Статьи » Интересные люди
Константин Маковский вырос в творческой семье, с раннего детства занимался рисованием, как его братья и сестры. Его жизнь сложилась легко: его работы были востребованы, карьера быстро взлетела вверх, женщины обожали.
Окончание. Начало >>>
Позже его сын Сергей, художественный критик, писал об отце:
«Отец мой в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную весёлость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холёный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем. Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в тёмно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения. В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату».
Однако так было не всегда. Упрямый художник когда-то бросил академию, не получив диплома, но это не помешало ему сделать карьеру.
В 12 лет Константин поступил в училище живописи, закончив его - в Императорскую Академию художеств.
Вскоре Маковский был включен в число лучших. Среди них каждый год проводился конкурс. Тот, кто смог получить награду, мог рассчитывать на денежное пособие, к тому же ему оплачивали 6 лет его жизни в Италии. В этом году условия конкурса изменились, и многих это возмутило. Студенты сделали все возможное, чтобы им разрешили самим выбирать темы конкурсных работ, как было раньше, но их проигнорировали. Тогда все лучшие ученики (их было 14), и Маковский, ушли из Академии. Все они остались без дипломов.
Все юные бунтари стали членами Артели художников. Это было что-то вроде мастерской, со своим уставом и вывеской, которая брала заказы с улицы. Они проживали в одной квартире, на общие нужды они сдавали 10% выручки от своей работы, и 25% – от общих работ. Маковский писал картины о повседневной жизни горожан. Они пользовались успехом, и когда он смог снять себе мастерскую, решил выйти из Артели.
На его творчество оказала влияние поездка в Египет, после которой он написал несколько выдающихся картин. Увидев одну из них, «Болгарские мученицы», Александр II прослезился, а «Перенесение священного ковра в Каире» купил за 10 тыс. рублей. Позже император приобрел и его картину «Русалки», а также Маковскому заказал свой портрет. В 1880-ых годах художника прозвали «придворным живописцем», ему позировала вся аристократия того времени.
Елена тоже немного рисовала, но настоящим ее увлечением, как и у мужа, оставалась музыка, супруги дружили с певцами, композиторами, пианистами. Их брак был очень счастливым, т.к. они прекрасно понимали друг друга. Но вместе супруги прожили не так долго. Брак был заключен в 1867 году, а в 1871 году у пары родился сын Владимир, но практически сразу же умер. Тогда же у Елены обнаружили туберкулез. Надеясь, что теплый сухой климат поможет ей, Константин отвез ее в Египет, но в 1873 году молодая женщина умерла.
Это был второй бал Юлии, на первом она танцевала до упаду, что не удивительно, ведь красавице было всего 15 лет. Маковский сразу же влюбился в нее, весь вечер провел рядом с девушкой. На другой день они снова встретились, т.к. Константин пригласил всех к себе и пел для девушки романс Чайковского. Перед ужином он взял ее под руку и, усадив рядом с собой за столом, громко предложил ей быть у него хозяйкой. Уже через 2 недели договорились о свадьбе.
В 1875 году, когда невесте исполнилось 16 (самому художнику было 36), состоялось венчание. Весной молодожены перебрались в Париж, где в 1875 году у них появилась на свет дочь Марина. Но, к сожалению, в 8 месяцев ребенок умер от менингита. Юлия тяжело пережила смерть дочери, но смогла справиться с горем, а для укрепления здоровья поехала в Ниццу. Художник по-прежнему много работал, его музой и моделью была жена Юлия Павловна, которую можно увидеть на портретах и исторических картинах, а также маленький сын Сережа, родившийся в 1877 году. Он начал его рисовать еще с младенчества. Из-за прихотей отца мальчик всегда одевался по моде тех времен и вынужден был носить локоны. Позже родились еще 2 детей: дочь Елена, ставшая художницей, и сын Владимир.
Юлия Павловна была заботливой матерью, сама будила, одевала и кормила малышей и в любую погоду ходила с ними гулять. Летом семья отдыхала за городом. На террасе постоянно устраивали чаепития. Для детей накрывали отдельный стол, за которым набиралось до 25 человек, там было всегда шумно и весело. После 1885 года семья стала ездить за границу. Сергей позже вспоминал:
«Наша семья, в течение первых пятнадцати лет совместной жизни с отцом, была дружной, гармонически слитной семьей. Нежность к нему, знаменитому, балованному художнику, приобретала оттенок восторженного поклонения. Существом высшего порядка входил он в наш детский быт».
Но в 1888 году, в Крыму, Юлия Павловна заболела, плеврит, и по совету врачей отправилась за границу. Она так ослабла, что в вагон ее вносили на руках. Старшие дети были с ней, а младшего забрала к себе ее сестра. В Киссингене она быстро поправлялась, но после очередных переездов снова простудилась, врач запретил ей жить в России. Она лечилась на курортах Швейцарии и Италии. Когда Юлии Павловне снова стало плохо, дети вызвали к ней отца, который нашел известного профессора, тот спас ей жизнь, сделав операцию буквально в последние минуты. Позже Юлия со старшими детьми путешествовали по курортам, а отец бывал у них наездами. Женщину, измученную болезнями, ждало еще одно потрясение. Ее муж увлекся другой.
Юлия Павловна не захотела прощать изменщика, подала ходатайство, прося, чтобы ей разрешили жить отдельно от мужа, и попросила оградить детей от него. Она 7 лет не соглашалась на развод, требуя «откупные», но художник не мог выплатить такую огромную сумму. Дети остались с матерью и, если младшие переписывались с отцом, старший, Сергей, прекратил общение, т.к. слишком любил свою мать и не мог простить отцу, что тот разрушил их счастливую семью. Сам художник был обижен на бывшую, как-то сказал своему приятелю:
«Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын – другое дело. Ведь она (Юлия Павловна – Авт.) до того пала, что писала мне письма, что она готова втроём с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!..»
С новой семьей он перебрался в Париж и не планировал возвращаться в Россию, вскоре у него появились и другие незаконнорожденные дети, дочери Ольга и Марина. Лишь в 1898 году Юлия Павловна согласилась дать развод, но ее бывший муж должен был выплачивать ей большую пенсию и жить в Петербурге. На момент развода ей было всего 39 лет, оставшиеся годы она прожила с сыном Сергеем, дожив до 95.
В том же году Константин Маковский женился на новой пассии и признал общих детей, через какое-то время у них родился еще один сын, Николай. В 1902 году он написал завещание, оставив все свои деньги третьей жене и ее детям. Маковский умер в 76 лет, попав в ДТП (что было большой редкостью в то время). Его экипаж на полной скорости врезался в трамвай, художник получил тяжелые травмы. Его пытались спасти, но он умер, не приходя в сознание, в 1915 году. Жена пережила его всего на 4 года, ей тогда было 50 лет.
В 1916 году она, продав его имущество, приобрела имение, где хотела устроить фамильный склеп. Но потом началась революция, и она все потеряла.
Советская власть признала художника «вредным», поэтому его картины раздавались всем подряд или же хранились в запасниках. Сейчас не многие знают о его творчестве.
Его сын Сергей стал известным русским поэтом, художественным критиком, работал во многих изданиях, читал лекции, принимал участие в религиозно-философских дискуссиях. Он написал книгу о своем отце, записывая воспоминания матери, надеясь, что его книги
«принесут моральные плоды и им, наследникам нашего имени. Кто знает — когда-нибудь в России, которая навсегда закрыта для нас с тобой, но, может быть, им откроется. Это побуждает меня теперь писать об отце, Константине Маковском, несправедливо полузабытом нашими соотечественниками младших поколений».
Баловень судьбы: художник Константин Маковский. Ч. 2
Окончание. Начало >>>
Позже его сын Сергей, художественный критик, писал об отце:
«Отец мой в молодые годы имел обаятельную внешность, беспечную праздничную весёлость нрава, привычку к быстрым решениям, трудолюбие и жадность к утехам жизни. Он был всегда в духе, приветливый, нарядный, холёный, пахнущий одеколоном и тонким табаком, беззаботный, обворожительный, ловкий, с необыкновенно крепким здоровьем. Откинутая назад пышно-кудрявая голова с рано облысевшим сжатым у висков лбом сообщала чисто-русскому лицу в тёмно-русой бороде вид открытый и независимый. Внимание к знаменитому, балованному художнику, всегда приобретало оттенок восторженного поклонения. В обществе бывал он неизменно приятен и словоохотлив, на лицах появлялась улыбка, когда Константин Егорович входил в комнату».
Однако так было не всегда. Упрямый художник когда-то бросил академию, не получив диплома, но это не помешало ему сделать карьеру.
Востребованный художник
В 12 лет Константин поступил в училище живописи, закончив его - в Императорскую Академию художеств.
Вскоре Маковский был включен в число лучших. Среди них каждый год проводился конкурс. Тот, кто смог получить награду, мог рассчитывать на денежное пособие, к тому же ему оплачивали 6 лет его жизни в Италии. В этом году условия конкурса изменились, и многих это возмутило. Студенты сделали все возможное, чтобы им разрешили самим выбирать темы конкурсных работ, как было раньше, но их проигнорировали. Тогда все лучшие ученики (их было 14), и Маковский, ушли из Академии. Все они остались без дипломов.
Все юные бунтари стали членами Артели художников. Это было что-то вроде мастерской, со своим уставом и вывеской, которая брала заказы с улицы. Они проживали в одной квартире, на общие нужды они сдавали 10% выручки от своей работы, и 25% – от общих работ. Маковский писал картины о повседневной жизни горожан. Они пользовались успехом, и когда он смог снять себе мастерскую, решил выйти из Артели.
На его творчество оказала влияние поездка в Египет, после которой он написал несколько выдающихся картин. Увидев одну из них, «Болгарские мученицы», Александр II прослезился, а «Перенесение священного ковра в Каире» купил за 10 тыс. рублей. Позже император приобрел и его картину «Русалки», а также Маковскому заказал свой портрет. В 1880-ых годах художника прозвали «придворным живописцем», ему позировала вся аристократия того времени.
Личная жизнь
Константин Маковский любил женщин и не скрывал этого. У него было 3 официальные жены, 10 детей, 2 из которых умерли еще в младенчестве. Старшая дочь, Наталья Константиновна Лебедева (1860–1939), только в 1877 году смогла получить фамилию Маковского, но ее не причислили к дворянскому роду. Она родилась вне брака (результат студенческого увлечения). Наталья до замужества жила в семье Маковского, где ее ласково звали Татинькой.Первый брак
Первой женой художника стала Елена Тимофеевна Буркова (Черкасова), внебрачная дочь графа В.А. Адлерберга и латышки Мины Ивановны. Девушка училась в Швейцарии, а в России считалась воспитанницей графа. Работала актрисой драматической труппы Императорских театров. Елену нельзя было назвать красивой, слишком она была болезненной и хрупкой, но все говорили о ее невероятном обаянии, в ней было много любви и чуткости.Елена тоже немного рисовала, но настоящим ее увлечением, как и у мужа, оставалась музыка, супруги дружили с певцами, композиторами, пианистами. Их брак был очень счастливым, т.к. они прекрасно понимали друг друга. Но вместе супруги прожили не так долго. Брак был заключен в 1867 году, а в 1871 году у пары родился сын Владимир, но практически сразу же умер. Тогда же у Елены обнаружили туберкулез. Надеясь, что теплый сухой климат поможет ей, Константин отвез ее в Египет, но в 1873 году молодая женщина умерла.
Новая любовь – 15-летняя красавица
Уже в 1874 году он встретил свою новую любовь, Юлию Павловну Леткову, о ней И.Е. Репин говорил «ангел неизреченной красоты». Знакомство состоялось на балу в Морском корпусе. Она приехала в Петербург, надеясь поступить в консерваторию. Их сблизила музыка. Художник не мог не обратить внимание на ее лирическое сопрано. Он и сам прекрасно пел, однажды даже выступал в опере «Травита».Это был второй бал Юлии, на первом она танцевала до упаду, что не удивительно, ведь красавице было всего 15 лет. Маковский сразу же влюбился в нее, весь вечер провел рядом с девушкой. На другой день они снова встретились, т.к. Константин пригласил всех к себе и пел для девушки романс Чайковского. Перед ужином он взял ее под руку и, усадив рядом с собой за столом, громко предложил ей быть у него хозяйкой. Уже через 2 недели договорились о свадьбе.
В 1875 году, когда невесте исполнилось 16 (самому художнику было 36), состоялось венчание. Весной молодожены перебрались в Париж, где в 1875 году у них появилась на свет дочь Марина. Но, к сожалению, в 8 месяцев ребенок умер от менингита. Юлия тяжело пережила смерть дочери, но смогла справиться с горем, а для укрепления здоровья поехала в Ниццу. Художник по-прежнему много работал, его музой и моделью была жена Юлия Павловна, которую можно увидеть на портретах и исторических картинах, а также маленький сын Сережа, родившийся в 1877 году. Он начал его рисовать еще с младенчества. Из-за прихотей отца мальчик всегда одевался по моде тех времен и вынужден был носить локоны. Позже родились еще 2 детей: дочь Елена, ставшая художницей, и сын Владимир.
Юлия Павловна была заботливой матерью, сама будила, одевала и кормила малышей и в любую погоду ходила с ними гулять. Летом семья отдыхала за городом. На террасе постоянно устраивали чаепития. Для детей накрывали отдельный стол, за которым набиралось до 25 человек, там было всегда шумно и весело. После 1885 года семья стала ездить за границу. Сергей позже вспоминал:
«Наша семья, в течение первых пятнадцати лет совместной жизни с отцом, была дружной, гармонически слитной семьей. Нежность к нему, знаменитому, балованному художнику, приобретала оттенок восторженного поклонения. Существом высшего порядка входил он в наш детский быт».
Но в 1888 году, в Крыму, Юлия Павловна заболела, плеврит, и по совету врачей отправилась за границу. Она так ослабла, что в вагон ее вносили на руках. Старшие дети были с ней, а младшего забрала к себе ее сестра. В Киссингене она быстро поправлялась, но после очередных переездов снова простудилась, врач запретил ей жить в России. Она лечилась на курортах Швейцарии и Италии. Когда Юлии Павловне снова стало плохо, дети вызвали к ней отца, который нашел известного профессора, тот спас ей жизнь, сделав операцию буквально в последние минуты. Позже Юлия со старшими детьми путешествовали по курортам, а отец бывал у них наездами. Женщину, измученную болезнями, ждало еще одно потрясение. Ее муж увлекся другой.
Новая любовь
В 1889 году Константин был на выставке в Париже, где встретил 20-летнюю Марию Алексеевну Матавтину. И, несмотря на разницу в возрасте, у них завязался тайный роман. В 1890-1891 годах Константин Егорович все реже навещал свою семью, стал необщительным, был постоянно чем-то озабочен и сконфужен. Семья не догадывались о существовании любовницы. В 1891 году на свет появился сын Константин, а в 1892 году художник был вынужден признаться, что у него есть еще один наследник.Юлия Павловна не захотела прощать изменщика, подала ходатайство, прося, чтобы ей разрешили жить отдельно от мужа, и попросила оградить детей от него. Она 7 лет не соглашалась на развод, требуя «откупные», но художник не мог выплатить такую огромную сумму. Дети остались с матерью и, если младшие переписывались с отцом, старший, Сергей, прекратил общение, т.к. слишком любил свою мать и не мог простить отцу, что тот разрушил их счастливую семью. Сам художник был обижен на бывшую, как-то сказал своему приятелю:
«Если б у меня не было сына, я бы ей дал себя знать. Дочь не так ответственна. Она выходит замуж, носит фамилию мужа, но сын – другое дело. Ведь она (Юлия Павловна – Авт.) до того пала, что писала мне письма, что она готова втроём с нами жить. Что это за женщина, которая предлагает это!..»
С новой семьей он перебрался в Париж и не планировал возвращаться в Россию, вскоре у него появились и другие незаконнорожденные дети, дочери Ольга и Марина. Лишь в 1898 году Юлия Павловна согласилась дать развод, но ее бывший муж должен был выплачивать ей большую пенсию и жить в Петербурге. На момент развода ей было всего 39 лет, оставшиеся годы она прожила с сыном Сергеем, дожив до 95.
В том же году Константин Маковский женился на новой пассии и признал общих детей, через какое-то время у них родился еще один сын, Николай. В 1902 году он написал завещание, оставив все свои деньги третьей жене и ее детям. Маковский умер в 76 лет, попав в ДТП (что было большой редкостью в то время). Его экипаж на полной скорости врезался в трамвай, художник получил тяжелые травмы. Его пытались спасти, но он умер, не приходя в сознание, в 1915 году. Жена пережила его всего на 4 года, ей тогда было 50 лет.
В 1916 году она, продав его имущество, приобрела имение, где хотела устроить фамильный склеп. Но потом началась революция, и она все потеряла.
Советская власть признала художника «вредным», поэтому его картины раздавались всем подряд или же хранились в запасниках. Сейчас не многие знают о его творчестве.
Его сын Сергей стал известным русским поэтом, художественным критиком, работал во многих изданиях, читал лекции, принимал участие в религиозно-философских дискуссиях. Он написал книгу о своем отце, записывая воспоминания матери, надеясь, что его книги
«принесут моральные плоды и им, наследникам нашего имени. Кто знает — когда-нибудь в России, которая навсегда закрыта для нас с тобой, но, может быть, им откроется. Это побуждает меня теперь писать об отце, Константине Маковском, несправедливо полузабытом нашими соотечественниками младших поколений».
Автор: Лилия Шакирова |
1
комментарий
|
24 октября 2021, 7:01 589 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан