Статьи » Интересные люди
В мае 1997 года во Дворце юстиции города Милана проходил очередной процесс: судебную коллегию возглавлял председатель городского суда, сторону обвинения представлял известный в Италии прокурор, защитниками выступали два модных адвоката. Только вот свидетели отсутствовали, ведь со времени преступления прошло две с лишним сотни лет...
Обвиняемый - Антонио Сальери
Итак, слушалось дело Сальери об отравлении им Моцарта. Проходи подобный процесс в нашей стране, и тени сомнения ни у кого не возникло бы. Разве великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин не доказал уже вину Сальери? Разве не вложил он в уста убийцы, который прикидывался другом простодушного Моцарта, признание в злостном намерении: «Нет! Не могу противиться я доле судьбе моей: я избран, чтоб его остановить - не то мы все погибли, мы все, жрецы, служители музыки, не я один с моей глухою славой... Что пользы, если Моцарт будет жив и новой высоты еще достигнет?!» Люто завидовал, мол, посредственный музыкант и сочинитель Сальери искрометному гению Моцарта, просто ночей не спал, а потому взял да и подсыпал ему в бокал яду. С точки зрения психологии, такой поступок вполне возможен. У юристов и психиатров даже термин появился - «синдром Сальери»: преступление, совершенное на почве профессиональной зависти.
Только вот к самому Сальери синдром, названный его именем, никакого отношения не имеет. Посудите сами: Антонио Сальери родился в состоятельной семье успешного купца из Вероны. Как и Моцарт, он проявил блестящие музыкальные способности еще в раннем детстве, в семнадцать лет создал первое сочинение, в двадцать дебютировал в Вене сразу с тремя операми, а еще через четыре года стал придворным композитором всесильного австрийского императора. Для музыканта того времени это был пик карьеры. Сальери был не только блестящим композитором, произведения которого с огромным успехом исполнялись по всей Европе, но и талантливым педагогом. Он основал Венскую консерваторию. Его называли «отцом композиторов»: его ученики - знаменитые Бетховен, Лист, Шуберт - просто боготворили своего учителя. Согласитесь, скорее самому Сальери можно было завидовать!
Да и описание характера придворного композитора совсем не похоже на психологический портрет убийцы. Это поэтическое воображение Пушкина нарисовало сухую и желчную посредственность, разъявшую «музыку, как труп», проверявшую «алгеброй гармонию». А современники оставили светлые воспоминания о добрейшем, жизнерадостном, остроумном и глубоко верующем человеке. Простой пример из жизни композитора: когда умер его учитель Глюк, именно Сальери взял на себя заботу о его детях. Что касается взаимоотношений обвиняемого и Моцарта, то их не назовешь близкими друзьями, но и вражды между двумя композиторами тоже никогда не было. Сальери даже помогал молодому и вечно нуждающемуся товарищу по профессии получать выгодные заказы. В письме к жене за полтора месяца до смерти Моцарт с гордостью пишет, что мэтр посетил его спектакль «Волшебная флейта» и «не было ни одного номера, от увертюры до последнего хора, который бы не вызвал его «Браво!» Притворялся, подлец? А когда после смерти Моцарта его вдова отправила младшего сына учиться не к кому-нибудь, а к Сальери, пытался загладить вину? Но как же мать могла доверить своего ребенка убийце его отца?!
Так неужели же Пушкин - наша национальная гордость - банальный клеветник?! Успокойтесь, ревнивец Отелло, знаете ли, тоже не душил несчастную Дездемону, но Шекспиру ведь никто иск не предъявлял. Просто поэт взял за основу очень распространенный в его времена слух, который даже обсуждали в печати, и гениально, по своему обыкновению, его обработал. А повод для сплетен, кстати, дал сам Сальери. Дожив до глубокой старости, он порой впадал в полубезумное состояние и частенько говорил об отравлении Моцарта. Придя в сознание, божился, конечно, что не убивал, но было уже поздно. Сплетня пошла в народ и постепенно обросла «доказательствами» вины Сальери. Якобы и вдова Моцарта Констанца утверждала, что ее супруга неотступно преследовала мысль о смерти от яда. А сын Карл Томас вспоминал: «Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью». Но мало ли какие страхи преследуют гениев, а ртуть, гораздо позднее действительно найденная в организме композитора, находилась там по той простой причине, что ею лечили ревматизм, которым страдал Моцарт. Гастрольный с детских лет образ жизни даром для здоровья не проходит...
Антонио Сальери был оправдан итальянским судом «за отсутствием состава преступления».
Задержаны по подозрению
Но кто же тогда убийца? У кого поднялась рука погубить гения в расцвете творческих и иных сил? Ведь Моцарту было всего тридцать пять, когда он покинул этот бренный мир. Следствие, которое вели историки, писатели и даже медики, пыталось доказать причастность к убийству масонского ордена. Масонам к подобного рода подозрениям не привыкать, «каменщиков» даже в развязывании мировых войн обвиняли, а тут всего лишь отравление отдельно взятого композитора. Моцарт, как и многие его современники, увлекался идеями масонства и даже вступил в члены масонской ложи. Его последняя опера «Волшебная флейта» содержит явно масонские темы. Это факты, а вот дальше можно только предполагать. Якобы руководителям ордена показалось, что опера слишком карикатурна. Или, наоборот, чересчур откровенна: раскрыл, мол, все тайны масонские по секрету всему свету. Да еще и собственное тайное общество вознамерился создать - за это уж точно музыкантишку убивать пора! Вот и отравили масоны Моцарта ртутью и сами же тайно похоронили его за чертой города, так что даже вдова не знала, где могилка его! Мало того - похитили череп гения для своих богомерзких обрядов! И вот уже позабыто то обстоятельство, что «каменщики» не единожды оказывали своему «многоуважаемому другу и брату по ордену» помощь, в том числе материальную. И предан забвению тот исторический факт, что «Волшебную флейту», как и «Масонскую кантату», Моцарт написал в защиту братства, которое активно преследовала католическая церковь. После гибели композитора члены масонского ордена не раз исполняли его произведения для европейской публики, а сборы передавали вдове.
Кстати, о Констанце. Чем не претендент на вакантное место убийцы? Злые языки утверждали, что ученик и секретарь Моцарта, некий Франц Ксавьер Зюсмайер, был по совместительству еще и любовником его жены. Вот и отравили несчастного на пару! А дефицитную в то время ртуть получили из рук того самого таинственного «черного человека», который заказал Моцарту «Реквием» и нагнал на него смертного страху. И неважно, что «черным человеком» оказался благовоспитанный граф, музыкант-любитель и поклонник Моцарта - Вальзегг цу Штуппах, за свою жизнь мухи не обидивший... Не сумев доказать эту версию, поклонники, особенного женского пола, еще долго кричали на каждом углу: и за что их кумир мог так обожать эту Констанцу, она даже не способна по достоинству оценить степень его одаренности. Только и знала, что тратить его денежки! Гения похоронили, как последнего бродягу, в общей могиле, а ведь он получал порой бешеные гонорары. Когда его спрашивали, куда он тратит деньги, ведь у него нет ни поместий, ни конюшен, ни любовниц, ни кучи детей, отвечал: «Но у меня есть жена Констанца! Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей!» Их первенец умер, прожив всего несколько месяцев. Та же участь постигла обеих дочерей, затем еще одного сына. В живых остались только два мальчика. Шесть беременностей и четыре могилки за девять лет! Но, несмотря на общее горе, чета Моцартов, по свидетельству их друзей, была счастлива в браке. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: так Моцарты, не имея денег на дрова, пытались согреться…
Заключение судмедэкспертизы
Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года. В протоколе медицинского освидетельствования опытный врач и друг композитора, лечивший его, написал, что больной скончался в ужасных страданиях от «острой сыпной лихорадки», осложненной резким обострением многолетней суставной болезни. Вскрытия делать не стали, так как даже мысли о насильственной смерти у доктора и семьи тогда не возникло. В те дни многие жители Вены умерли от непонятного мора, потому и хоронили в спешке в общих могилах подальше от города. И это был не тиф, частенько посещавший Европу, от него у Моцарта был шанс спастись. Но тогда что?
В современной медицине нет такого термина, как «острая сыпная лихорадка». Зато существует целый букет других диагнозов, которые уже в наши дни исследователи с лихвой обнаружили у композитора. Гений с детства страдал хроническим тонзиллитом и суставным ревматизмом, без всяких прививок перенес тиф, желтуху (гепатит А), ветрянку, многочисленные бронхиты. Таким образом, иммунитет у него был хуже некуда. Непосредственной же причиной смерти Моцарта послужило сочетание стрептококкового вируса, поразившего верхние дыхательные пути, и почечной недостаточности. Последним аккордом стали бронхопневмония и кровоизлияние в мозг. Именно почечная недостаточность могла вызвать бредовое состояние и мрачные мысли умирающего об отравлении, а последовавшая интоксикация организма дала и сами признаки отравления.
P.S. Как есть в современной науке «синдром Сальери», так существует и «эффект Моцарта». С помощью его божественной музыки успешно лечат слабоумие, аутизм, дефекты памяти, истерии. Гениальность композитора не спасла его самого, но помогает исцеляться многим людям.
«Гений и злодейство»: дело закрыто
Обвиняемый - Антонио Сальери
Итак, слушалось дело Сальери об отравлении им Моцарта. Проходи подобный процесс в нашей стране, и тени сомнения ни у кого не возникло бы. Разве великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин не доказал уже вину Сальери? Разве не вложил он в уста убийцы, который прикидывался другом простодушного Моцарта, признание в злостном намерении: «Нет! Не могу противиться я доле судьбе моей: я избран, чтоб его остановить - не то мы все погибли, мы все, жрецы, служители музыки, не я один с моей глухою славой... Что пользы, если Моцарт будет жив и новой высоты еще достигнет?!» Люто завидовал, мол, посредственный музыкант и сочинитель Сальери искрометному гению Моцарта, просто ночей не спал, а потому взял да и подсыпал ему в бокал яду. С точки зрения психологии, такой поступок вполне возможен. У юристов и психиатров даже термин появился - «синдром Сальери»: преступление, совершенное на почве профессиональной зависти.
Только вот к самому Сальери синдром, названный его именем, никакого отношения не имеет. Посудите сами: Антонио Сальери родился в состоятельной семье успешного купца из Вероны. Как и Моцарт, он проявил блестящие музыкальные способности еще в раннем детстве, в семнадцать лет создал первое сочинение, в двадцать дебютировал в Вене сразу с тремя операми, а еще через четыре года стал придворным композитором всесильного австрийского императора. Для музыканта того времени это был пик карьеры. Сальери был не только блестящим композитором, произведения которого с огромным успехом исполнялись по всей Европе, но и талантливым педагогом. Он основал Венскую консерваторию. Его называли «отцом композиторов»: его ученики - знаменитые Бетховен, Лист, Шуберт - просто боготворили своего учителя. Согласитесь, скорее самому Сальери можно было завидовать!
Да и описание характера придворного композитора совсем не похоже на психологический портрет убийцы. Это поэтическое воображение Пушкина нарисовало сухую и желчную посредственность, разъявшую «музыку, как труп», проверявшую «алгеброй гармонию». А современники оставили светлые воспоминания о добрейшем, жизнерадостном, остроумном и глубоко верующем человеке. Простой пример из жизни композитора: когда умер его учитель Глюк, именно Сальери взял на себя заботу о его детях. Что касается взаимоотношений обвиняемого и Моцарта, то их не назовешь близкими друзьями, но и вражды между двумя композиторами тоже никогда не было. Сальери даже помогал молодому и вечно нуждающемуся товарищу по профессии получать выгодные заказы. В письме к жене за полтора месяца до смерти Моцарт с гордостью пишет, что мэтр посетил его спектакль «Волшебная флейта» и «не было ни одного номера, от увертюры до последнего хора, который бы не вызвал его «Браво!» Притворялся, подлец? А когда после смерти Моцарта его вдова отправила младшего сына учиться не к кому-нибудь, а к Сальери, пытался загладить вину? Но как же мать могла доверить своего ребенка убийце его отца?!
Так неужели же Пушкин - наша национальная гордость - банальный клеветник?! Успокойтесь, ревнивец Отелло, знаете ли, тоже не душил несчастную Дездемону, но Шекспиру ведь никто иск не предъявлял. Просто поэт взял за основу очень распространенный в его времена слух, который даже обсуждали в печати, и гениально, по своему обыкновению, его обработал. А повод для сплетен, кстати, дал сам Сальери. Дожив до глубокой старости, он порой впадал в полубезумное состояние и частенько говорил об отравлении Моцарта. Придя в сознание, божился, конечно, что не убивал, но было уже поздно. Сплетня пошла в народ и постепенно обросла «доказательствами» вины Сальери. Якобы и вдова Моцарта Констанца утверждала, что ее супруга неотступно преследовала мысль о смерти от яда. А сын Карл Томас вспоминал: «Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью». Но мало ли какие страхи преследуют гениев, а ртуть, гораздо позднее действительно найденная в организме композитора, находилась там по той простой причине, что ею лечили ревматизм, которым страдал Моцарт. Гастрольный с детских лет образ жизни даром для здоровья не проходит...
Антонио Сальери был оправдан итальянским судом «за отсутствием состава преступления».
Задержаны по подозрению
Но кто же тогда убийца? У кого поднялась рука погубить гения в расцвете творческих и иных сил? Ведь Моцарту было всего тридцать пять, когда он покинул этот бренный мир. Следствие, которое вели историки, писатели и даже медики, пыталось доказать причастность к убийству масонского ордена. Масонам к подобного рода подозрениям не привыкать, «каменщиков» даже в развязывании мировых войн обвиняли, а тут всего лишь отравление отдельно взятого композитора. Моцарт, как и многие его современники, увлекался идеями масонства и даже вступил в члены масонской ложи. Его последняя опера «Волшебная флейта» содержит явно масонские темы. Это факты, а вот дальше можно только предполагать. Якобы руководителям ордена показалось, что опера слишком карикатурна. Или, наоборот, чересчур откровенна: раскрыл, мол, все тайны масонские по секрету всему свету. Да еще и собственное тайное общество вознамерился создать - за это уж точно музыкантишку убивать пора! Вот и отравили масоны Моцарта ртутью и сами же тайно похоронили его за чертой города, так что даже вдова не знала, где могилка его! Мало того - похитили череп гения для своих богомерзких обрядов! И вот уже позабыто то обстоятельство, что «каменщики» не единожды оказывали своему «многоуважаемому другу и брату по ордену» помощь, в том числе материальную. И предан забвению тот исторический факт, что «Волшебную флейту», как и «Масонскую кантату», Моцарт написал в защиту братства, которое активно преследовала католическая церковь. После гибели композитора члены масонского ордена не раз исполняли его произведения для европейской публики, а сборы передавали вдове.
Кстати, о Констанце. Чем не претендент на вакантное место убийцы? Злые языки утверждали, что ученик и секретарь Моцарта, некий Франц Ксавьер Зюсмайер, был по совместительству еще и любовником его жены. Вот и отравили несчастного на пару! А дефицитную в то время ртуть получили из рук того самого таинственного «черного человека», который заказал Моцарту «Реквием» и нагнал на него смертного страху. И неважно, что «черным человеком» оказался благовоспитанный граф, музыкант-любитель и поклонник Моцарта - Вальзегг цу Штуппах, за свою жизнь мухи не обидивший... Не сумев доказать эту версию, поклонники, особенного женского пола, еще долго кричали на каждом углу: и за что их кумир мог так обожать эту Констанцу, она даже не способна по достоинству оценить степень его одаренности. Только и знала, что тратить его денежки! Гения похоронили, как последнего бродягу, в общей могиле, а ведь он получал порой бешеные гонорары. Когда его спрашивали, куда он тратит деньги, ведь у него нет ни поместий, ни конюшен, ни любовниц, ни кучи детей, отвечал: «Но у меня есть жена Констанца! Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей!» Их первенец умер, прожив всего несколько месяцев. Та же участь постигла обеих дочерей, затем еще одного сына. В живых остались только два мальчика. Шесть беременностей и четыре могилки за девять лет! Но, несмотря на общее горе, чета Моцартов, по свидетельству их друзей, была счастлива в браке. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: так Моцарты, не имея денег на дрова, пытались согреться…
Заключение судмедэкспертизы
Вольфганг Амадей Моцарт умер 5 декабря 1791 года. В протоколе медицинского освидетельствования опытный врач и друг композитора, лечивший его, написал, что больной скончался в ужасных страданиях от «острой сыпной лихорадки», осложненной резким обострением многолетней суставной болезни. Вскрытия делать не стали, так как даже мысли о насильственной смерти у доктора и семьи тогда не возникло. В те дни многие жители Вены умерли от непонятного мора, потому и хоронили в спешке в общих могилах подальше от города. И это был не тиф, частенько посещавший Европу, от него у Моцарта был шанс спастись. Но тогда что?
В современной медицине нет такого термина, как «острая сыпная лихорадка». Зато существует целый букет других диагнозов, которые уже в наши дни исследователи с лихвой обнаружили у композитора. Гений с детства страдал хроническим тонзиллитом и суставным ревматизмом, без всяких прививок перенес тиф, желтуху (гепатит А), ветрянку, многочисленные бронхиты. Таким образом, иммунитет у него был хуже некуда. Непосредственной же причиной смерти Моцарта послужило сочетание стрептококкового вируса, поразившего верхние дыхательные пути, и почечной недостаточности. Последним аккордом стали бронхопневмония и кровоизлияние в мозг. Именно почечная недостаточность могла вызвать бредовое состояние и мрачные мысли умирающего об отравлении, а последовавшая интоксикация организма дала и сами признаки отравления.
P.S. Как есть в современной науке «синдром Сальери», так существует и «эффект Моцарта». С помощью его божественной музыки успешно лечат слабоумие, аутизм, дефекты памяти, истерии. Гениальность композитора не спасла его самого, но помогает исцеляться многим людям.
Автор: Наталья Сэнт |
Оставить комментарий
|
29 июля 2007, 8:00 5778 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан