Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
21 марта ежегодно отмечается Всемирный день Поэзии, учреждённый ЮНЕСКО.
Но кто же был первым поэтом, подарившим миру первые поэтические строки?
Пары львов
гуляют в тени
под длинными изгибами веток,
серорунные овцы
и большеглазые телицы
без пастуха забрели на холм,
уходящим диким быкам
травы, качаясь, щекочут ноги,
лунорогие туры
любятся посреди кипарисов.
(Энхедуанна)
Раньше я почему-то думала, что первым поэтом был мужчина. Например, очарованный своими чувствами влюблённый или философ, переливший своё виденье мира в рифмованные строки.
Ан, нет, учёные уверены, что первым поэтом была женщина.
Жила она в XXIII веке до нашей эры в древней Месопотамии. Звали её Энхедуанна или Эн-хеду-ана (En-hedu-ana. Вернее под таким именем она известна в современном мире.
Энхедуанна представляется мне замечательной личностью древнейшего мира. Была она не только поэтом и писателем, но ещё принцессой и жрицей.
Считается, что именно эта таинственная женщина написала самые древние стихи-гимны на древне-шумерском языке.
Про Энхедуанну мало, что известно. Только то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего государство Ур (территория нынешнего Ирана) и правившего им примерно с 2285 по 2250 годы до нашей эры и царицы Ташпутум или Ташлултум.
Бабушкой или дедушкой поэтессы были: Лаибум, Энитум.
Родилась Энхедуанна, примерно в 2285 году до Рождества Христова. Место рождения Месопотамия, Ирак.
Отец её объединил северную и южную Месопотамию. Он основал первую царскую династию (2371–2316 гг. до н. э.) и создал первую в мировой истории империю. Таким образом, держава его стала многонациональной и многоликой.
У Энхедуанны были братья и сестры: Римуш, Маништушу, Шу-Энлиль.
Царь Саргон назначал членов своей семьи на самые важные посты.
Но именно свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана, царь Саргон отдал в жрицы Луны Нанне в крупнейшем городе и центре империи в городе Уре.
Судя по всему, отец назначил ее лидером религиозного культа в Уре, чтобы укрепить связи между аккадской религией, которую исповедовал сам и местной шумерской религией.
С тех пор стало традицией, чтобы старшая дочь царя была энту Нанны. Традиция эта продлилась очень долго, предположительно 500 лет.
В те давние времена храмы были не только религиозными, но и учебными центрами. Жрецы и жрицы являлись хранителями мудрости и наставниками наук и искусств в Месопотамии.
Энхедуанна сумела воплотить и персонифицировать высшую духовную власть.
К слову сказать, царь Саргон понимал всю необходимость религиозного обоснования своей власти, и он естественно опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде, который вероятно был его родовым богом но и на культ Забабы, бога Киша, и на обще-шумерский культ Энлиля в Ниппуре.
В храме этого бога он повелел создать и поставить несколько статуй и вероятно богато одарил храм, желая привлечь жречество на свою сторону.
О том, что в древнем мире Энхедуанна считалась величайшей поэтессой, говорит тот факт, что самый известный её стихотворный цикл - Nin-me-sara («Возвеличение Иштар») целых пять веков после её смерти заучивался и переписывался шумерами. Данный текст на протяжении веков учителя ставили своим ученикам как пример, когда те постигали искусство клинописи, как мы в школе постигали грамматику. Существовало бесконечное множество табличек с этим гимном. К величайшему счастью, часть из них дошла до наших дней. Иначе мы бы никогда не узнали имя этой аккадской поэтессы.
Эн-хеду-Ана, буквально означает титул — «Жрица обилия небес» или «Высшая жрица украшение небес». Если расшифровать подробнее, то имя Эн-хеду-анна означает «Эн» – высшая жрица, «хеду» – украшение, «анна» - небеса или богиня небес.
Если хорошенько подумать, то логически можно предположить, что на заре развития древних цивилизаций могли быть, и скорее всего, были и другие поэты. Но Энхедуанна первый известный шумерский автор или самый ранний писатель известный нам по имени, потому что её неозаглавленные религиозные сочинения, позднее названные - «Гимны к Инанне» представляют собой пример авторской литературы в письменной истории.
В этих гимнах впервые, по крайней мере, из всего известного нам, автор использует рассказ от первого лица. Научным миром принято считать, что Эн-хеду-Ана стала первым поэтом поставившим свою подпись под стихами.
Наиважнейшей задачей жрецов и жриц считалось «наблюдение за звёздами и планетами…».
Эн-хеду-Ана, будучи жрицей, выше других богов шумерского пантеона почитала Инанну, дочь Нанны.
Вот она писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.
О существование Энхедуанны археологи впервые узнали в 1926 году, когда сэр Леонард Вули в древнем городе Ур раскопал Гипару и нашёл полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нём жрицы, по имени, Энхедуанна, совершающей обряд ритуального возлияния, что выглядит ассоциацией с Саргоном Аккадским. На обратной стороне диска сохранилась клинописная надпись: «…супруга Нанны … дочь Саргона».
Нанн у шумеров бог Луны.
Ныне этот диск хранится в музее Пенсильванского университета.
Несмотря на то, что Эн-хеду-Ана являлась высшей жрицей небес, то есть верховной жрицей лунного бога Нанны в Уре, она написала сорок два гимна посвящённым разным богам.
Но всё-таки, особенно почитала дочь бога Луны Инану. Ей она посвятила несколько гимнов.
Писала Эн-хеду-Ана и лирические стихи.
Эн-хеду-Ана была любящей дочерью и надёжным помощником своего отца.
Она много путешествовала по стране, по городам империи, помогая царю Саргону Аккадскому объединять шумерские города-государства и укреплять царскую власть над ними.
Свою жреческую и политическую власть Эн-хеду-Ана продолжала и во время правления своего брата Римуша.
Ей уже было немало лет, когда её изгнали из Ура, и Лугаль-Ане, мятежный шумерский царь, который был недоволен её назначением «сверху» временно лишил Эн-хеду-Ану её поста.
Но Эн-хеду-Ана воззвала к богине Инанне о помощи в Nin-me-sara, самом известном своем гимне. Шумеры верили, что эта молитва подействовала успешно, Инанна послала 9 побед аккадцам в битвах с шумерами. Племянник Энхедуанны Нарам-Суэну снова объединил обе страны под своей властью на несколько лет. После этой победы Энхедуанна была возвращена на свой пост в Уре.
Как уже говорилось выше - Nin-me-sara считался священным текстом ещё полтысячелетия после смерти Энхедуанна. Именно он во время вавилонского периода использовался как учебный текст, который копировали ученики, желавшие быть писцами в шумерской школе, эдуббе.
Для реконструкции и перевода этого гимна А.Згол использовала более 100 глиняных табличек с его текстом Это число указывает на его огромную популярность. Немногие месопотамские тексты дошли в таком количестве экземпляров.
Упоминания имени Энхедуанна были позднее обнаружены в раскопанных произведениях шумерской литературы. После этого интерес к ней возрос, и началось расследование её предполагаемого авторства этих произведений.
Энхедуанна в своих творениях предстаёт перед нами «настоящей женщиной, она наделена большой мудростью, она пользуется таблицами из лапис лазури, она — советник в любых мирских делах, она измеряет Космос, и выверяет небесные меры канатами на земле…».
Энхедуанна написала три гимна Инанне, которые дошли до нашего времени. Каждый из этих гимнов представляет три совершенно разные темы древней религиозной веры.
В одном из них, Инанна предстает как свирепая богиня - воин, которая побеждает бесчисленное количество врагов, и это несмотря на то, что другие боги отказывают ей в помощи.
Во-втором, длиной в 30 строф, раскрывается роль Инанны в управлении цивилизацией и ее присмотр за домом и детьми.
В-третьем, Энхедуанна опираясь на свои личные отношения с богиней, обращается к ней за помощью и о восстановлении её в качестве жрицы храма, откуда она была изгнана мужчинами узурпаторами.
Сохранившиеся произведения Энхедуанны:
1.«nin — me- sarra» — «Царица неисчислимых божественных энергий», Гимн, восхваляющий Инанну, как правительницу мира, другое название — «Возвеличение Иштар».
2.«in-nin sa-gur-ra» — Гимн в честь Богини Иннаны или «Отважная Госпожа».
3.«in-nin me-hus-a» — «Инанна и Эбих» или Гимн о славной победе Инанны над Эбихом).
4.«e-u-nir» — сборник из 42 гимнов, посвященных храмам городов Шумера и Аккада.
Приписываются Энхедуанне, в том числе 3 гимна посвященных богине Луны «Нанне».
Сохранилось также 42 гимна 42 богам из 42 храмов, которые даровали победу ее отцу.
21 марта День Поэзии. Первая женщина Поэт
Фото: https://www.verkami.com/
Пары львов
гуляют в тени
под длинными изгибами веток,
серорунные овцы
и большеглазые телицы
без пастуха забрели на холм,
уходящим диким быкам
травы, качаясь, щекочут ноги,
лунорогие туры
любятся посреди кипарисов.
(Энхедуанна)
Раньше я почему-то думала, что первым поэтом был мужчина. Например, очарованный своими чувствами влюблённый или философ, переливший своё виденье мира в рифмованные строки.
Ан, нет, учёные уверены, что первым поэтом была женщина.
Жила она в XXIII веке до нашей эры в древней Месопотамии. Звали её Энхедуанна или Эн-хеду-ана (En-hedu-ana. Вернее под таким именем она известна в современном мире.
Энхедуанна представляется мне замечательной личностью древнейшего мира. Была она не только поэтом и писателем, но ещё принцессой и жрицей.
Считается, что именно эта таинственная женщина написала самые древние стихи-гимны на древне-шумерском языке.
Про Энхедуанну мало, что известно. Только то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего государство Ур (территория нынешнего Ирана) и правившего им примерно с 2285 по 2250 годы до нашей эры и царицы Ташпутум или Ташлултум.
Бабушкой или дедушкой поэтессы были: Лаибум, Энитум.
Родилась Энхедуанна, примерно в 2285 году до Рождества Христова. Место рождения Месопотамия, Ирак.
Отец её объединил северную и южную Месопотамию. Он основал первую царскую династию (2371–2316 гг. до н. э.) и создал первую в мировой истории империю. Таким образом, держава его стала многонациональной и многоликой.
У Энхедуанны были братья и сестры: Римуш, Маништушу, Шу-Энлиль.
Царь Саргон назначал членов своей семьи на самые важные посты.
Но именно свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана, царь Саргон отдал в жрицы Луны Нанне в крупнейшем городе и центре империи в городе Уре.
Судя по всему, отец назначил ее лидером религиозного культа в Уре, чтобы укрепить связи между аккадской религией, которую исповедовал сам и местной шумерской религией.
С тех пор стало традицией, чтобы старшая дочь царя была энту Нанны. Традиция эта продлилась очень долго, предположительно 500 лет.
В те давние времена храмы были не только религиозными, но и учебными центрами. Жрецы и жрицы являлись хранителями мудрости и наставниками наук и искусств в Месопотамии.
Энхедуанна сумела воплотить и персонифицировать высшую духовную власть.
К слову сказать, царь Саргон понимал всю необходимость религиозного обоснования своей власти, и он естественно опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде, который вероятно был его родовым богом но и на культ Забабы, бога Киша, и на обще-шумерский культ Энлиля в Ниппуре.
В храме этого бога он повелел создать и поставить несколько статуй и вероятно богато одарил храм, желая привлечь жречество на свою сторону.
О том, что в древнем мире Энхедуанна считалась величайшей поэтессой, говорит тот факт, что самый известный её стихотворный цикл - Nin-me-sara («Возвеличение Иштар») целых пять веков после её смерти заучивался и переписывался шумерами. Данный текст на протяжении веков учителя ставили своим ученикам как пример, когда те постигали искусство клинописи, как мы в школе постигали грамматику. Существовало бесконечное множество табличек с этим гимном. К величайшему счастью, часть из них дошла до наших дней. Иначе мы бы никогда не узнали имя этой аккадской поэтессы.
Эн-хеду-Ана, буквально означает титул — «Жрица обилия небес» или «Высшая жрица украшение небес». Если расшифровать подробнее, то имя Эн-хеду-анна означает «Эн» – высшая жрица, «хеду» – украшение, «анна» - небеса или богиня небес.
Если хорошенько подумать, то логически можно предположить, что на заре развития древних цивилизаций могли быть, и скорее всего, были и другие поэты. Но Энхедуанна первый известный шумерский автор или самый ранний писатель известный нам по имени, потому что её неозаглавленные религиозные сочинения, позднее названные - «Гимны к Инанне» представляют собой пример авторской литературы в письменной истории.
В этих гимнах впервые, по крайней мере, из всего известного нам, автор использует рассказ от первого лица. Научным миром принято считать, что Эн-хеду-Ана стала первым поэтом поставившим свою подпись под стихами.
Наиважнейшей задачей жрецов и жриц считалось «наблюдение за звёздами и планетами…».
Эн-хеду-Ана, будучи жрицей, выше других богов шумерского пантеона почитала Инанну, дочь Нанны.
Вот она писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.
О существование Энхедуанны археологи впервые узнали в 1926 году, когда сэр Леонард Вули в древнем городе Ур раскопал Гипару и нашёл полупрозрачный алебастровый диск с изображением на нём жрицы, по имени, Энхедуанна, совершающей обряд ритуального возлияния, что выглядит ассоциацией с Саргоном Аккадским. На обратной стороне диска сохранилась клинописная надпись: «…супруга Нанны … дочь Саргона».
Нанн у шумеров бог Луны.
Ныне этот диск хранится в музее Пенсильванского университета.
Несмотря на то, что Эн-хеду-Ана являлась высшей жрицей небес, то есть верховной жрицей лунного бога Нанны в Уре, она написала сорок два гимна посвящённым разным богам.
Но всё-таки, особенно почитала дочь бога Луны Инану. Ей она посвятила несколько гимнов.
Писала Эн-хеду-Ана и лирические стихи.
Эн-хеду-Ана была любящей дочерью и надёжным помощником своего отца.
Она много путешествовала по стране, по городам империи, помогая царю Саргону Аккадскому объединять шумерские города-государства и укреплять царскую власть над ними.
Свою жреческую и политическую власть Эн-хеду-Ана продолжала и во время правления своего брата Римуша.
Ей уже было немало лет, когда её изгнали из Ура, и Лугаль-Ане, мятежный шумерский царь, который был недоволен её назначением «сверху» временно лишил Эн-хеду-Ану её поста.
Но Эн-хеду-Ана воззвала к богине Инанне о помощи в Nin-me-sara, самом известном своем гимне. Шумеры верили, что эта молитва подействовала успешно, Инанна послала 9 побед аккадцам в битвах с шумерами. Племянник Энхедуанны Нарам-Суэну снова объединил обе страны под своей властью на несколько лет. После этой победы Энхедуанна была возвращена на свой пост в Уре.
Как уже говорилось выше - Nin-me-sara считался священным текстом ещё полтысячелетия после смерти Энхедуанна. Именно он во время вавилонского периода использовался как учебный текст, который копировали ученики, желавшие быть писцами в шумерской школе, эдуббе.
Для реконструкции и перевода этого гимна А.Згол использовала более 100 глиняных табличек с его текстом Это число указывает на его огромную популярность. Немногие месопотамские тексты дошли в таком количестве экземпляров.
Упоминания имени Энхедуанна были позднее обнаружены в раскопанных произведениях шумерской литературы. После этого интерес к ней возрос, и началось расследование её предполагаемого авторства этих произведений.
Энхедуанна в своих творениях предстаёт перед нами «настоящей женщиной, она наделена большой мудростью, она пользуется таблицами из лапис лазури, она — советник в любых мирских делах, она измеряет Космос, и выверяет небесные меры канатами на земле…».
Энхедуанна написала три гимна Инанне, которые дошли до нашего времени. Каждый из этих гимнов представляет три совершенно разные темы древней религиозной веры.
В одном из них, Инанна предстает как свирепая богиня - воин, которая побеждает бесчисленное количество врагов, и это несмотря на то, что другие боги отказывают ей в помощи.
Во-втором, длиной в 30 строф, раскрывается роль Инанны в управлении цивилизацией и ее присмотр за домом и детьми.
В-третьем, Энхедуанна опираясь на свои личные отношения с богиней, обращается к ней за помощью и о восстановлении её в качестве жрицы храма, откуда она была изгнана мужчинами узурпаторами.
Сохранившиеся произведения Энхедуанны:
1.«nin — me- sarra» — «Царица неисчислимых божественных энергий», Гимн, восхваляющий Инанну, как правительницу мира, другое название — «Возвеличение Иштар».
2.«in-nin sa-gur-ra» — Гимн в честь Богини Иннаны или «Отважная Госпожа».
3.«in-nin me-hus-a» — «Инанна и Эбих» или Гимн о славной победе Инанны над Эбихом).
4.«e-u-nir» — сборник из 42 гимнов, посвященных храмам городов Шумера и Аккада.
Приписываются Энхедуанне, в том числе 3 гимна посвященных богине Луны «Нанне».
Сохранилось также 42 гимна 42 богам из 42 храмов, которые даровали победу ее отцу.
Автор: Наталия Н Антонова |
Оставить комментарий
|
21 марта 2024, 8:00 831 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан