Статьи » Интересные люди
В Замоскворечье, недалеко от метро «Павелецкая», стоит здание Театрального музея имени Бахрушина. Основатель его, Алексей Александрович Бахрушин, потомственный почетный гражданин, член Императорской Академии наук и обладатель множества других почетных званий, посвятил любимому детищу большую часть жизни.
Как-то раз в молодежной компании кузен Алексея, С.В. Куприянов, начал хвастаться своей коллекцией театральных реликвий, которые он приобретал у антикваров. Алексей также загорелся идеей коллекционирования театральной старины и поспорил с Куприяновым, что за месяц соберет коллекцию ничуть не хуже, чем у него.
Первым приобретением стали 22 крошечных запыленных портрета людей в театральных костюмах, купленных по случаю на Сухаревке за 50 руб. Бахрушин распорядился их отреставрировать и вставить в дубовую раму. Впоследствии оказалось, что на них изображены крепостные актеры знаменитого театра графа Шереметьева, исчезнувшие из имения Кусково, возможно, кем-то украденные…
Пари Алексею тогда удалось выиграть. А театральное собирательство стало делом всей его жизни.
Он собирал афиши, программы спектаклей, маски, различные сувениры, имеющие отношение к театру, автографы, письма, портреты и личные вещи актеров и театральных деятелей. Со всей России привозил экспонаты для своей коллекции, причем не только связанные с театром, но и различные образцы народного творчества, старинную одежду, мебель…
Особое место было отведено театральным эскизам и декорациям, выполненным знаменитыми художниками - Васнецовым, Репиным, Врубелем, Кустодиевым, Коровиным.
Можно было увидеть здесь и предметы театрального быта, например, зрительские трубочки и бинокли, коллекцию редких национальных музыкальных инструментов старинных эпох, привезенных с разных концов земного шара. Отдельную категорию составляли подарки и подношения, полученные актерами от благодарных поклонников…
Музей расположился в особняке Бахрушиных на углу Лужнецкой улицы и Зацепского вала, на территории бывшей дворянской усадьбы XVIII—XIX в. Двухэтажное здание выстроили в 1896 г. по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Еще при закладке были предусмотрены три больших полуподвальных помещения для хранения коллекций. Но когда собрание разместили, выяснилось, что места все равно не хватает. Постепенно коллекция «завоевала» и прочие домашние помещения – от конюшни до детской. С 1913 г. Александр Алексеевич Бахрушин отдал семье сына соседний дом, но и тот постепенно заполнился экспонатами.
В московских театральных кругах быстро стали популярными «Бахрушинские субботы». Здесь можно было встретить известных деятелей культуры, таких, как М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, певицы Варя Панина и Анастасия Вяльцева, знаменитый писатель и журналист Владимир Гиляровский. Многие приносили с собой дары для музея. Например, Федор Шаляпин подарил в коллекцию рояль, на котором некогда играл.
Однако в 1909 г. Бахрушину внезапно улыбнулась удача. Его избрали в состав комитета по постройке Пушкинского дома при Академии наук. Когда академики узнали о том, что Алексей Александрович хочет отдать свою коллекцию для государственных нужд, они весьма заинтересовались. Проект поддержал великий князь Константин Константинович Романов, и 25 ноября 1913 г. вся бахрушинская коллекция была торжественно передана Академии наук. Сам Алексей Александрович отныне возглавил Правление музея и стал его почетным попечителем.
После революции Алексей Александрович сумел доказать новым властям необходимость сохранения музея. В феврале 1919 г. Литературно-театральный музей по распоряжению наркома А.В. Луначарского вошел в состав учреждений Наркомпроса, а Бахрушина назначили его директором.
Алексей Александрович Бахрушин умер в июне 1929 г. в подмосковной деревне Апрелевка. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.
Театральный музей существует и поныне, причем он расположен все в том же старом здании. Это одно из немногих коллекционных собраний дореволюционной Москвы, сохранившихся до наших дней.
Хранитель театрального музея
Случайный спор
Алексей Бахрушин-младший, один из шести детей фабриканта Александра Алексеевича Бахрушина, появился на свет в январе 1865 г. В семье с почтением относились к образованию, любили искусство. Мать, Елена Михайловна, водила детей, в том числе и маленького Алешу, на спектакли в Большой театр.Как-то раз в молодежной компании кузен Алексея, С.В. Куприянов, начал хвастаться своей коллекцией театральных реликвий, которые он приобретал у антикваров. Алексей также загорелся идеей коллекционирования театральной старины и поспорил с Куприяновым, что за месяц соберет коллекцию ничуть не хуже, чем у него.
Первым приобретением стали 22 крошечных запыленных портрета людей в театральных костюмах, купленных по случаю на Сухаревке за 50 руб. Бахрушин распорядился их отреставрировать и вставить в дубовую раму. Впоследствии оказалось, что на них изображены крепостные актеры знаменитого театра графа Шереметьева, исчезнувшие из имения Кусково, возможно, кем-то украденные…
Пари Алексею тогда удалось выиграть. А театральное собирательство стало делом всей его жизни.
Он собирал афиши, программы спектаклей, маски, различные сувениры, имеющие отношение к театру, автографы, письма, портреты и личные вещи актеров и театральных деятелей. Со всей России привозил экспонаты для своей коллекции, причем не только связанные с театром, но и различные образцы народного творчества, старинную одежду, мебель…
Путь к Театральному музею
Так родилась идея создать музей театра… Театральных деятелей она вдохновила настолько, что многие из них начали присылать в дар для бахрушинского собрания самые различные предметы. Со временем в коллекции появились редкие издания пьес; труды по истории театра; подборки и отдельные экземпляры театральных журналов и альманахов. Украшением собрания стали дневники и записки Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.Ф. Писемского, И.И. Лажечникова, М.М. Хераскова. В числе экспонатов оказались личные вещи актеров М.С. Щепкина, А.П. Ленского, В.Н. Асенковой, полная обстановка кабинета актрисы В.Ф. Комиссаржевской. А еще Бахрушину удалось собрать коллекцию туфелек, которые носили великие балерины - от Тальони до Павловой.Особое место было отведено театральным эскизам и декорациям, выполненным знаменитыми художниками - Васнецовым, Репиным, Врубелем, Кустодиевым, Коровиным.
Можно было увидеть здесь и предметы театрального быта, например, зрительские трубочки и бинокли, коллекцию редких национальных музыкальных инструментов старинных эпох, привезенных с разных концов земного шара. Отдельную категорию составляли подарки и подношения, полученные актерами от благодарных поклонников…
Музей расположился в особняке Бахрушиных на углу Лужнецкой улицы и Зацепского вала, на территории бывшей дворянской усадьбы XVIII—XIX в. Двухэтажное здание выстроили в 1896 г. по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Еще при закладке были предусмотрены три больших полуподвальных помещения для хранения коллекций. Но когда собрание разместили, выяснилось, что места все равно не хватает. Постепенно коллекция «завоевала» и прочие домашние помещения – от конюшни до детской. С 1913 г. Александр Алексеевич Бахрушин отдал семье сына соседний дом, но и тот постепенно заполнился экспонатами.
В московских театральных кругах быстро стали популярными «Бахрушинские субботы». Здесь можно было встретить известных деятелей культуры, таких, как М.Н. Ермолова, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, певицы Варя Панина и Анастасия Вяльцева, знаменитый писатель и журналист Владимир Гиляровский. Многие приносили с собой дары для музея. Например, Федор Шаляпин подарил в коллекцию рояль, на котором некогда играл.
Сохранить коллекцию!
К концу первого десятилетия ХХ в. коллекция разрослась настолько, что стало ясно: она не может больше оставаться в рамках домашнего музея. И тогда Алексей Александрович предложил передать ее в дар городу. Правда, при этом поставил жесткое условие: музей должен оставаться в Москве, туда должны пускать всех желающих и вход для них должен быть бесплатным… Увы, московские градоначальники отказали, сославшись на то, что уже хлебнули ранее хлопот с также подаренной городу Третьяковской галереей.Однако в 1909 г. Бахрушину внезапно улыбнулась удача. Его избрали в состав комитета по постройке Пушкинского дома при Академии наук. Когда академики узнали о том, что Алексей Александрович хочет отдать свою коллекцию для государственных нужд, они весьма заинтересовались. Проект поддержал великий князь Константин Константинович Романов, и 25 ноября 1913 г. вся бахрушинская коллекция была торжественно передана Академии наук. Сам Алексей Александрович отныне возглавил Правление музея и стал его почетным попечителем.
После революции Алексей Александрович сумел доказать новым властям необходимость сохранения музея. В феврале 1919 г. Литературно-театральный музей по распоряжению наркома А.В. Луначарского вошел в состав учреждений Наркомпроса, а Бахрушина назначили его директором.
Алексей Александрович Бахрушин умер в июне 1929 г. в подмосковной деревне Апрелевка. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.
Театральный музей существует и поныне, причем он расположен все в том же старом здании. Это одно из немногих коллекционных собраний дореволюционной Москвы, сохранившихся до наших дней.
Автор: Маргарита Троицына |
1
комментарий
|
31 мая 2020, 7:01 428 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан