Статьи » Беременность, роды, воспитание детей
В первой части статьи, посвященной гиперопеке, мы разобрались, что это чрезмерная забота о ребенке, которая может выражаться в тотальном контроле и повышенном внимании. Чаще всего причиной такого поведения становятся психологические проблемы самих родителей, их многочисленные комплексы, жизненные неудачи. Нельзя говорить о том, что дети не нуждаются в заботе и помощи взрослых, сколько бы им не было лет, такая поддержка необходима, но важно не переусердствовать, уметь видеть ту грань, которая отделяет проявление любви от гиперопеке.
Окончание. Начало >>>
Ребенок тянется к игрушке и уже способен сам ее достать, но мама берет ее с полки и передает малышу, хотя он и сам мог бы справиться с этой задачей, приложив усилия. Или школьник не хочет выполнять домашнюю работу, родители, зная, что он может получить плохую отметку и расстроиться, делают все вместо него. Ребенка ограждают от любых неприятностей, что мешает ему получить опыт, сформировать характер, который поможет ему достигать поставленных целей.
Родители, склонные к гиперопеке, придумывают для ребенка огромное количество правил, касающихся его поведения, внешнего вида, игр и т.д., и требуют, чтобы все они выполнялись. Часто малыши сопротивляются, у них появляется естественное желание вырваться из этих строгих рамок. Но родитель требует, что все эти правила соблюдались, любое отклонение от нормы, любая шалость всегда наказывается, малыш не может рассчитывать на прощение. Такие родители могут потребовать, чтобы ребенок сосредоточился только на одной сфере своей жизни, например, на учебе, что может стать причиной появления различных комплексов. Даже неумение взрослых настоять на своем, отказывать, может быть гиперопекой. Чем старше становится ребенок, тем больше навыков он осваивает. Но иногда ему не хочется выполнять какие-то свои обязанности и, чтобы предотвратить истерику, родители все делают вместо него.
Гиперопека может проявляться по-разному:
1. Авторитарный стиль воспитания. Ребенок вынужден беспрекословно выполнять все требования родителей, любое мнение взрослых считается истиной. Его постоянно критикуют, ему не доверяют, занижают его способности. Есть своя строгая система запретов и правил поведения, любое нарушение которых строго наказывается.
2. Демонстрационная гиперопека. Родители используют детей для повышения своего статуса, они слишком зависимы от мнения окружающих, чувствуют себя неуверенно. Взрослые стараются приобрести ребенку самую дорогую одежду, устраивают его в самую престижную школу, постоянно ходят с ним на развлекательные мероприятия, но лишь для того, чтобы потом хвастаться этим. От ребенка они требуют хороших отметок и различных достижений, чтобы потом всем показывать его грамоты, медали и кубки.
3. Потворствующая гиперопека. В этом случае ребенок становится кумиром семьи, все его желания и капризы сразу же удовлетворяются. Взрослые стараются оградить его от всех трудностей, ему не нужно делать выбор, справляться с повседневными задачами. Постепенно у такого ребенка формируется завышенная самооценка, появляется потребность во внимании и признании окружающих.
4. Инертная гиперопека. Даже если ребенок уже взрослый, родители стараются постоянно его контролировать, он находится в зависимости от них. Любая инициатива, как и самостоятельность, подавляется, из-за чего такие дети позже остальных осваивают навыки самообслуживания, социального взаимодействия, тормозится их психическое и физическое развитие.
Психолог должен помочь родителям осознать сам факт наличия гиперопеки, установить причины ее возникновения, объяснить, какие типы воспитания существуют. Специалист может работать и с самим ребенком, стараясь убрать его неуверенность в себе, тревожность и страхи, а также с родителями, обучая их правильному взаимодействию внутри семьи.
Важно, чтобы родители соблюдали эти правила:
1. Ребенок должен заниматься домашними обязанностями, т.е. мыть посуду, застилать постель, убираться и т.д. Даже если у него не сразу все получается, стоит показать, объяснить, а не выполнять все вместо него.
2. Не стоит доделывать работу за ребенка. Он должен сам все выполнить, чтобы научиться, а задача взрослых – объяснить, что-то подсказать или показать.
3. Забыть о строгих запретах. Можно обговорить с ним какие-то вещи, например, ребенок должен быть дома до определенного часа, но не стоит постоянно ограничивать.
4. Нужно уважать личные границы ребенка. Если хочется узнать о его жизни, можно об этом спросить, но некрасиво подслушивать разговоры, читать переписку, входить в его комнату без стука.
5. Необходимо считаться с мнением ребенка. Конечно, запреты должны существовать, например, нельзя пропускать школу. Но ребенок имеет право вместе со взрослыми выбирать себе одежду, что-то для школы, оформлять свою комнату так, как хочется ему, ходить в тот кружок, который ему нравится, а не туда, куда его мечтают отдать родители.
6. Нельзя внушать ребенку, что он ничего не знает и не умеет. Иногда родители и не замечают некоторых своих высказываний, но постоянно подчеркивают, что сын или дочь ничего не знают, ни в чем не разбираются, взрослые все сделают так, как нужно. Тогда ребенок начинает чувствовать себя глупым, у него появляется неуверенность в себе, застенчивость.
Гиперопека может заглушить в ребенке индивидуальность, т.к. все его желания и предпочтения игнорируются взрослыми. Такие дети вырастают зависимыми, не имеют своего мнения, а позже с трудом приспосабливаются ко взрослой жизни. У них почти не развита активная жизненная позиция, поэтому им будет сложно строить карьеру, создавать семью, строить отношения с людьми. Ребенок привыкает, что кто-то еще может все сделать за него, и не понимает, зачем стараться, чего-то добиваться, т.к. наверняка у других все получится намного лучше. Потом, когда он уже вырастет, будет сложно жить рядом с инфантильным, эгоцентричным, безынициативным сыном или дочкой, т.к. придется всю жизнь о них заботиться, решать все проблемы, но изменить что-то будет уже практически невозможно.
Гиперопека: самый простой способ испортить жизнь ребенку. Ч.2
Фото: Victoria Borodinova: Pexels
Окончание. Начало >>>
Как проявляется гиперопека
Многие родители продолжают опекать ребенка, словно маленького, даже если он уже вырос. Они пытаются защищать его любыми способами, например, скрывают негативную информацию, могут начать драку с теми, кто пытается, как они думают, обидеть их отпрыска. Стоит малышу упасть, поцарапаться, как у взрослого начинается паника. Чтобы как-то успокоить плачущего ребенка, ему дают сладости, покупают игрушки. Взрослые не разрешают даже более-менее взрослому ребенку (5-6 лет) ходить в гости к другим детям, одному сидеть в соседней комнате.Ребенок тянется к игрушке и уже способен сам ее достать, но мама берет ее с полки и передает малышу, хотя он и сам мог бы справиться с этой задачей, приложив усилия. Или школьник не хочет выполнять домашнюю работу, родители, зная, что он может получить плохую отметку и расстроиться, делают все вместо него. Ребенка ограждают от любых неприятностей, что мешает ему получить опыт, сформировать характер, который поможет ему достигать поставленных целей.
Родители, склонные к гиперопеке, придумывают для ребенка огромное количество правил, касающихся его поведения, внешнего вида, игр и т.д., и требуют, чтобы все они выполнялись. Часто малыши сопротивляются, у них появляется естественное желание вырваться из этих строгих рамок. Но родитель требует, что все эти правила соблюдались, любое отклонение от нормы, любая шалость всегда наказывается, малыш не может рассчитывать на прощение. Такие родители могут потребовать, чтобы ребенок сосредоточился только на одной сфере своей жизни, например, на учебе, что может стать причиной появления различных комплексов. Даже неумение взрослых настоять на своем, отказывать, может быть гиперопекой. Чем старше становится ребенок, тем больше навыков он осваивает. Но иногда ему не хочется выполнять какие-то свои обязанности и, чтобы предотвратить истерику, родители все делают вместо него.
Гиперопека может проявляться по-разному:
1. Авторитарный стиль воспитания. Ребенок вынужден беспрекословно выполнять все требования родителей, любое мнение взрослых считается истиной. Его постоянно критикуют, ему не доверяют, занижают его способности. Есть своя строгая система запретов и правил поведения, любое нарушение которых строго наказывается.
2. Демонстрационная гиперопека. Родители используют детей для повышения своего статуса, они слишком зависимы от мнения окружающих, чувствуют себя неуверенно. Взрослые стараются приобрести ребенку самую дорогую одежду, устраивают его в самую престижную школу, постоянно ходят с ним на развлекательные мероприятия, но лишь для того, чтобы потом хвастаться этим. От ребенка они требуют хороших отметок и различных достижений, чтобы потом всем показывать его грамоты, медали и кубки.
3. Потворствующая гиперопека. В этом случае ребенок становится кумиром семьи, все его желания и капризы сразу же удовлетворяются. Взрослые стараются оградить его от всех трудностей, ему не нужно делать выбор, справляться с повседневными задачами. Постепенно у такого ребенка формируется завышенная самооценка, появляется потребность во внимании и признании окружающих.
4. Инертная гиперопека. Даже если ребенок уже взрослый, родители стараются постоянно его контролировать, он находится в зависимости от них. Любая инициатива, как и самостоятельность, подавляется, из-за чего такие дети позже остальных осваивают навыки самообслуживания, социального взаимодействия, тормозится их психическое и физическое развитие.
Как помочь
Сами родители вряд ли считают гиперопеку поводом для беспокойства, но тревожные симптомы может заметить психолог. Если ребенок слишком зажатый, неуверенный в себе или же, наоборот, выделяется демонстративным поведением, это может насторожить специалиста. Многое может рассказать и рисуночный тест. Изображая доминирующего родителя, ребенок может расположить его в центре листа, рисунок будет непропорционально большим, самого себя он может нарисовать рядом, но меньшим по размеру. Существует множество опросников, и для детей, и для взрослых, помогающих выявить тип воспитания.Психолог должен помочь родителям осознать сам факт наличия гиперопеки, установить причины ее возникновения, объяснить, какие типы воспитания существуют. Специалист может работать и с самим ребенком, стараясь убрать его неуверенность в себе, тревожность и страхи, а также с родителями, обучая их правильному взаимодействию внутри семьи.
Важно, чтобы родители соблюдали эти правила:
1. Ребенок должен заниматься домашними обязанностями, т.е. мыть посуду, застилать постель, убираться и т.д. Даже если у него не сразу все получается, стоит показать, объяснить, а не выполнять все вместо него.
2. Не стоит доделывать работу за ребенка. Он должен сам все выполнить, чтобы научиться, а задача взрослых – объяснить, что-то подсказать или показать.
3. Забыть о строгих запретах. Можно обговорить с ним какие-то вещи, например, ребенок должен быть дома до определенного часа, но не стоит постоянно ограничивать.
4. Нужно уважать личные границы ребенка. Если хочется узнать о его жизни, можно об этом спросить, но некрасиво подслушивать разговоры, читать переписку, входить в его комнату без стука.
5. Необходимо считаться с мнением ребенка. Конечно, запреты должны существовать, например, нельзя пропускать школу. Но ребенок имеет право вместе со взрослыми выбирать себе одежду, что-то для школы, оформлять свою комнату так, как хочется ему, ходить в тот кружок, который ему нравится, а не туда, куда его мечтают отдать родители.
6. Нельзя внушать ребенку, что он ничего не знает и не умеет. Иногда родители и не замечают некоторых своих высказываний, но постоянно подчеркивают, что сын или дочь ничего не знают, ни в чем не разбираются, взрослые все сделают так, как нужно. Тогда ребенок начинает чувствовать себя глупым, у него появляется неуверенность в себе, застенчивость.
Гиперопека может заглушить в ребенке индивидуальность, т.к. все его желания и предпочтения игнорируются взрослыми. Такие дети вырастают зависимыми, не имеют своего мнения, а позже с трудом приспосабливаются ко взрослой жизни. У них почти не развита активная жизненная позиция, поэтому им будет сложно строить карьеру, создавать семью, строить отношения с людьми. Ребенок привыкает, что кто-то еще может все сделать за него, и не понимает, зачем стараться, чего-то добиваться, т.к. наверняка у других все получится намного лучше. Потом, когда он уже вырастет, будет сложно жить рядом с инфантильным, эгоцентричным, безынициативным сыном или дочкой, т.к. придется всю жизнь о них заботиться, решать все проблемы, но изменить что-то будет уже практически невозможно.
Автор: Лилия Шакирова |
Оставить комментарий
|
12 октября 2021, 7:01 918 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан