момент обращаетесь, не требуя особенных уточнений и пояснений.
Под звуки голоса
Мы обсудили основные моменты, которые касаются собственно вербальной стороны коммуникации. То, о чем мы будем говорить сейчас, иногда называют паравербальными компонентами общения, то есть своеобразным "переходным звеном" к невербалике.
Первое, о чем здесь стоит сказать, – это характеристики Вашего голоса. Владение своим голосом – это особый навык, совершенствование которого при необходимости или желании лучше поручить профессионалам – фониатрам и педагогам по вокалу. Если у Вас есть объективные проблемы (затрудненное дыхание, болезнь носоглотки), это может значительно снизить эффективность Вашего устного общения, поэтому лучше не затягивать с обращением к врачу.
Если же все в порядке, то можно посоветовать следующее. Лучше всего воспринимаются низкие голоса, именно это обстоятельство – одно из решающих при выборе дикторов и тележурналистов. Поэтому старайтесь говорить настолько низким тоном, насколько это комфортно для Вас. В конце каждого предложения тон также должен слегка понижаться, этим Вы как бы "ставите точку".
Очень важен в общении темп Вашей речи. Собеседника одинаково раздражает как слишком медленный, "тягучий", так и неоправданно убыстренный. Оптимальнее всего, в зависимости от ситуации, следующее: или темп чуть быстрее среднего, который можно охарактеризовать как "бодрый", или, напротив, слегка замедленная "невозмутимая" речь.
Если Вы хотите создать эффект эмоциональной речи (или, напротив, скрыть излишнее волнение), то помните, что речь человека в аффектированном состоянии, как правило:
- имеет перепады в громкости (говорящий близок то к шепоту, то к крику);
- характеризуется затруднениями в выборе слов, что, в свою очередь, ведет к употреблению заменителей-"паразитов": "секундочку", "так сказать", "понимаете ли";
- содержит множество грамматически несовершенных фраз, неоконченных предложений и повторов.
Важный паравербальный компонент нашего общения – это… молчание. С одной стороны, нас не удивляет грубоватый совет "молчи – за умного сойдешь", с другой, молчание в нашем обществе явно недооценено. Любую активность мы представляем себе непременно как действие, в нашем случае – "говорение". Между тем, умение молчать иногда не менее важно. Мы молчим, обидевшись на кого-то, и тем самым даем это понять, то есть осуществляем своего рода манипуляцию. В то же время молчание может быть и неплохой защитной стратегией – это легкий способ не дать втянуть себя в скандал или любой другой конфликт.
Даже если речь не идет о проблемных ситуациях, не спешите заполнить любую паузу в разговоре словами. В то же время молчание – отнюдь не лучший способ слушать кого-то. Для этого лучше применить так называемое "активное слушание": сопровождайте речь собеседника краткими замечаниями и возгласами, периодически переспрашивайте или попросите рассказать о чем-то подробнее, словом, не молчите. В этом случае может сложиться впечатление, что Вы просто пропустили все мимо ушей, ничего не поняли или Вам совсем неинтересно.
Продолжение следует…
Словами и не только. Часть 1
В некоторых моментах это, конечно, имеет нечто общее с навыками манипуляции, но далеко не всегда. Овладевая способностью к полноценному, многогранному общению, а не просто к обмену информацией, мы делаем своеобразный подарок не только себе, но и всем своим потенциальным собеседникам.
Давайте поговорим об особенностях и возможностях вербальной и невербальной коммуникации. К первой составляющей относится само речевое сообщение, а все остальное, включая интонации, мимику, расположение собеседников в пространстве и многое другое, относится к невербальному общению. При этом невербальная коммуникация – гораздо более древняя по своему происхождению, но зато общение с помощью слов более универсально.
Словарный запас
Понятно, что в вопросах вербальной коммуникации главным "действующим лицом" является речь. Помимо своей основной функции, наша речь дает окружающим представление и о той конкретной социальной роли, которую мы приняли на себя, и в целом о социальном статусе говорящего.
Можно сказать, что идеальную устную речь характеризуют следующие свойства.
Пожалуй, самое важное, чтобы речь была правильной. Что это означает на практике? Вы должны быть абсолютно уверены, что верно расставляете ударение в словах и не делаете ошибок в окончаниях и деепричастных оборотах.
Стоит обратить внимание и на правомерность употребления того или иного слова для выражения Вашей мысли. В этих случаях часто возникают ошибки. Распространенный пример: невежа – грубый человек, а невежда – необразованный.
Весьма желательно, чтобы текст, который Вы произносите, был связным. Это значит, что слова должны быть соединены в предложение продуманно, а не хаотично, а порядок предложений, в свою очередь, должен логически развивать Вашу мысль. Довольно тяжелое впечатление производят "перескакивания" мысли, и следить за нитью повествования иногда бывает утомительно, а то и невозможно. Если Вас постоянно просят повторить только что сказанное, возможно, Вам стоит обратить внимание именно на последовательность и общую связность произносимого Вами.
Не менее важно, чтобы речь была выразительной. Этого можно достигнуть за счет богатого словарного запаса и употребления специальных средств – сравнений, иллюстративных историй, цитат. Причем если с пополнением лексикона все более-менее понятно – этому способствует чтение качественной литературы и прессы, то со всем остальным нужно быть осторожнее.
Прежде всего, это относится к цитатам. Употребляя фразы на латыни, Вы должны быть убеждены, что все слова "в Вашем исполнении" звучат правильно, а общий смысл фразы точно соответствует ситуации. Помните, как Остап Бендер, любивший ввернуть в свою речь что-нибудь эдакое, произносил "воленс-неволенс" в смысле "волей-неволей"? Хотя на самом деле крылатая фраза выглядит как volens nolens. Не допускайте подобных ошибок!
Не лучшее впечатление складывается и в том случае, когда Вы нередко эксплуатируете мудрость афоризмов, точно не зная автора той или иной фразы. Постоянно предваряя цитирование словами "как сказал кто-то из великих", Вы демонстрируете одновременно неуважение к "кому-то из великих" и собственное нежелание помнить авторство цитаты. Если Вам очень хочется сослаться на чье-то мнение, в крайнем случае просто припишите так важные для Вас слова кому-то конкретному – Аристотелю или Льву Толстому, но так, чтобы это было похоже на правду. Вообще же лучше все-таки запоминать имя автора и не употреблять банальных цитат, которые плохо воспринимаются именно в силу своей сверхпопулярности.
Приятное впечатление на собеседников обычно производит цитирование стихотворений. Но здесь Вас может подстерегать другая опасность – Вы можете забыть слово или рифму, что сведет на нет весь эффект иллюстративности. Так что выход один – запоминать все надежно, и тогда в нужный момент Вы сможете блеснуть своим красноречием.
Кроме этого, лучше быть осторожнее с употреблением диалектных выражений и жаргонных слов, даже если этот жаргон – профессиональный. Согласно правилам классического этикета, Вас должны понимать все, к кому Вы в данный момент обращаетесь, не требуя особенных уточнений и пояснений.
Под звуки голоса
Мы обсудили основные моменты, которые касаются собственно вербальной стороны коммуникации. То, о чем мы будем говорить сейчас, иногда называют паравербальными компонентами общения, то есть своеобразным "переходным звеном" к невербалике.
Первое, о чем здесь стоит сказать, – это характеристики Вашего голоса. Владение своим голосом – это особый навык, совершенствование которого при необходимости или желании лучше поручить профессионалам – фониатрам и педагогам по вокалу. Если у Вас есть объективные проблемы (затрудненное дыхание, болезнь носоглотки), это может значительно снизить эффективность Вашего устного общения, поэтому лучше не затягивать с обращением к врачу.
Если же все в порядке, то можно посоветовать следующее. Лучше всего воспринимаются низкие голоса, именно это обстоятельство – одно из решающих при выборе дикторов и тележурналистов. Поэтому старайтесь говорить настолько низким тоном, насколько это комфортно для Вас. В конце каждого предложения тон также должен слегка понижаться, этим Вы как бы "ставите точку".
Очень важен в общении темп Вашей речи. Собеседника одинаково раздражает как слишком медленный, "тягучий", так и неоправданно убыстренный. Оптимальнее всего, в зависимости от ситуации, следующее: или темп чуть быстрее среднего, который можно охарактеризовать как "бодрый", или, напротив, слегка замедленная "невозмутимая" речь.
Если Вы хотите создать эффект эмоциональной речи (или, напротив, скрыть излишнее волнение), то помните, что речь человека в аффектированном состоянии, как правило:
- имеет перепады в громкости (говорящий близок то к шепоту, то к крику);
- характеризуется затруднениями в выборе слов, что, в свою очередь, ведет к употреблению заменителей-"паразитов": "секундочку", "так сказать", "понимаете ли";
- содержит множество грамматически несовершенных фраз, неоконченных предложений и повторов.
Важный паравербальный компонент нашего общения – это… молчание. С одной стороны, нас не удивляет грубоватый совет "молчи – за умного сойдешь", с другой, молчание в нашем обществе явно недооценено. Любую активность мы представляем себе непременно как действие, в нашем случае – "говорение". Между тем, умение молчать иногда не менее важно. Мы молчим, обидевшись на кого-то, и тем самым даем это понять, то есть осуществляем своего рода манипуляцию. В то же время молчание может быть и неплохой защитной стратегией – это легкий способ не дать втянуть себя в скандал или любой другой конфликт.
Даже если речь не идет о проблемных ситуациях, не спешите заполнить любую паузу в разговоре словами. В то же время молчание – отнюдь не лучший способ слушать кого-то. Для этого лучше применить так называемое "активное слушание": сопровождайте речь собеседника краткими замечаниями и возгласами, периодически переспрашивайте или попросите рассказать о чем-то подробнее, словом, не молчите. В этом случае может сложиться впечатление, что Вы просто пропустили все мимо ушей, ничего не поняли или Вам совсем неинтересно.
Продолжение следует…
Автор: Анна Битько |
Оставить комментарий
|
11 июня 2008, 8:00 4545 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан