Статьи » Колонка кинокритика
Режиссер – Франсуа Озон
Озон - один из тех режиссеров, которые никогда не изменяют себе, своему стилю, своим поклонникам и своему таланту. Но с такой вот постоянностью ему никто не смог прицепить ни одного ярлыка, а критики так и не сошлись в едином экстазе вывода по отношению к нему. Очевидно, в этом и есть Озоновский шарм и красота.
В основе сюжета нового фильма – написанный в 1957 году роман Элизабет Тэйлор (к знаменитой актрисе сие творение не имеет даже косвенного отношения, поскольку это не столь редкое на западе сочетание имени и фамилии). Это роман о молодой британской писательнице начала ХХ века, имя которой Энджелла Деревелл. Энджел была знаменита своими новеллами, но нынче забыта любителями такой литературы, а ее книги пылятся на третьем ряду верхней полки книжного стеллажа.
Энджел (Ромола Гараи) с самого детства, проведенного на втором этаже родительской продуктовой лавки, жила в своих мечтах. Она прошла весь жизненный путь успешной писательницы в окружении своих грёз. Молодая Энджел испытывает муки творчества, познаёт, что есть «слава», очень рано, переживает любовные драмы и Мировую войну. Она рано умирает, потому что жить в мире иллюзий, как бы прекрасно это ни было для прописавшегося там, долго нельзя.
Энджел – личность незаурядная, несмотря на полное отсутствие какого-либо вкуса, манер и абсолютный эгоцентризм. Она видела мир только так, как хотелось ей, вся вселенная кружилась вокруг неё, она стала в своих фантазиях её центром. Жизнь была для неё комической пьесой, сыгранной на сцене большого театра драмы – экспрессия крупных планов, переигранность эмоций и чувств, фейерверк цветов и красок. И если убрать слова, сделав фильм немым, мы всё бы поняли без слов. Энджел вполне могла бы стать яркой последовательницей экспрессии самого Чаплина. Ромола Гараи очень умело передаёт всю эту атмосферу внутренних переживаний в стиле модерн – и грустно, и смешно одновременно.
Начало фильма немного настораживает – несуразное «розовое» вступление с прекрасной, вроде бы, но не к месту, музыкой чудесного Дэнни Эльфмана, с актрисой, которая объективно немного старовата для роли, которую играет. Но по ходу фильма вкушаешь эту соль, эту странность, осознаёшь смысл всего снятого и сыгранного. «Ангел» - это внезапный сюрприз для зрителя, познающего и входящего во внутренний мир другого человека, который так ярко раскрывается прямо на экране. «Ангел» - из сорта фильмов для женщин и геев, фильм о том, насколько может быть сильно человеческое воображение, не важно, плохо это или хорошо, о том, как человек может жить исключительно в своей собственной вселенной, столь нежно и аккуратно продуманной от начала и до конца.
Оригинальность картины заключается в том, что в основном мы видим экранный мир глазами Энджел. А глаза её видят только то, что её воображение говорит видеть им. Чтобы не жить в настоящем, пустоту реальности она заполняет своими выдумками, будто бы она и есть одна единственная героиня своих блистательных романов. И как бы ужасно и печально ни было то, что происходит в реальности, это не касается Энджел, ведь она всё трансформирует в своей голове так, как ей хочется, как хочет её фантазия, которой у неё, то ли к счастью, хотя скорее, к сожалению, в избытке.
Естественно, её мир инфантилен, незрел, легкомысленен и пуст. Это тот самый китч, столь свойственный Озону и великолепно перенесенный на экран со всей нелепостью ситуаций и положений (вот и объяснение несуразному «розовому» началу). Так было в тот момент, когда она делает предложение Эсме (Майкл Фассбендер), мужчине, выбранному ею, чтоб «дарить ему любовь», и неожиданно дождь за окном кончается и появляется радуга, когда он говорит «Да». Эмпирическая реальность здесь прекращает своё существование, для Энджел видеть её и жить в ней – нечто невозможное. Напряжение между усиленной верой Энджел в правдоподобность её мира и нелепостью ситуации, которую видит зритель и остальные герои, можно почти что материально ощутить, будто бы до него можно дотронуться.
Забавно наблюдать за абсурдом Энджел со стороны других, таких как героиня великолепной Шарлоты Ремплинг, исполняющей роль Гермионы. Она играет особо осуждающую персону, углубляющуюся в творчество Энджел как заинтересованная сторона. Её удивляет вся эта камедь, ведь даже её муж влюблён в «эту сумасшедшую девицу», не говоря уже о Эсме, бездарном художнике, который целиком и полностью принимает этот безумный вымысел своей погрязшей в сказках жены, не находя адекватного места для себя в этом фиктивном мире. И фильм постоянно играет на этих двух гранях – на жестокости, подлости и мерзости реального мира и ярком, светлом, фантазийном создании Энджел. Сюрприз в том, что мы никогда с первого взгляда не можем определить, что происходит - во сне ли мы молоденькой писательницы или нет, когда он закончится и начнётся ли вновь что-нибудь реальное.
Франсуа Озон никогда не стремился быть популярным и массовым режиссером. «8 женщин» сделали его таковым совсем немного, но не лишили классических составляющих - французской речи, французского скептицизма и французского ветра в голове. После восьмерки истинных «мадам франсэз» он снял несколько довольно скромных лент на радость поклонникам. «Ангел» есть его возвращение вновь на большие экраны. Первая его картина, где все до единого говорят по-английски. Здесь всё понятно, Озон - прижизненный классик, и снимать кино об английской писательнице на французском языке было бы для него признанием своей несостоятельности, банальности и полного разрушения ОЗОНовского стиля. Но мсье Франсуа не таков.
Парадокс сего большого фильма и в том, что на главные роли приглашены, в общем-то, ещё никому не известные актёры (не берём в расчёт Шарлоту Ремплинг, исполняющую эффектную роль второго плана, во всём своём великолепии, просто потому, что она не умеет иначе). По задумке и размаху – костюмы, декорации и сам сценарий - это претензия на большое, серьёзное и почти что голливудское кино. Хотя цель «Ангела», естественно, не кассовый сбор, а эмоции зрителя.
Озон наслаждается своим ироническим триумфом: комедия положений, и смех и грех - это про «Ангела». В этом парадоксе есть та инфантильность и загадочность, о которой люди забывают, переходя порог 15-ти лет. Вкупе с ярким миром той эпохи, Озон будто бы ностальгирует по тому времени. Фильм понравится тем, кто знает и умеет оценить реальность и выдумку, для тех, кто умеет мечтать, не теряя контроль, кто умеет осуждать и жалеть в одно и то же время. Это не просто фильм, это картина о взлёте и падении английской писательницы, которые были или всего лишь могли быть.
Ангел (Angel) 2007
В основе сюжета нового фильма – написанный в 1957 году роман Элизабет Тэйлор (к знаменитой актрисе сие творение не имеет даже косвенного отношения, поскольку это не столь редкое на западе сочетание имени и фамилии). Это роман о молодой британской писательнице начала ХХ века, имя которой Энджелла Деревелл. Энджел была знаменита своими новеллами, но нынче забыта любителями такой литературы, а ее книги пылятся на третьем ряду верхней полки книжного стеллажа.
Энджел (Ромола Гараи) с самого детства, проведенного на втором этаже родительской продуктовой лавки, жила в своих мечтах. Она прошла весь жизненный путь успешной писательницы в окружении своих грёз. Молодая Энджел испытывает муки творчества, познаёт, что есть «слава», очень рано, переживает любовные драмы и Мировую войну. Она рано умирает, потому что жить в мире иллюзий, как бы прекрасно это ни было для прописавшегося там, долго нельзя.
Энджел – личность незаурядная, несмотря на полное отсутствие какого-либо вкуса, манер и абсолютный эгоцентризм. Она видела мир только так, как хотелось ей, вся вселенная кружилась вокруг неё, она стала в своих фантазиях её центром. Жизнь была для неё комической пьесой, сыгранной на сцене большого театра драмы – экспрессия крупных планов, переигранность эмоций и чувств, фейерверк цветов и красок. И если убрать слова, сделав фильм немым, мы всё бы поняли без слов. Энджел вполне могла бы стать яркой последовательницей экспрессии самого Чаплина. Ромола Гараи очень умело передаёт всю эту атмосферу внутренних переживаний в стиле модерн – и грустно, и смешно одновременно.
Начало фильма немного настораживает – несуразное «розовое» вступление с прекрасной, вроде бы, но не к месту, музыкой чудесного Дэнни Эльфмана, с актрисой, которая объективно немного старовата для роли, которую играет. Но по ходу фильма вкушаешь эту соль, эту странность, осознаёшь смысл всего снятого и сыгранного. «Ангел» - это внезапный сюрприз для зрителя, познающего и входящего во внутренний мир другого человека, который так ярко раскрывается прямо на экране. «Ангел» - из сорта фильмов для женщин и геев, фильм о том, насколько может быть сильно человеческое воображение, не важно, плохо это или хорошо, о том, как человек может жить исключительно в своей собственной вселенной, столь нежно и аккуратно продуманной от начала и до конца.
Оригинальность картины заключается в том, что в основном мы видим экранный мир глазами Энджел. А глаза её видят только то, что её воображение говорит видеть им. Чтобы не жить в настоящем, пустоту реальности она заполняет своими выдумками, будто бы она и есть одна единственная героиня своих блистательных романов. И как бы ужасно и печально ни было то, что происходит в реальности, это не касается Энджел, ведь она всё трансформирует в своей голове так, как ей хочется, как хочет её фантазия, которой у неё, то ли к счастью, хотя скорее, к сожалению, в избытке.
Естественно, её мир инфантилен, незрел, легкомысленен и пуст. Это тот самый китч, столь свойственный Озону и великолепно перенесенный на экран со всей нелепостью ситуаций и положений (вот и объяснение несуразному «розовому» началу). Так было в тот момент, когда она делает предложение Эсме (Майкл Фассбендер), мужчине, выбранному ею, чтоб «дарить ему любовь», и неожиданно дождь за окном кончается и появляется радуга, когда он говорит «Да». Эмпирическая реальность здесь прекращает своё существование, для Энджел видеть её и жить в ней – нечто невозможное. Напряжение между усиленной верой Энджел в правдоподобность её мира и нелепостью ситуации, которую видит зритель и остальные герои, можно почти что материально ощутить, будто бы до него можно дотронуться.
Забавно наблюдать за абсурдом Энджел со стороны других, таких как героиня великолепной Шарлоты Ремплинг, исполняющей роль Гермионы. Она играет особо осуждающую персону, углубляющуюся в творчество Энджел как заинтересованная сторона. Её удивляет вся эта камедь, ведь даже её муж влюблён в «эту сумасшедшую девицу», не говоря уже о Эсме, бездарном художнике, который целиком и полностью принимает этот безумный вымысел своей погрязшей в сказках жены, не находя адекватного места для себя в этом фиктивном мире. И фильм постоянно играет на этих двух гранях – на жестокости, подлости и мерзости реального мира и ярком, светлом, фантазийном создании Энджел. Сюрприз в том, что мы никогда с первого взгляда не можем определить, что происходит - во сне ли мы молоденькой писательницы или нет, когда он закончится и начнётся ли вновь что-нибудь реальное.
Франсуа Озон никогда не стремился быть популярным и массовым режиссером. «8 женщин» сделали его таковым совсем немного, но не лишили классических составляющих - французской речи, французского скептицизма и французского ветра в голове. После восьмерки истинных «мадам франсэз» он снял несколько довольно скромных лент на радость поклонникам. «Ангел» есть его возвращение вновь на большие экраны. Первая его картина, где все до единого говорят по-английски. Здесь всё понятно, Озон - прижизненный классик, и снимать кино об английской писательнице на французском языке было бы для него признанием своей несостоятельности, банальности и полного разрушения ОЗОНовского стиля. Но мсье Франсуа не таков.
Парадокс сего большого фильма и в том, что на главные роли приглашены, в общем-то, ещё никому не известные актёры (не берём в расчёт Шарлоту Ремплинг, исполняющую эффектную роль второго плана, во всём своём великолепии, просто потому, что она не умеет иначе). По задумке и размаху – костюмы, декорации и сам сценарий - это претензия на большое, серьёзное и почти что голливудское кино. Хотя цель «Ангела», естественно, не кассовый сбор, а эмоции зрителя.
Озон наслаждается своим ироническим триумфом: комедия положений, и смех и грех - это про «Ангела». В этом парадоксе есть та инфантильность и загадочность, о которой люди забывают, переходя порог 15-ти лет. Вкупе с ярким миром той эпохи, Озон будто бы ностальгирует по тому времени. Фильм понравится тем, кто знает и умеет оценить реальность и выдумку, для тех, кто умеет мечтать, не теряя контроль, кто умеет осуждать и жалеть в одно и то же время. Это не просто фильм, это картина о взлёте и падении английской писательницы, которые были или всего лишь могли быть.
Автор: Тафинцева Татьяна |
Оставить комментарий
|
31 июля 2007, 7:00 4326 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан