Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
"Слово «Пасха» значит с еврейского «прохождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью».
Вот такие слова об этом Светлом Христианском празднике можно прочитать в «Законе Божием» Серафима Слободского. Верующие христиане, в светлых одеждах, задолго до полуночи стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.
«Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника».
Мне кажется, нет такого россиянина, который бы не ожидал с благоговением этого Великого христианского праздника. Я помню, как в детстве (в атмосфере всеобщего атеизма!) мы, дети, всегда ждали пасхальных куличей и крашеных яиц и говорили: «Христос воскресе!» А нам отвечали: «Воистину воскресе!» - и одаривали сладостями и разноцветными яйцами. Во многих местах традиция эта сохранилась и сейчас, особенно в селах и деревнях, где дети несут людям благую весть о воскрешении Христа.
Великий Пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов. Это время подготовки к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. Великий Пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка заключается в том, что люди верующие уделяют больше времени молитве, духовному чтению и удалению от всего греховного. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Иоанн. 6, 53-56). Телесная же подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого Поста все говеют, исповедываются и причащаются минимум один раз.
Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту, который делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находятся Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на четыре части:
Четыредесятница - 40 дней;
Лазарева Суббота - 1 день;
Вход Господень в Иерусалим - 1 день;
Страстная Неделя - 6 дней.
Четыредесятница напоминает нам о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и верующие во время поста подготавливаются к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой со своей греховностью. Этот период не траурный, и одеяния в церкви бывают не черные, а бордового цвета.
Страстная седмица (неделя) - это последняя неделя Великого Поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям о предательстве, страданиях, смерти на кресте и погребении Иисуса Христа. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. Все дни Страстной Седмицы называются Великими: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
Христиане постятся с апостольских времен. По средам и пятницам в течение всего года - в память о том, что в среду Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу - распят. Регулярно голодать или подолгу жить на хлебе и воде без вреда для здоровья может опытный монах или монахиня, много лет посвятившие духовному подвигу. Для простого мирянина такой пост противопоказан. Как спортсмен не достигнет высот без длительных и серьезных тренировок, так и мы с вами не сможем голодать без определенной подготовки. Как говорится, каждому - свой уровень, и не надо садиться в "чужие сани".
Классический монастырский устав Великого Поста довольно строгий. В будни запрещаются не только продукты животного происхождения, но даже растительное масло, а есть можно только один раз в день. По субботам и воскресеньям позволено постное масло и вино и трапеза два раза в день. По средам и пятницам - сухоядение (можно есть хлеб и свежие, соленые, квашеные и сушеные овощи и фрукты). В первый день поста монахи ничего не едят, затем 4 дня до субботы живут на хлебе и воде.
В праздники пост становится менее строгим. В Лазареву субботу можно икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим позволяется рыба. На последней Страстной седмице с понедельника до четверга - снова сухоядение. В Великий Четверг можно поесть два раза в день с хлебом и вином. В Великую пятницу предписано голодание, а в субботу перед Пасхой можно перекусить хлебом и фруктами.
Простые люди обычно ориентируются на монастырский устав, но с необходимыми послаблениями. Питаться миряне могут хоть 5 раз на дню, голодать и есть сухую пищу можно, но необязательно, а растительное масло дозволяется в любое время, кроме среды, пятницы и самых строгих дней. Хорошим подспорьем становятся орехи, семечки, изюм, мед и сухофрукты, чай, квас, овощные и фруктовые соки, зелень, всевозможные варенья и соленья, грибы и тыква во всех видах. А еще, как это ни удивительно, к постной еде относятся съедобные моллюски и рачки вроде кальмаров, мидий и креветок. Их можно есть по субботам и воскресеньям, к разряду рыбы они не относятся.
В выходной или праздничный день можно позволить себе скромный бокальчик пива или вина. Некоторые православные на время поста вообще отказываются от выпивки, давая своему организму возможность отдохнуть и очиститься. Это помогает приучить себя к умеренности и независимости от алкоголя.
Правила Православной церкви предусматривают один и тот же пост для всех: для монахов, духовенства и для мирян. Послабления разрешены только больным, детям и беременным женщинам с благословения священника.
Великий Пост был установлен апостолами в подражание посту Спасителя. В первые века он составлял 40 дней, затем к нему добавилась Страстная седмица. 48 дней Великого Поста - подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь и отрешения от мирской суеты и прелестей мира сего.
Человеку нерелигиозному Великий Пост может показаться слишком долгим и строгим. Разве можно целых 7 недель питаться растительной пищей и отказывать себе в удовольствиях?! В реальности же, самый серьезный пост в году оказывается вовсе не таким "страшным", каким кажется на первый взгляд. Причем Великий пост не случайно выпадает на весну. В этот период увеличивается напряжение магнитного поля Земли, усиливается солнечная активность, изменяются биоритмы человека. С наступлением весны душа наша как бы возрождается, расцветает. Будто всякий раз приходит новая духовная весна. Великий пост дает возможность обновиться, процвести цветами добродетелей, принести плоды покаяния.
Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту.
Первая подготовительная неделя. Во время первой подготовительной недели нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу.
Вторая подготовительная неделя. Во время второй подготовительной недели среда и пятница - постные.
Третья подготовительная неделя. Третья подготовительная неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» (по народному «Масленица»). В эту неделю среда и пятница - не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу и все другое - можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.
Прощеное Воскресенье. Воскресенье перед началом Великого Поста называется «Прощеным Воскресеньем». В этот день мы просим друг у друга прощения. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Вечером после вечерни священник подает пример и первый у всех просит прощения. После этого все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и друг у друга. В этот день все делают все возможное, чтобы со всеми примириться.
Итак, во время поста нельзя употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше, чем раз в день. По субботам и воскресеньям разрешается постное масло, вино и есть два раза в день. По праздникам, которые совпадают с постом, пост становится менее строгим. Например, по субботам и воскресеньям позволяется постное масло и вино, в Лазареву субботу можно есть икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим позволяется рыба.
Первые четыре дня Великого Поста, а также вся Страстная Седмица - очень строгие. Самый строгий пост в Великую Пятницу - ничего нельзя есть.
Примечание! Если вы серьезно решили поститься, то более подробно об исключении из рациона тех или иных продуктов во время поста можно узнать в любом храме. Посоветуйтесь с батюшкой, так как помимо умеренности в потреблении продуктов Великий пост предусматривает чтение определенных молитв.
Пасхальный пост
Вот такие слова об этом Светлом Христианском празднике можно прочитать в «Законе Божием» Серафима Слободского. Верующие христиане, в светлых одеждах, задолго до полуночи стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.
«Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника».
Мне кажется, нет такого россиянина, который бы не ожидал с благоговением этого Великого христианского праздника. Я помню, как в детстве (в атмосфере всеобщего атеизма!) мы, дети, всегда ждали пасхальных куличей и крашеных яиц и говорили: «Христос воскресе!» А нам отвечали: «Воистину воскресе!» - и одаривали сладостями и разноцветными яйцами. Во многих местах традиция эта сохранилась и сейчас, особенно в селах и деревнях, где дети несут людям благую весть о воскрешении Христа.
Великий Пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов. Это время подготовки к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. Великий Пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка заключается в том, что люди верующие уделяют больше времени молитве, духовному чтению и удалению от всего греховного. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься св. Христовых Таин, согласно заповеди Христовой (Иоанн. 6, 53-56). Телесная же подготовка состоит из того, что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого Поста все говеют, исповедываются и причащаются минимум один раз.
Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту, который делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находятся Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на четыре части:
Четыредесятница - 40 дней;
Лазарева Суббота - 1 день;
Вход Господень в Иерусалим - 1 день;
Страстная Неделя - 6 дней.
Четыредесятница напоминает нам о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и верующие во время поста подготавливаются к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой со своей греховностью. Этот период не траурный, и одеяния в церкви бывают не черные, а бордового цвета.
Страстная седмица (неделя) - это последняя неделя Великого Поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям о предательстве, страданиях, смерти на кресте и погребении Иисуса Христа. Этот период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные. Все дни Страстной Седмицы называются Великими: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
Христиане постятся с апостольских времен. По средам и пятницам в течение всего года - в память о том, что в среду Иисус Христос был предан Иудой, а в пятницу - распят. Регулярно голодать или подолгу жить на хлебе и воде без вреда для здоровья может опытный монах или монахиня, много лет посвятившие духовному подвигу. Для простого мирянина такой пост противопоказан. Как спортсмен не достигнет высот без длительных и серьезных тренировок, так и мы с вами не сможем голодать без определенной подготовки. Как говорится, каждому - свой уровень, и не надо садиться в "чужие сани".
Классический монастырский устав Великого Поста довольно строгий. В будни запрещаются не только продукты животного происхождения, но даже растительное масло, а есть можно только один раз в день. По субботам и воскресеньям позволено постное масло и вино и трапеза два раза в день. По средам и пятницам - сухоядение (можно есть хлеб и свежие, соленые, квашеные и сушеные овощи и фрукты). В первый день поста монахи ничего не едят, затем 4 дня до субботы живут на хлебе и воде.
В праздники пост становится менее строгим. В Лазареву субботу можно икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим позволяется рыба. На последней Страстной седмице с понедельника до четверга - снова сухоядение. В Великий Четверг можно поесть два раза в день с хлебом и вином. В Великую пятницу предписано голодание, а в субботу перед Пасхой можно перекусить хлебом и фруктами.
Простые люди обычно ориентируются на монастырский устав, но с необходимыми послаблениями. Питаться миряне могут хоть 5 раз на дню, голодать и есть сухую пищу можно, но необязательно, а растительное масло дозволяется в любое время, кроме среды, пятницы и самых строгих дней. Хорошим подспорьем становятся орехи, семечки, изюм, мед и сухофрукты, чай, квас, овощные и фруктовые соки, зелень, всевозможные варенья и соленья, грибы и тыква во всех видах. А еще, как это ни удивительно, к постной еде относятся съедобные моллюски и рачки вроде кальмаров, мидий и креветок. Их можно есть по субботам и воскресеньям, к разряду рыбы они не относятся.
В выходной или праздничный день можно позволить себе скромный бокальчик пива или вина. Некоторые православные на время поста вообще отказываются от выпивки, давая своему организму возможность отдохнуть и очиститься. Это помогает приучить себя к умеренности и независимости от алкоголя.
Правила Православной церкви предусматривают один и тот же пост для всех: для монахов, духовенства и для мирян. Послабления разрешены только больным, детям и беременным женщинам с благословения священника.
Великий Пост был установлен апостолами в подражание посту Спасителя. В первые века он составлял 40 дней, затем к нему добавилась Страстная седмица. 48 дней Великого Поста - подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь и отрешения от мирской суеты и прелестей мира сего.
Человеку нерелигиозному Великий Пост может показаться слишком долгим и строгим. Разве можно целых 7 недель питаться растительной пищей и отказывать себе в удовольствиях?! В реальности же, самый серьезный пост в году оказывается вовсе не таким "страшным", каким кажется на первый взгляд. Причем Великий пост не случайно выпадает на весну. В этот период увеличивается напряжение магнитного поля Земли, усиливается солнечная активность, изменяются биоритмы человека. С наступлением весны душа наша как бы возрождается, расцветает. Будто всякий раз приходит новая духовная весна. Великий пост дает возможность обновиться, процвести цветами добродетелей, принести плоды покаяния.
Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту.
Первая подготовительная неделя. Во время первой подготовительной недели нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу.
Вторая подготовительная неделя. Во время второй подготовительной недели среда и пятница - постные.
Третья подготовительная неделя. Третья подготовительная неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» (по народному «Масленица»). В эту неделю среда и пятница - не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу и все другое - можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.
Прощеное Воскресенье. Воскресенье перед началом Великого Поста называется «Прощеным Воскресеньем». В этот день мы просим друг у друга прощения. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Вечером после вечерни священник подает пример и первый у всех просит прощения. После этого все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и друг у друга. В этот день все делают все возможное, чтобы со всеми примириться.
Итак, во время поста нельзя употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше, чем раз в день. По субботам и воскресеньям разрешается постное масло, вино и есть два раза в день. По праздникам, которые совпадают с постом, пост становится менее строгим. Например, по субботам и воскресеньям позволяется постное масло и вино, в Лазареву субботу можно есть икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим позволяется рыба.
Первые четыре дня Великого Поста, а также вся Страстная Седмица - очень строгие. Самый строгий пост в Великую Пятницу - ничего нельзя есть.
Примечание! Если вы серьезно решили поститься, то более подробно об исключении из рациона тех или иных продуктов во время поста можно узнать в любом храме. Посоветуйтесь с батюшкой, так как помимо умеренности в потреблении продуктов Великий пост предусматривает чтение определенных молитв.
Автор: Инесса Оливка |
Оставить комментарий
|
31 января 2007, 8:00 26970 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан