Статьи » Интересные люди
«Наверное, нужно искренне поверить, что ты нужен миру больше, чем он тебе. И суметь убедить в этом мир. Хотя бы в одном отдельно взятом городе». (П.Л. Монастырский).
27 марта мир празднует Всемирный день театра. И мне очень хочется, чтобы мир или хотя бы все страны СНГ узнали о прекрасном режиссёре Петре Львовиче Монастырском - Народном артисте СССР, лауреате государственных премий СССР и РСФСР.
И хотя родился Пётр Львович не весной, а летом, его гениальный творческий дар лично мне очень напоминает разлив вешних вод. При его жизни казалось, что это полноводье неисчерпаемо и его мастерство будет с нами вечно. Но, увы, «ничто не вечно под луной», кроме, хочется верить, памяти о гениальном режиссёре и безграничной благодарности за всё, что он сделал для театра и зрителей.
Для Самарского театра он был не только режиссёром, но и целой эпохой. Пётр Львович, как режиссёр поставил на Самарской сцене почти 200 спектаклей. Многие из них потрясли и очаровали не только Самарских зрителей. Стоит упомянуть такие спектакли, как «Золотая карета», «Ревизор», «Левша», «Старомодная комедия», «Чайка», «Ричард III», «Гамлет», «Варшавская мелодия», «Шестой этаж» и другие. Благодаря гениальной постановке этих спектаклей, театру было присвоено имя «Академический» с вручением Ордена.
Конечно, прославить театр Петру Львовичу Монастырскому помогли работающие рука об руку с ним талантливые и гениальные артисты, такие, как Вера Ершова, Николай Кузьмин, Николай Михеев (играл в «Вечном зове» Демьяна Инютина), Сергей Пономарёв, Наталья Радолицкая, Владимир Борисов (играл в «Вечном зове» Семена Савельева), Светлана Боголюбова, Жанна Романенко, Сергей Пономарёв, Иван Морозов, Михаил Лазарев, Людмила Грязнова, Всеволод Турчин, Ванда Оттович, Ольга Шебуева, Александр Демич, Олег Свиридов, Юрий Ганюшкин, Владимир Гальченко, Сергей Меркушев и многие другие.
Родился Пётр Львович Монастырский 30 июля 1915 года в прекрасном городе Одесса. Свой день рождения Пётр Львович всегда отмечал по старому стилю — 17 июля.
О детстве Монастырского, которое прошло в Одессе, мы можем только составлять собственные представления. Но мне кажется, что несмотря на трудности того времени, детство не может не быть счастливым, если оно прошло на берегу Чёрного моря.
Окончив школу в Одессе, Монастырский поступил учиться в фабрично-заводское училище. А затем устроился на работу в «Одесский трамвай» слесарем. Не многие из нас знают, что в те времена трудовые книжки назывались трудовыми списками. Так вот в трудовом списке Монастырского первой записью было: «Одесский трамвай», слесарь.
Со второй половины 1920-х годов в нашей стране были широко распространены самодеятельные или профессиональные театры рабочей молодежи - ТРАМы, в одном из них и пробует себя в качестве актёра Пётр Монастырский. Юному актёру в ту пору всего 19 лет.
В начале 1930-х почти все ТРАМы были преобразованы в профессиональные театры. В 1935 году Монастырский играл в театре-студии при Одесском театре юного зрителя. Однако, он считал, что ему не хватает профессионального образования и поэтому Пётр Монастырский поступил учиться в ГИТИС - Государственный институт театрального искусства, но не на актерский, а на режиссёрский факультет. Ему посчастливилось учиться у таких известных педагогов сценического искусства, как В.Г. Сосновский и Б.Е. Захава.
Институт Монастырский закончил в 1940 году, но своих гитисовских учителей он с превеликим уважением и любовью вспоминал всю жизнь и гордился, что учился у таких мудрых педагогов. Все, кому посчастливилось находиться в близком кругу Монастырского, передавали, как он частенько рассказывал им о том с какой наглядностью и искренностью повествовал своим студентам о Шекспире Михаил Морозов.
Закончив ГИТИС всего за год до Великой Отечественной войны Пётр Львович десять лет проработал режиссером в театрах российской провинции. С 1940 по 1944 год в Воронеже, с 1944 по 1945 в Ярославле.
В годы Великой Отечественной войны лозунг «Всё для фронта, всё – для Победы» касался не только рабочих и крестьян, но и театрального искусства. Поэтому Пётр Монастырский работая над постановками спектаклей, считал, что поставленные им пьесы приравниваются к оружию, которое признано поднимать народный дух и приближать Победу.
С 1945 по 1948 год Монастырский трудился режиссёром в Ворошиловграде, с 1948-по 1953 год в Красноярске, с 1953 по 1955 год - в Новосибирском ТЮЗе.
А в 1955-м году он приехал в Самару (тогда Куйбышев) и поступил на службу режиссёром Куйбышевского драматического театра драмы им. М. Горького. Затем он стал художественным руководителем.
В то время никто, наверное, даже сам Монастырский не думал, что Пётр Львович сумеет создать в Самаре свой театр, который и теперь называют «Театр Петра Монастырского».
С 1955 года Монастырский был так же и режиссёром творческого объединения «Мастера сцены».
С 1959 по 1965 и в 1967-1988-й года Монастырский был главным режиссёром, с 1988 по 1995-й – художественным руководителем, в 1995-1997 - режиссёром Самарского краевого драматического театра им. М. Горького. Считается, что режиссёр Монастырский перенёс на Куйбышевскую сцену традиции Евгения Вахтангова и Бориса Захавы.
В 1969 году в Куйбышеве проходил заключительный тур Всероссийского фестиваля драматургии народов СССР, во время которого свои спектакли показали 8 театров. Куйбышевский драматический театр получил II премию за спектакль «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова. Режиссёру театра П.Л. Монастырскому Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1970 года было присвоено звание - «Народный артист РСФСР».
В феврале 1973 года: в театре состоялась премьера спектакля «Гамлет», главную роль исполнил молодой актёр Юрий Демич. Режиссёром-постановщиком был Пётр Монастырский. Спектакль настолько удался, что покорил не только зрителей, но и получил признание Георгия Товстоногова, который и увёл Демича из Куйбышевского театра, пригласив его в знаменитый Большой драматический театр в Ленинграде.
В марте 1973 года Драматический театр был удостоен диплома Министерства культуры РСФСР за участие во II Всероссийском фестивале драматургии и театрального искусства.
К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне режиссёр П.Л.Монастырский поставил на сцене театра спектакль «Золотая карета» по пьесе Леонида Леонова. За этот спектакль были удостоенф в 1976 году Государственной премией РСФСР не только режиссер Монастырский, но и артисты - В.А. Ершова, Н.А. Михеев, Н.Н. Кузьмин, В.В. Борисов.
6 января 1977 года Куйбышевский драматический театр за заслуги в развитии искусства, которые были в немалой степени заслугами Петра Львовича Монастырского был удостоен почётного звания «академический».
16 апреля 1980 года главному режиссёру Куйбышевского драматического театра П.Л. Монастырскому Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в развитии советского театрального искусства присвоено звание «Народный артист СССР».
В 1987 Монастырский был назначен секретарём Союза театральных деятелей РСФСР.
Кроме работы в Куйбышевском театре Пётр Львович преподавал, являясь профессором кафедры режиссуры и мировой художественной культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (в настоящее время Самарский государственный социально-педагогический университет).
Кроме того Пётр Львович ездил ставить спектакли в другие города, как приглашённый режиссёр и не только в нашей стране, но и в других странах. Например, в театрах Польши и Болгарии. B Польше Пётр Львович поставил 3 спектакля, а так же не раз проводил встречи с молодежью в Познаньском университете, которые проходили в форме дискуссий по вопросам русского и советского искусства.
За подвижническую деятельность в деле культурного просвещения молодежи режиссёр П.Л. Монастырский был награждён польским орденом «Гриф Поморский», и ему было присвоено звание почётного гражданина города Познани.
В августе 2006 года в возрасте 92 лет Пётр Львович стал главным режиссёром Драматического театра «Колесо» им. Г. Дроздова в Тольятти. И за два сезона в этом театре под его руководством было поставлено три спектакля.
Пётр Львович Монастырский является автором нескольких книг о театре, актёрах, спектаклях и театральной жизни: «Жил-был театр», «От первого лица», «Моя Галатея», «Режиссёр и режиссура», «Жизнь нон-стоп» и другие.
На вопрос о том, каким Пётр Львович был человеком, наверное, можно ответить, что, как и большинство людей, разным. Но то, что звёздностью он не страдал и не был далёк от народа можно судить по истории, случившейся однажды в театре:
Рабочие сцены должны были переместить некую громоздкую и очень тяжёлую декорацию и у них это по каким-то причинам всё никак не получалось. Тогда один из них не выдержал и закричал: «Петька, твою мать! Что же ты, держи!»
Пётр Львович, который как раз находился поблизости, не растерялся и подхватил тяжёлую ношу, благодаря чему всё было сделано так, как надо. Потом рабочий подошёл к Монастырскому, поблагодарил его за помощь и, извиняясь, произнёс: «Это я не вам кричал. Это я вон тому Петьке. А вы у нас не Петька. Вы у нас Пётр Львович».
Театр был для Монастырского в прямом смысле этого слова – всем!
Многие театралы того времени, помнят, что во время спектакля Монастырский мог появиться в дверях ложи, в одной из боковых дверей партера или где-нибудь в бельэтаже. Постоит несколько минут, сложив руки на груди, посмотрит на сцену, окинет взглядом зрительный зал и исчезнет, чтобы через некоторое время появиться в другой двери.
Перед премьерой Пётр Львович, встречая зрителей, как дорогих гостей, часто стоял в вестибюле. А после спектакля, спускаясь в гардероб, можно было заметить его притаившимся в уголке и слушающим, что же говорят люди о спектакле.
Не стало Петра Львовича 1 июля 2013 года. На 98 году жизни он скончался в реанимации Самарской больницы имени Н. И. Пирогова. Похоронен Монастырский на Городском кладбище на аллее Почётных граждан Самары.
Пётр Львович является лауреатом государственных премий СССР и РСФСР, награждён Орденами: «За службу Отечеству IV степени» за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (1995 год), Трудового Красного Знамени.
Медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и Медаль «За доблестный труд».
Государственные премии - Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1976) - за постановку спектакля «Золотая карета» Л. М. Леонова.
Золотая медаль имени А. Д. Попова (1981) — за постановку спектакля «Усвятские шлемоносцы».
Премия СССР (1986) — за постановку спектаклей «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Чайка» А. П. Чехова.
Почётная грамота ЦК ВЛКСМ (1983) — за большую работу по воспитанию молодёжи и в связи с 65-летием ВЛКСМ.
Орден «Поморский Гриф» (Западно-Поморское воеводство, ПНР)
Почётный гражданин Познани (Польша) (1979)
Почётный гражданин Самары (1995)
Почётный гражданин Самарской области (2005)
В Самаре на доме где проживал Петр Львович Монастырский, установлена памятная доска.
Я думаю, что самое главное, чтобы мы помнили о Петре Львовиче Монастырском и о других великих людях, которые оставили нам в наследство своё духовное богатство и во время передали его более молодым поколениям.
Только так мы сможем сохранить себя, свою малую родину и весь огромный мир очеловеченным, благородным и прекрасным.
«В отличие от писателя и живописца, труд режиссёра засекречен, спрятан от непосредственного восприятия... Режиссёру на сцене принадлежит всё, но каков его собственный, личный вклад в спектакль, что сделано именно его фантазией, его умом, его творческим даром – сразу не воспринимается. И в этой недвижимости режиссёрской работы и скрывается трудность её оценки».
(Театральный критик Л. А.Финк о Петре Львовиче Монастырском).
Гениальный режиссёр Пётр Львович Монастырский
27 марта мир празднует Всемирный день театра. И мне очень хочется, чтобы мир или хотя бы все страны СНГ узнали о прекрасном режиссёре Петре Львовиче Монастырском - Народном артисте СССР, лауреате государственных премий СССР и РСФСР.
И хотя родился Пётр Львович не весной, а летом, его гениальный творческий дар лично мне очень напоминает разлив вешних вод. При его жизни казалось, что это полноводье неисчерпаемо и его мастерство будет с нами вечно. Но, увы, «ничто не вечно под луной», кроме, хочется верить, памяти о гениальном режиссёре и безграничной благодарности за всё, что он сделал для театра и зрителей.
Для Самарского театра он был не только режиссёром, но и целой эпохой. Пётр Львович, как режиссёр поставил на Самарской сцене почти 200 спектаклей. Многие из них потрясли и очаровали не только Самарских зрителей. Стоит упомянуть такие спектакли, как «Золотая карета», «Ревизор», «Левша», «Старомодная комедия», «Чайка», «Ричард III», «Гамлет», «Варшавская мелодия», «Шестой этаж» и другие. Благодаря гениальной постановке этих спектаклей, театру было присвоено имя «Академический» с вручением Ордена.
Конечно, прославить театр Петру Львовичу Монастырскому помогли работающие рука об руку с ним талантливые и гениальные артисты, такие, как Вера Ершова, Николай Кузьмин, Николай Михеев (играл в «Вечном зове» Демьяна Инютина), Сергей Пономарёв, Наталья Радолицкая, Владимир Борисов (играл в «Вечном зове» Семена Савельева), Светлана Боголюбова, Жанна Романенко, Сергей Пономарёв, Иван Морозов, Михаил Лазарев, Людмила Грязнова, Всеволод Турчин, Ванда Оттович, Ольга Шебуева, Александр Демич, Олег Свиридов, Юрий Ганюшкин, Владимир Гальченко, Сергей Меркушев и многие другие.
Родился Пётр Львович Монастырский 30 июля 1915 года в прекрасном городе Одесса. Свой день рождения Пётр Львович всегда отмечал по старому стилю — 17 июля.
О детстве Монастырского, которое прошло в Одессе, мы можем только составлять собственные представления. Но мне кажется, что несмотря на трудности того времени, детство не может не быть счастливым, если оно прошло на берегу Чёрного моря.
Окончив школу в Одессе, Монастырский поступил учиться в фабрично-заводское училище. А затем устроился на работу в «Одесский трамвай» слесарем. Не многие из нас знают, что в те времена трудовые книжки назывались трудовыми списками. Так вот в трудовом списке Монастырского первой записью было: «Одесский трамвай», слесарь.
Со второй половины 1920-х годов в нашей стране были широко распространены самодеятельные или профессиональные театры рабочей молодежи - ТРАМы, в одном из них и пробует себя в качестве актёра Пётр Монастырский. Юному актёру в ту пору всего 19 лет.
В начале 1930-х почти все ТРАМы были преобразованы в профессиональные театры. В 1935 году Монастырский играл в театре-студии при Одесском театре юного зрителя. Однако, он считал, что ему не хватает профессионального образования и поэтому Пётр Монастырский поступил учиться в ГИТИС - Государственный институт театрального искусства, но не на актерский, а на режиссёрский факультет. Ему посчастливилось учиться у таких известных педагогов сценического искусства, как В.Г. Сосновский и Б.Е. Захава.
Институт Монастырский закончил в 1940 году, но своих гитисовских учителей он с превеликим уважением и любовью вспоминал всю жизнь и гордился, что учился у таких мудрых педагогов. Все, кому посчастливилось находиться в близком кругу Монастырского, передавали, как он частенько рассказывал им о том с какой наглядностью и искренностью повествовал своим студентам о Шекспире Михаил Морозов.
Закончив ГИТИС всего за год до Великой Отечественной войны Пётр Львович десять лет проработал режиссером в театрах российской провинции. С 1940 по 1944 год в Воронеже, с 1944 по 1945 в Ярославле.
В годы Великой Отечественной войны лозунг «Всё для фронта, всё – для Победы» касался не только рабочих и крестьян, но и театрального искусства. Поэтому Пётр Монастырский работая над постановками спектаклей, считал, что поставленные им пьесы приравниваются к оружию, которое признано поднимать народный дух и приближать Победу.
С 1945 по 1948 год Монастырский трудился режиссёром в Ворошиловграде, с 1948-по 1953 год в Красноярске, с 1953 по 1955 год - в Новосибирском ТЮЗе.
А в 1955-м году он приехал в Самару (тогда Куйбышев) и поступил на службу режиссёром Куйбышевского драматического театра драмы им. М. Горького. Затем он стал художественным руководителем.
В то время никто, наверное, даже сам Монастырский не думал, что Пётр Львович сумеет создать в Самаре свой театр, который и теперь называют «Театр Петра Монастырского».
С 1955 года Монастырский был так же и режиссёром творческого объединения «Мастера сцены».
С 1959 по 1965 и в 1967-1988-й года Монастырский был главным режиссёром, с 1988 по 1995-й – художественным руководителем, в 1995-1997 - режиссёром Самарского краевого драматического театра им. М. Горького. Считается, что режиссёр Монастырский перенёс на Куйбышевскую сцену традиции Евгения Вахтангова и Бориса Захавы.
В 1969 году в Куйбышеве проходил заключительный тур Всероссийского фестиваля драматургии народов СССР, во время которого свои спектакли показали 8 театров. Куйбышевский драматический театр получил II премию за спектакль «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова. Режиссёру театра П.Л. Монастырскому Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 декабря 1970 года было присвоено звание - «Народный артист РСФСР».
В феврале 1973 года: в театре состоялась премьера спектакля «Гамлет», главную роль исполнил молодой актёр Юрий Демич. Режиссёром-постановщиком был Пётр Монастырский. Спектакль настолько удался, что покорил не только зрителей, но и получил признание Георгия Товстоногова, который и увёл Демича из Куйбышевского театра, пригласив его в знаменитый Большой драматический театр в Ленинграде.
В марте 1973 года Драматический театр был удостоен диплома Министерства культуры РСФСР за участие во II Всероссийском фестивале драматургии и театрального искусства.
К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне режиссёр П.Л.Монастырский поставил на сцене театра спектакль «Золотая карета» по пьесе Леонида Леонова. За этот спектакль были удостоенф в 1976 году Государственной премией РСФСР не только режиссер Монастырский, но и артисты - В.А. Ершова, Н.А. Михеев, Н.Н. Кузьмин, В.В. Борисов.
6 января 1977 года Куйбышевский драматический театр за заслуги в развитии искусства, которые были в немалой степени заслугами Петра Львовича Монастырского был удостоен почётного звания «академический».
16 апреля 1980 года главному режиссёру Куйбышевского драматического театра П.Л. Монастырскому Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в развитии советского театрального искусства присвоено звание «Народный артист СССР».
В 1987 Монастырский был назначен секретарём Союза театральных деятелей РСФСР.
Кроме работы в Куйбышевском театре Пётр Львович преподавал, являясь профессором кафедры режиссуры и мировой художественной культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (в настоящее время Самарский государственный социально-педагогический университет).
Кроме того Пётр Львович ездил ставить спектакли в другие города, как приглашённый режиссёр и не только в нашей стране, но и в других странах. Например, в театрах Польши и Болгарии. B Польше Пётр Львович поставил 3 спектакля, а так же не раз проводил встречи с молодежью в Познаньском университете, которые проходили в форме дискуссий по вопросам русского и советского искусства.
За подвижническую деятельность в деле культурного просвещения молодежи режиссёр П.Л. Монастырский был награждён польским орденом «Гриф Поморский», и ему было присвоено звание почётного гражданина города Познани.
В августе 2006 года в возрасте 92 лет Пётр Львович стал главным режиссёром Драматического театра «Колесо» им. Г. Дроздова в Тольятти. И за два сезона в этом театре под его руководством было поставлено три спектакля.
Пётр Львович Монастырский является автором нескольких книг о театре, актёрах, спектаклях и театральной жизни: «Жил-был театр», «От первого лица», «Моя Галатея», «Режиссёр и режиссура», «Жизнь нон-стоп» и другие.
На вопрос о том, каким Пётр Львович был человеком, наверное, можно ответить, что, как и большинство людей, разным. Но то, что звёздностью он не страдал и не был далёк от народа можно судить по истории, случившейся однажды в театре:
Рабочие сцены должны были переместить некую громоздкую и очень тяжёлую декорацию и у них это по каким-то причинам всё никак не получалось. Тогда один из них не выдержал и закричал: «Петька, твою мать! Что же ты, держи!»
Пётр Львович, который как раз находился поблизости, не растерялся и подхватил тяжёлую ношу, благодаря чему всё было сделано так, как надо. Потом рабочий подошёл к Монастырскому, поблагодарил его за помощь и, извиняясь, произнёс: «Это я не вам кричал. Это я вон тому Петьке. А вы у нас не Петька. Вы у нас Пётр Львович».
Театр был для Монастырского в прямом смысле этого слова – всем!
Многие театралы того времени, помнят, что во время спектакля Монастырский мог появиться в дверях ложи, в одной из боковых дверей партера или где-нибудь в бельэтаже. Постоит несколько минут, сложив руки на груди, посмотрит на сцену, окинет взглядом зрительный зал и исчезнет, чтобы через некоторое время появиться в другой двери.
Перед премьерой Пётр Львович, встречая зрителей, как дорогих гостей, часто стоял в вестибюле. А после спектакля, спускаясь в гардероб, можно было заметить его притаившимся в уголке и слушающим, что же говорят люди о спектакле.
Не стало Петра Львовича 1 июля 2013 года. На 98 году жизни он скончался в реанимации Самарской больницы имени Н. И. Пирогова. Похоронен Монастырский на Городском кладбище на аллее Почётных граждан Самары.
Пётр Львович является лауреатом государственных премий СССР и РСФСР, награждён Орденами: «За службу Отечеству IV степени» за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (1995 год), Трудового Красного Знамени.
Медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и Медаль «За доблестный труд».
Государственные премии - Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1976) - за постановку спектакля «Золотая карета» Л. М. Леонова.
Золотая медаль имени А. Д. Попова (1981) — за постановку спектакля «Усвятские шлемоносцы».
Премия СССР (1986) — за постановку спектаклей «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Чайка» А. П. Чехова.
Почётная грамота ЦК ВЛКСМ (1983) — за большую работу по воспитанию молодёжи и в связи с 65-летием ВЛКСМ.
Орден «Поморский Гриф» (Западно-Поморское воеводство, ПНР)
Почётный гражданин Познани (Польша) (1979)
Почётный гражданин Самары (1995)
Почётный гражданин Самарской области (2005)
В Самаре на доме где проживал Петр Львович Монастырский, установлена памятная доска.
Я думаю, что самое главное, чтобы мы помнили о Петре Львовиче Монастырском и о других великих людях, которые оставили нам в наследство своё духовное богатство и во время передали его более молодым поколениям.
Только так мы сможем сохранить себя, свою малую родину и весь огромный мир очеловеченным, благородным и прекрасным.
«В отличие от писателя и живописца, труд режиссёра засекречен, спрятан от непосредственного восприятия... Режиссёру на сцене принадлежит всё, но каков его собственный, личный вклад в спектакль, что сделано именно его фантазией, его умом, его творческим даром – сразу не воспринимается. И в этой недвижимости режиссёрской работы и скрывается трудность её оценки».
(Театральный критик Л. А.Финк о Петре Львовиче Монастырском).
Автор: Наталия Н Антонова |
Оставить комментарий
|
27 марта 2020, 8:01 641 просмотр |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан