Статьи » Интересные люди
Таковым считают английского поэта, переводчика и драматурга елизаветинской эпохи Кристофера Марло который без сомнения был талантливейшим литератором и незаурядной личностью.
Марло был всего на два месяца старше Шекспира, но по словам известного шекспироведа профессора Михаила Михайловича Морозова (1897-1952) именно Марло стал отцом реалистической драмы: «Этот титан сцены был основоположником реалистической драмы эпохи «зари капитализма» Его бурное творчество открывало новую страницу в истории театра». Шекспировед так же пишет, что «Влияние Марло особенно ощутимо в ранних произведениях Шекспира».
Кристофер Марло родился 6 февраля 1564 года в городе Кентербери в семье бюргера Джона Марло, который был членом местной гильдии башмачников.
В родном городе родители отдали его в местную королевскую школу при знаменитом Кентерберийском соборе. В ней до 1580 года Марло изучал латынь, основы греческого языка, в школе учили так же пению и стихосложению.
С марта 1581 года он учился, в Кембриджском университете, как стипендиат архиепископа Паркера. Архиепископ Паркер для обучения уроженцев Кентербери в Кембридже учредил несколько стипендий для подготовки их к духовной карьере. Родители надеялись, что Кристофер станет священником. Сама атмосфера в Кембриджском университете елизаветинских времён больше напоминала монастырь. Например, студентам разрешалось выходить за пределы Кембриджа только вдвоем, при этом они обязаны были следить друг за другом и докладывать начальству обо всех проступках, совершённых товарищем.
При этом бедные студенты жили впроголодь. Это подтверждает изданный в 1572 году закон, запрещающий студентам Кембриджа и Оксфорда просить подаяние. От хорошей жизни подаяние никто просить не станет. Зато богатые студенты предавались мотовству и разврату.
Один из современников писал: «Молодой джентльмен поступает в университет, чтобы носить одежду студента и впоследствии рассказывать, что он учился в университете: отец посылает такого сына в университет, так как слышал, что университеты являются лучшей школой фехтования и танцев».
Кристофер не был богат, но его радовала возможность продолжить образование. Бедные студенты получали еженедельную стипендию размером в 1 шиллинг. При этом им было запрещено носить модную одежду и длинные волосы. И, естественно, они не имели права пропускать занятия.
В университете Марло познакомился и подружился с Томасом Нэшем, с которым после окончания университета они напишут первую для Марло пьесу «Дидона, царица Карфагена». Правда успеха пьеса не имела.
Во время учёбы в Кембридже Марло сделал перевод элегий Овидия. Этот перевод был публично сожжён 4 июня 1599 года по личному приказу епископов Кембриджского и Лондонского.
В Кембридже Марло сблизился с Томасом Уолсингемом, племянником руководителя английской тайной полиции и члена Тайного совета сэра Фрэнсиса Уолсингема.
Марло, учась в Колледже Тела Христова в Кембриджском университете, получил в 1584 году степень бакалавра и стал готовиться к экзаменам на степень магистра. Но ему не разрешили сдавать экзамен по причине его частых пропусков занятий. Так в документах университета были отмечены продолжительные отлучки Марло с середины 1584 года. Без ведома руководства Кембриджа он побывал в родном Кентербери. С февраля по июнь 1587 года снова пропуски. Куда ездил Марло и чем там занимался неизвестно.
Скорее всего Марло, завербованный английской разведкой, по заданию Уолсингема выполнял какую-то тайную миссию в Европе. Возможно, собирал информацию о деятельности английского католического подполья во Франции, целью которого было избавить Англию от протестантского правления королевы Елизаветы I.
За выполнение задания Марло получил хорошие деньги и в 1587 году, скорее всего благодаря Уолсингему-старшему после извещения Тайного совета о том, что Марло оказывал услуги её величеству королеве Елизавете I, степень магистра Марло получил.
Вот только отца Кристофера постигло разочарование, сын после окончания университета, не собирался заниматься сапожным ремеслом и продолжать семейное дело.
В 1587 году была поставлена его пьеса «Тамерлан Великий, скифский пастух».
У окончившего в 1587 году университет, Марло сорвало крышу, и он пустился во все тяжкие. Кутил, распутничал, был обвинён в убийстве во время драки и заключён в тюрьму.
Выйдя из недолго длившегося заключения, Марло был обвинён в атеизме. Его друг драматург Томас Кид, находясь под следствием, не выдержал изощрённых мучительных пыток английских тюремщиков и оговорил Марло.
По возвращении на родину Кристофер должен был предстать перед лордом Бёрли; однако ему не было предъявлено никаких обвинений. Биографы Марло считают, что Кристофера спасло его участие в разведывательной деятельности.
В 1592 году Марло был задержан властями Соединённых провинций в портовом городе Флиссингене по обвинению в фальшивомонетничестве. Его выслали в Англию. Но, увы, Марло не избавился от своих пороков и прослыл в Лондоне скандалистом, дуэлянтом, распутником, содомитом, вольнодумцем.
В Лондоне Марло поселился в районе Нортон Фольгейт — поближе к театрам и начал писать пьесы. Марло стал работать драматургом при театре Лорда Адмирала.
Кроме драматургии, Марло, занимался переводами, писал поэмы, самая известная из них «Геро и Леандр».
В Лондоне он вступил в кружок драматургов «Университетские умы».
Первая драма Марло имела такой огромный успех, что он вынужден был написать продолжение пьесы «Тамерлан Великий, скифский пастух».
И примерно в это же время стали портиться отношения Марло с правительством.
Он вступил в вольнодумный кружок У. Рэйли, который обвиняли в богохульстве, так как его члены придерживались весьма нетрадиционных взглядов на религию, например, они ставили под сомнение бессмертие человеческой души.
Весной 1593года был казнён Кид, а королевский Совет, основываясь на показаниях казнённого, приготовил указ об аресте Марло.
Кристофер на момент, когда его решили допросить 20 мая 1593 года, гостил у своего друга Томаса Уолсингема, кузена Фрэнсиса Уолсингема, в поместье Скедбери – Кент. Марло вызвали на заседание Тайного Совета, но не арестовали, ограничившись предписанием каждый день отмечаться в канцелярии Совета до тех пор, пока не будет вынесен приговор по его делу.
Марло переехал в Дептфорд, а через 10 дней его убили, зарезав в таверне, где он обедал с некой компанией, состоявшей из подозрительных личностей: Инграма Фризера, Николаса Скирса и Роберта Пули. Судя по всему, все они были связаны с секретными службами.
Была ли затеяна ссора специально или произошла случайно, теперь не узнать. Со слов свидетелей Марло и Фризер поругались из-за того, что никто из них не хотел оплачивать внушительный счёт за ужин. Сначала мужчины бранились, а потом Марло выхватил из ножен кинжал Фризера, который висел у того на ремне за спиной. Кристофер ударил Фризера рукояткой по голове несколько раз, нанеся ему неглубокую рану.
Фризеру удалось схватить Марло за руку и как следует из протокола следователя Данби, которому было поручено провести расследование: «вышеупомянутым кинжалом стоимостью 12 пенсов нанёс названному Кристоферу смертельную рану над правым глазом глубиной два дюйма и шириной один дюйм; от смертельной раны вышеназванный Кристофер Марло тогда же и на том же месте умер». В XVI веке врачи были бессильны после получения человеком подобной раны.
Однако мало, кто верил в случайность драки. Многие считали, что Марло слишком много знал о деятельности тайной полиции. Возможно, его опасался сам Уолсингем и устранил его при помощи своих агентов.
Подозреваемые Фризер, Скирс и Пули, скорее всего, были агентами секретной службы, поэтому не понесли за убийства наказания.
Марло был похоронен на следующий же день 1 июня в этом же городе на кладбище Дептфорда. Могила поэта не сохранилась.
Суд решил, что Фризер действовал в пределах самообороны. За это отправляли в заключение как минимум на полгода, но королева Елизавета I подписала помилование убийце Марло меньше, чем через месяц.
Друзьям Марло долгое время были неизвестны обстоятельства его гибели, они считали, что он умер от чумы.
Писатель Томас Нэш, университетский приятель Марло, узнав о смерти друга, сочувственно воскликнул: «Бедный покойный Кит Марло!» Томас Бэрд – школьный учитель Оливера Кромвеля, проповедник и публицист видел в кончине поэта следы кары Господней: «В атеизме и нечестии не уступая прочим, о ком шла речь, равное с ними всеми понес наказание один из наших соотечественников, на памяти многих, именуемый Марлин, по профессии – учёный, воспитанный с юных лет в университете Кембриджа, но по обычаю своему драмодел и непристойный поэт, который, дав слишком много воли своему уму и жаждая скачки с отпущенными поводьями, впал (поделом) в такую крайность и ожесточение, что отрицал Бога и сына его Христа, и не только на словах кощунствовал над Троицей, но также (как достоверно сообщают) писал книги противнее, утверждая, что наш Спаситель – обманщик, а Моисей — фокусник и совратитель народа, что Святая Библия – лишь пустые и никчемные сказки, а вся религия — выдумка политиков. Но поглядите, что за кольцо Господь вдел в ноздри этого пса лающего...» (цит. по: Парфенов А. Т. Кристофер Марло // Марло К. Соч. М., 1960. С. 3).
Ходили также слухи, что смерть Марло инсценировка, а на самом деле он жив. Фантазии некоторых шли так далеко, что высказывалось предположение – Марло превратился в Шекспира и творит под его именем.
Что было на самом деле, мы, вероятно, не узнаем никогда.
Нам остаётся наслаждаться его замечательными твореньями и не забывать, что именно Марло преобразовал английскую драму. Марло в стихотворную ткань драмы ввёл белый стих.
Главные герои произведений Марло наделены огромной жизненной силой, честолюбием и борцовскими качествами. У зрителей они вызывают, как восхищение, так и ужас, восставая против жизненных обстоятельств и сил природы, они не останавливаются ни перед чем.
Часто финалы пьес не просто поражают, но и шокируют. Так финале «Мальтийского жида» на сцене появляется огромный котёл, в котором заживо сваривается главный герой, а в трагедии «Эдуард II» король гомосексуалист погибает от раскалённой кочерги, воткнутой в задний проход.
Хотя всё это меркнет перед ужасами, которые творятся в мире и которые мы видим по телевизору.
В заключение хочется привести слова М. М. Морозова:
Талантливый предшественник Шекспира
Мощная строка Марло»(М.М. Морозов).
Марло был всего на два месяца старше Шекспира, но по словам известного шекспироведа профессора Михаила Михайловича Морозова (1897-1952) именно Марло стал отцом реалистической драмы: «Этот титан сцены был основоположником реалистической драмы эпохи «зари капитализма» Его бурное творчество открывало новую страницу в истории театра». Шекспировед так же пишет, что «Влияние Марло особенно ощутимо в ранних произведениях Шекспира».
Кристофер Марло родился 6 февраля 1564 года в городе Кентербери в семье бюргера Джона Марло, который был членом местной гильдии башмачников.
В родном городе родители отдали его в местную королевскую школу при знаменитом Кентерберийском соборе. В ней до 1580 года Марло изучал латынь, основы греческого языка, в школе учили так же пению и стихосложению.
С марта 1581 года он учился, в Кембриджском университете, как стипендиат архиепископа Паркера. Архиепископ Паркер для обучения уроженцев Кентербери в Кембридже учредил несколько стипендий для подготовки их к духовной карьере. Родители надеялись, что Кристофер станет священником. Сама атмосфера в Кембриджском университете елизаветинских времён больше напоминала монастырь. Например, студентам разрешалось выходить за пределы Кембриджа только вдвоем, при этом они обязаны были следить друг за другом и докладывать начальству обо всех проступках, совершённых товарищем.
При этом бедные студенты жили впроголодь. Это подтверждает изданный в 1572 году закон, запрещающий студентам Кембриджа и Оксфорда просить подаяние. От хорошей жизни подаяние никто просить не станет. Зато богатые студенты предавались мотовству и разврату.
Один из современников писал: «Молодой джентльмен поступает в университет, чтобы носить одежду студента и впоследствии рассказывать, что он учился в университете: отец посылает такого сына в университет, так как слышал, что университеты являются лучшей школой фехтования и танцев».
Кристофер не был богат, но его радовала возможность продолжить образование. Бедные студенты получали еженедельную стипендию размером в 1 шиллинг. При этом им было запрещено носить модную одежду и длинные волосы. И, естественно, они не имели права пропускать занятия.
В университете Марло познакомился и подружился с Томасом Нэшем, с которым после окончания университета они напишут первую для Марло пьесу «Дидона, царица Карфагена». Правда успеха пьеса не имела.
Во время учёбы в Кембридже Марло сделал перевод элегий Овидия. Этот перевод был публично сожжён 4 июня 1599 года по личному приказу епископов Кембриджского и Лондонского.
В Кембридже Марло сблизился с Томасом Уолсингемом, племянником руководителя английской тайной полиции и члена Тайного совета сэра Фрэнсиса Уолсингема.
Марло, учась в Колледже Тела Христова в Кембриджском университете, получил в 1584 году степень бакалавра и стал готовиться к экзаменам на степень магистра. Но ему не разрешили сдавать экзамен по причине его частых пропусков занятий. Так в документах университета были отмечены продолжительные отлучки Марло с середины 1584 года. Без ведома руководства Кембриджа он побывал в родном Кентербери. С февраля по июнь 1587 года снова пропуски. Куда ездил Марло и чем там занимался неизвестно.
Скорее всего Марло, завербованный английской разведкой, по заданию Уолсингема выполнял какую-то тайную миссию в Европе. Возможно, собирал информацию о деятельности английского католического подполья во Франции, целью которого было избавить Англию от протестантского правления королевы Елизаветы I.
За выполнение задания Марло получил хорошие деньги и в 1587 году, скорее всего благодаря Уолсингему-старшему после извещения Тайного совета о том, что Марло оказывал услуги её величеству королеве Елизавете I, степень магистра Марло получил.
Вот только отца Кристофера постигло разочарование, сын после окончания университета, не собирался заниматься сапожным ремеслом и продолжать семейное дело.
В 1587 году была поставлена его пьеса «Тамерлан Великий, скифский пастух».
У окончившего в 1587 году университет, Марло сорвало крышу, и он пустился во все тяжкие. Кутил, распутничал, был обвинён в убийстве во время драки и заключён в тюрьму.
Выйдя из недолго длившегося заключения, Марло был обвинён в атеизме. Его друг драматург Томас Кид, находясь под следствием, не выдержал изощрённых мучительных пыток английских тюремщиков и оговорил Марло.
По возвращении на родину Кристофер должен был предстать перед лордом Бёрли; однако ему не было предъявлено никаких обвинений. Биографы Марло считают, что Кристофера спасло его участие в разведывательной деятельности.
В 1592 году Марло был задержан властями Соединённых провинций в портовом городе Флиссингене по обвинению в фальшивомонетничестве. Его выслали в Англию. Но, увы, Марло не избавился от своих пороков и прослыл в Лондоне скандалистом, дуэлянтом, распутником, содомитом, вольнодумцем.
В Лондоне Марло поселился в районе Нортон Фольгейт — поближе к театрам и начал писать пьесы. Марло стал работать драматургом при театре Лорда Адмирала.
Кроме драматургии, Марло, занимался переводами, писал поэмы, самая известная из них «Геро и Леандр».
В Лондоне он вступил в кружок драматургов «Университетские умы».
Первая драма Марло имела такой огромный успех, что он вынужден был написать продолжение пьесы «Тамерлан Великий, скифский пастух».
И примерно в это же время стали портиться отношения Марло с правительством.
Он вступил в вольнодумный кружок У. Рэйли, который обвиняли в богохульстве, так как его члены придерживались весьма нетрадиционных взглядов на религию, например, они ставили под сомнение бессмертие человеческой души.
Весной 1593года был казнён Кид, а королевский Совет, основываясь на показаниях казнённого, приготовил указ об аресте Марло.
Кристофер на момент, когда его решили допросить 20 мая 1593 года, гостил у своего друга Томаса Уолсингема, кузена Фрэнсиса Уолсингема, в поместье Скедбери – Кент. Марло вызвали на заседание Тайного Совета, но не арестовали, ограничившись предписанием каждый день отмечаться в канцелярии Совета до тех пор, пока не будет вынесен приговор по его делу.
Марло переехал в Дептфорд, а через 10 дней его убили, зарезав в таверне, где он обедал с некой компанией, состоявшей из подозрительных личностей: Инграма Фризера, Николаса Скирса и Роберта Пули. Судя по всему, все они были связаны с секретными службами.
Была ли затеяна ссора специально или произошла случайно, теперь не узнать. Со слов свидетелей Марло и Фризер поругались из-за того, что никто из них не хотел оплачивать внушительный счёт за ужин. Сначала мужчины бранились, а потом Марло выхватил из ножен кинжал Фризера, который висел у того на ремне за спиной. Кристофер ударил Фризера рукояткой по голове несколько раз, нанеся ему неглубокую рану.
Фризеру удалось схватить Марло за руку и как следует из протокола следователя Данби, которому было поручено провести расследование: «вышеупомянутым кинжалом стоимостью 12 пенсов нанёс названному Кристоферу смертельную рану над правым глазом глубиной два дюйма и шириной один дюйм; от смертельной раны вышеназванный Кристофер Марло тогда же и на том же месте умер». В XVI веке врачи были бессильны после получения человеком подобной раны.
Однако мало, кто верил в случайность драки. Многие считали, что Марло слишком много знал о деятельности тайной полиции. Возможно, его опасался сам Уолсингем и устранил его при помощи своих агентов.
Подозреваемые Фризер, Скирс и Пули, скорее всего, были агентами секретной службы, поэтому не понесли за убийства наказания.
Марло был похоронен на следующий же день 1 июня в этом же городе на кладбище Дептфорда. Могила поэта не сохранилась.
Суд решил, что Фризер действовал в пределах самообороны. За это отправляли в заключение как минимум на полгода, но королева Елизавета I подписала помилование убийце Марло меньше, чем через месяц.
Друзьям Марло долгое время были неизвестны обстоятельства его гибели, они считали, что он умер от чумы.
Писатель Томас Нэш, университетский приятель Марло, узнав о смерти друга, сочувственно воскликнул: «Бедный покойный Кит Марло!» Томас Бэрд – школьный учитель Оливера Кромвеля, проповедник и публицист видел в кончине поэта следы кары Господней: «В атеизме и нечестии не уступая прочим, о ком шла речь, равное с ними всеми понес наказание один из наших соотечественников, на памяти многих, именуемый Марлин, по профессии – учёный, воспитанный с юных лет в университете Кембриджа, но по обычаю своему драмодел и непристойный поэт, который, дав слишком много воли своему уму и жаждая скачки с отпущенными поводьями, впал (поделом) в такую крайность и ожесточение, что отрицал Бога и сына его Христа, и не только на словах кощунствовал над Троицей, но также (как достоверно сообщают) писал книги противнее, утверждая, что наш Спаситель – обманщик, а Моисей — фокусник и совратитель народа, что Святая Библия – лишь пустые и никчемные сказки, а вся религия — выдумка политиков. Но поглядите, что за кольцо Господь вдел в ноздри этого пса лающего...» (цит. по: Парфенов А. Т. Кристофер Марло // Марло К. Соч. М., 1960. С. 3).
Ходили также слухи, что смерть Марло инсценировка, а на самом деле он жив. Фантазии некоторых шли так далеко, что высказывалось предположение – Марло превратился в Шекспира и творит под его именем.
Что было на самом деле, мы, вероятно, не узнаем никогда.
Нам остаётся наслаждаться его замечательными твореньями и не забывать, что именно Марло преобразовал английскую драму. Марло в стихотворную ткань драмы ввёл белый стих.
Главные герои произведений Марло наделены огромной жизненной силой, честолюбием и борцовскими качествами. У зрителей они вызывают, как восхищение, так и ужас, восставая против жизненных обстоятельств и сил природы, они не останавливаются ни перед чем.
Часто финалы пьес не просто поражают, но и шокируют. Так финале «Мальтийского жида» на сцене появляется огромный котёл, в котором заживо сваривается главный герой, а в трагедии «Эдуард II» король гомосексуалист погибает от раскалённой кочерги, воткнутой в задний проход.
Хотя всё это меркнет перед ужасами, которые творятся в мире и которые мы видим по телевизору.
В заключение хочется привести слова М. М. Морозова:
«Творчество его (Марло) представляет огромную ценность, доступ к которой необходимо открыть читателю. Нужно помнить, как преддверье Шекспира творчество Морло ценно вдвойне».
Автор: Наталия Н Антонова |
Оставить комментарий
|
27 февраля 2022, 8:01 862 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан