Статьи » Отдых
Звуковой инсталляцией (англ. sound installation) называют форму современного искусства, основанную на синтезе различных художественных средств, центральным из которых является наличие звуковой составляющей. Появление таких инсталляций связано с развитием художественного направления «саунд-арт». Считается, что первые звуковые инсталляции появились в начале ХХ в., но сам термин «саунд-арт» вошел в обиход только в 90-е гг. прошлого столетия.
В 1923 г. советский авангардист Арсений Авраамов сочинил «Гудковую симфонию». Это были мелодии «Интернационала» и «Марсельезы», скомпилированные из различных звуков, вроде бы не имеющих отношения к музыке – гудков фабрик, машин, различных механических устройств и даже выстрелов из пушек и пистолетов. Основная идея Авраамова заключалась в том, что музыка может состоять и из повседневных шумов, а также звуков природы.
Первые так называемые звуковые скульптуры были созданы в середине прошлого столетия братьями-французами Бернаром и Франсуа Баше, первый из которых являлся по профессии инженером, а второй - скульптором. Одной из их работ стал орган из 54 стеклянных трубочек, на котором мог сыграть каждый посетитель, независимо от того, учился ли он когда-либо музыке.
Идея была взята на вооружение и другими художниками. К примеру, швейцарский скульптор Жан Тэнгли создавал конструкции из консервных банок и колесиков, издававших звуки под воздействием потока воды, а также механизмы, издававшие разные «мелодии» благодаря сотням шестеренок, крутившихся случайным образом.
Американский философ, поэт и композитор Джон Кейдж - и вовсе провозгласил, что «всякий звук является музыкой». Став культовой фигурой в области саунд-арта, Кейдж проповедовал алеаторику — нарушения в музыкальной структуре композиции. Он экспериментировал, помещая внутрь пианино различные предметы, которые создавали помехи в звучании инструмента, или играя по нотам, залитым кофе и чернилами, внося в игру «элемент случайности».
Знаменитый саунд-перформанс Кейджа — «4′33» предписывал музыкантам только одно действие: tacet — «сохраняй тишину». Во время исполнения композиции на 4 мин. 33 сек. воцарялась тишина, и основным объектом внимания становились звуки, издаваемые сидящими в зале слушателями.
Швейцарский художник Зимун занимается созданием инсталляций из промышленных материалов. В их составе могут быть картонные коробки, пакеты, шарики, обрывки проводов, звуковые динамики и даже мусор. Скажем, его работа «318 двигателей постоянного тока, пробковые шарики, картонные коробки 100x100x100 см» представляет собой длинный, ярко освещенный изнутри коридор из коробок, о стены которого бьются сотни шариков. Зритель проходит по коридору под этот гипнотический стук… В инсталляции «25 точильщиков, кусок дерева, микрофон и усилитель» в кусок древесины помещаются личинки жуков-точильщиков. Звуки, которые они производят, усиливаются с помощью аппаратуры, и «преподносятся» зрителям.
Николай Карстен из Берлина занимается визуализацией звука еще с 80-х гг. В 2016 г. он представил инсталляцию Reflektor Distortionat («Рефлектор искажения») в Galerie Eigen + Art Berlin. На емкость с водой, подсвеченную белыми неоновыми огнями, сыпались низкочастотные удары. Это искажало отражение в воде, фактически делая звук видимым для зрителя.
Художница Кристин Сан Ким глуха от рождения. Но это не мешает ей создавать интерактивные работы с участием звука. Одна из них, Game of Skill 2.0, была включена некоммерческим объединением MoMA PS1 в экспозицию Greater New York. Зрителям предлагается при помощи специального устройства касаться проводов, отчего включается радио, причем звук его меняется в зависимости от скорости и направления движения.
Камиль Норме из Осло в 2015 г. представила свой проект Rapture на ежегодной Венецианской биеннале. Художница на примере вибраций оконного стекла исследовала психологические реакции зрителей.
Так, подобные инсталляции не раз создавались для проектов московского музея «Гараж». К ним относятся, в частности, экспозиция «Потрогай музыку», концерты-перформансы «Музыка вне стен» и «Свободное время», а также «Арт-эксперимент», посвященный творчеству Джона Кейджа.
Не так давно в Санкт-Петербурге, в рамках проекта SONICOLOGY, состоялась выставка звуковых скульптур Тараса Машталира и Павла Панкратова. Одним из самых заметных экспонатов была «Стелла». Объект представлял собой комбинацию светодиодов и звуковых систем, оборудованных многочисленными сенсорами, реагирующими на активность окружающих людей, выдавая набор звуков и цветов, который в каждом случае уникален.
Конечно, музыку нельзя равнять с изобразительным искусством – это совершенно разные виды творческой деятельности. Но все же надо признать, что попытки их объединить по меньшей мере вызывают интерес у публики. И почему бы не поощрять такие эксперименты?
Саунд-арт: музыка как искусство
«Всякий звук является музыкой»
В 1913 г. итальянский художник-футурист Луиджи Руссоло издал манифест «Искусство шумов», провозглашавший шум объектом искусства. Он изобрел новый вид музыкальных инструментов - интонарумори (intonarumori), представлявшие собой своеобразные модуляторы шума. Они были способны имитировать такие звуки, как жужжание, шипение, гул толпы и даже взрывы. Руссоло сам сочинял музыкальные произведения, которые можно было бы исполнять на этих инструментах: «Восстание», «Динамизм движения женщины», «Встреча аэропланов и автомобилей».В 1923 г. советский авангардист Арсений Авраамов сочинил «Гудковую симфонию». Это были мелодии «Интернационала» и «Марсельезы», скомпилированные из различных звуков, вроде бы не имеющих отношения к музыке – гудков фабрик, машин, различных механических устройств и даже выстрелов из пушек и пистолетов. Основная идея Авраамова заключалась в том, что музыка может состоять и из повседневных шумов, а также звуков природы.
Первые так называемые звуковые скульптуры были созданы в середине прошлого столетия братьями-французами Бернаром и Франсуа Баше, первый из которых являлся по профессии инженером, а второй - скульптором. Одной из их работ стал орган из 54 стеклянных трубочек, на котором мог сыграть каждый посетитель, независимо от того, учился ли он когда-либо музыке.
Идея была взята на вооружение и другими художниками. К примеру, швейцарский скульптор Жан Тэнгли создавал конструкции из консервных банок и колесиков, издававших звуки под воздействием потока воды, а также механизмы, издававшие разные «мелодии» благодаря сотням шестеренок, крутившихся случайным образом.
Американский философ, поэт и композитор Джон Кейдж - и вовсе провозгласил, что «всякий звук является музыкой». Став культовой фигурой в области саунд-арта, Кейдж проповедовал алеаторику — нарушения в музыкальной структуре композиции. Он экспериментировал, помещая внутрь пианино различные предметы, которые создавали помехи в звучании инструмента, или играя по нотам, залитым кофе и чернилами, внося в игру «элемент случайности».
Знаменитый саунд-перформанс Кейджа — «4′33» предписывал музыкантам только одно действие: tacet — «сохраняй тишину». Во время исполнения композиции на 4 мин. 33 сек. воцарялась тишина, и основным объектом внимания становились звуки, издаваемые сидящими в зале слушателями.
Круги на воде
Швейцарский художник Зимун занимается созданием инсталляций из промышленных материалов. В их составе могут быть картонные коробки, пакеты, шарики, обрывки проводов, звуковые динамики и даже мусор. Скажем, его работа «318 двигателей постоянного тока, пробковые шарики, картонные коробки 100x100x100 см» представляет собой длинный, ярко освещенный изнутри коридор из коробок, о стены которого бьются сотни шариков. Зритель проходит по коридору под этот гипнотический стук… В инсталляции «25 точильщиков, кусок дерева, микрофон и усилитель» в кусок древесины помещаются личинки жуков-точильщиков. Звуки, которые они производят, усиливаются с помощью аппаратуры, и «преподносятся» зрителям.
Николай Карстен из Берлина занимается визуализацией звука еще с 80-х гг. В 2016 г. он представил инсталляцию Reflektor Distortionat («Рефлектор искажения») в Galerie Eigen + Art Berlin. На емкость с водой, подсвеченную белыми неоновыми огнями, сыпались низкочастотные удары. Это искажало отражение в воде, фактически делая звук видимым для зрителя.
Художница Кристин Сан Ким глуха от рождения. Но это не мешает ей создавать интерактивные работы с участием звука. Одна из них, Game of Skill 2.0, была включена некоммерческим объединением MoMA PS1 в экспозицию Greater New York. Зрителям предлагается при помощи специального устройства касаться проводов, отчего включается радио, причем звук его меняется в зависимости от скорости и направления движения.
Камиль Норме из Осло в 2015 г. представила свой проект Rapture на ежегодной Венецианской биеннале. Художница на примере вибраций оконного стекла исследовала психологические реакции зрителей.
Саунд-арт по-российски
Сегодня саунд-инсталляции стали повседневностью: их можно увидеть (вернее, в большей степени, услышать) практически на всех более-менее крупных выставках как современного, так и классического искусства, в том числе и в России.Так, подобные инсталляции не раз создавались для проектов московского музея «Гараж». К ним относятся, в частности, экспозиция «Потрогай музыку», концерты-перформансы «Музыка вне стен» и «Свободное время», а также «Арт-эксперимент», посвященный творчеству Джона Кейджа.
Не так давно в Санкт-Петербурге, в рамках проекта SONICOLOGY, состоялась выставка звуковых скульптур Тараса Машталира и Павла Панкратова. Одним из самых заметных экспонатов была «Стелла». Объект представлял собой комбинацию светодиодов и звуковых систем, оборудованных многочисленными сенсорами, реагирующими на активность окружающих людей, выдавая набор звуков и цветов, который в каждом случае уникален.
Конечно, музыку нельзя равнять с изобразительным искусством – это совершенно разные виды творческой деятельности. Но все же надо признать, что попытки их объединить по меньшей мере вызывают интерес у публики. И почему бы не поощрять такие эксперименты?
Автор: Ирина Шлионская |
Оставить комментарий
|
9 февраля 2021, 8:01 946 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан