Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Начало святок приходится на рождественский сочельник (24 декабря по ст. стилю / 6 января по новому ст.). Именно в этот момент завершается строгий рождественский пост и начинаются празднества, гулянье и потехи. Одна из древних славянских традиций – колядки, т.е. обрядовые песни, с которыми обходились дома. Колядовали в основном молодые люди и дети. Это было своеобразным развлечением молодёжи в те далекие дни.
Такие обходы домов в течение святок проводились трижды: в Сочельник («рождественская коляда»), под Новый год (в день Василия Великого, или Кесарийского – «васильевская коляда»), в канун Крещения («крещенская коляда»).
Святки традиционно делятся на «Святые вечера» - с 25 декабря (7 января) по 1 (14) января – и «Страшные вечера» - с 1 (14) января по 6 (19) января. Святые вечера относятся к Рождеству Христову, а Страшные вечера считались временем, когда бушует нечистая сила.
Слово «коляда» происходит от греческого καλάνδαι и латинского calendae, что означает «первый день месяца». Изначально словом «коляда» славяне называли Рождество. Но в современном языке значение изменилось, теперь под колядой понимают именно увеселительные обряды с песнями и обходом домов «колядниками», «полазниками», «посевальниками», «щедровальниками» или «колядной дружиной» - столько названий было у колядующей молодёжи. В числе колядующих был «мехоноша», собиравший в мешок все подаяния.
Вот некоторые из таких колядок:
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле - копнами,
На столе - пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
* * *
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна ─ пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
Как можно заметить из приведенных выше примеров, основной смысл колядок – восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные благопожелания, связанные с богатством, довольством и хорошим урожаем. Многие исследователи считают, что в традиции колядования сплелись воедино христианские темы и аграрная магия.
По ходу проведения колядок использовались различные магические ритуалы, например, осыпание дома зерном или выбивание искр из полена. За подобные благие пожелания надо было платить различными вкусностями. Хозяева домов, конечно, знали о том, что к ним придут и заранее готовили угощения. Ведь если пришедшую молодёжь не угостить, можно было за это расплатиться, например, общественным поруганием, которые могло выражаться вот в такой песенке:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Некоторые колядки по отношению к скупым хозяевам были самыми настоящими угрозами:
Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
Однако случаи исполнения таких угроз были редки, ведь угощать колядующих было народной традицией и воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Молодёжь щедро одаривали угощениями, которые потом дружно поедались на совместных посиделках (по-нашему, «тусовках»). Если какой-то дом случайно пропускали и не обходили – это воспринималось как плохая примета, предвещающая беду. В дома, в которых в течение года были случаи смерти, колядовать не приходили.
Несмотря на то, что колядками отмечали приход Рождества Христова, сами колядующие воспринимались Церковью как «нечистые». Особенно это относилось к «ряженым» - людям в костюмах и масках (козы, медведя, коня, быка, стариков, цыган, солдат и др.). Переодевание в чужую личину считалось дьявольским действием. Считалось, что в дорождественский период на свободе гуляло много нечисти, и ряженые это отображали. После колядования участники должны были обязательно пройти обряд очищения в церкви или облиться святой водой. А колядующие из южных славян даже воздерживались от секса с супругами в течение нескольких дней после обряда.
Кстати, рождественской елки в домах наших с вами предков не было! Елка на Рождество – обычай северных народов, пришедший к нам из Германии лишь в XVIII веке вместе с немецкими колонистами, поселившимися в Петербурге и Москве.
Хозяйкам и любителям кулинарии наверняка знаком и еще один смысл слова «колядки» - это особые пирожки к рождественскому столу. Вот один такой рецепт:
2 стакана муки, 1 стакан муки или молока.
Творожная начинка: 300 г творога, 8 яиц, сахар и соль по вкусу.
Картофельная начинка: 300 г картофеля, 50 мл молока, 2 яйца и 20 г сметаны.
Начинка из варенья: 300 г ягодного варенья, 20 г муки.
Сначала замешиваем тесто из муки и молока. Далее готовим начинку (любую из трёх). Творожная начинка: творог растереть с яйцами. Картофельная начинка: отваренный картофель растолочь до состояния пюре, смешать с молоком, яйцами, сметаной. Начинка из варенья: варенье (например, клюквенное) смешать с мукой. В общем-то, в плане начинки можно фантазировать по своему усмотрению (даже сделать её из грибов!). Из заготовленного теста делаются шарики, раскатываются в лепёшку, внутрь кладётся начинка, а края защипыпаются. Выпекаем.
А собственно, что мешает и вам поздравить величальными колядками в день святого Рождества своих соседей по лестничной клетке? В нашем мире, где правит Интернет, где люди так разобщены, порой не хватает простого человеческого общения. Угостите соседей самолично приготовленными «колядками», и они, наверняка, одарят вас в ответ чем-нибудь вкусным или даже пригласят на чай.
Коляда, коляда! Подавай пирога!
Такие обходы домов в течение святок проводились трижды: в Сочельник («рождественская коляда»), под Новый год (в день Василия Великого, или Кесарийского – «васильевская коляда»), в канун Крещения («крещенская коляда»).
Святки традиционно делятся на «Святые вечера» - с 25 декабря (7 января) по 1 (14) января – и «Страшные вечера» - с 1 (14) января по 6 (19) января. Святые вечера относятся к Рождеству Христову, а Страшные вечера считались временем, когда бушует нечистая сила.
Слово «коляда» происходит от греческого καλάνδαι и латинского calendae, что означает «первый день месяца». Изначально словом «коляда» славяне называли Рождество. Но в современном языке значение изменилось, теперь под колядой понимают именно увеселительные обряды с песнями и обходом домов «колядниками», «полазниками», «посевальниками», «щедровальниками» или «колядной дружиной» - столько названий было у колядующей молодёжи. В числе колядующих был «мехоноша», собиравший в мешок все подаяния.
Вот некоторые из таких колядок:
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле - копнами,
На столе - пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна ─ пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
Как можно заметить из приведенных выше примеров, основной смысл колядок – восхваление дома, в который пришли колядующие, его семьи, а также различные благопожелания, связанные с богатством, довольством и хорошим урожаем. Многие исследователи считают, что в традиции колядования сплелись воедино христианские темы и аграрная магия.
По ходу проведения колядок использовались различные магические ритуалы, например, осыпание дома зерном или выбивание искр из полена. За подобные благие пожелания надо было платить различными вкусностями. Хозяева домов, конечно, знали о том, что к ним придут и заранее готовили угощения. Ведь если пришедшую молодёжь не угостить, можно было за это расплатиться, например, общественным поруганием, которые могло выражаться вот в такой песенке:
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Некоторые колядки по отношению к скупым хозяевам были самыми настоящими угрозами:
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота.
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки.
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда,
Кто не даст ветчины -
Тем расколем чугуны!
Однако случаи исполнения таких угроз были редки, ведь угощать колядующих было народной традицией и воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Молодёжь щедро одаривали угощениями, которые потом дружно поедались на совместных посиделках (по-нашему, «тусовках»). Если какой-то дом случайно пропускали и не обходили – это воспринималось как плохая примета, предвещающая беду. В дома, в которых в течение года были случаи смерти, колядовать не приходили.
Несмотря на то, что колядками отмечали приход Рождества Христова, сами колядующие воспринимались Церковью как «нечистые». Особенно это относилось к «ряженым» - людям в костюмах и масках (козы, медведя, коня, быка, стариков, цыган, солдат и др.). Переодевание в чужую личину считалось дьявольским действием. Считалось, что в дорождественский период на свободе гуляло много нечисти, и ряженые это отображали. После колядования участники должны были обязательно пройти обряд очищения в церкви или облиться святой водой. А колядующие из южных славян даже воздерживались от секса с супругами в течение нескольких дней после обряда.
Кстати, рождественской елки в домах наших с вами предков не было! Елка на Рождество – обычай северных народов, пришедший к нам из Германии лишь в XVIII веке вместе с немецкими колонистами, поселившимися в Петербурге и Москве.
Хозяйкам и любителям кулинарии наверняка знаком и еще один смысл слова «колядки» - это особые пирожки к рождественскому столу. Вот один такой рецепт:
2 стакана муки, 1 стакан муки или молока.
Творожная начинка: 300 г творога, 8 яиц, сахар и соль по вкусу.
Картофельная начинка: 300 г картофеля, 50 мл молока, 2 яйца и 20 г сметаны.
Начинка из варенья: 300 г ягодного варенья, 20 г муки.
Сначала замешиваем тесто из муки и молока. Далее готовим начинку (любую из трёх). Творожная начинка: творог растереть с яйцами. Картофельная начинка: отваренный картофель растолочь до состояния пюре, смешать с молоком, яйцами, сметаной. Начинка из варенья: варенье (например, клюквенное) смешать с мукой. В общем-то, в плане начинки можно фантазировать по своему усмотрению (даже сделать её из грибов!). Из заготовленного теста делаются шарики, раскатываются в лепёшку, внутрь кладётся начинка, а края защипыпаются. Выпекаем.
А собственно, что мешает и вам поздравить величальными колядками в день святого Рождества своих соседей по лестничной клетке? В нашем мире, где правит Интернет, где люди так разобщены, порой не хватает простого человеческого общения. Угостите соседей самолично приготовленными «колядками», и они, наверняка, одарят вас в ответ чем-нибудь вкусным или даже пригласят на чай.
Автор: Анна Шустрова |
Оставить комментарий
|
6 января 2007, 8:00 144815 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан