Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Яйцо считается главным пасхальным символом воскресения. Из яйца рождается новая жизнь. Обычай дарить в праздник Пасхи яйца пришел к нам с древних времен, когда святая равноапостольная Мария Магдалина появилась в Риме для проповеди Евангелия после Вознесения Господня, предстала пред императором Тиберием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» И мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе.
Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада.
Но еще задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Древние греки, римляне, египтяне и многие другие народы относились к яйцу как к символу рождения. У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
Обычай красить яйца также имеет древнюю историю. Считается, что он связан с именем римского императора Марка Аврелия (121-180 годы н.э.). В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора.
С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, так как яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.
Согласно другой легенде, после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Один из присутствующих, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На что хозяин дома возразил: "Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет". И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила. С тех пор крашеное яйцо и стало символом Пасхи.
Третья легенда утверждает, что первой начала окрашивать яйца Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса.
Сначала пасхальные яйца были только красного цвета, потом их стали красить и в другие цвета. Окрашенное в красный цвет яйцо называли «крашенка», расписное — «писанка», а деревянные яйца — «яйчата».
Красное яйцо знаменует для людей возрождение кровью Христовой. Другие цвета и рисунки, которыми разукрашивают яйца – это нововведение, которое также выражает радость величайшего праздника Воскресения Христова.
В народе даже есть примета, что если умыться водой, в которую опускали крашенку (расписное яйцо), то будешь здоровым и красивым. А если не спать в ночь перед Пасхой, то это предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замужество, богатый урожай, удачу в охоте.
Способы крашения яиц
Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. Это самый древний способ окрашивания яиц. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если взять шелухи побольше и варить ее около получаса до того, как в отвар опустятся яйца, цвет их будет более насыщенным.
А чтобы яйца получились «в крапинку», мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и затем уже варят их в луковой шелухе обычным способом.
Очень красивыми получаются крашеные яйца, если их обмотать разноцветными нитками (лучше шелковыми), а затем отварить.
Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.
Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.
Яйца можно окрасить и готовыми пищевыми красками, которые продаются в магазинах перед Пасхой. Сейчас купить и различные наклейки для украшения яиц – не проблема. Но можно прибегнуть и к старинным способам окрашивания.
Зеленый цвет можно получить, если сварить яйца в настое молодой зелени озимых всходов или замороженного с осени шпината.
Фиолетовый цвет мы получим, сварив яйца в настое цветков ольхи.
Красными будут яйца, если их сварить вместе со свеклой или корой вишни. Красный цвет - самый распространенный и традиционный для пасхальных яиц.
Бронзовый цвет яйцам даст кора дуба, а золотой — шафран или желтая резеда.
Желтый цвет можно получить, если отварить яйца в слабом отваре луковой шелухи или в листьях молодой березы.
Для разнообразия, окрасив яйца в красной краске, можно опустить их в желтую краску; и наоборот, окрасив яйца в желтой краске, опустить в красную. Яйца приобретут необычный красивый оттенок.
На поверхность яйца можно также нанести любой рисунок. Для этого на окрашенную в темный цвет поверхность яйца острым предметом, например, иголочкой, наносятся мелкие штрихи. Такие яйца также получаются очень красивыми.
«Крашенка» – это яйцо, окрашенное в один цвет.
«Крапанка» – это яйцо, на цветном фоне которого есть крапинки, пятнышки или полоски другого цвета.
«Писанка» – это яйцо, раскрашенное от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Сейчас «писанки» создают, используя готовые наклейки. Но многие, следуя установившимся традициям, приклеивают к крашеным яйцам трафареты, вырезанные из цветной бумаги, или используют красочные открытки. Для того чтобы обклеить яйцо картинкой из открытки, открытку сначала следует подержать некоторое время в горячей воде. Тогда можно аккуратно снять верхний слой открытки и приклеить его на яйцо. В качестве клея можно использовать густой крахмальный клейстер.
Очень красивы так называемые «мозаичные яйца». Для того чтобы создать эту красоту, нужно покрасить яйца в разные цвета. Несколько яиц оставить неокрашенными. Очистить яйца с трещинками, раздавить скорлупу и ее кусочки приклеить на остальные окрашенные яйца. Например, желтый кусок скорлупы приклеить на красное яйцо, белый кусок – на зеленое и т.д. Можно при желании или умении создать мозаичные сюжеты. Разноцветные кусочки скорлупы можно приклеить на белые яйца. Приклеивать скорлупки можно все тем же густым крахмальным клейстером.
Как можно нанести на яйца различные узоры
Для того чтобы на яйцо нанести рисунок листьев или растений, его обвязывают древесными листьями, стебельками петрушки или еловыми веточками. Затем яйцо заворачивают в марлю, обвязывают нитками и варят в отваре луковой шелухи 10-15 минут.
Есть еще один старинный способ окрашивания яиц в красный цвет.
Для этого потребуется 100 г сандала, 6,5 г квасцов, 50 г растительного масла и, конечно же, куриные яйца.
В кастрюлю средней величины всыпают сандал, наливают холодной воды и оставляют до следующего дня. Потом ставят на плиту, когда вода закипит, всыпают квасцы, размешивают, опускают яйца и держат на краю плиты, пока яйца не окрасятся. Затем ставят на большой огонь, кипятят 10 минут, остужают, вынимают из краски. После этого вытирают ваткой, смоченной подсолнечным маслом, вытирают насухо полотенцем и складывают на блюдо на салфетку. В одной и той же краске можно красить две-три перемены.
Предлагаю еще два старинных способа окрашивания пасхальных яиц.
Яйца, крашенные тканью
Потребуются лоскутки шелковой линяющей материи разных цветов, яйца куриные, ветошь (в наше время ее может заменить марля), нитки.
Лоскутки расщипать, смешать, яйца хорошенько вымыть, вытереть дочиста, потом опять смочить, обернуть в шелк. Все это покрыть ветошью, обвязать нитками, опустить в кастрюльку с теплой водой. С той минуты, как закипят, варить 10 минут, вынуть, остудить, снять ветошь и шелк.
В старину из синей сахарной бумаги вырезали узорные кусочки и тоже накладывали их на яйца вместе с шелком перед окрашиванием.
Яйца, крашенные чернилами
Потребуются яйца куриные, шерстяные или хлопковые нитки, ветошь, чернила.
Вымыть яйца дочиста, вытереть их, обернуть ветошью, перевязать нитками и сверху местами накапать чернил деревянной палочкой или пипеткой. Опустить в воду и, когда закипит, варить еще 10 минут. Вынуть, остудить, тогда и снять ветошь.
Факты, только факты…
Деревенские умельцы на Руси готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали фарфоровые и хрустальные яйца. Подарочные пасхальные яйца изготавливали из золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они были самых разных размеров - от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек - их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Такие миниатюрные ювелирные украшения обычно дарили девочкам несколько лет подряд, и постепенно у нее формировалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.
Многие сувенирные изделия (несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и т.д.) также изготавливались в форме яйца к Пасхе.
Обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался в России во всех слоях общества - от крестьянской избы до царского двора, причем христосовались со всеми домашними без различия сословий - хозяева со слугами и т.д.
При царском дворе начиная с Алексея Михайловича обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентированный ритуал: "...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди", - писал Н. Костомаров.
Изготовлением пасхальных яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем все чаще стали христосоваться и обмениваться рукодельными яйцами, а пасхальные яйца постепенно превратились в своеобразный памятный подарок. Такие яйца нередко были весьма дорогими и изысканными.
В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц стало самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия - и целой отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т.д.
В кладовой Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц - для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Количество подарочных яиц, ежегодно поставляемых царскому двору, постоянно увеличивалось.
Эскизы для декорации пасхальных яиц, предназначавшихся царю, членам его семьи и другим знатным особам, нередко заказывали известным иконописцам и художникам (так, например, делали на императорском фарфоровом заводе, где выпуск пасхальных яиц был налажен с 1749 года).
Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Мастера фирмы создали 56 уникальных подарочных яиц для императоров Александра III и Николая II. Двенадцать пасхальных яиц было изготовлено для частных лиц - Александра Фердинандовича Келча (владельца нескольких золотых приисков в Сибири), для князя Юсупова и для герцогини Мальборо.
После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась.
Пасхальное яйцо
Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада.
Но еще задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Древние греки, римляне, египтяне и многие другие народы относились к яйцу как к символу рождения. У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
Обычай красить яйца также имеет древнюю историю. Считается, что он связан с именем римского императора Марка Аврелия (121-180 годы н.э.). В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора.
С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, так как яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.
Согласно другой легенде, после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Один из присутствующих, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На что хозяин дома возразил: "Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет". И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила. С тех пор крашеное яйцо и стало символом Пасхи.
Третья легенда утверждает, что первой начала окрашивать яйца Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса.
Сначала пасхальные яйца были только красного цвета, потом их стали красить и в другие цвета. Окрашенное в красный цвет яйцо называли «крашенка», расписное — «писанка», а деревянные яйца — «яйчата».
Красное яйцо знаменует для людей возрождение кровью Христовой. Другие цвета и рисунки, которыми разукрашивают яйца – это нововведение, которое также выражает радость величайшего праздника Воскресения Христова.
В народе даже есть примета, что если умыться водой, в которую опускали крашенку (расписное яйцо), то будешь здоровым и красивым. А если не спать в ночь перед Пасхой, то это предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замужество, богатый урожай, удачу в охоте.
Способы крашения яиц
Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. Это самый древний способ окрашивания яиц. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если взять шелухи побольше и варить ее около получаса до того, как в отвар опустятся яйца, цвет их будет более насыщенным.
А чтобы яйца получились «в крапинку», мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и затем уже варят их в луковой шелухе обычным способом.
Очень красивыми получаются крашеные яйца, если их обмотать разноцветными нитками (лучше шелковыми), а затем отварить.
Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.
Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.
Яйца можно окрасить и готовыми пищевыми красками, которые продаются в магазинах перед Пасхой. Сейчас купить и различные наклейки для украшения яиц – не проблема. Но можно прибегнуть и к старинным способам окрашивания.
Зеленый цвет можно получить, если сварить яйца в настое молодой зелени озимых всходов или замороженного с осени шпината.
Фиолетовый цвет мы получим, сварив яйца в настое цветков ольхи.
Красными будут яйца, если их сварить вместе со свеклой или корой вишни. Красный цвет - самый распространенный и традиционный для пасхальных яиц.
Бронзовый цвет яйцам даст кора дуба, а золотой — шафран или желтая резеда.
Желтый цвет можно получить, если отварить яйца в слабом отваре луковой шелухи или в листьях молодой березы.
Для разнообразия, окрасив яйца в красной краске, можно опустить их в желтую краску; и наоборот, окрасив яйца в желтой краске, опустить в красную. Яйца приобретут необычный красивый оттенок.
На поверхность яйца можно также нанести любой рисунок. Для этого на окрашенную в темный цвет поверхность яйца острым предметом, например, иголочкой, наносятся мелкие штрихи. Такие яйца также получаются очень красивыми.
«Крашенка» – это яйцо, окрашенное в один цвет.
«Крапанка» – это яйцо, на цветном фоне которого есть крапинки, пятнышки или полоски другого цвета.
«Писанка» – это яйцо, раскрашенное от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Сейчас «писанки» создают, используя готовые наклейки. Но многие, следуя установившимся традициям, приклеивают к крашеным яйцам трафареты, вырезанные из цветной бумаги, или используют красочные открытки. Для того чтобы обклеить яйцо картинкой из открытки, открытку сначала следует подержать некоторое время в горячей воде. Тогда можно аккуратно снять верхний слой открытки и приклеить его на яйцо. В качестве клея можно использовать густой крахмальный клейстер.
Очень красивы так называемые «мозаичные яйца». Для того чтобы создать эту красоту, нужно покрасить яйца в разные цвета. Несколько яиц оставить неокрашенными. Очистить яйца с трещинками, раздавить скорлупу и ее кусочки приклеить на остальные окрашенные яйца. Например, желтый кусок скорлупы приклеить на красное яйцо, белый кусок – на зеленое и т.д. Можно при желании или умении создать мозаичные сюжеты. Разноцветные кусочки скорлупы можно приклеить на белые яйца. Приклеивать скорлупки можно все тем же густым крахмальным клейстером.
Как можно нанести на яйца различные узоры
Для того чтобы на яйцо нанести рисунок листьев или растений, его обвязывают древесными листьями, стебельками петрушки или еловыми веточками. Затем яйцо заворачивают в марлю, обвязывают нитками и варят в отваре луковой шелухи 10-15 минут.
Есть еще один старинный способ окрашивания яиц в красный цвет.
Для этого потребуется 100 г сандала, 6,5 г квасцов, 50 г растительного масла и, конечно же, куриные яйца.
В кастрюлю средней величины всыпают сандал, наливают холодной воды и оставляют до следующего дня. Потом ставят на плиту, когда вода закипит, всыпают квасцы, размешивают, опускают яйца и держат на краю плиты, пока яйца не окрасятся. Затем ставят на большой огонь, кипятят 10 минут, остужают, вынимают из краски. После этого вытирают ваткой, смоченной подсолнечным маслом, вытирают насухо полотенцем и складывают на блюдо на салфетку. В одной и той же краске можно красить две-три перемены.
Предлагаю еще два старинных способа окрашивания пасхальных яиц.
Яйца, крашенные тканью
Потребуются лоскутки шелковой линяющей материи разных цветов, яйца куриные, ветошь (в наше время ее может заменить марля), нитки.
Лоскутки расщипать, смешать, яйца хорошенько вымыть, вытереть дочиста, потом опять смочить, обернуть в шелк. Все это покрыть ветошью, обвязать нитками, опустить в кастрюльку с теплой водой. С той минуты, как закипят, варить 10 минут, вынуть, остудить, снять ветошь и шелк.
В старину из синей сахарной бумаги вырезали узорные кусочки и тоже накладывали их на яйца вместе с шелком перед окрашиванием.
Яйца, крашенные чернилами
Потребуются яйца куриные, шерстяные или хлопковые нитки, ветошь, чернила.
Вымыть яйца дочиста, вытереть их, обернуть ветошью, перевязать нитками и сверху местами накапать чернил деревянной палочкой или пипеткой. Опустить в воду и, когда закипит, варить еще 10 минут. Вынуть, остудить, тогда и снять ветошь.
Факты, только факты…
Деревенские умельцы на Руси готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали фарфоровые и хрустальные яйца. Подарочные пасхальные яйца изготавливали из золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они были самых разных размеров - от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек - их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Такие миниатюрные ювелирные украшения обычно дарили девочкам несколько лет подряд, и постепенно у нее формировалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.
Многие сувенирные изделия (несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и т.д.) также изготавливались в форме яйца к Пасхе.
Обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался в России во всех слоях общества - от крестьянской избы до царского двора, причем христосовались со всеми домашними без различия сословий - хозяева со слугами и т.д.
При царском дворе начиная с Алексея Михайловича обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентированный ритуал: "...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди", - писал Н. Костомаров.
Изготовлением пасхальных яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем все чаще стали христосоваться и обмениваться рукодельными яйцами, а пасхальные яйца постепенно превратились в своеобразный памятный подарок. Такие яйца нередко были весьма дорогими и изысканными.
В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц стало самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия - и целой отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т.д.
В кладовой Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц - для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Количество подарочных яиц, ежегодно поставляемых царскому двору, постоянно увеличивалось.
Эскизы для декорации пасхальных яиц, предназначавшихся царю, членам его семьи и другим знатным особам, нередко заказывали известным иконописцам и художникам (так, например, делали на императорском фарфоровом заводе, где выпуск пасхальных яиц был налажен с 1749 года).
Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Мастера фирмы создали 56 уникальных подарочных яиц для императоров Александра III и Николая II. Двенадцать пасхальных яиц было изготовлено для частных лиц - Александра Фердинандовича Келча (владельца нескольких золотых приисков в Сибири), для князя Юсупова и для герцогини Мальборо.
После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась.
Автор: Инесса Оливка |
Оставить комментарий
|
24 апреля 2008, 8:00 21566 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан