Статьи » Интересные люди
В прошлом году в Оружейной палате Московского Кремля прошла выставка под названием «Супрематическое предвидение. Космос в украшениях и графике Нади Леже». Далеко не все знают, что эта известная художница, проживавшая во Франции, была на самом деле нашей соотечественницей и родственницей одного из знаменитых поэтов Серебряного века.
Ученица Малевича
Надежда Ходасевич родилась в 1904 г. в деревне Осетище Минской губернии (ныне Витебская область). Известно, что семья была бедной и многодетной. Кстати, они приходились дальней родней поэту Владиславу Ходасевичу.
С детства Надя начала рисовать. В 1919 г. в возрасте 15 лет она уехала в Смоленск, где тогда при местном Дворце труда располагались Государственные свободные мастерские («Свомас»).
Возглавлял мастерскую Казимир Малевич. Его считают основателем супрематизма, направления, сочетавшего между собой разноцветные плоскости простейших геометрических форм (прямая линия, квадрат, круг и прямоугольник). К этому периоду относятся такие Надины работы, как «Движение геометрических форм в пространстве», «Полет геометрических форм», «Движение на луне».
Неравный брак
Достигнув совершеннолетия, девушка поступила в школу изящных искусств в Варшаве. Посмотрев работы Нади, ее приняли туда без экзаменов. Правда, это никак не повлияло на ее материальное положение. Чтобы свести концы с концами, девушке приходилось работать прислугой, модисткой, одно время она даже жила при монастыре, хотя не была особенно религиозной.
В 1924 г. молодой женщине, казалось, наконец улыбнулась удача. В нее влюбился польский художник Станислав Грабовский, выходец из знатной, обеспеченной семьи. Вскоре они официально поженились, и Надя взяла двойную фамилию – Ходасевич-Грабовская. Разумеется, родные Станислава не обрадовались такому мезальянсу: в их глазах Надя была нищей иностранкой и вообще не принадлежала к их кругу.
Через год после свадьбы супруги отправились в Париж – столицу искусств, где Надя смогла поступить в Современную академию. Ею руководили художники-авангардисты - Фернан Леже и Амеде Озанфан.
Тем временем отношения между Надей и Станиславом становились все прохладнее. В 1927 г. у них родилась дочь Ванда, но семью это уже не спасло. Вскоре Надя ушла от мужа и отныне целиком посвятила свою жизнь творчеству. Она стала личной ассистенткой мэтра Леже. Постепенно их отношения с Фернаном, несмотря на существенную разницу в возрасте, переросли в нечто большее. В 1952 г. они обвенчались.
Коммунизм по-французски
Но и второй брак Нади продлился недолго. В августе 1955 г., в возрасте 74 лет, Фернан скончался. Желая увековечить память мужа, Надя в 1960 г. открыла в городке Биот Музей Леже, в котором были широко представлены работы художника. В 1967 г. Надя и Жорж Бокье, ставший ее третьим мужем, передали музейное здание вместе с коллекцией произведений Фернана Леже в дар Франции.
А в 1959 г. состоялась первая за 40 лет поездка Надежды Ходасевич-Леже на родину, в Советский Союз, откуда она уезжала когда-то нищей девочкой без гроша в кармане. Француженку российского происхождения приняли с распростертыми объятиями. Причина была проста: и Фернан Леже, и сама Надя являлись активными членами французской компартии.
Затем последовали и другие визиты. В 1963 г. Надя организовала в Москве выставку Фернана Леже. При этом часть представленных в экспозиции работ она подарила советским музеям.
Установив контакты с властями СССР, Надя принялась устраивать выставки советских художников во Франции. В ее доме неоднократно бывали наши отечественные режиссеры, артисты, художники и прочие деятели искусства.
«Отрыв от земли»
Когда Надя узнала о полете Юрия Гагарина в космос, у художницы открылось второе дыхание. Распаковав коробки со своими ранними рисунками, написанными в 1920-х гг., Надя использовали их сюжеты для создания новых работ на темы космоса.
Советское правительство не забывало о ней. 10 апреля 1972 года Надежда Ходасевич-Леже была награждена орденом Трудового Красного Знамени с формулировкой «за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества».
В 1976 г. художница преподнесла в дар СССР коллекцию из тридцати семи супрематических украшений на «космическую» тематику. Все эти броши, кольца, часы-браслеты были выполнены по ее эскизам. Материалом для изготовления изделий послужили золото, платина и бриллианты. В 1980-м их передали Музеям Московского Кремля.
«Женщина в тени»
Между тем французы прозвали Надю Леже «красной миллиардершей». Да, эта ярая коммунистка владела огромным состоянием, которое досталось ей от второго мужа – знаменитого художника. Однако при этом она вела подвижнический образ жизни: старалась укреплять культурные связи между СССР и Францией, дарила произведения искусства из своей частной коллекции музеям и государству. Для СССР она создала серию мозаик, в том числе с изображением Гагарина. Искусствоведы считают, что во многом благодаря Наде советская цензура стала более терпимо относиться к модернизму.
Художница скончалась в 1982 г. В 2019 г. в Париже была опубликована монография под названием «Надя Леже. Необыкновенная история женщины в тени». Если судить поверхностно, то может показаться, что Надежда Ходасевич-Леже и впрямь всю жизнь находилась «в тени» других художников – Казимира Малевича, Станислава Грабовского, Фернана Леже…
Но, если всмотреться в факты биографии художницы более пристально, то мы увидим перед собой яркую и самодостаточную личность, обладающую талантами в самых различных сферах.
Надя Леже: «Красная миллиардерша»
Фото: https://www.lequotidiendelart.com/
Ученица Малевича
Надежда Ходасевич родилась в 1904 г. в деревне Осетище Минской губернии (ныне Витебская область). Известно, что семья была бедной и многодетной. Кстати, они приходились дальней родней поэту Владиславу Ходасевичу.
С детства Надя начала рисовать. В 1919 г. в возрасте 15 лет она уехала в Смоленск, где тогда при местном Дворце труда располагались Государственные свободные мастерские («Свомас»).
Возглавлял мастерскую Казимир Малевич. Его считают основателем супрематизма, направления, сочетавшего между собой разноцветные плоскости простейших геометрических форм (прямая линия, квадрат, круг и прямоугольник). К этому периоду относятся такие Надины работы, как «Движение геометрических форм в пространстве», «Полет геометрических форм», «Движение на луне».
Неравный брак
Достигнув совершеннолетия, девушка поступила в школу изящных искусств в Варшаве. Посмотрев работы Нади, ее приняли туда без экзаменов. Правда, это никак не повлияло на ее материальное положение. Чтобы свести концы с концами, девушке приходилось работать прислугой, модисткой, одно время она даже жила при монастыре, хотя не была особенно религиозной.
В 1924 г. молодой женщине, казалось, наконец улыбнулась удача. В нее влюбился польский художник Станислав Грабовский, выходец из знатной, обеспеченной семьи. Вскоре они официально поженились, и Надя взяла двойную фамилию – Ходасевич-Грабовская. Разумеется, родные Станислава не обрадовались такому мезальянсу: в их глазах Надя была нищей иностранкой и вообще не принадлежала к их кругу.
Через год после свадьбы супруги отправились в Париж – столицу искусств, где Надя смогла поступить в Современную академию. Ею руководили художники-авангардисты - Фернан Леже и Амеде Озанфан.
Тем временем отношения между Надей и Станиславом становились все прохладнее. В 1927 г. у них родилась дочь Ванда, но семью это уже не спасло. Вскоре Надя ушла от мужа и отныне целиком посвятила свою жизнь творчеству. Она стала личной ассистенткой мэтра Леже. Постепенно их отношения с Фернаном, несмотря на существенную разницу в возрасте, переросли в нечто большее. В 1952 г. они обвенчались.
Коммунизм по-французски
Но и второй брак Нади продлился недолго. В августе 1955 г., в возрасте 74 лет, Фернан скончался. Желая увековечить память мужа, Надя в 1960 г. открыла в городке Биот Музей Леже, в котором были широко представлены работы художника. В 1967 г. Надя и Жорж Бокье, ставший ее третьим мужем, передали музейное здание вместе с коллекцией произведений Фернана Леже в дар Франции.
А в 1959 г. состоялась первая за 40 лет поездка Надежды Ходасевич-Леже на родину, в Советский Союз, откуда она уезжала когда-то нищей девочкой без гроша в кармане. Француженку российского происхождения приняли с распростертыми объятиями. Причина была проста: и Фернан Леже, и сама Надя являлись активными членами французской компартии.
Затем последовали и другие визиты. В 1963 г. Надя организовала в Москве выставку Фернана Леже. При этом часть представленных в экспозиции работ она подарила советским музеям.
Установив контакты с властями СССР, Надя принялась устраивать выставки советских художников во Франции. В ее доме неоднократно бывали наши отечественные режиссеры, артисты, художники и прочие деятели искусства.
«Отрыв от земли»
Когда Надя узнала о полете Юрия Гагарина в космос, у художницы открылось второе дыхание. Распаковав коробки со своими ранними рисунками, написанными в 1920-х гг., Надя использовали их сюжеты для создания новых работ на темы космоса.
Советское правительство не забывало о ней. 10 апреля 1972 года Надежда Ходасевич-Леже была награждена орденом Трудового Красного Знамени с формулировкой «за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества».
В 1976 г. художница преподнесла в дар СССР коллекцию из тридцати семи супрематических украшений на «космическую» тематику. Все эти броши, кольца, часы-браслеты были выполнены по ее эскизам. Материалом для изготовления изделий послужили золото, платина и бриллианты. В 1980-м их передали Музеям Московского Кремля.
«Женщина в тени»
Между тем французы прозвали Надю Леже «красной миллиардершей». Да, эта ярая коммунистка владела огромным состоянием, которое досталось ей от второго мужа – знаменитого художника. Однако при этом она вела подвижнический образ жизни: старалась укреплять культурные связи между СССР и Францией, дарила произведения искусства из своей частной коллекции музеям и государству. Для СССР она создала серию мозаик, в том числе с изображением Гагарина. Искусствоведы считают, что во многом благодаря Наде советская цензура стала более терпимо относиться к модернизму.
Художница скончалась в 1982 г. В 2019 г. в Париже была опубликована монография под названием «Надя Леже. Необыкновенная история женщины в тени». Если судить поверхностно, то может показаться, что Надежда Ходасевич-Леже и впрямь всю жизнь находилась «в тени» других художников – Казимира Малевича, Станислава Грабовского, Фернана Леже…
Но, если всмотреться в факты биографии художницы более пристально, то мы увидим перед собой яркую и самодостаточную личность, обладающую талантами в самых различных сферах.
Автор: Ирина Шлионская |
Оставить комментарий
|
16 августа 2022, 8:00 1088 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан