Статьи » Интересные люди
В ранней юности я зачитывалась стихами Надсона, хотя в ту пору он считался камерным поэтом, ничего не дающим для развития личности. Но такова была тогдашняя официальная точка зрения, а для меня Надсон был тонким лириком, умеющим глубоко чувствовать и передавать свои чувства так, что они волновали души других людей.
Семён Яковлевич Надсон родился в 14 декабря 1862 года в Санкт-Петербурге.
Отец его был надворным советником, и кроме того прекрасным музыкантом, а мать Антонина Степановна, в девичестве Мамонтова происходила из русской дворянской семьи.
Через год после рождения сына Надсоны переехали в Киев. Вскоре у них родилась дочь Анна.
А когда маленькому Семёну было всего два года, от психического расстройства умер его отец. И семья осталась без средств к существованию.
Антонина Степановна, стараясь хоть как-то прокормить детей, устроилась работать экономкой, потом стала учительницей. Но денег, заработанных матерью не хватало, и семья жила впроголодь.
Когда Надсону было больше шести лет, их позвал жить в Петербург брат матери Диодор Степанович Мамонтов. И вся семья поселилась у него.
В Петербурге Семён поступил в приготовительный класс 1-й классической гимназии.
Через некоторое время мать Надсона, уже болевшая чахоткой вышла замуж за Николая Гавриловича Фомина, управляющего Киевским отделением Российского общества страхования и транспортирования кладей. Супруги уехали жить в Киев, однако браку было не суждено стать счастливым.
И хоть говорят, что бомба не падает дважды в одно и то же место, но и второй муж Мамонтовой повесился в припадке умопомешательства после очередной ссоры с женой. И снова Антонина Степановна оказалась в клещах безденежья и нужды.
На этот раз на помощь матери Надсона пришёл другой её брат – Илья Степанович Мамонтов, вызвавший её в Петербург. Но жить ей, увы, оставалась недолго, мать Надсона скончалась от чахотки весной 1873 года, от роду ей был всего 31 год.
В 1872 году Семён Надсон стал пансионером во 2-й военной гимназии. А его сестру Анну отдали в Николаевский институт.
После смерти матери мальчика под полное своё попечение взял И. С. Мамонтов, а его сестру — Д. С. Мамонтов. Так вышло, что брата с сестрой разлучили в детстве и виделись они очень редко.
Семёну Надсону с ранних лет было нелегко, как в семье дяди, так и в военной гимназии. Сам он писал о своих взаимоотношениях с родственниками и товарищами: «С одной стороны, меня не любили в корпусе, так как я чувствовал себя развитее товарищей, чего не мог им не показать из болезненно-развитого самолюбия, с другой — мне тоже жилось неважно и у дяди, хотя он и тётка по-своему меня очень любили и только из врождённой сдержанности не хотели обнаруживать своих чувств, а я привык ко всеобщему поклонению».
В гимназии Надсон учился очень хорошо, но ближе к окончанию гимназии так увлёкся сочинительством стихов, что запустил учёбу. Сам он ссылался на одолевшую его леность. И писал в своём дневнике в 1877 году: «Жить одними гимназическими интересами — для меня немыслимо, они слишком вялы, скучны и однообразны, чтобы могли удовлетворить всем потребностям моей натуры».
Мечтать о стезе писателя Семён начал ещё в первом классе гимназии. Тогда он писал прозаические рассказы, героем которых был некий Ваня. А во втором классе гимназии подражая стихам старшего двоюродного брата Ф. Медникова, Надсон написал стихотворение.
Показать же одно из своих творений он решился в пятом классе учителю. И учитель написал рецензию на его «Сон Иоанна Грозного»: «Язык образный, есть вымысел и мысль, только некоторые стихи неудобны в стилистическом отношении».
В 1878 году Надсон отнёс своё стихотворение «На заре» в редакцию журнала Н. П. Вагнера «Свет», и стихотворение было опубликовано.
В 1879 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась первая рецензия на творчество Надсона, и не просто рецензия, а хвалебная. Критикам особенно пришлось по вкусу стихотворение «Христианка». В этом же году большой успех имело прочитанное Надсоном на концерте в гимназии стихотворение «Иуда», которое позднее было опубликовано в «Мысли» Оболенского. Затем Надсона стали печатать в «Слове».
Во время учёбы в гимназии к Надсону пришла первая любовь, он влюбился в сестру своего товарища по гимназии Наталью Михайловну Дешевову. Но в марте 1879 года девочка внезапно умерла. Для Надсона это было сильнейшим ударом, от которого он долго не мог оправиться.
Памяти своей возлюбленной он посвятил множество стихов. Наиболее известные из них – «За что?», «Два горя», «Да, это было всё».
В 1879 году Надсон окончил гимназию и по настоянию дяди поступил в Павловское военное училище, хотя душа его к военной службе не лежала. Вскоре на учении Семён сильно простыл, и врачи поставили юноше неутешительный диагноз – чахотка. За казённый счет отправили на лечение в Тифлис, где он пробыл целый год.
За это время Надсон написал много стихотворений. Здоровье его, вроде бы поправилось, и он вернулся в военное училище, и снова начались его душевные страдания.
Так он писал в своём дневнике: «Военная служба противна, офицером хорошим я никогда не буду, моя горячность и неумение себя сдержать приведут меня под суд, заниматься хорошо я тоже не могу: стоит ли тратить время и силы на изучение науки убивать людей! А ведь эти силы и способности могли бы развиться и принести пользу! <…> Собственно, мечты мои — университет или консерватория. Способностей у меня хватит, в охоте тоже нет недостатка. Но в университет нужно готовиться, а на это опять-таки необходимы деньги, а в консерваторию я могу поступить и так. С удовольствием пошёл бы даже на музыкальное отделение театрального училища, тем более, что туда можно попасть на казённый счет. Одним словом, куда угодно — но не в военную службу! Она мне невыносимо противна и идёт совершенно в разлад с моим характером и способностями».
В 1882 году Надсон после окончания училища, получил чин подпоручика и был отправлен в Каспийский полк, расположенный в Кронштадте.
Сам Надсон считал время, проведённое там самым лучшим и светлым в своей жизни. В это же время к нему пришла литературная известность, появились новые знакомые и друзья, которые окружали его вниманием и заботой.
В 1882 году известный русский поэт А. Н. Плещеев пригласил его в один из лучших демократических журналов той поры – «Отечественные записки», где состоялся дебют Надсона.
Плещеев всячески помогал молодому поэту, и Надсон писал с признательностью: «Его я считаю своим литературным крёстным отцом и бесконечно обязан его теплоте, вкусу и образованию, воспитавшим мою музу».
Стихотворения Надсона, опубликованные в «Отечественных записках» привлекли к себе внимание любителей поэзии и сделали его имя узнаваемым.
Надсона стали печатать в журналах – «Русская мысль», «Дело», «Устои».
Но летом 1883 года Надсон серьёзно заболел, у него открылась на ноге туберкулёзная фистула, которая, как правило, предшествует туберкулёзу лёгких.
Всё лето больной юноша пролежал в постели, в маленькой душной комнате одного из домов Петербурга с видом на пыльный двор.
Он продолжал публиковаться в журналах, появились так же его рецензии на поэтические сборники И. В. Фёдорова-Омулевского, К. К. Случевского, А. А. Голенищева-Кутузова. В январе 1884 года в «Еженедельном обозрении» была напечатана его статья «Поэты и критика».
Но здоровье поэта ухудшалось.
Надсон стал добиваться освобождения от военной службы и подыскивал себе работу. Половину лета 1884 года он прожил на даче с семьёй Плещеева в Сиверской.
Но тут П. А. Гайдебуров предложил Семёну Яковлевичу место секретаря в редакции «Недели», Надсон согласился и вернулся в Петербург.
Но уже через несколько месяцев болезнь обострилась настолько, что врачи настойчиво рекомендовали ему ехать лечиться за границу. На том же настаивали и друзья поэта. И он отправился сначала в Висбаден, затем в Ниццу. Сопровождала его в поездке переводчица и историк литературы Мария Валентиновна Ватсон.
Позднее она вспоминала: «Несколько недель перед его отъездом за границу комнатка больного буквально осаждалась многочисленными посетителями, желавшими выразить ему своё участие и симпатию. Кроме литературной молодёжи и дам, здесь можно было встретить и самых почтенных деятелей печати».
В Ницце Надсону сделали операцию, которую нельзя было назвать удачной. Через две недели операцию повторили, и Надсон пролежал в постели два месяца.
Несмотря на то, что врачи считали его обречённым, Надсону в конце января 1885 года стало лучше, и он сразу принялся за работу и написал немало стихотворений.
В марте 1885 года вышел первый сборник стихотворений поэта, который был горячо встречен читателями и благосклонно критикой.
Но, к сожалению, этот сборник оказался единственным прижизненным. Весной здоровье поэта снова ухудшилось, и в июне 1885 года Надсон приехал в Берн, где ему сделали две операции туберкулёзной фистулы ноги, но лучше ему не стало, и летом 1885 года друзья отвезли его в Петербург.
Затем Надсон переехал в деревню в Подольской губернии. Оттуда он писал своей сестре: «О себе мне нечего писать. Здоровье моё так же, пишу я мало, событий у нас никаких не происходит. Могу только сообщить, что второе издание моих стихов разошлось уже всё, и что третье напечатано и на днях выйдет в свет. Какая-то барыня написала на мои слова «Я вновь один» романс, который переведён по-французски, а г. Фидлер перевёл некоторые мои стихи по-немецки и напечатал их в газете «Herold». Есть у меня ещё слабая надежда получить академическую премию за мою книгу, но сбудется ли она или нет — писано вилами на воде, и, во всяком случае, это дело далеко: премию присуждают только в октябре. Книгу я уже представил в академию… О моих планах на будущее, насколько такой больной человек, как я, может их иметь, пока не могу сообщить ничего положительного — чувствую только, что деревня, несмотря на всю её прелесть, мне очень надоела. По всей вероятности, я поселюсь или в Киеве, или в Москве, или в Питере, смотря по тому, где найду постоянную литературную работу».
И в апреле 1886 года, Надсон уехал из деревни в Киев, где устроился на работу к издателю «Зари» М. И. Кулишеру.
В газете Надсон не только публиковал стихи, но и писал критические фельетоны на злободневные темы беллетристику социальной направленности.
В рукописи остались его «Заметки по теории поэзии», которые вместе с опубликованными в газете статьями вошли в книгу «Литературные очерки. 1883-1886», которая вышла уже после кончины поэта в 1887 году.
После Киева Надсон снова провёл некоторое время в деревне, а потом обострение болезни, и поэт должен был отправиться в Южный Тироль, в наше время квартал города Больцано, но остался в Ялте.
Находясь в этом городе, поэт узнал, что его книга удостоена Пушкинской премии Академии наук. Вскоре после присуждения Пушкинской премии на творчество Надсона обрушился с издевательскими статьями реакционный критик В. П. Буренин, который мстил поэту за то, что тот задел его в одном из критических фельетонов в «Заре». При этом Буренин, не просто критиковал Надсона, а буквально издевался над тяжело больным поэтом. Он писал, что Надсон «паразит, представляющийся больным, калекой, умирающим, чтобы жить на счёт частной благотворительности».
Короленко позднее писал в одном из своих писем: «Того, что проделал Буренин над умирающим Надсоном, не было ни разу во всей русской печати. Никто, в своё время читавший эти статьи, не может ни забыть, ни простить их».
Умирающий поэт мучительно страдал от этих нападок и даже хотел поехать Петербург и устроить суд чести, но друзья не отпустили его.
Семён Яковлевич Надсон скончался в Ялте 19 января 1887 года на пике своей популярности.
Тело поэта было перевезено из Ялты в Петербург. До Одессы гроб везли на пароходе «Пушкин», в городе его встречала толпа молодёжи и сотрудники газет. Толпа из молодёжи и литераторов встречала его и на вокзале в Петербурге.
На следующий день, 4 февраля 1887 года, молодёжь несла гроб Надсона на руках до Волкова кладбища. Поэта похоронили вблизи от могил Добролюбова и Белинского
Право собственности на сочинения Надсона, по его завещанию, принадлежит Литературному фонду, который в своё время активно помогал поэту.
Когда-то молодёжь заучивала стихи Надсона наизусть. Прошло более века с его кончины, но интерес к поэзии Надсона среди любителей поэзии жив и поныне.
Творчество Надсона оказало влияние на Д. С. Мережковского и В. Я. Брюсова, хотя позднее поэта стали обвинять в пессимизме и воспевании разочарования.
Попробовали бы эти критики сами пережить всё, что пережил поэт, а потом веселиться.
На стихи Надсона писали музыку С. В. Рахманинов, Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, Э. Ф. Направник и другие. Всего на музыку положено более 100 стихотворений поэта.
В честь Надсона названа улица в городе Пушкино – Надсоновская.
Под Киевом в посёлке городского типа Боярка в долине леса установлен памятный гранитный камень в честь поэта, и это место носит название «долина Надсона».
Слова Надсона «пусть арфа сломана – аккорд ещё рыдает» оказались пророческими, и пока на земле живы ценители поэзии, музыка поэтических строк поэта будет волновать сердца.
14 декабря родился русский поэт Надсон
Семён Яковлевич Надсон родился в 14 декабря 1862 года в Санкт-Петербурге.
Отец его был надворным советником, и кроме того прекрасным музыкантом, а мать Антонина Степановна, в девичестве Мамонтова происходила из русской дворянской семьи.
Через год после рождения сына Надсоны переехали в Киев. Вскоре у них родилась дочь Анна.
А когда маленькому Семёну было всего два года, от психического расстройства умер его отец. И семья осталась без средств к существованию.
Антонина Степановна, стараясь хоть как-то прокормить детей, устроилась работать экономкой, потом стала учительницей. Но денег, заработанных матерью не хватало, и семья жила впроголодь.
Когда Надсону было больше шести лет, их позвал жить в Петербург брат матери Диодор Степанович Мамонтов. И вся семья поселилась у него.
В Петербурге Семён поступил в приготовительный класс 1-й классической гимназии.
Через некоторое время мать Надсона, уже болевшая чахоткой вышла замуж за Николая Гавриловича Фомина, управляющего Киевским отделением Российского общества страхования и транспортирования кладей. Супруги уехали жить в Киев, однако браку было не суждено стать счастливым.
И хоть говорят, что бомба не падает дважды в одно и то же место, но и второй муж Мамонтовой повесился в припадке умопомешательства после очередной ссоры с женой. И снова Антонина Степановна оказалась в клещах безденежья и нужды.
На этот раз на помощь матери Надсона пришёл другой её брат – Илья Степанович Мамонтов, вызвавший её в Петербург. Но жить ей, увы, оставалась недолго, мать Надсона скончалась от чахотки весной 1873 года, от роду ей был всего 31 год.
В 1872 году Семён Надсон стал пансионером во 2-й военной гимназии. А его сестру Анну отдали в Николаевский институт.
После смерти матери мальчика под полное своё попечение взял И. С. Мамонтов, а его сестру — Д. С. Мамонтов. Так вышло, что брата с сестрой разлучили в детстве и виделись они очень редко.
Семёну Надсону с ранних лет было нелегко, как в семье дяди, так и в военной гимназии. Сам он писал о своих взаимоотношениях с родственниками и товарищами: «С одной стороны, меня не любили в корпусе, так как я чувствовал себя развитее товарищей, чего не мог им не показать из болезненно-развитого самолюбия, с другой — мне тоже жилось неважно и у дяди, хотя он и тётка по-своему меня очень любили и только из врождённой сдержанности не хотели обнаруживать своих чувств, а я привык ко всеобщему поклонению».
В гимназии Надсон учился очень хорошо, но ближе к окончанию гимназии так увлёкся сочинительством стихов, что запустил учёбу. Сам он ссылался на одолевшую его леность. И писал в своём дневнике в 1877 году: «Жить одними гимназическими интересами — для меня немыслимо, они слишком вялы, скучны и однообразны, чтобы могли удовлетворить всем потребностям моей натуры».
Мечтать о стезе писателя Семён начал ещё в первом классе гимназии. Тогда он писал прозаические рассказы, героем которых был некий Ваня. А во втором классе гимназии подражая стихам старшего двоюродного брата Ф. Медникова, Надсон написал стихотворение.
Показать же одно из своих творений он решился в пятом классе учителю. И учитель написал рецензию на его «Сон Иоанна Грозного»: «Язык образный, есть вымысел и мысль, только некоторые стихи неудобны в стилистическом отношении».
В 1878 году Надсон отнёс своё стихотворение «На заре» в редакцию журнала Н. П. Вагнера «Свет», и стихотворение было опубликовано.
В 1879 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилась первая рецензия на творчество Надсона, и не просто рецензия, а хвалебная. Критикам особенно пришлось по вкусу стихотворение «Христианка». В этом же году большой успех имело прочитанное Надсоном на концерте в гимназии стихотворение «Иуда», которое позднее было опубликовано в «Мысли» Оболенского. Затем Надсона стали печатать в «Слове».
Во время учёбы в гимназии к Надсону пришла первая любовь, он влюбился в сестру своего товарища по гимназии Наталью Михайловну Дешевову. Но в марте 1879 года девочка внезапно умерла. Для Надсона это было сильнейшим ударом, от которого он долго не мог оправиться.
Памяти своей возлюбленной он посвятил множество стихов. Наиболее известные из них – «За что?», «Два горя», «Да, это было всё».
В 1879 году Надсон окончил гимназию и по настоянию дяди поступил в Павловское военное училище, хотя душа его к военной службе не лежала. Вскоре на учении Семён сильно простыл, и врачи поставили юноше неутешительный диагноз – чахотка. За казённый счет отправили на лечение в Тифлис, где он пробыл целый год.
За это время Надсон написал много стихотворений. Здоровье его, вроде бы поправилось, и он вернулся в военное училище, и снова начались его душевные страдания.
Так он писал в своём дневнике: «Военная служба противна, офицером хорошим я никогда не буду, моя горячность и неумение себя сдержать приведут меня под суд, заниматься хорошо я тоже не могу: стоит ли тратить время и силы на изучение науки убивать людей! А ведь эти силы и способности могли бы развиться и принести пользу! <…> Собственно, мечты мои — университет или консерватория. Способностей у меня хватит, в охоте тоже нет недостатка. Но в университет нужно готовиться, а на это опять-таки необходимы деньги, а в консерваторию я могу поступить и так. С удовольствием пошёл бы даже на музыкальное отделение театрального училища, тем более, что туда можно попасть на казённый счет. Одним словом, куда угодно — но не в военную службу! Она мне невыносимо противна и идёт совершенно в разлад с моим характером и способностями».
В 1882 году Надсон после окончания училища, получил чин подпоручика и был отправлен в Каспийский полк, расположенный в Кронштадте.
Сам Надсон считал время, проведённое там самым лучшим и светлым в своей жизни. В это же время к нему пришла литературная известность, появились новые знакомые и друзья, которые окружали его вниманием и заботой.
В 1882 году известный русский поэт А. Н. Плещеев пригласил его в один из лучших демократических журналов той поры – «Отечественные записки», где состоялся дебют Надсона.
Плещеев всячески помогал молодому поэту, и Надсон писал с признательностью: «Его я считаю своим литературным крёстным отцом и бесконечно обязан его теплоте, вкусу и образованию, воспитавшим мою музу».
Стихотворения Надсона, опубликованные в «Отечественных записках» привлекли к себе внимание любителей поэзии и сделали его имя узнаваемым.
Надсона стали печатать в журналах – «Русская мысль», «Дело», «Устои».
Но летом 1883 года Надсон серьёзно заболел, у него открылась на ноге туберкулёзная фистула, которая, как правило, предшествует туберкулёзу лёгких.
Всё лето больной юноша пролежал в постели, в маленькой душной комнате одного из домов Петербурга с видом на пыльный двор.
Он продолжал публиковаться в журналах, появились так же его рецензии на поэтические сборники И. В. Фёдорова-Омулевского, К. К. Случевского, А. А. Голенищева-Кутузова. В январе 1884 года в «Еженедельном обозрении» была напечатана его статья «Поэты и критика».
Но здоровье поэта ухудшалось.
Надсон стал добиваться освобождения от военной службы и подыскивал себе работу. Половину лета 1884 года он прожил на даче с семьёй Плещеева в Сиверской.
Но тут П. А. Гайдебуров предложил Семёну Яковлевичу место секретаря в редакции «Недели», Надсон согласился и вернулся в Петербург.
Но уже через несколько месяцев болезнь обострилась настолько, что врачи настойчиво рекомендовали ему ехать лечиться за границу. На том же настаивали и друзья поэта. И он отправился сначала в Висбаден, затем в Ниццу. Сопровождала его в поездке переводчица и историк литературы Мария Валентиновна Ватсон.
Позднее она вспоминала: «Несколько недель перед его отъездом за границу комнатка больного буквально осаждалась многочисленными посетителями, желавшими выразить ему своё участие и симпатию. Кроме литературной молодёжи и дам, здесь можно было встретить и самых почтенных деятелей печати».
В Ницце Надсону сделали операцию, которую нельзя было назвать удачной. Через две недели операцию повторили, и Надсон пролежал в постели два месяца.
Несмотря на то, что врачи считали его обречённым, Надсону в конце января 1885 года стало лучше, и он сразу принялся за работу и написал немало стихотворений.
В марте 1885 года вышел первый сборник стихотворений поэта, который был горячо встречен читателями и благосклонно критикой.
Но, к сожалению, этот сборник оказался единственным прижизненным. Весной здоровье поэта снова ухудшилось, и в июне 1885 года Надсон приехал в Берн, где ему сделали две операции туберкулёзной фистулы ноги, но лучше ему не стало, и летом 1885 года друзья отвезли его в Петербург.
Затем Надсон переехал в деревню в Подольской губернии. Оттуда он писал своей сестре: «О себе мне нечего писать. Здоровье моё так же, пишу я мало, событий у нас никаких не происходит. Могу только сообщить, что второе издание моих стихов разошлось уже всё, и что третье напечатано и на днях выйдет в свет. Какая-то барыня написала на мои слова «Я вновь один» романс, который переведён по-французски, а г. Фидлер перевёл некоторые мои стихи по-немецки и напечатал их в газете «Herold». Есть у меня ещё слабая надежда получить академическую премию за мою книгу, но сбудется ли она или нет — писано вилами на воде, и, во всяком случае, это дело далеко: премию присуждают только в октябре. Книгу я уже представил в академию… О моих планах на будущее, насколько такой больной человек, как я, может их иметь, пока не могу сообщить ничего положительного — чувствую только, что деревня, несмотря на всю её прелесть, мне очень надоела. По всей вероятности, я поселюсь или в Киеве, или в Москве, или в Питере, смотря по тому, где найду постоянную литературную работу».
И в апреле 1886 года, Надсон уехал из деревни в Киев, где устроился на работу к издателю «Зари» М. И. Кулишеру.
В газете Надсон не только публиковал стихи, но и писал критические фельетоны на злободневные темы беллетристику социальной направленности.
В рукописи остались его «Заметки по теории поэзии», которые вместе с опубликованными в газете статьями вошли в книгу «Литературные очерки. 1883-1886», которая вышла уже после кончины поэта в 1887 году.
После Киева Надсон снова провёл некоторое время в деревне, а потом обострение болезни, и поэт должен был отправиться в Южный Тироль, в наше время квартал города Больцано, но остался в Ялте.
Находясь в этом городе, поэт узнал, что его книга удостоена Пушкинской премии Академии наук. Вскоре после присуждения Пушкинской премии на творчество Надсона обрушился с издевательскими статьями реакционный критик В. П. Буренин, который мстил поэту за то, что тот задел его в одном из критических фельетонов в «Заре». При этом Буренин, не просто критиковал Надсона, а буквально издевался над тяжело больным поэтом. Он писал, что Надсон «паразит, представляющийся больным, калекой, умирающим, чтобы жить на счёт частной благотворительности».
Короленко позднее писал в одном из своих писем: «Того, что проделал Буренин над умирающим Надсоном, не было ни разу во всей русской печати. Никто, в своё время читавший эти статьи, не может ни забыть, ни простить их».
Умирающий поэт мучительно страдал от этих нападок и даже хотел поехать Петербург и устроить суд чести, но друзья не отпустили его.
Семён Яковлевич Надсон скончался в Ялте 19 января 1887 года на пике своей популярности.
Тело поэта было перевезено из Ялты в Петербург. До Одессы гроб везли на пароходе «Пушкин», в городе его встречала толпа молодёжи и сотрудники газет. Толпа из молодёжи и литераторов встречала его и на вокзале в Петербурге.
На следующий день, 4 февраля 1887 года, молодёжь несла гроб Надсона на руках до Волкова кладбища. Поэта похоронили вблизи от могил Добролюбова и Белинского
Право собственности на сочинения Надсона, по его завещанию, принадлежит Литературному фонду, который в своё время активно помогал поэту.
Когда-то молодёжь заучивала стихи Надсона наизусть. Прошло более века с его кончины, но интерес к поэзии Надсона среди любителей поэзии жив и поныне.
Творчество Надсона оказало влияние на Д. С. Мережковского и В. Я. Брюсова, хотя позднее поэта стали обвинять в пессимизме и воспевании разочарования.
Попробовали бы эти критики сами пережить всё, что пережил поэт, а потом веселиться.
На стихи Надсона писали музыку С. В. Рахманинов, Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, Э. Ф. Направник и другие. Всего на музыку положено более 100 стихотворений поэта.
В честь Надсона названа улица в городе Пушкино – Надсоновская.
Под Киевом в посёлке городского типа Боярка в долине леса установлен памятный гранитный камень в честь поэта, и это место носит название «долина Надсона».
Слова Надсона «пусть арфа сломана – аккорд ещё рыдает» оказались пророческими, и пока на земле живы ценители поэзии, музыка поэтических строк поэта будет волновать сердца.
Автор: Наталия Н Антонова |
2
комментария
|
14 декабря 2018, 8:01 686 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан