Статьи » Интересные люди
Первого апреля мы отмечаем 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, украинца, который родился в селе Сорочинцы полтавской губернии в небогатой помещичьей семье и стал великим русским писателем.
Россияне считают Николая Васильевича Гоголя самым загадочным гением XIX века. Однако, за много лет они так и не расшифровали его послание грядущим поколениям. Между тем, он оставил завещание не только в своих произведениях, но и в примере своего жизни и, даже смерти. О чем это послание?
Мне кажется, полностью разгадать тайну Гоголя способны только украинцы. Ведь главная суть трагедии художника заключалась в том, что он был украинцем: генетически, своими корнями, своей неповторимой украинской ментальностью, которую невозможно вычеркнуть, даже назвав себя русским писателем. И его украинская сущность, жестко столкнувшись с сущностью русской, взбунтовалась и раздавила самого Гоголя, будто отомстила ему за измену.
С другой стороны, у Гоголя не было другого выхода: сама жизнь заставила Николая Васильевича писать на русском и ориентироваться на соответствующего читателя. Киев и Украина в составе Российской империи не только считались, но и были глухой провинцией. Все культурные и художественные события происходили за их пределами в крупных российских городах: Петербурге и Москве. Имея такой мощный талант и чувствуя его в себе, Гоголь стремился быть услышанным, стремился добиться признания и занять не последнее место на литературном Олимпе. Мы не можем его за это упрекать.
Нелегко выбиться в люди стеснительному провинциалу - никому не известному полтавчанину. Но уже первые его повести, написанные на украинском материале прекрасным языком с волшебным южным привкусом, стали своеобразным культурным взрывом, не просто привлекли внимание к молодому писателю, а шокировали образованную публику.
«Вот настоящая веселость, искренняя непринужденность, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..» - написал А.С. Пушкин о «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Только ради такого отзыва самого Пушкина и стоило Гоголю приехать в Петербург. В Петербурге жил Пушкин. Для Гоголя это оказалось решающим фактором выбора. Гений летел на свет гения. И в дальнейшем Александр Сергеевич будет вести Гоголя сложным литературным лабиринтом, помогать ему найти свое место в российской культурной среде, следить за его творчеством и даже дарить сюжеты.
Но справедливости ради стоит заметить, что уже первое посещение Пушкина стало для Николая Гоголя досадным разочарованием. По воспоминаниям П. В. Анненкова, «немедленно по приезде в Петербург (вероятно, зимой или весной 1829) Гоголь, движимый потребностью видеть Пушкина, занимавшего все его воображение еще на школьной скамье, прямо с дороги отправился к нему. Чем ближе подходил к квартире Пушкина, тем более овладевала им робость и, наконец, у самой двери квартиры развилась до того, что он бежал в кондитерскую и потребовал рюмку ликера. Подкрепленный им, он снова вернулся на приступ, смело позвонил и на свой вопрос: "Дома ли хозяин?" Услышал ответ слуги: "Отдыхают!" Было уже поздно на дворе. Гоголь с большим сочувствием спросил: "Правда ли, всю ночь работал?" - "Как же, работал, - ответил слуга, - в картишки играл". Гоголь признавался, что это был первый удар, нанесенный школьным идеализациям его. Он иначе не представлял себе Пушкина до тех пор, как окруженного постоянной облаком вдохновения».
Так же развеялись тучи его представлений и о России, и о возможности честного служения государству, и о своей способности принять и полюбить ту действительность, которая, с тех пор как он попал в Петербург, его окружала.
Удар следовал за ударом, пока Гоголь не нашел средство выплеснуть свое разочарование на бумагу. Он начал писать другие произведения, не похожие на «Вечера ...» или «Тараса Бульбу». В них не было места его непревзойденному лирическому таланту, его сказочным мистификациям и мелодичным украинским напевам. Это была едкая сатира.
Любовь к русской действительности выразилась у Гоголя весьма своеобразно: «Всем досталось а мне - более всех!» - после премьеры «Ревизора» 19 апреля 1836, которая состоялась в Александринском театре Петербурга, сказал российский император Николай I. Ответ на вопрос, почему царь позволил этой обличительной и вызывающей сатире быть, до сих пор вызывает споры. То ли не понял всей убийственной силы гоголевского смеха, не смекнул, что именно хотел сказать Гоголь. Скорее всего, его, как и всех других, ошеломил и пленил гений автора, который так описал негативных и узнаваемых героев, что невозможно было не восхититься совершенством картинки.
А дальше тот непревзойденный «видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы» станет визитной карточкой гоголевского стиля. Найдет свое воплощение в «Шинели» Гоголя, с которой, по словам Ф.М. Достоевского, выросла вся русская литература, и в совершенном творении критического реализма - поэме «Мертвые души».
Некоторые литературоведы сравнивают замысел «Мертвых душ» с «Божественной комедией» Данте Алигьери, где в первом томе Гоголь планировал описать Ад, во втором - Чистилище, а в последнем - Рай. Задумав показать это путешествие на российском фоне, Гоголь невольно столкнулся с невозможность продвинуться дальше Ада. Его критический гений и желание найти в России те силы и личностей, которые могли бы олицетворять Чистилище и Рай, пришли в непреодолимое противоречие, и автор в отчаянии сжег второй том.
По сохранившимся черновикам мы можем примерно представить себе, что там было. Духовное перерождение дельца Чичикова и найденные им прогрессивные помещики, типа Костанжогло. Гоголь попытался увидеть это в России и не увидел, а придумал. Написал и сжег, споткнувшись об реальность.
Незадолго до смерти (в письме к протоирею Матфею Константиновскому в 1850 году) Гоголь писал: «Хотелось бы живо, в живых примерах, показать темной моей братии, живущей в мире, играющей жизнию, как игрушкой, что жизнь - не игрушка».
Российская действительность и проникновения в нее до такого уровня, что Гоголь мог рассчитывать и предсказывать будущее, показала ему невозможность Рая в этой стране. Поэтому и не написан был третий том «Мертвых душ» и сожжен второй. Поэтому и сам Гоголь истерзал себя тем принудительным голоданием, своими страхами и связью с темными личностями, которые пользовались его психическим состоянием и ухудшали неразрешимые противоречия гения.
Известные русские критики признавали большую роль Гоголя в истории русской культуры. Например, В. Г. Белинский писал: «Гоголь - великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России. Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей. С Гоголя начинается новый период русской литературы».
М. Чернышевский замечал огромное значение Гоголя для русского народа и России и называл Пушкина отцом русской поэзии, а Гоголя - отцом русской прозаической литературы.
А вот российский философ Василий Розанов видел в Гоголе причину почти всех русских бед: «Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя: и в 62 года думаю — Ты победил, ужасный хохол». «Дьявол помешал палочкой дно: и со дна пошли токи мути, болотных пузырьков… Это пришёл Гоголь. За Гоголем всё. Тоска. Недоумение… Гоголь отвинтил какой-то винт внутри русского корабля, корабль стал разваливаться. Он «открыл кингстоны» «после чего началось неудержимое, медленное, год от году, потопление России. После Гоголя Крымская война уже не могла быть выиграна».
Был, вероятно, у Николая Васильевича такой амбициозный замысел, писать на русском лучше россиян. Мне кажется, это ему удалось, но не потому, что он лучше владел языком, а потому что был щирим, как генетический украинец, даже несмотря на его желание.
Россияне не могут правильно перевести правильно это слово «щирий», связывая его только со щедростью и доброжелательностью. Но это другое, более широкое и многогранное понятие. Щиристь - это такая украинская черта, которую одним словом и не передать, у нее множество оттенков: это и откровенный и правдивый, и бескорыстный, и добрый, благосклонный, сердечный, душевный, добрый, теплый, неподдельный, настоящий, горячий, чистый, щедрый и тому подобное.
Гоголь, единственный в России того времени мог искренне, то есть «щиро», говорить о том, что думает и во что верит в условиях российского духовного крепостничества, которое здесь царило. Несмотря на трагическую раздвоенность сознания украинца, который, чтобы пробиться к читателю и реализовать данный Богом дар, вынужден был писать на русском и стать русским писателем, выполнил свою миссию - раскрыл гнойник и показал россиянам их истинное лицо.
При этом он и себя относил к русским, признавался России в любви и верности, принимал помощь от российского императора и поддерживал монархию. Что, в конце концов и погубило его, приведя к трагическому финалу. Ведь он не был русским, не мог им быть ни по факту своего рождения на Полтавщине, ни по своей ментальности, ни по содержанию своего творчества.
Этому хохлу удалось утереть нос царизму, да и вообще, всему высокому российскому писательству, которое смотрело на Гоголя как на провинциального украинского чудака, своеобразную малороссийскую обезьяну на арене российского цирка.
Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»? Не потому ли, что его идеал оказался слишком далек от российской действительности, от той настоящей России – «страны пустоты, которая оставляет одинаковое впечатление величия и безысходности» (Д. Быков).
Оставить свой комментарий
В чем трагизм судьбы Николая Гоголя
Россияне считают Николая Васильевича Гоголя самым загадочным гением XIX века. Однако, за много лет они так и не расшифровали его послание грядущим поколениям. Между тем, он оставил завещание не только в своих произведениях, но и в примере своего жизни и, даже смерти. О чем это послание?
Мне кажется, полностью разгадать тайну Гоголя способны только украинцы. Ведь главная суть трагедии художника заключалась в том, что он был украинцем: генетически, своими корнями, своей неповторимой украинской ментальностью, которую невозможно вычеркнуть, даже назвав себя русским писателем. И его украинская сущность, жестко столкнувшись с сущностью русской, взбунтовалась и раздавила самого Гоголя, будто отомстила ему за измену.
С другой стороны, у Гоголя не было другого выхода: сама жизнь заставила Николая Васильевича писать на русском и ориентироваться на соответствующего читателя. Киев и Украина в составе Российской империи не только считались, но и были глухой провинцией. Все культурные и художественные события происходили за их пределами в крупных российских городах: Петербурге и Москве. Имея такой мощный талант и чувствуя его в себе, Гоголь стремился быть услышанным, стремился добиться признания и занять не последнее место на литературном Олимпе. Мы не можем его за это упрекать.
Нелегко выбиться в люди стеснительному провинциалу - никому не известному полтавчанину. Но уже первые его повести, написанные на украинском материале прекрасным языком с волшебным южным привкусом, стали своеобразным культурным взрывом, не просто привлекли внимание к молодому писателю, а шокировали образованную публику.
«Вот настоящая веселость, искренняя непринужденность, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..» - написал А.С. Пушкин о «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Только ради такого отзыва самого Пушкина и стоило Гоголю приехать в Петербург. В Петербурге жил Пушкин. Для Гоголя это оказалось решающим фактором выбора. Гений летел на свет гения. И в дальнейшем Александр Сергеевич будет вести Гоголя сложным литературным лабиринтом, помогать ему найти свое место в российской культурной среде, следить за его творчеством и даже дарить сюжеты.
Первые разочарования
Но справедливости ради стоит заметить, что уже первое посещение Пушкина стало для Николая Гоголя досадным разочарованием. По воспоминаниям П. В. Анненкова, «немедленно по приезде в Петербург (вероятно, зимой или весной 1829) Гоголь, движимый потребностью видеть Пушкина, занимавшего все его воображение еще на школьной скамье, прямо с дороги отправился к нему. Чем ближе подходил к квартире Пушкина, тем более овладевала им робость и, наконец, у самой двери квартиры развилась до того, что он бежал в кондитерскую и потребовал рюмку ликера. Подкрепленный им, он снова вернулся на приступ, смело позвонил и на свой вопрос: "Дома ли хозяин?" Услышал ответ слуги: "Отдыхают!" Было уже поздно на дворе. Гоголь с большим сочувствием спросил: "Правда ли, всю ночь работал?" - "Как же, работал, - ответил слуга, - в картишки играл". Гоголь признавался, что это был первый удар, нанесенный школьным идеализациям его. Он иначе не представлял себе Пушкина до тех пор, как окруженного постоянной облаком вдохновения».
Так же развеялись тучи его представлений и о России, и о возможности честного служения государству, и о своей способности принять и полюбить ту действительность, которая, с тех пор как он попал в Петербург, его окружала.
Удар следовал за ударом, пока Гоголь не нашел средство выплеснуть свое разочарование на бумагу. Он начал писать другие произведения, не похожие на «Вечера ...» или «Тараса Бульбу». В них не было места его непревзойденному лирическому таланту, его сказочным мистификациям и мелодичным украинским напевам. Это была едкая сатира.
Он попытался полюбить Россию
Однако увлечение пушкинским словом не оставило Гоголя, и он принялся писать для «Современника»: именно в Пушкинском журнале печатаются петербургские повести Гоголя. Затем появляется «Ревизор» и «Мертвые души». И снова под знаком и под влиянием Пушкина, возможно, русский гений один только и держал Гоголя в плену любви ко всему русскому и двигал его творчество.Любовь к русской действительности выразилась у Гоголя весьма своеобразно: «Всем досталось а мне - более всех!» - после премьеры «Ревизора» 19 апреля 1836, которая состоялась в Александринском театре Петербурга, сказал российский император Николай I. Ответ на вопрос, почему царь позволил этой обличительной и вызывающей сатире быть, до сих пор вызывает споры. То ли не понял всей убийственной силы гоголевского смеха, не смекнул, что именно хотел сказать Гоголь. Скорее всего, его, как и всех других, ошеломил и пленил гений автора, который так описал негативных и узнаваемых героев, что невозможно было не восхититься совершенством картинки.
А дальше тот непревзойденный «видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы» станет визитной карточкой гоголевского стиля. Найдет свое воплощение в «Шинели» Гоголя, с которой, по словам Ф.М. Достоевского, выросла вся русская литература, и в совершенном творении критического реализма - поэме «Мертвые души».
Некоторые литературоведы сравнивают замысел «Мертвых душ» с «Божественной комедией» Данте Алигьери, где в первом томе Гоголь планировал описать Ад, во втором - Чистилище, а в последнем - Рай. Задумав показать это путешествие на российском фоне, Гоголь невольно столкнулся с невозможность продвинуться дальше Ада. Его критический гений и желание найти в России те силы и личностей, которые могли бы олицетворять Чистилище и Рай, пришли в непреодолимое противоречие, и автор в отчаянии сжег второй том.
По сохранившимся черновикам мы можем примерно представить себе, что там было. Духовное перерождение дельца Чичикова и найденные им прогрессивные помещики, типа Костанжогло. Гоголь попытался увидеть это в России и не увидел, а придумал. Написал и сжег, споткнувшись об реальность.
Незадолго до смерти (в письме к протоирею Матфею Константиновскому в 1850 году) Гоголь писал: «Хотелось бы живо, в живых примерах, показать темной моей братии, живущей в мире, играющей жизнию, как игрушкой, что жизнь - не игрушка».
Российская действительность и проникновения в нее до такого уровня, что Гоголь мог рассчитывать и предсказывать будущее, показала ему невозможность Рая в этой стране. Поэтому и не написан был третий том «Мертвых душ» и сожжен второй. Поэтому и сам Гоголь истерзал себя тем принудительным голоданием, своими страхами и связью с темными личностями, которые пользовались его психическим состоянием и ухудшали неразрешимые противоречия гения.
Пророчества Гоголя
Однако он все же запрограммировал всю дальнейшую русскую литературу. По словам российского писателя и литературоведа Дмитрия Быкова, Гоголь «создал матрицу российского будущего».Известные русские критики признавали большую роль Гоголя в истории русской культуры. Например, В. Г. Белинский писал: «Гоголь - великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России. Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей. С Гоголя начинается новый период русской литературы».
М. Чернышевский замечал огромное значение Гоголя для русского народа и России и называл Пушкина отцом русской поэзии, а Гоголя - отцом русской прозаической литературы.
А вот российский философ Василий Розанов видел в Гоголе причину почти всех русских бед: «Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя: и в 62 года думаю — Ты победил, ужасный хохол». «Дьявол помешал палочкой дно: и со дна пошли токи мути, болотных пузырьков… Это пришёл Гоголь. За Гоголем всё. Тоска. Недоумение… Гоголь отвинтил какой-то винт внутри русского корабля, корабль стал разваливаться. Он «открыл кингстоны» «после чего началось неудержимое, медленное, год от году, потопление России. После Гоголя Крымская война уже не могла быть выиграна».
Был, вероятно, у Николая Васильевича такой амбициозный замысел, писать на русском лучше россиян. Мне кажется, это ему удалось, но не потому, что он лучше владел языком, а потому что был щирим, как генетический украинец, даже несмотря на его желание.
Россияне не могут правильно перевести правильно это слово «щирий», связывая его только со щедростью и доброжелательностью. Но это другое, более широкое и многогранное понятие. Щиристь - это такая украинская черта, которую одним словом и не передать, у нее множество оттенков: это и откровенный и правдивый, и бескорыстный, и добрый, благосклонный, сердечный, душевный, добрый, теплый, неподдельный, настоящий, горячий, чистый, щедрый и тому подобное.
Гоголь, единственный в России того времени мог искренне, то есть «щиро», говорить о том, что думает и во что верит в условиях российского духовного крепостничества, которое здесь царило. Несмотря на трагическую раздвоенность сознания украинца, который, чтобы пробиться к читателю и реализовать данный Богом дар, вынужден был писать на русском и стать русским писателем, выполнил свою миссию - раскрыл гнойник и показал россиянам их истинное лицо.
При этом он и себя относил к русским, признавался России в любви и верности, принимал помощь от российского императора и поддерживал монархию. Что, в конце концов и погубило его, приведя к трагическому финалу. Ведь он не был русским, не мог им быть ни по факту своего рождения на Полтавщине, ни по своей ментальности, ни по содержанию своего творчества.
Этому хохлу удалось утереть нос царизму, да и вообще, всему высокому российскому писательству, которое смотрело на Гоголя как на провинциального украинского чудака, своеобразную малороссийскую обезьяну на арене российского цирка.
Почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»? Не потому ли, что его идеал оказался слишком далек от российской действительности, от той настоящей России – «страны пустоты, которая оставляет одинаковое впечатление величия и безысходности» (Д. Быков).
Автор: Ирина Власенко |
6
комментариев
|
1 апреля 2019, 7:01 2468 просмотров |
Комментарии:
Николай Васильевич Гоголь один из моих самых любимых писателей. В юности я вообще зачитывалась им. Нет сомнения в том, что он гений.
«Слава Богу, что мы русские!» - Н. В. Гоголь в своих «Письмах…» |
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан