Статьи » Интересные люди
Стоял август 1909 года. Петербургский искусствовед и издатель Сергей Константинович Маковский готовился к началу издания нового журнала «Аполлон». И в это время ему пришло письмо от неизвестной поэтессы, подписанное одной буквой «Ч», которая предлагала «Аполлону» свои стихи.
Маковский, был заинтригован – кто же эта незнакомка, которая писала ему письма мелким изящным почерком, намекая в них о своей красоте. Бумага, на которой были написаны письма и стихи, источала аромат пряных духов, листы были переложены засушенными цветами. Да и сами стихи были хороши.
Загадочная незнакомка вскоре сама позвонила Маковскому, и он услышал её обворожительный голос. Затем поэтесса прислала ещё несколько стихотворений.
Редакция «Аполлона» в основном состояла из известных поэтов, таких, как Николай Гумилев, Михаил Кузьмин, Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов, и все они единогласно были за публикацию стихов неизвестной поэтессы. Из писем стало известно, что она восемнадцатилетняя испанка, католичка с бледным лицом, яркими губами и рыжеватыми кудрями. Воспитывалась в монастыре, а сейчас находится под надзором отца-деспота и своего исповедника монаха-иезуита. И у неё было прелестное имя Черубина де Габриак. Стихи поэтессы были пронизаны печалью и страстным желанием найти родственную душу.
Маковский страстно влюбился в Черубину, да и другие сотрудники журнала были ею очарованы.
С 1909 года стихи Черубины де Габриак печатаются в журнале «Аполлон» с потрясающим успехом. Творчеством поэтессы восхищаются Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.
Хотя постепенно стали появляться сомнения. Тот же Иннокентий Анненский сказал Маковскому: «Нет, воля ваша, что-то в ней не то. Не чистое это дело». Но особенно невзлюбила Черубину поэтесса Елизавета Ивановна Дмитриева, которая писала на Черубину пародии и язвительные эпиграммы.
И вдруг в конце 1909 года тайна была раскрыта. Таинственной поэтессой испанкой оказалась ни кто иная, как Елизавета Ивановна Дмитриева.
Но, несмотря на разоблачение в конце 1910 года в «Аполлоне» была опубликована ещё одна подборка стихов Черубины, с заключительным стихотворением «Встреча», которое было подписано настоящим именем поэтессы.
Елизавета Ивановна Дмитриева родилась 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1887 года в Санкт Петербурге в дворянской, но бедной семье.
Отец, Иван Васильевич был школьным учителем чистописания, рано умершим от чахотки, мать, Елизавета Кузьминична была акушеркой. В семье было ещё двое детей – сын и дочь.
Лиза была болезненным ребёнком. В семь лет она заболела туберкулёзом лёгких и костей, недуг приковал её к постели, и только в шестнадцать лет она смогла стать на ноги. Выздоровев, она была вынуждена учиться ходить заново, часто падала. И на всю жизнь осталась хромота.
Во многих источниках можно прочитать, что отношения в родительской семье между всеми домочадцами были сложными. По одной версии брат Лизы страдал эпилепсией, нюхал эфир, лечился в психиатрической больнице. Брат подстрекал сестёр к сожжению всего, что есть вокруг. Однажды, побросав в печь все игрушки, они бросили следом и живую собаку. Её спасли родители, услышав визг и вой.
В то же время известно, что брат Елизаветы был морским офицером, участвовал в русско-японской и первой мировой войнах, командовал подводными лодками и миноносцами, был награждён орденами. Несмотря на то, что сослуживцы давали ему нелестные характеристики, трудно представить, что на службу взяли человека, лечившегося в психиатрической больнице.
В девять лет Лиза заболела дифтерией и временно ослепла, зрение восстановилось через десять месяцев. А когда будущей поэтессе исполнилось одиннадцать, на её глазах, в страшных мучениях скончалась старшая сестра от заражения крови, которое произошло от умершего в её утробе ребенка. Муж сестры буквально лишился рассудка и застрелился на глазах Лизы. Их похоронили в один день. А у матери Елизаветы после смерти старшей дочери и зятя, развилась мания преследования.
В довершение ко всем обрушившимся на девочку несчастьям, в тринадцать лет её изнасиловал друг матери. При этом мать встала на сторону насильника и обвинила во всём свою дочь подростка, ставя ей в вину, что она «не смогла его полюбить».
В «Автобиографии» сама Елизавета писала о себе:
У девочки случались обмороки с потерей памяти, слуховые и зрительные галлюцинации.
Елизавета рассказывала так же, что брат и сестра издевались над ней в детстве, а родителям было неинтересно заниматься детьми.
И болезни, и заброшенность не могли не сказаться на характере девочки. Интересно, что в семье её в детстве звали не Лизой, а Лилей.
Несмотря на всё, девочка училась, когда она была прикована к постели, учителя приходили к ней на дом. Потом она училась в гимназии.
Писать стихи Лиза начала в 1900 году.
Весной 1904 года Елизавета окончила Василеостровскую гимназию с золотой медалью и поступила в Императорский Женский Педагогический институт, в котором училась одновременно по двум специальностям: средней истории и французской средневековой литературе.
Несмотря на то, что училась Дмитриева прилежно, сердце её искало любви. И во время учёбы она влюбилась в юношу по имени Леонид. Потом начала переписываться с молодым человеком из Тюбингена - Удо Штенгеле, желая влюбить его в себя, скорее всего, чтобы повысить свою самооценку. В это же время девушка общалась и с философом Э. Л. Радловым, работающим в Публичной библиотеке.
В качестве вольнослушательницы Дмитриева осенью 1906 года слушала лекции по испанистике и старо-французскому языку на романском отделении Петербургского университета, где и познакомилась с сыном профессора медицины студентом Всеволодом Васильевым.
Судя по дальнейшим событиям, Всеволод испытывал к девушке серьёзное чувство. Любила ли его Елизавета, сказать сложно, однако, она пообещала выйти за него замуж и в дальнейшем сдержала своё обещание.
Но это случится позже, а пока же летом 1907 года Дмитриева уехала в Сорбонну слушать лекции по испанской средневековой истории и литературе.
В Париже художник Себастьян Гуревич решил написать её портрет, и в студии этого художника Дмитриева познакомилась с молодым поэтом Николаем Гумилевым. Первая встреча двух поэтов была короткой, но девушке она запомнилась подаренным ей Гумилёвым букетом пушистых белых гвоздик.
Вернувшись домой в Петербург, она стала преподавать русскую словесность в Петровской женской гимназии. В теософских журналах публиковались её переводы из испанской поэзии.
22 марта 1908 года на одной из литературных сред в доме Вячеслава Иванова она познакомилась с поэтом и художником Максимилианом Волошиным. А спустя месяц после этой встречи Волошин уехал в Париж, куда Лиза стала слать ему письма, изливая в них свою душу: «Меня так часто тянет писать, и я так часто пишу, но я ведь знаю, хорошо знаю, что это не то, что всё это бледно и серо… Путь искусства — путь избранных, людей, умеющих претворять воду в вино». Скорее всего, до конца жизни Дмитриева не смогла уверовать в свой талант и чувствовать себя настоящим поэтом.
Хромота и заниженная самооценка не мешали Дмитриевой пользоваться успехом у мужчин. Она не была красавицей, но судя по дошедшим до нас её фотографиям, была симпатичной, обаятельной и плюс к этому умной девушкой.
Продолжение следует…
Таинственная Черубина де Габриак
Маковский, был заинтригован – кто же эта незнакомка, которая писала ему письма мелким изящным почерком, намекая в них о своей красоте. Бумага, на которой были написаны письма и стихи, источала аромат пряных духов, листы были переложены засушенными цветами. Да и сами стихи были хороши.
Загадочная незнакомка вскоре сама позвонила Маковскому, и он услышал её обворожительный голос. Затем поэтесса прислала ещё несколько стихотворений.
Редакция «Аполлона» в основном состояла из известных поэтов, таких, как Николай Гумилев, Михаил Кузьмин, Иннокентий Анненский, Вячеслав Иванов, и все они единогласно были за публикацию стихов неизвестной поэтессы. Из писем стало известно, что она восемнадцатилетняя испанка, католичка с бледным лицом, яркими губами и рыжеватыми кудрями. Воспитывалась в монастыре, а сейчас находится под надзором отца-деспота и своего исповедника монаха-иезуита. И у неё было прелестное имя Черубина де Габриак. Стихи поэтессы были пронизаны печалью и страстным желанием найти родственную душу.
Маковский страстно влюбился в Черубину, да и другие сотрудники журнала были ею очарованы.
С 1909 года стихи Черубины де Габриак печатаются в журнале «Аполлон» с потрясающим успехом. Творчеством поэтессы восхищаются Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский.
Хотя постепенно стали появляться сомнения. Тот же Иннокентий Анненский сказал Маковскому: «Нет, воля ваша, что-то в ней не то. Не чистое это дело». Но особенно невзлюбила Черубину поэтесса Елизавета Ивановна Дмитриева, которая писала на Черубину пародии и язвительные эпиграммы.
И вдруг в конце 1909 года тайна была раскрыта. Таинственной поэтессой испанкой оказалась ни кто иная, как Елизавета Ивановна Дмитриева.
Но, несмотря на разоблачение в конце 1910 года в «Аполлоне» была опубликована ещё одна подборка стихов Черубины, с заключительным стихотворением «Встреча», которое было подписано настоящим именем поэтессы.
Елизавета Ивановна Дмитриева родилась 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1887 года в Санкт Петербурге в дворянской, но бедной семье.
Отец, Иван Васильевич был школьным учителем чистописания, рано умершим от чахотки, мать, Елизавета Кузьминична была акушеркой. В семье было ещё двое детей – сын и дочь.
Лиза была болезненным ребёнком. В семь лет она заболела туберкулёзом лёгких и костей, недуг приковал её к постели, и только в шестнадцать лет она смогла стать на ноги. Выздоровев, она была вынуждена учиться ходить заново, часто падала. И на всю жизнь осталась хромота.
Во многих источниках можно прочитать, что отношения в родительской семье между всеми домочадцами были сложными. По одной версии брат Лизы страдал эпилепсией, нюхал эфир, лечился в психиатрической больнице. Брат подстрекал сестёр к сожжению всего, что есть вокруг. Однажды, побросав в печь все игрушки, они бросили следом и живую собаку. Её спасли родители, услышав визг и вой.
В то же время известно, что брат Елизаветы был морским офицером, участвовал в русско-японской и первой мировой войнах, командовал подводными лодками и миноносцами, был награждён орденами. Несмотря на то, что сослуживцы давали ему нелестные характеристики, трудно представить, что на службу взяли человека, лечившегося в психиатрической больнице.
В девять лет Лиза заболела дифтерией и временно ослепла, зрение восстановилось через десять месяцев. А когда будущей поэтессе исполнилось одиннадцать, на её глазах, в страшных мучениях скончалась старшая сестра от заражения крови, которое произошло от умершего в её утробе ребенка. Муж сестры буквально лишился рассудка и застрелился на глазах Лизы. Их похоронили в один день. А у матери Елизаветы после смерти старшей дочери и зятя, развилась мания преследования.
В довершение ко всем обрушившимся на девочку несчастьям, в тринадцать лет её изнасиловал друг матери. При этом мать встала на сторону насильника и обвинила во всём свою дочь подростка, ставя ей в вину, что она «не смогла его полюбить».
В «Автобиографии» сама Елизавета писала о себе:
«Родилась в Петербурге 31 марта 1887 года. Небогатая дворянская семья. Много традиций, мечтаний о прошлом и беспомощности в настоящем. Мать по отцу украинка, - и тип и лицо - всё от неё - внешнее. Отец по матери - швед. Очень замкнутый мечтатель, неудачник, учитель средней школы, рано умерший… Я - младшая, очень, очень болезненная, с 7 до 16 лет почти всё время лежала - туберкулёз и костей и лёгких; всё это до сих пор, до сих пор хромаю…»
У девочки случались обмороки с потерей памяти, слуховые и зрительные галлюцинации.
Елизавета рассказывала так же, что брат и сестра издевались над ней в детстве, а родителям было неинтересно заниматься детьми.
И болезни, и заброшенность не могли не сказаться на характере девочки. Интересно, что в семье её в детстве звали не Лизой, а Лилей.
Несмотря на всё, девочка училась, когда она была прикована к постели, учителя приходили к ней на дом. Потом она училась в гимназии.
Писать стихи Лиза начала в 1900 году.
Весной 1904 года Елизавета окончила Василеостровскую гимназию с золотой медалью и поступила в Императорский Женский Педагогический институт, в котором училась одновременно по двум специальностям: средней истории и французской средневековой литературе.
Несмотря на то, что училась Дмитриева прилежно, сердце её искало любви. И во время учёбы она влюбилась в юношу по имени Леонид. Потом начала переписываться с молодым человеком из Тюбингена - Удо Штенгеле, желая влюбить его в себя, скорее всего, чтобы повысить свою самооценку. В это же время девушка общалась и с философом Э. Л. Радловым, работающим в Публичной библиотеке.
В качестве вольнослушательницы Дмитриева осенью 1906 года слушала лекции по испанистике и старо-французскому языку на романском отделении Петербургского университета, где и познакомилась с сыном профессора медицины студентом Всеволодом Васильевым.
Судя по дальнейшим событиям, Всеволод испытывал к девушке серьёзное чувство. Любила ли его Елизавета, сказать сложно, однако, она пообещала выйти за него замуж и в дальнейшем сдержала своё обещание.
Но это случится позже, а пока же летом 1907 года Дмитриева уехала в Сорбонну слушать лекции по испанской средневековой истории и литературе.
В Париже художник Себастьян Гуревич решил написать её портрет, и в студии этого художника Дмитриева познакомилась с молодым поэтом Николаем Гумилевым. Первая встреча двух поэтов была короткой, но девушке она запомнилась подаренным ей Гумилёвым букетом пушистых белых гвоздик.
Вернувшись домой в Петербург, она стала преподавать русскую словесность в Петровской женской гимназии. В теософских журналах публиковались её переводы из испанской поэзии.
22 марта 1908 года на одной из литературных сред в доме Вячеслава Иванова она познакомилась с поэтом и художником Максимилианом Волошиным. А спустя месяц после этой встречи Волошин уехал в Париж, куда Лиза стала слать ему письма, изливая в них свою душу: «Меня так часто тянет писать, и я так часто пишу, но я ведь знаю, хорошо знаю, что это не то, что всё это бледно и серо… Путь искусства — путь избранных, людей, умеющих претворять воду в вино». Скорее всего, до конца жизни Дмитриева не смогла уверовать в свой талант и чувствовать себя настоящим поэтом.
Хромота и заниженная самооценка не мешали Дмитриевой пользоваться успехом у мужчин. Она не была красавицей, но судя по дошедшим до нас её фотографиям, была симпатичной, обаятельной и плюс к этому умной девушкой.
Продолжение следует…
Автор: Наталия Н Антонова |
1
комментарий
|
12 апреля 2020, 7:01 591 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан