Статьи » Мода
Мы привыкли считать, что сарафан или платье без рукавов является национальной одеждой русских женщин.
На самом деле сарафаны сначала носили мужчины.
С иранского языка слово «Сарафан» переводится, как «одетый полностью», с персидского «с головы до ног» или «всецело». Этим словом обозначается тип длинной одежды. А в санскрите «сари» – обозначает «кусок ткани». По словам исследователей, в Россию сарафан пришёл от тюркских народов, либо через Грецию, хотя некоторые учёные считают, что русские не могли назвать национальную одежду словом из чужого языка. Но я думаю, что такое вполне возможно, если был заимствован сам род одежды.
До XVII века, скорее всего сарафаном на Руси называли только мужскую, как правило боярскую одежду, типа длиннополого кафтана. Но с XVII века сарафаном называют и женскую одежду. В более поздние века только женскую.
Сарафаны и мужчины и женщины носили в качестве обрядовой одежды, например, на свадебных церемониях.
Кстати сарафан носили не только на Руси, но и в центральной и Восточной Европе.
Первое упоминание о сарафане, на Руси находится в Никоновской летописи от 1376 года. В то время, как уже было упомянуто выше, сарафаны носили, как мужчины, так и женщины из разных слоёв общества, от бояр до крестьян.
В XIV веке сарафан носили и воеводы и князья. Любили сарафаны дворянки и крестьянки.
Позднее в деревнях по внешнему виду сарафана можно было судить о социальном статусе его хозяйки. К тому же каждый век вносил во внешний вид сарафана свою лепту, диктовал свои изменения и дополнения.
Сарафаны в какой-то мере влияли на настроение женщины, носящей его. Особенно красота сарафана была важна для крестьянок, которые жили в тяжёлых условиях курной избы и не разгибали спины с утра до позднего вечера. Беспросветный труд и постоянная нужда не делают женщину красивой и жизнерадостной. Вот как раз сарафану и отводилась роль светлого пятна в жизни простой крестьянки, а в праздничном сарафане девушка и молодая женщина могли чувствовать себя настоящими русскими красавицами. Этому радостному чувству не могли помешать ни куры, ни телята, ни свиньи, которые в ту пору ютились в курной избе вместе с хозяевами, особенно в холода.
На себя у крестьянок время оставалось только поздними зимними вечерами. Именно тогда и шились собственными руками повседневные и праздничные сарафаны. Ведь в те времена крестьянки всю одежду делали сами. Прежде, чем сшить сарафан, нужно было вырастить лён, правильно обработать его, свить нить, соткать ткань и только потом шить сарафан.
Те, кто побогаче могли мечтать о праздничной отделке, лентах, тесьме, пуговицах, бусинах, блёстках.
В сотворении сарафана была важна форма и умелое сочетание отделки.
Нередко искусные женские руки творили настоящее чудо и на сарафане оживали затейливые рисунки, целые сказочные картины. Таким образом, и поселялось настоящее великолепие в убогой крестьянской избе. Матери и бабушки передавали своё мастерство дочерям и внучкам.
Пришёл век Петра I, царя реформатора, который за образец взял западную одежду и манеры. Таким образом, традиционный русский сарафан стал одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Женщины из высшего света по указу Петра I были обязаны носить одежду западноевропейского образца. Лишь священники и крестьяне были избавлены от этого насильственного переодевания. Отчасти любовь к национальной одежде сохранило именно купечество и мещане XVIII века, и даже XIX века.
Крестьянская же традиционная одежда сохранила вековые традиции и приумножила их. Именно поэтому она до сих пор интересна всевозможным учёным, исследователям и художникам.
В русском национальном костюме сохранены наиболее свойственные древнерусскому костюму: крой, приёмы декора, способ его ношения и немалая часть других черт.
Сарафан носился не просто сам по себе, но в комплексе, в который входили, кроме сарафана – рубаха, пояс, передник.
Возвращению моды на ношение сарафанов русскими дворянками поспособствовала в самом начале своего правления Екатерины II.
В XVIII веке на севере Европейской России, особенно в Московии и Верхнем Поволжье сарафан надевали поверх прямой рубахи.
Самым древним типом сарафана считается глухой косоклинный сарафан, который изготавливали, как правило, из перегнутого на плечах полотнища, со вставленными по бокам слегка скошенными полотнищами либо продольными клиньями, которые не доходили до проймы. Два прямых полотнища спереди могли быть, как распахнутыми, так и со швом.
Такие сарафаны чаще всего шили на плотной подкладке из грубого холста синего цвета, или почернённого сандалом. Если сарафан шился из шерстяной ткани, то её окрашивали в естественные цвета, иногда в чёрный или красно-коричневый. Такие сарафаны даже стегали на вате. Праздничные шили из китайки и шёлка.
У шелковых сарафанов XVIII – середины XIX из ваты стегали передние полы и реже весь сарафан. Бывали сарафаны из сукна.
Сарафан так же шились в виде туники, без среднего шва, передние и задние полотнища были цельными.
Прямые сарафаны шили чаще всего из покупной ткани – ситца, атласа, штофа. Из домашних тканей использовались набивные.
С конца XVIII века украшали полосами мишурного кружева или позументами линии застежки. С середины XIX века стали использовать для этой цели тёмно-желтые ленты с вытканными на них розовыми гвоздиками.
«Круглые» сарафаны, которые так же называли «московскими» или продуванками за лёгкость шились из нескольких цельных прямых полотнищ, которые вверху были собраны в мелкие складки или сборки, которые прикрывались прямой обшивкой. К обшивке пришивались лямки. Круглые сарафаны шились из полотнищ одинаковой длины, или из двух длинных спереди и трёх коротких полотнищ, которые сзади доходили до талии. По подолу сарафаны этого типа украшались тремя полосами из кружев или лент.
Сарафаны «с лифом» пришли в деревню из города. Лиф этих сарафанов плотно облегал грудь и спину или только спину. Они напоминают юбку пришитую к лифу.
Существует предположение, что сарафан с лифом пришёл из западных областей от белорусского андарака – юбка и лиф – «кабат», соединённые вместе.
Вологодские сарафаны этого типа шились из разных тканей.
Сарафан с лифом на кокетке называли полуплатьем.
«Золотые» сарафаны, то есть сарафаны, расшитые по белой ткани золотом в северных губерниях носили наиболее богатые невесты.
В некоторых деревнях северных губерний девушкам до двадцатилетнего возраста запрещалось носить сарафаны из атласа или гаруса.
Повседневные сарафаны выглядели просто, а нарядные шёлковые украшали серебряной и золотой тесьмой, позолоченными и серебряными пуговицами вдоль шва. Сарафаны этого типа носили с рубашками белого цвета из тонкого льняного батиста и кисеи.
В Курской губернии барышни состоятельных родителей, готовясь к свадьбе, шили ансамбль, состоящий из сарафана-шубки из алого штофа, передника, рубахи, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений и серёжек. Под сарафан надевали несколько юбок, которые служили нижним бельём и делали девушку несколько полнее. В те времена ценились невесты в теле.
В наше время многие интересные экземпляры сарафанов, которые удалось отыскать в различных уголках нашей страны, хранятся в музеях. Например, красивые старинные сарафаны есть в коллекции Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Красивый северный сарафан был доставлен в этот музей из села Шейно Пачелмского района и называется кумачником. Летящий силуэт этому сарафану придают, вставленные в бока и спинку клинья.
Шелковые и парчовые сарафаны, которые носились в конце XVIII – начале XIX веков в части северных губерний России были дополнены душегреей – нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов. Называли эту одежду и епанечкой, шилась она из шёлка и украшалась металлической бахромой или кружевом из специальных золотных нитей. Такая одежда особенно была популярна в северных районах страны у зажиточных крестьян.
Позднее сарафаны стали выходить из моды, особенно в городе.
Но в 1965 году Пьер Карден продемонстрировал мини сарафаны, сшитые из шерстяного сукна, на бретельках. Публика была в восторге! Носили эти сарафаны тогда с водолазками, начавшими входить в моду.
Сарафаны и ныне пользуются популярностью у модельеров. Русские мотивы, несмотря на переменчивость моды, не покидают модные дома.
В обыденной жизни в наши дни сарафан остаётся популярной женской одеждой, особенно в тёплое время года.
Женщина, имеющая вкус, способна при помощи сарафана сделать свой образ более манящим и утончённым.
При желании можно обратиться к профессионалу, который подскажет, как подбирая тот или иной сарафан изменить свой облик чуть ли ни кардинально или придать ему изюминку.
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.
По пра... по праздничкам,
По пра... по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.
(Народная Песня «Во кузнице»)
Никогда не выходящий из моды сарафан
На самом деле сарафаны сначала носили мужчины.
С иранского языка слово «Сарафан» переводится, как «одетый полностью», с персидского «с головы до ног» или «всецело». Этим словом обозначается тип длинной одежды. А в санскрите «сари» – обозначает «кусок ткани». По словам исследователей, в Россию сарафан пришёл от тюркских народов, либо через Грецию, хотя некоторые учёные считают, что русские не могли назвать национальную одежду словом из чужого языка. Но я думаю, что такое вполне возможно, если был заимствован сам род одежды.
До XVII века, скорее всего сарафаном на Руси называли только мужскую, как правило боярскую одежду, типа длиннополого кафтана. Но с XVII века сарафаном называют и женскую одежду. В более поздние века только женскую.
Сарафаны и мужчины и женщины носили в качестве обрядовой одежды, например, на свадебных церемониях.
Кстати сарафан носили не только на Руси, но и в центральной и Восточной Европе.
Первое упоминание о сарафане, на Руси находится в Никоновской летописи от 1376 года. В то время, как уже было упомянуто выше, сарафаны носили, как мужчины, так и женщины из разных слоёв общества, от бояр до крестьян.
В XIV веке сарафан носили и воеводы и князья. Любили сарафаны дворянки и крестьянки.
Позднее в деревнях по внешнему виду сарафана можно было судить о социальном статусе его хозяйки. К тому же каждый век вносил во внешний вид сарафана свою лепту, диктовал свои изменения и дополнения.
Сарафаны в какой-то мере влияли на настроение женщины, носящей его. Особенно красота сарафана была важна для крестьянок, которые жили в тяжёлых условиях курной избы и не разгибали спины с утра до позднего вечера. Беспросветный труд и постоянная нужда не делают женщину красивой и жизнерадостной. Вот как раз сарафану и отводилась роль светлого пятна в жизни простой крестьянки, а в праздничном сарафане девушка и молодая женщина могли чувствовать себя настоящими русскими красавицами. Этому радостному чувству не могли помешать ни куры, ни телята, ни свиньи, которые в ту пору ютились в курной избе вместе с хозяевами, особенно в холода.
На себя у крестьянок время оставалось только поздними зимними вечерами. Именно тогда и шились собственными руками повседневные и праздничные сарафаны. Ведь в те времена крестьянки всю одежду делали сами. Прежде, чем сшить сарафан, нужно было вырастить лён, правильно обработать его, свить нить, соткать ткань и только потом шить сарафан.
Те, кто побогаче могли мечтать о праздничной отделке, лентах, тесьме, пуговицах, бусинах, блёстках.
В сотворении сарафана была важна форма и умелое сочетание отделки.
Нередко искусные женские руки творили настоящее чудо и на сарафане оживали затейливые рисунки, целые сказочные картины. Таким образом, и поселялось настоящее великолепие в убогой крестьянской избе. Матери и бабушки передавали своё мастерство дочерям и внучкам.
Пришёл век Петра I, царя реформатора, который за образец взял западную одежду и манеры. Таким образом, традиционный русский сарафан стал одеждой простолюдинок и купеческих дочерей. Женщины из высшего света по указу Петра I были обязаны носить одежду западноевропейского образца. Лишь священники и крестьяне были избавлены от этого насильственного переодевания. Отчасти любовь к национальной одежде сохранило именно купечество и мещане XVIII века, и даже XIX века.
Крестьянская же традиционная одежда сохранила вековые традиции и приумножила их. Именно поэтому она до сих пор интересна всевозможным учёным, исследователям и художникам.
В русском национальном костюме сохранены наиболее свойственные древнерусскому костюму: крой, приёмы декора, способ его ношения и немалая часть других черт.
Сарафан носился не просто сам по себе, но в комплексе, в который входили, кроме сарафана – рубаха, пояс, передник.
Возвращению моды на ношение сарафанов русскими дворянками поспособствовала в самом начале своего правления Екатерины II.
В XVIII веке на севере Европейской России, особенно в Московии и Верхнем Поволжье сарафан надевали поверх прямой рубахи.
Самым древним типом сарафана считается глухой косоклинный сарафан, который изготавливали, как правило, из перегнутого на плечах полотнища, со вставленными по бокам слегка скошенными полотнищами либо продольными клиньями, которые не доходили до проймы. Два прямых полотнища спереди могли быть, как распахнутыми, так и со швом.
Такие сарафаны чаще всего шили на плотной подкладке из грубого холста синего цвета, или почернённого сандалом. Если сарафан шился из шерстяной ткани, то её окрашивали в естественные цвета, иногда в чёрный или красно-коричневый. Такие сарафаны даже стегали на вате. Праздничные шили из китайки и шёлка.
У шелковых сарафанов XVIII – середины XIX из ваты стегали передние полы и реже весь сарафан. Бывали сарафаны из сукна.
Сарафан так же шились в виде туники, без среднего шва, передние и задние полотнища были цельными.
Прямые сарафаны шили чаще всего из покупной ткани – ситца, атласа, штофа. Из домашних тканей использовались набивные.
С конца XVIII века украшали полосами мишурного кружева или позументами линии застежки. С середины XIX века стали использовать для этой цели тёмно-желтые ленты с вытканными на них розовыми гвоздиками.
«Круглые» сарафаны, которые так же называли «московскими» или продуванками за лёгкость шились из нескольких цельных прямых полотнищ, которые вверху были собраны в мелкие складки или сборки, которые прикрывались прямой обшивкой. К обшивке пришивались лямки. Круглые сарафаны шились из полотнищ одинаковой длины, или из двух длинных спереди и трёх коротких полотнищ, которые сзади доходили до талии. По подолу сарафаны этого типа украшались тремя полосами из кружев или лент.
Сарафаны «с лифом» пришли в деревню из города. Лиф этих сарафанов плотно облегал грудь и спину или только спину. Они напоминают юбку пришитую к лифу.
Существует предположение, что сарафан с лифом пришёл из западных областей от белорусского андарака – юбка и лиф – «кабат», соединённые вместе.
Вологодские сарафаны этого типа шились из разных тканей.
Сарафан с лифом на кокетке называли полуплатьем.
«Золотые» сарафаны, то есть сарафаны, расшитые по белой ткани золотом в северных губерниях носили наиболее богатые невесты.
В некоторых деревнях северных губерний девушкам до двадцатилетнего возраста запрещалось носить сарафаны из атласа или гаруса.
Повседневные сарафаны выглядели просто, а нарядные шёлковые украшали серебряной и золотой тесьмой, позолоченными и серебряными пуговицами вдоль шва. Сарафаны этого типа носили с рубашками белого цвета из тонкого льняного батиста и кисеи.
В Курской губернии барышни состоятельных родителей, готовясь к свадьбе, шили ансамбль, состоящий из сарафана-шубки из алого штофа, передника, рубахи, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений и серёжек. Под сарафан надевали несколько юбок, которые служили нижним бельём и делали девушку несколько полнее. В те времена ценились невесты в теле.
В наше время многие интересные экземпляры сарафанов, которые удалось отыскать в различных уголках нашей страны, хранятся в музеях. Например, красивые старинные сарафаны есть в коллекции Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Красивый северный сарафан был доставлен в этот музей из села Шейно Пачелмского района и называется кумачником. Летящий силуэт этому сарафану придают, вставленные в бока и спинку клинья.
Шелковые и парчовые сарафаны, которые носились в конце XVIII – начале XIX веков в части северных губерний России были дополнены душегреей – нагрудной распашной одеждой, короткой и без рукавов. Называли эту одежду и епанечкой, шилась она из шёлка и украшалась металлической бахромой или кружевом из специальных золотных нитей. Такая одежда особенно была популярна в северных районах страны у зажиточных крестьян.
Позднее сарафаны стали выходить из моды, особенно в городе.
Но в 1965 году Пьер Карден продемонстрировал мини сарафаны, сшитые из шерстяного сукна, на бретельках. Публика была в восторге! Носили эти сарафаны тогда с водолазками, начавшими входить в моду.
Сарафаны и ныне пользуются популярностью у модельеров. Русские мотивы, несмотря на переменчивость моды, не покидают модные дома.
В обыденной жизни в наши дни сарафан остаётся популярной женской одеждой, особенно в тёплое время года.
Женщина, имеющая вкус, способна при помощи сарафана сделать свой образ более манящим и утончённым.
При желании можно обратиться к профессионалу, который подскажет, как подбирая тот или иной сарафан изменить свой облик чуть ли ни кардинально или придать ему изюминку.
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.
По пра... по праздничкам,
По пра... по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.
(Народная Песня «Во кузнице»)
Автор: Наталия Н Антонова |
2
комментария
|
2 сентября 2021, 7:03 3882 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан