Статьи » Колонка кинокритика
Название кинокартины: Королева (The Queen).
Производство: Великобритания – Италия - Франция, 2006 год.
Режиссер: Стивен Фрирс.
Сценарист: Питер Морган.
Оператор: Аффонсо Беато.
Композитор: Александр Деспла.
Продюсер: Трейси Сиуард.
В ролях: Елизавета II - Хелен Мирен;
Тони Блэр - Майкл Шин;
Принц Филипп - Джеймс Кромвель;
Королева-мать - Сильвия Симс;
Принц Чарльз - Алекс Дженнингс;
А также Хелен МакКрори, Роджер Аллам, Тим МакМуллан, Дуглас Рейт, Робин Соанс и другие.
Ох уж эта монархия! И ох уж эти монархи! То чопорные в своих речах к народу, то страстные в выражении чувств к противоположному полу, но всегда – и в первом, и во втором случаях - непонятные простому люду. Кому как не нам – россиянам, расставшимся с монархическим устройством государства не так уж давно – не понимать одной простой вещи: вся правда о жизни, мыслях и стремлениях монарха всегда будет закрыта за семью печатями, и как бы ты ни хотел докопаться до истины, тебя ждет лишь ее иллюзия.
Очередную такую иллюзию представили на суд кинокритиков и зрителей Стивен Фрирс и Питер Морган. Их лента «Королева» повествует о жизни английской королевской семьи в первые дни после трагической кончины Дианы, принцессы Уэльской, урожденной леди Спенсер. А главное действующее лицо, вокруг которого развиваются все события фильма, это ныне здравствующая Елизавета II. Что очень современно, на мой взгляд, учитывая преданность простых английских граждан монархическим убеждениям и влияние Соединенного Королевства на мировую политику.
Авторы фильма хотели показать, каково же это быть королевой великой державы, да еще и старой закалки, прошедшей сквозь вторую мировую войну и не приемлющей никаких нововведений. Каково убрать свои собственные убеждения куда подальше, и все потому, что того хочет непонятый тобой – монархом – в этот раз народ.
Хотели того сценарист и режиссер или нет, но в ленте фигурируют целых три королевы. Непосредственно Елизавета II – английская королева в исполнении Хелен Мирен, ее мать Сильвия - истинная королева всего английского семейства, направляющая ход мыслей собственной дочери в нужное и, что немаловажно, правильное, по ее мнению, русло, и Диана – та, что стала народной принцессой при жизни и королевой человеческих сердец после смерти. И хотя последняя не показывается режиссером на экране, зрителя не покидает ощущение, что дух Дианы витает в воздухе Англии и вкраплен в слова и мысли героев на протяжении всей ленты.
Отчасти так оно и есть. Ведь действия разворачиваются на фоне подготовки похорон и чересчур холодного отношения королевской семьи, по мнению простых англичан, к памяти леди Ди. И со всем этим перекрещиваются, словно остро заточенные мечи, мыслеобразы, живущие в голове Елизаветы Английской. О долге перед страной и народом. О сдержанности. О том, что есть некие правила поведения членов королевской семьи. И о том, что нарушивший эти неписаные правила, даже после собственной смерти не имеет права на отпущение таких грехов, как развод, романы и вынесение по собственной воле событий своей личной жизни на страницы целой книги и множества газет.
Это борьба. Борьба мертвой, но молодой Дианы и живой, но старой Елизаветы. Последняя ездит на разваливающемся на ходу авто и предпочитает глушь леса городскому туману. А первая, так уж выходит, даже в свой последний путь уезжает на лимузине под плач миллионов провожающих.
Ощущение своей ущербности, несмотря на все добро, что сотворила. Вот мысль Елизаветы, а может быть, самого Фрирса, которая меня удивила. Но эта самая мысль, единожды пробежав по экрану, сразу же поставила английскую королеву в один ряд с обыкновенными людьми планеты.
Ведь всем нам знакомо это чувство – пыжишься, стараешься, делаешь только то, что может принести пользу, и все это с ранней молодости – лет с восемнадцати – двадцати. А потом, спустя сорок-пятьдесят лет, твои собственные дети и внуки, ради которых жертвовала, жила, вела бои, говорят, что не помнят былого, и что просто время изменилось, и что ты тоже должна измениться в угоду ему, а также им – тем самым детям и внукам, ибо этого хотят они. А они – одновременно и груз на твоих плечах, и твоя радость.
Знакомо? Вот и английской королеве известно это ощущение, когда ее, ранее преданный народ, ради которого она взвалила на себя бремя монаршей власти, не понимает ее и не принимает ее действий, а точнее отсутствия оных. И ждет совсем иного. Того, что, по мнению любой бабульки, сидящей на скамейке у подъезда, является верхом аморальности. И даже, более того, представляет собой святотатство.
Но Блэр выбивает все-таки пышные похороны для Дианы и поднятие флага над Букингемским дворцом. И всё это при том, что леди Ди была лишена при жизни титула «ее королевское высочество» и поэтому была вынуждена склоняться в реверансе даже перед собственными сыновьями. Одним словом, она уже не была членом английского королевского семейства. Но оставалась любимицей народа. И это решило все.
Да, по сценарию фильма Тони Блэр возвращает людям веру в монархию, но простые люди рушат внутренние моральные устои Елизаветы II. И уже непонятно – кто же тот самый олень, на которого охотились юные принцы вместе с дедом, но которого убил заезжий гость соседей по имению? На разделанную тушу дикого оленя английская королева смотрит со скорбью в глазах. Ее жалость к нему, когда он был еще жив, прошла, и вместо нее появилось в душе чувство пустоты и утраты чего-то важного и нужного.
Думает ли Елизавета в тот момент о Диане, которую травила всеми известными только ей способами и вытравила-таки из жизни, или же думает о себе самой, что вынуждена морально умереть, дабы выполнить до конца свой долг перед отечеством – этот вопрос одновременно и имеет, и не имеет смысла в фильме. Ибо режиссер ставит этой сценой в своей картине вопросы более широкие и глубокие. В частности, а что же такое смерть? Тем более случайная. И почему мы не знаем времени нашего ухода из жизни, а также часа ухода близких? Ведь если бы мы располагали подобной информацией, то обязательно изменили бы что-нибудь в своей судьбе, в своем отношении к людям, которым суждено уйти на небеса?
Диана и Елизавета – две королевы одной страны, одного мирка, но на разных его полюсах и уровнях. И должна ли одна радоваться смерти второй? Дарует ли ей это успокоение? Ответ: нет. А ведь титулованная особа считала, что все должно быть по-другому.
Фильм «Королева» о том, как рушатся идеи, на которых ты вырос. Для кого-то это старая монархия. Для наших дедов это коммунизм. Для меня лично это миф о том, что деньги, красота и титулы – это залог не только успешной, но и счастливой жизни.
Королева
Ох уж эта монархия! И ох уж эти монархи! То чопорные в своих речах к народу, то страстные в выражении чувств к противоположному полу, но всегда – и в первом, и во втором случаях - непонятные простому люду. Кому как не нам – россиянам, расставшимся с монархическим устройством государства не так уж давно – не понимать одной простой вещи: вся правда о жизни, мыслях и стремлениях монарха всегда будет закрыта за семью печатями, и как бы ты ни хотел докопаться до истины, тебя ждет лишь ее иллюзия.
Очередную такую иллюзию представили на суд кинокритиков и зрителей Стивен Фрирс и Питер Морган. Их лента «Королева» повествует о жизни английской королевской семьи в первые дни после трагической кончины Дианы, принцессы Уэльской, урожденной леди Спенсер. А главное действующее лицо, вокруг которого развиваются все события фильма, это ныне здравствующая Елизавета II. Что очень современно, на мой взгляд, учитывая преданность простых английских граждан монархическим убеждениям и влияние Соединенного Королевства на мировую политику.
Авторы фильма хотели показать, каково же это быть королевой великой державы, да еще и старой закалки, прошедшей сквозь вторую мировую войну и не приемлющей никаких нововведений. Каково убрать свои собственные убеждения куда подальше, и все потому, что того хочет непонятый тобой – монархом – в этот раз народ.
Хотели того сценарист и режиссер или нет, но в ленте фигурируют целых три королевы. Непосредственно Елизавета II – английская королева в исполнении Хелен Мирен, ее мать Сильвия - истинная королева всего английского семейства, направляющая ход мыслей собственной дочери в нужное и, что немаловажно, правильное, по ее мнению, русло, и Диана – та, что стала народной принцессой при жизни и королевой человеческих сердец после смерти. И хотя последняя не показывается режиссером на экране, зрителя не покидает ощущение, что дух Дианы витает в воздухе Англии и вкраплен в слова и мысли героев на протяжении всей ленты.
Отчасти так оно и есть. Ведь действия разворачиваются на фоне подготовки похорон и чересчур холодного отношения королевской семьи, по мнению простых англичан, к памяти леди Ди. И со всем этим перекрещиваются, словно остро заточенные мечи, мыслеобразы, живущие в голове Елизаветы Английской. О долге перед страной и народом. О сдержанности. О том, что есть некие правила поведения членов королевской семьи. И о том, что нарушивший эти неписаные правила, даже после собственной смерти не имеет права на отпущение таких грехов, как развод, романы и вынесение по собственной воле событий своей личной жизни на страницы целой книги и множества газет.
Это борьба. Борьба мертвой, но молодой Дианы и живой, но старой Елизаветы. Последняя ездит на разваливающемся на ходу авто и предпочитает глушь леса городскому туману. А первая, так уж выходит, даже в свой последний путь уезжает на лимузине под плач миллионов провожающих.
Ощущение своей ущербности, несмотря на все добро, что сотворила. Вот мысль Елизаветы, а может быть, самого Фрирса, которая меня удивила. Но эта самая мысль, единожды пробежав по экрану, сразу же поставила английскую королеву в один ряд с обыкновенными людьми планеты.
Ведь всем нам знакомо это чувство – пыжишься, стараешься, делаешь только то, что может принести пользу, и все это с ранней молодости – лет с восемнадцати – двадцати. А потом, спустя сорок-пятьдесят лет, твои собственные дети и внуки, ради которых жертвовала, жила, вела бои, говорят, что не помнят былого, и что просто время изменилось, и что ты тоже должна измениться в угоду ему, а также им – тем самым детям и внукам, ибо этого хотят они. А они – одновременно и груз на твоих плечах, и твоя радость.
Знакомо? Вот и английской королеве известно это ощущение, когда ее, ранее преданный народ, ради которого она взвалила на себя бремя монаршей власти, не понимает ее и не принимает ее действий, а точнее отсутствия оных. И ждет совсем иного. Того, что, по мнению любой бабульки, сидящей на скамейке у подъезда, является верхом аморальности. И даже, более того, представляет собой святотатство.
Но Блэр выбивает все-таки пышные похороны для Дианы и поднятие флага над Букингемским дворцом. И всё это при том, что леди Ди была лишена при жизни титула «ее королевское высочество» и поэтому была вынуждена склоняться в реверансе даже перед собственными сыновьями. Одним словом, она уже не была членом английского королевского семейства. Но оставалась любимицей народа. И это решило все.
Да, по сценарию фильма Тони Блэр возвращает людям веру в монархию, но простые люди рушат внутренние моральные устои Елизаветы II. И уже непонятно – кто же тот самый олень, на которого охотились юные принцы вместе с дедом, но которого убил заезжий гость соседей по имению? На разделанную тушу дикого оленя английская королева смотрит со скорбью в глазах. Ее жалость к нему, когда он был еще жив, прошла, и вместо нее появилось в душе чувство пустоты и утраты чего-то важного и нужного.
Думает ли Елизавета в тот момент о Диане, которую травила всеми известными только ей способами и вытравила-таки из жизни, или же думает о себе самой, что вынуждена морально умереть, дабы выполнить до конца свой долг перед отечеством – этот вопрос одновременно и имеет, и не имеет смысла в фильме. Ибо режиссер ставит этой сценой в своей картине вопросы более широкие и глубокие. В частности, а что же такое смерть? Тем более случайная. И почему мы не знаем времени нашего ухода из жизни, а также часа ухода близких? Ведь если бы мы располагали подобной информацией, то обязательно изменили бы что-нибудь в своей судьбе, в своем отношении к людям, которым суждено уйти на небеса?
Диана и Елизавета – две королевы одной страны, одного мирка, но на разных его полюсах и уровнях. И должна ли одна радоваться смерти второй? Дарует ли ей это успокоение? Ответ: нет. А ведь титулованная особа считала, что все должно быть по-другому.
Фильм «Королева» о том, как рушатся идеи, на которых ты вырос. Для кого-то это старая монархия. Для наших дедов это коммунизм. Для меня лично это миф о том, что деньги, красота и титулы – это залог не только успешной, но и счастливой жизни.
Автор: Леона Аруас |
Оставить комментарий
|
30 октября 2007, 7:00 4479 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан