Статьи » Интересные люди
«Все вещи – суть числа». (Тезис пифагорейцев).
С началом учебного года мне часто приходит на ум имя Пифагора…
Многие из нас считают Пифагора великим математиком, основателем геометрии. Ведь ещё с детских времён крутится в голове подсказка к одной из его теорем – «Пифагоровы штаны на все стороны равны». К тому же именно Пифагор и его последователи заложили теорию чисел – основу одной из важнейших областей математики.
Но на самом деле Пифагор был не только математиком, но и философом, учёным, религиозным и политическим деятелем, основателем пифагореизма.
Пифагору приписывают и изобретение термина «философия».
Сам Пифагор говорил – я не мудрец «sophos», я любитель мудрости «philosophos», то есть философ.
По словам Аристотеля, Пифагор считал, что «человек создан богом для познания и созерцания». И в то же время Пифагор утверждал, что мир зародился от взаимодействия двух начал – «предела» и «беспредельного». Авторство слова «космос» тоже принадлежит Пифагору.
Как математик Пифагор считал, что принципы этой науки состоят в том, что числа одновременно являются и принципами мира, и числовым отражением гармонии мира. Поэтому мир, в котором господствуют гармония и порядок он назвал «космосом».
Пифагор Самосский родился в VI веке до нашей эры, примерно в 580 или 570 году в знатной, богатой и уважаемой семье Мнесарха и его жены Парфенисы, жителей Ионии. По одной версии отец Пифагора был золотых дел мастером, резчиком печатей и гравером.
Мнесарх, конечно мечтал, что сын продолжит его дело. Однако многие исследователи считают, что вряд ли аристократ мог заниматься ремеслом, скорее всего он занимался торговлей хлебом.
Существует версия, что мать Пифагора происходила из семьи знатного рода Анкея, основавшего греческую колонию на Самосе
Но, по легенде, ещё во время свадебного путешествия супругов Дельфийский оракул предсказал, что у них родится сын, который прославится на весь мир своей мудростью и талантами. И что бог Аполлон советует им плыть в Сирию.
Супруги не стали противиться воле бога и оказались на острове Самосе, в Эгейском море, где Парфениса, родив сына, взяла себе имя Пифиада в честь Аполлона Пифийского, а сына назвала Пифагором, то есть предсказанным пифией. Позднее отец Пифагора стал называть жену Пифаида.
По возвращению на родину Мнесарх в благодарность воздвиг храм Аполлону.
Однако существует версия, что Пифагор – это не имя мыслителя, а прозвище, которое переводится, как «убеждающий речью» и получил он его за то, что говорил всегда верно и убедительно, как греческий оракул.
Когда Пифагору было три года его по ходатайству отца и мужчин материнского рода внесли в списки граждан Самоса.
По некоторым сведениям, у Пифагора было два старших брата Эвност и Тиррен.
Пифагор с детства мечтал приоткрыть завесу тайны Вечной Природы, и уже в отрочестве задумывался о смысле Бытия.
Первым учителем Пифагора был Гермодамас.
Он обучал мальчика основам музыки и живописи, для развития памяти заставлял его заучивать наизусть песни из «Одиссеи» и «Илиады». Гермодамасу удалось привить своему юному ученику любовь к природе и её тайнам. Он говорил: «Есть еще другая Школа, твои чувствования происходят от Природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».
Затем Пифагор обучался при храмах, но, к сожалению, знаний, которые он получил в Греции, оказалось недостаточно для достижения его цели, и по совету своего первого учителя, он решает отправиться в Древний Египет, надеясь там продолжить своё образование.
Однако на самом деле осуществить это намерение было непросто. В те времена Египет был практически закрыт для греков, да и правитель Самоса тиран Поликрат не одобрял подобные поездки.
Не без помощи своего учителя Пифагору удалось покинуть остров Самос. Поначалу он поселился у своего родственника Зоила на острове Лесбос, где и познакомился с философом Ферекидом – другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор стал учиться медицине, астрологии, постигая тайну чисел и учась предсказывать затмения. На Лесбосе Пифагор прожил несколько лет.
После чего он перебрался в Милет и обучался философии у восьмидесятилетнего основателя первой философской школы Фалеса, внимательно слушая лекции старца и его ученика и коллеги известного астронома и географа Анаксимандра.
И снова Пифагор отправляется в путь. На время он остановился в Финикии, и, по словам Диогена не только учился у знаменитых сидонских жрецов, но и дождался того, что друзья уговорили властителя Самоса Поликрата не только простить беглеца, но и послать ему рекомендательное письмо для Амазиса – фараона Египта.
Когда Пифагор, наконец, добрался до Египта, письмо Поликарата и покровительство Амазиса помогло ему завоевать доверие мемфисских жрецов. Это дало ему возможность двадцать два года проходить обучение в храмах Мемфиса, куда не принято было допускать чужестранцев. Особенно глубоко Пифагор изучал математику, и получил посвящение высшей степени.
Но после того, как в Египет вторгся Камбиз, Пифагору, который к тому времени принял сан жреца, вместе с египетскими жрецами пришлось покинуть Мемфис. Он оказался в Вавилоне, где в течение двенадцати лет изучал различные религии и культы, надеясь проникнуть в тайну древних магов Зороастра.
Когда Пифагору было 56 лет он вернулся на родной Самос и был признан там мудрым человеком. По сохранившимся упоминаниям он всё ещё оставался красивым, у него была длинная борода, а на голове он носил диадему.
И тут скончался фараон Амазис, а его преемник трона не выплатил ежегодную дань персидскому царю Камбизу.
Началась война, персы разрушали храмы, убивали людей, не щадили они и жрецов. Пифагор попал в плен к персам.
Но и в плену в Вавилоне Пифагор продолжал пополнять и расширять свои знания, там он познакомился с учением халдейских мудрецов, которые приобщили его к восточной астрологии и мистике, открыли тайны восточной медицины и арифметики. В плену Пифагор пробыл двенадцать лет, пока его не освободил услышавший о мудром греке персидский царь Дарий Гистасп.
Пифагор снова решает вернуться на родину и поделиться своими знаниями с народом.
Многие греки к тому времени, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которая тогда называлась Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Пифагор решил создать собственную философскую школу, поселившись в Кротоне. Интересно то, что в школу Пифагора принимались не только юноши, но и девушки. Но для того, чтобы быть допущенным во внутренний двор дома Учителя, ученик должен был достойно пройти все испытания.
В Школе Пифагора впервые было высказано предположение о том, что Земля имеет шарообразную форму, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям.
Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав «пифагорейскую гамму», он провёл исследования по изучению музыкальных тонов, в ходе которых нашёл соотношения, которые выразил на языке математики.
Пифагор верил в переселение душ и проповедовал реинкарнацию. Согласно этому учению душа бессмертна и может многократно переселяться в новое тело, в том числе и в тело животного.
Пифагор был вегетарианцем и считал, что поедать животных аморально.
Из школы Пифагора вышли многие талантливые математики, физики, философы. Пифагорейцы привлекали к себе доброжелательным отношением к людям, стремлением оказывать помощь и делать добро. Сами они вели строгий образ жизни и предавались созерцательной философии.
Вскоре союз пифагорейцев стал центром политической и духовной жизни.
О личной жизни Пифагора известно не так уж много. Женился он на своей ученице, красивой девушке по имени Теано или Феано, которая страстно его любила. У пары родились дети – два сына и дочь или две дочери, которые пошли по стопам отца.
Жители Кротона выбрали Пифагора духовным отцом города, и он старался оправдать их доверие. Используя полученные от египетских жрецов знания, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной».
В Золотых стихах Пифагор выразил нравственные правила, которые дошли до нас – «не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без роскоши». «Статую красит вид, а человека – деяния его», «Делай великое, не обещая великое».
Сам Пифагор, несмотря на весьма умеренное питание, прожил долгую жизнь. Некоторые учёные считают, что он прожил не менее ста лет. Диоген, ссылаясь на Гераклита (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно почил в возрасте 80 лет, или же в 90 лет.
В конце V века до н. э. почти во всей Греции и её колониях победила демократия. И Пифагору вместе с семьёй и учениками пришлось покинуть ставший родным Кротон. Сначала он уехал Тарент, потом в Метапонт. По одной из версий именно в Метапонте Пифагор был убит в одном из ночных конфликтов.
По другой версии там же в Метапонте, философ умер от разрыва сердца, не вынеся разрушившегося на его глазах привычного мира.
По третьей версии, уже, будучи глубоким старцем, Пифагор воспитывал своего малолетнего сына Телавга и внучку Биталу, дочь Дамо.
Прожив в Метапонте около 20 лет, Пифагор, предчувствуя приближение смерти, призвал к себе всех детей и внуков и объявил свою последнюю волю, разделив между ними поровну всё, что он имел. После захода солнца он ушёл в опочивальню, загасил светильник, и ночью его душа покинула тело великого мудреца. Случилось это около 477- 480 года до н.э.
Евсевий Кесарийский в своей хронографии указывал годом смерти Пифагора 497 до н. э.
Жители Метапонта, благоговейно относившиеся к Пифагору превратили его дом в храм Деметры за его умение управлять домохозяйством по заветам Деметры, переулок назвали Мусеем, то есть «святилищем Муз».
Во времена Цицерона в I в. до н. э., т. е. спустя почти 450 лет в Метапонте показывали склеп Пифагора.
Ученики Пифагора разбрелись по свету и, добывая себе средства на жизнь, преподавали главным образом арифметику и геометрию. Упоминания об этом можно найти в сочинениях Платона, Аристотеля и других.
Один из сыновей Пифагора стал учителем Эмпидокла и посвятил его в тайны пифагорейского учения. Одна из дочерей Пифагора Аригноти стала философом, писателем и математиком. Аригноти написала много философских трудов и книгу «Об арифметике», которая, не дошла до нашего времени.
Дочь Пифагора Дамо, которой философ доверил свои сочинения, преподавала теории Пифагора в Кротонской школе. По словам греческого астронома Геминуса Родосского (66 г. до н.э.), Дамо принадлежит создание тетраэдра и куба. Перед смертью Дамо передала философские труды Пифагора своей дочери Витали.
Астрономы увековечили память о Пифагоре, назвав в его честь кратер на Луне.
Пифагор
С началом учебного года мне часто приходит на ум имя Пифагора…
Многие из нас считают Пифагора великим математиком, основателем геометрии. Ведь ещё с детских времён крутится в голове подсказка к одной из его теорем – «Пифагоровы штаны на все стороны равны». К тому же именно Пифагор и его последователи заложили теорию чисел – основу одной из важнейших областей математики.
Но на самом деле Пифагор был не только математиком, но и философом, учёным, религиозным и политическим деятелем, основателем пифагореизма.
Пифагору приписывают и изобретение термина «философия».
Сам Пифагор говорил – я не мудрец «sophos», я любитель мудрости «philosophos», то есть философ.
По словам Аристотеля, Пифагор считал, что «человек создан богом для познания и созерцания». И в то же время Пифагор утверждал, что мир зародился от взаимодействия двух начал – «предела» и «беспредельного». Авторство слова «космос» тоже принадлежит Пифагору.
Как математик Пифагор считал, что принципы этой науки состоят в том, что числа одновременно являются и принципами мира, и числовым отражением гармонии мира. Поэтому мир, в котором господствуют гармония и порядок он назвал «космосом».
Пифагор Самосский родился в VI веке до нашей эры, примерно в 580 или 570 году в знатной, богатой и уважаемой семье Мнесарха и его жены Парфенисы, жителей Ионии. По одной версии отец Пифагора был золотых дел мастером, резчиком печатей и гравером.
Мнесарх, конечно мечтал, что сын продолжит его дело. Однако многие исследователи считают, что вряд ли аристократ мог заниматься ремеслом, скорее всего он занимался торговлей хлебом.
Существует версия, что мать Пифагора происходила из семьи знатного рода Анкея, основавшего греческую колонию на Самосе
Но, по легенде, ещё во время свадебного путешествия супругов Дельфийский оракул предсказал, что у них родится сын, который прославится на весь мир своей мудростью и талантами. И что бог Аполлон советует им плыть в Сирию.
Супруги не стали противиться воле бога и оказались на острове Самосе, в Эгейском море, где Парфениса, родив сына, взяла себе имя Пифиада в честь Аполлона Пифийского, а сына назвала Пифагором, то есть предсказанным пифией. Позднее отец Пифагора стал называть жену Пифаида.
По возвращению на родину Мнесарх в благодарность воздвиг храм Аполлону.
Однако существует версия, что Пифагор – это не имя мыслителя, а прозвище, которое переводится, как «убеждающий речью» и получил он его за то, что говорил всегда верно и убедительно, как греческий оракул.
Когда Пифагору было три года его по ходатайству отца и мужчин материнского рода внесли в списки граждан Самоса.
По некоторым сведениям, у Пифагора было два старших брата Эвност и Тиррен.
Пифагор с детства мечтал приоткрыть завесу тайны Вечной Природы, и уже в отрочестве задумывался о смысле Бытия.
Первым учителем Пифагора был Гермодамас.
Он обучал мальчика основам музыки и живописи, для развития памяти заставлял его заучивать наизусть песни из «Одиссеи» и «Илиады». Гермодамасу удалось привить своему юному ученику любовь к природе и её тайнам. Он говорил: «Есть еще другая Школа, твои чувствования происходят от Природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».
Затем Пифагор обучался при храмах, но, к сожалению, знаний, которые он получил в Греции, оказалось недостаточно для достижения его цели, и по совету своего первого учителя, он решает отправиться в Древний Египет, надеясь там продолжить своё образование.
Однако на самом деле осуществить это намерение было непросто. В те времена Египет был практически закрыт для греков, да и правитель Самоса тиран Поликрат не одобрял подобные поездки.
Не без помощи своего учителя Пифагору удалось покинуть остров Самос. Поначалу он поселился у своего родственника Зоила на острове Лесбос, где и познакомился с философом Ферекидом – другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор стал учиться медицине, астрологии, постигая тайну чисел и учась предсказывать затмения. На Лесбосе Пифагор прожил несколько лет.
После чего он перебрался в Милет и обучался философии у восьмидесятилетнего основателя первой философской школы Фалеса, внимательно слушая лекции старца и его ученика и коллеги известного астронома и географа Анаксимандра.
И снова Пифагор отправляется в путь. На время он остановился в Финикии, и, по словам Диогена не только учился у знаменитых сидонских жрецов, но и дождался того, что друзья уговорили властителя Самоса Поликрата не только простить беглеца, но и послать ему рекомендательное письмо для Амазиса – фараона Египта.
Когда Пифагор, наконец, добрался до Египта, письмо Поликарата и покровительство Амазиса помогло ему завоевать доверие мемфисских жрецов. Это дало ему возможность двадцать два года проходить обучение в храмах Мемфиса, куда не принято было допускать чужестранцев. Особенно глубоко Пифагор изучал математику, и получил посвящение высшей степени.
Но после того, как в Египет вторгся Камбиз, Пифагору, который к тому времени принял сан жреца, вместе с египетскими жрецами пришлось покинуть Мемфис. Он оказался в Вавилоне, где в течение двенадцати лет изучал различные религии и культы, надеясь проникнуть в тайну древних магов Зороастра.
Когда Пифагору было 56 лет он вернулся на родной Самос и был признан там мудрым человеком. По сохранившимся упоминаниям он всё ещё оставался красивым, у него была длинная борода, а на голове он носил диадему.
И тут скончался фараон Амазис, а его преемник трона не выплатил ежегодную дань персидскому царю Камбизу.
Началась война, персы разрушали храмы, убивали людей, не щадили они и жрецов. Пифагор попал в плен к персам.
Но и в плену в Вавилоне Пифагор продолжал пополнять и расширять свои знания, там он познакомился с учением халдейских мудрецов, которые приобщили его к восточной астрологии и мистике, открыли тайны восточной медицины и арифметики. В плену Пифагор пробыл двенадцать лет, пока его не освободил услышавший о мудром греке персидский царь Дарий Гистасп.
Пифагор снова решает вернуться на родину и поделиться своими знаниями с народом.
Многие греки к тому времени, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которая тогда называлась Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Пифагор решил создать собственную философскую школу, поселившись в Кротоне. Интересно то, что в школу Пифагора принимались не только юноши, но и девушки. Но для того, чтобы быть допущенным во внутренний двор дома Учителя, ученик должен был достойно пройти все испытания.
В Школе Пифагора впервые было высказано предположение о том, что Земля имеет шарообразную форму, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям.
Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав «пифагорейскую гамму», он провёл исследования по изучению музыкальных тонов, в ходе которых нашёл соотношения, которые выразил на языке математики.
Пифагор верил в переселение душ и проповедовал реинкарнацию. Согласно этому учению душа бессмертна и может многократно переселяться в новое тело, в том числе и в тело животного.
Пифагор был вегетарианцем и считал, что поедать животных аморально.
Из школы Пифагора вышли многие талантливые математики, физики, философы. Пифагорейцы привлекали к себе доброжелательным отношением к людям, стремлением оказывать помощь и делать добро. Сами они вели строгий образ жизни и предавались созерцательной философии.
Вскоре союз пифагорейцев стал центром политической и духовной жизни.
О личной жизни Пифагора известно не так уж много. Женился он на своей ученице, красивой девушке по имени Теано или Феано, которая страстно его любила. У пары родились дети – два сына и дочь или две дочери, которые пошли по стопам отца.
Жители Кротона выбрали Пифагора духовным отцом города, и он старался оправдать их доверие. Используя полученные от египетских жрецов знания, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной».
В Золотых стихах Пифагор выразил нравственные правила, которые дошли до нас – «не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь; переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него; приучайся жить без роскоши». «Статую красит вид, а человека – деяния его», «Делай великое, не обещая великое».
Сам Пифагор, несмотря на весьма умеренное питание, прожил долгую жизнь. Некоторые учёные считают, что он прожил не менее ста лет. Диоген, ссылаясь на Гераклита (IV в. до н. э.), говорит, что Пифагор мирно почил в возрасте 80 лет, или же в 90 лет.
В конце V века до н. э. почти во всей Греции и её колониях победила демократия. И Пифагору вместе с семьёй и учениками пришлось покинуть ставший родным Кротон. Сначала он уехал Тарент, потом в Метапонт. По одной из версий именно в Метапонте Пифагор был убит в одном из ночных конфликтов.
По другой версии там же в Метапонте, философ умер от разрыва сердца, не вынеся разрушившегося на его глазах привычного мира.
По третьей версии, уже, будучи глубоким старцем, Пифагор воспитывал своего малолетнего сына Телавга и внучку Биталу, дочь Дамо.
Прожив в Метапонте около 20 лет, Пифагор, предчувствуя приближение смерти, призвал к себе всех детей и внуков и объявил свою последнюю волю, разделив между ними поровну всё, что он имел. После захода солнца он ушёл в опочивальню, загасил светильник, и ночью его душа покинула тело великого мудреца. Случилось это около 477- 480 года до н.э.
Евсевий Кесарийский в своей хронографии указывал годом смерти Пифагора 497 до н. э.
Жители Метапонта, благоговейно относившиеся к Пифагору превратили его дом в храм Деметры за его умение управлять домохозяйством по заветам Деметры, переулок назвали Мусеем, то есть «святилищем Муз».
Во времена Цицерона в I в. до н. э., т. е. спустя почти 450 лет в Метапонте показывали склеп Пифагора.
Ученики Пифагора разбрелись по свету и, добывая себе средства на жизнь, преподавали главным образом арифметику и геометрию. Упоминания об этом можно найти в сочинениях Платона, Аристотеля и других.
Один из сыновей Пифагора стал учителем Эмпидокла и посвятил его в тайны пифагорейского учения. Одна из дочерей Пифагора Аригноти стала философом, писателем и математиком. Аригноти написала много философских трудов и книгу «Об арифметике», которая, не дошла до нашего времени.
Дочь Пифагора Дамо, которой философ доверил свои сочинения, преподавала теории Пифагора в Кротонской школе. По словам греческого астронома Геминуса Родосского (66 г. до н.э.), Дамо принадлежит создание тетраэдра и куба. Перед смертью Дамо передала философские труды Пифагора своей дочери Витали.
Астрономы увековечили память о Пифагоре, назвав в его честь кратер на Луне.
Автор: Наталия Н Антонова |
2
комментария
|
7 октября 2018, 7:02 4126 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан