Статьи » Интересные люди
Иоганн Батист Штраус, который стал основателем целой династии талантливых музыкантов, родился 14 марта 1804 в городке Леопольдштадт, в предместье Вены, в семье владельца гостиницы Франца Боргиаза Штрауса и Барбары Дольман.. Его дед, Иоганн Михаэль Штраусс (1720—1800) переселился в Вену из Офена около 1762 года.
Матримониальная запись о его бракосочетании в соборе Святого Стефана была сфальсифицирована в период Третьего рейха, потому что по происхождению он был евреем крестившимся в католичество. Церковный регистратор, который оформлял венчание, не забыл сделать в брачной книге пометку о родителях жениха: «Вольф Штраус (прадед Штрауса-отца), равно как и супруга его, Терезиа, оба евреи».
У Иоганна Штрауса было нелёгкое детство. Ему было всего семь лет, когда от лихорадки умерла его мать. А спустя пять лет разорился его отец и утонул в Дунае. Предположительно он покончил с собой из-за долгов. Ведь он был должен многим кредиторам огромную сумму и не видел даже малейшей возможности найти её.
Несмотря на то, что Иоганн хотел учиться музыке, опекун отдал мальчика учиться переплётному делу, чтобы его подопечный обучился денежному ремеслу.
Тогда юный Штраус стал самостоятельно брать уроки игры на скрипке. Как ученик переплётчика Иоганн не проявлял ни способностей, ни старания. Поэтому переплётную мастерскую он оставил довольно скоро и стал играть по трактирам, в семействе собственника одной из венских гостиниц. Невероятными музыкальными способностями Штраус обладал чуть ли не с пелёнок. Друг семьи Штраусов и первый педагог Иоганна А.Полишанский рассказывал, что тот ещё, будучи совсем маленьким, вылезал из-под стола, который находился в трактире его отца, хватал скрипку и безошибочно повторял на ней мелодию, только что сыгранную кабацкими музыкантами.
Играя во многих трактирах столицы Австрии Вене, молодой Штраус очаровывал публику виртуозностью и темпераментом своей игры, приобретая всё больше поклонников
Вскоре посетители венских трактиров уже начали сравнивать его с гениальным Паганини.
Играть в танцевальном оркестре Мишеля Памера Штраус начал в четырнадцать лет.
В 1824 году он стал помощником дирижёра этого оркестра Йозефа Ланнера. А вскоре Иоганн Штраус написал свой первый вальс, который понравился публике. После чего он начал писать музыку.
В двадцать лет, когда танцевальный вечер проходил, в кабачке «У красного петуха» в венском пригороде Тури, Иоганн познакомился с девушкой по имени Анна, большой любительницей музыки.
Отец Анны Йозеф Штрайм оказался владельцем этого кабачка.
В 1824 году Штраус женился на ней, и 25 октября 1825 на свет появился первый продолжатель династии - Иоганн Штраус-младший.
Впоследствии Анна подарила Штраусу ещё четырех наследников.
Проработав в тандеме с именитым дирижером Йозефом Ланнером в течении четырёх лет, Штраус решил расстаться с ним.
Причиной, скорее всего, было то, что первый написанный Иоганном вальс, на сцене прозвучал как сочинение Ланнера.
Успех вальса окрылил Штрауса, он поверил в свои силы, и в двадцать три года собрал свой оркестр.
К тому времени из–под его пера, так и сыпались вальсы, польки, галопы.
Первое время публика всё же сравнивала Штрауса с Ланнером, который от этого сравнения всё чаше проигрывал. Музыкальная Вена раскололась на два лагеря: штраусианцев и ланнерианцев.
Император Франц I предпочитал Ланнера и назначил его «управляющим придворными балами». Но Иоганн Штраус в свою очередь получал больше всего приглашений на местные праздники и на выступления в других странах.
К 28 годам Штраус стал настолько знаменит, что даже во время холеры в 1832 году в Вене, на его выступления в зале не осталось ни одного свободного места.
В 1832 году в Вену приехал молодой Рихард Вагнер. Услышав Штрауса, он написал в своём дневнике: «Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством, восторг. Этот демон венского музыкального народного духа содрогался в начале любого вальса, словно Пифия на треножнике. Публика, которая на самом деле была более опьянена его музыкой, чем поглощёнными напитками, поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижёра со скрипкой на непостижимую для меня высоту».
В 1833 году музыка Штрауса покорила всю Европу. Скрипач и композитор гастролировал в Будапеште, Берлине, Лейпциге и Дрездене, в Голландии и Бельгии, в Париже и Лондоне.
Иоганн Штраус был первым, кто представил миру танцевальную музыку. До Штрауса она не входила в разряд высокого искусства.
В 1838 году в Лондоне Штраус принял участие в коронации королевы Виктории.
Его вальсы «Плач Лорелеи» и «Висячие мосты», самое знаменитое сочинение Штрауса - Марш Радецкого пользовались особым успехом.
Лондонские музыкальные критики называли его «Моцартом вальсов», «Бетховеном котильонов», «Паганини галопов», «Россини попурри».
Его творениями восхищались многие композиторы, от Оффенбаха до Чайковского.
Штраус много гастролировал, работал он по воспоминаниям современников до изнеможения, вследствие чего у него практически не оставалось времени на семью.
Домом и детьми занималась Анна.
Интересно, что, не уделяя времени детям, Штраус требовал, чтобы никто из них не сочинял музыку и не играл на скрипке.
Играть им можно было на фортепьяно. Штраус старший считал, что музицирование на этом инструменте является обязательным для всех образованных людей.
В 1843 году в возрасте 42 лет скончался главный соперник Штрауса Ланнер, после чего император Фердинанд I назначил Штрауса на освободившуюся придворную должность.
К этому времени у Штрауса появилась любовница Эмилия Трамбуш. Она владела мельницей.
Эмилия родила Штраусу семерых детей.
Отношения с детьми от Анны ухудшились после того, как Штраус старший застал сына-Иоганна младшего за игрой на скрипке. Это привело его буквально в дикую ярость, он отобрал у ребёнка скрипку и запер её в комод.
Но Анна купила сыну новую скрипку, и Иоганн-младший продолжил тайком совершенствоваться в игре на этом инструменте. Кроме того он научил играть на скрипке братьев - Йозефа и Эдуарда.
Отец поспешил отдать Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.
Но сын обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром. Для того, чтобы Иоганн старший не смог наложит вето на выдачу лицензии, мать подала на развод, обвинив мужа в его многочисленных изменах.
Сын получил разрешение на руководство настоящим оркестром, а старший Штраус начал постоянно подсылать на концерты сына подкупленную публику с целью сорвать их.
Попытался он так же запретить агентствам заключать любые контракты со Штраусом младшим.
После развода с женой Штраус старший тотчас отписал всё наследство своим детям от Эмилии. Крах.
Штраус старший пожинал плоды ведущего виртуоза столицы Австрии.
Спустя пять лет в Европе разразилась революция.
Штраус старший встал на сторону Габсбургов, и сочинил в честь их успехов «Марш Радецкого», который впоследствии стал одним из неофициальных гимнов Австрии.
А его старший сын поддерживал повстанцев.
Публика за то, что Штраус старший не поддержал революцию, перестала посещать концерты Штрауса старшего, он впал в депрессию, в порыве гнева сломал смычок и на следующий день и вовсе заболел скарлатиной. Его вторая жена Эмилия, испугавшись инфекции, вместе с детьми покинула дом.
Анна, узнав о состоянии бывшего мужа, тут же приехала к нему вместе с младшим Штраусом.
К сожалению, они не успели застать его в живых. Иоганн Штраус скончался в Вене 25 сентября 1849 года. Ему было всего 45 лет. Похороны его современники называли грандиозными. На них присутствовало более тридцать тысяч человек, объединённых скорбью.
На могиле отца старший сын Иоганн исполнил реквием Моцарта.
Несмотря на то, что отец лишил его наследства, он после кончины Штрауса старшего на собственные деньги издал в Лейпциге полное собрание музыкальных сочинений своего гениального отца
Ежегодно в Европе проходит знаменитый «Штраус-фестивале» посвящённый творчеству Штраусов.
Германия, Австрия, Испания, Италия, Австрия, Португалия, Франция, не устают наслаждать изумительными, грациозными вальсами, польками, маршами, галопами, увертюрами и ариями из оперетт известнейшей династии композиторов и дирижёров XIX века — Штраусов.
Иоганн Штраус старший создал легко узнаваемые танцевальные циклы, состоящие из ряда вальсов, обрамленные вступлением и заключением. Всего Штраус старший создал более 250 пьес, в том числе 152 вальсов, из которых наибольшей популярностью пользовались «Дунайские песни», «Лорелея», «Габриэла», «Тальони», «Вальс баядерок».
Некоторые из написанных им произведений:
Вальсы (152): Жизнь — это танец (Das Leben ein Tanz), Вальс голубок (Tauberln-Walzer), Вальс Венской души (Wiener-Gemuths-Walzer), Песнь Дуная (Donau-Lieder),Демоны (Mephistos Hollenrufe), Тальони-вальс (Taglioni-Walzer), Вальс Баядерок(Bajaderen-Walzer), Электрические искры (Elektrische Funken), Избавитель от всех забот (SorgenBrecher), Венский вальс (Der Wiener Walzer).
Польки (14) и Галопы (29): Галоп вздохов (Seufzer-Galopp), Галоп-Качуча (Cachuca-Galopp), Индийский галоп (Indianer-Galopp), Полька-Катенька (Kathinka-Polka).
Кадрили (34): Кадриль Венского карнавала (Wiener-Carnevals-Quadrille),Юбилейная кадриль (Jubel-Quadrille), Кадриль Муз (Musen-Quadrille).
Марши (16): Триумфальный Австрийский марш (Triumph-Marsch Osterreichischer),Парадный марш (Defilir-Marsch), Марш Радецкого (Radetzky-Marsch).
Иоганну Штраусу-отцу принадлежит рождение образа дирижирующего солиста-скрипача. Штраус играл виртуозно, в бешеном темпе и с огромным темпераментом. Современники отмечали, что во время дирижирования его движения были уж больно соблазнительны. Современники сравнивали его с Паганини.
Музыка Иоганн Штрауса старшего была столь популярна, что в годы нацизма её не решились запретить, и поэтому было сфальсифицировано происхождение Штрауса - его представили как «арийца».
Трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард - тоже стали известными композиторами.
Штраус отец
Матримониальная запись о его бракосочетании в соборе Святого Стефана была сфальсифицирована в период Третьего рейха, потому что по происхождению он был евреем крестившимся в католичество. Церковный регистратор, который оформлял венчание, не забыл сделать в брачной книге пометку о родителях жениха: «Вольф Штраус (прадед Штрауса-отца), равно как и супруга его, Терезиа, оба евреи».
У Иоганна Штрауса было нелёгкое детство. Ему было всего семь лет, когда от лихорадки умерла его мать. А спустя пять лет разорился его отец и утонул в Дунае. Предположительно он покончил с собой из-за долгов. Ведь он был должен многим кредиторам огромную сумму и не видел даже малейшей возможности найти её.
Несмотря на то, что Иоганн хотел учиться музыке, опекун отдал мальчика учиться переплётному делу, чтобы его подопечный обучился денежному ремеслу.
Тогда юный Штраус стал самостоятельно брать уроки игры на скрипке. Как ученик переплётчика Иоганн не проявлял ни способностей, ни старания. Поэтому переплётную мастерскую он оставил довольно скоро и стал играть по трактирам, в семействе собственника одной из венских гостиниц. Невероятными музыкальными способностями Штраус обладал чуть ли не с пелёнок. Друг семьи Штраусов и первый педагог Иоганна А.Полишанский рассказывал, что тот ещё, будучи совсем маленьким, вылезал из-под стола, который находился в трактире его отца, хватал скрипку и безошибочно повторял на ней мелодию, только что сыгранную кабацкими музыкантами.
Играя во многих трактирах столицы Австрии Вене, молодой Штраус очаровывал публику виртуозностью и темпераментом своей игры, приобретая всё больше поклонников
Вскоре посетители венских трактиров уже начали сравнивать его с гениальным Паганини.
Играть в танцевальном оркестре Мишеля Памера Штраус начал в четырнадцать лет.
В 1824 году он стал помощником дирижёра этого оркестра Йозефа Ланнера. А вскоре Иоганн Штраус написал свой первый вальс, который понравился публике. После чего он начал писать музыку.
В двадцать лет, когда танцевальный вечер проходил, в кабачке «У красного петуха» в венском пригороде Тури, Иоганн познакомился с девушкой по имени Анна, большой любительницей музыки.
Отец Анны Йозеф Штрайм оказался владельцем этого кабачка.
В 1824 году Штраус женился на ней, и 25 октября 1825 на свет появился первый продолжатель династии - Иоганн Штраус-младший.
Впоследствии Анна подарила Штраусу ещё четырех наследников.
Проработав в тандеме с именитым дирижером Йозефом Ланнером в течении четырёх лет, Штраус решил расстаться с ним.
Причиной, скорее всего, было то, что первый написанный Иоганном вальс, на сцене прозвучал как сочинение Ланнера.
Успех вальса окрылил Штрауса, он поверил в свои силы, и в двадцать три года собрал свой оркестр.
К тому времени из–под его пера, так и сыпались вальсы, польки, галопы.
Первое время публика всё же сравнивала Штрауса с Ланнером, который от этого сравнения всё чаше проигрывал. Музыкальная Вена раскололась на два лагеря: штраусианцев и ланнерианцев.
Император Франц I предпочитал Ланнера и назначил его «управляющим придворными балами». Но Иоганн Штраус в свою очередь получал больше всего приглашений на местные праздники и на выступления в других странах.
К 28 годам Штраус стал настолько знаменит, что даже во время холеры в 1832 году в Вене, на его выступления в зале не осталось ни одного свободного места.
В 1832 году в Вену приехал молодой Рихард Вагнер. Услышав Штрауса, он написал в своём дневнике: «Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством, восторг. Этот демон венского музыкального народного духа содрогался в начале любого вальса, словно Пифия на треножнике. Публика, которая на самом деле была более опьянена его музыкой, чем поглощёнными напитками, поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижёра со скрипкой на непостижимую для меня высоту».
В 1833 году музыка Штрауса покорила всю Европу. Скрипач и композитор гастролировал в Будапеште, Берлине, Лейпциге и Дрездене, в Голландии и Бельгии, в Париже и Лондоне.
Иоганн Штраус был первым, кто представил миру танцевальную музыку. До Штрауса она не входила в разряд высокого искусства.
В 1838 году в Лондоне Штраус принял участие в коронации королевы Виктории.
Его вальсы «Плач Лорелеи» и «Висячие мосты», самое знаменитое сочинение Штрауса - Марш Радецкого пользовались особым успехом.
Лондонские музыкальные критики называли его «Моцартом вальсов», «Бетховеном котильонов», «Паганини галопов», «Россини попурри».
Его творениями восхищались многие композиторы, от Оффенбаха до Чайковского.
Штраус много гастролировал, работал он по воспоминаниям современников до изнеможения, вследствие чего у него практически не оставалось времени на семью.
Домом и детьми занималась Анна.
Интересно, что, не уделяя времени детям, Штраус требовал, чтобы никто из них не сочинял музыку и не играл на скрипке.
Играть им можно было на фортепьяно. Штраус старший считал, что музицирование на этом инструменте является обязательным для всех образованных людей.
В 1843 году в возрасте 42 лет скончался главный соперник Штрауса Ланнер, после чего император Фердинанд I назначил Штрауса на освободившуюся придворную должность.
К этому времени у Штрауса появилась любовница Эмилия Трамбуш. Она владела мельницей.
Эмилия родила Штраусу семерых детей.
Отношения с детьми от Анны ухудшились после того, как Штраус старший застал сына-Иоганна младшего за игрой на скрипке. Это привело его буквально в дикую ярость, он отобрал у ребёнка скрипку и запер её в комод.
Но Анна купила сыну новую скрипку, и Иоганн-младший продолжил тайком совершенствоваться в игре на этом инструменте. Кроме того он научил играть на скрипке братьев - Йозефа и Эдуарда.
Отец поспешил отдать Иоганна-младшего в Высшее коммерческое училище, а вечерами заставлял работать счетоводом.
Но сын обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром. Для того, чтобы Иоганн старший не смог наложит вето на выдачу лицензии, мать подала на развод, обвинив мужа в его многочисленных изменах.
Сын получил разрешение на руководство настоящим оркестром, а старший Штраус начал постоянно подсылать на концерты сына подкупленную публику с целью сорвать их.
Попытался он так же запретить агентствам заключать любые контракты со Штраусом младшим.
После развода с женой Штраус старший тотчас отписал всё наследство своим детям от Эмилии. Крах.
Штраус старший пожинал плоды ведущего виртуоза столицы Австрии.
Спустя пять лет в Европе разразилась революция.
Штраус старший встал на сторону Габсбургов, и сочинил в честь их успехов «Марш Радецкого», который впоследствии стал одним из неофициальных гимнов Австрии.
А его старший сын поддерживал повстанцев.
Публика за то, что Штраус старший не поддержал революцию, перестала посещать концерты Штрауса старшего, он впал в депрессию, в порыве гнева сломал смычок и на следующий день и вовсе заболел скарлатиной. Его вторая жена Эмилия, испугавшись инфекции, вместе с детьми покинула дом.
Анна, узнав о состоянии бывшего мужа, тут же приехала к нему вместе с младшим Штраусом.
К сожалению, они не успели застать его в живых. Иоганн Штраус скончался в Вене 25 сентября 1849 года. Ему было всего 45 лет. Похороны его современники называли грандиозными. На них присутствовало более тридцать тысяч человек, объединённых скорбью.
На могиле отца старший сын Иоганн исполнил реквием Моцарта.
Несмотря на то, что отец лишил его наследства, он после кончины Штрауса старшего на собственные деньги издал в Лейпциге полное собрание музыкальных сочинений своего гениального отца
Ежегодно в Европе проходит знаменитый «Штраус-фестивале» посвящённый творчеству Штраусов.
Германия, Австрия, Испания, Италия, Австрия, Португалия, Франция, не устают наслаждать изумительными, грациозными вальсами, польками, маршами, галопами, увертюрами и ариями из оперетт известнейшей династии композиторов и дирижёров XIX века — Штраусов.
Иоганн Штраус старший создал легко узнаваемые танцевальные циклы, состоящие из ряда вальсов, обрамленные вступлением и заключением. Всего Штраус старший создал более 250 пьес, в том числе 152 вальсов, из которых наибольшей популярностью пользовались «Дунайские песни», «Лорелея», «Габриэла», «Тальони», «Вальс баядерок».
Некоторые из написанных им произведений:
Вальсы (152): Жизнь — это танец (Das Leben ein Tanz), Вальс голубок (Tauberln-Walzer), Вальс Венской души (Wiener-Gemuths-Walzer), Песнь Дуная (Donau-Lieder),Демоны (Mephistos Hollenrufe), Тальони-вальс (Taglioni-Walzer), Вальс Баядерок(Bajaderen-Walzer), Электрические искры (Elektrische Funken), Избавитель от всех забот (SorgenBrecher), Венский вальс (Der Wiener Walzer).
Польки (14) и Галопы (29): Галоп вздохов (Seufzer-Galopp), Галоп-Качуча (Cachuca-Galopp), Индийский галоп (Indianer-Galopp), Полька-Катенька (Kathinka-Polka).
Кадрили (34): Кадриль Венского карнавала (Wiener-Carnevals-Quadrille),Юбилейная кадриль (Jubel-Quadrille), Кадриль Муз (Musen-Quadrille).
Марши (16): Триумфальный Австрийский марш (Triumph-Marsch Osterreichischer),Парадный марш (Defilir-Marsch), Марш Радецкого (Radetzky-Marsch).
Иоганну Штраусу-отцу принадлежит рождение образа дирижирующего солиста-скрипача. Штраус играл виртуозно, в бешеном темпе и с огромным темпераментом. Современники отмечали, что во время дирижирования его движения были уж больно соблазнительны. Современники сравнивали его с Паганини.
Музыка Иоганн Штрауса старшего была столь популярна, что в годы нацизма её не решились запретить, и поэтому было сфальсифицировано происхождение Штрауса - его представили как «арийца».
Трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард - тоже стали известными композиторами.
3
комментария
|
14 марта 2024, 8:00 1146 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан