Статьи » Интересные люди
Женщины-художники разных времен и народов. По мотивам книги американского профессора-искусствоведа Дебры Манкофф "Женщины-художники за работой".
Часть 3. Соперничая с мужчинами.
В XIX веке отношение к женщинам-художникам стало меняться на фоне активной борьбы женщин за гражданские и социальные права. Феминистические настроения в обществе, возникшие еще в XVIII веке на волне Просветительства, в XIX веке активизировались. Женщины активнее стали продвигаться как в общественном, так и в профессиональном плане, в том числе и в изобразительном искусстве.
Говоря о живописи XIX века, в первую очередь вспоминаешь импрессионизм, как наиболее яркое художественное течение этого времени. Итак, женщины-импрессионистки.
Среда импрессионистов была богемной, со всеми вытекающими последствиями. В месте их дислокации, на Монмартре, женщин крутилось много, но это были, в основном, натурщицы. Однако, некоторые из них не просто позировали, а потихоньку учились, и впоследствии делали карьеру живописца.
Берта Моризо, Автопортрет. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Яркий пример тому - Берта Моризо. Она, правда, не была профессиональной натурщицей. Клод Моне познакомился с ней, как с невестой брата Эжена, и попросил позировать.
Берта Моризо, Эжен Моне с дочерью в Буживале. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Было сделано несколько разноплановых работ, когда девушка начала брать уроки у Клода. Вскоре она вышла замуж за Эжена, но занятий живописью не оставила. Среди обитателей Монмартра она слыла идеальной женой и матерью: у нее много работ, посвященных своей семье, вообще материнству и детству.
Мари Кассетт, Автопортрет. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Еще одной заметной в истории импрессионисткой была Мари Кассетт (англоязычная транслитерация Мэри Кассатт). Она была американкой из зажиточной банкирской семьи, и против воли родных изучала живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии. Затем, переехав во Францию, она изучает живопись с Камилем Писсаро, знакомится с Эдгаром Дега и его кругом.
Наиболее яркие и известные ее работы - в стиле импрессионизма, но в конце 1880-х она, перепробовав несколько стилей, возвращается к реализму. Прожив долгую жизнь (82 года), получив мировую известность, Орден Почетного Легиона во Франции, она так и не была по достоинству оценена современниками в Америке.
Следующая художница - это легенда Монмартра Сюзанн Валандон. Мари Клементин Валандон была начинающей акробаткой в цирке, но упала с высоты, получила травму и не смогла продолжать карьеру. Она стала помогать матери-прачке, разносила белье по клиентам.
Огюст Ренуар, Девушка, заплетающая косу (Сюзанн Валандон) Частный музей Лангмат, Париж.
Одним из них оказался известный художник де Шаванн, который предложил Мари работу натурщицы. Вскоре видная 20-летняя девушка позировала Огюсту Ренуару, Анри де Тулуз-Лотреку, Эдгару Дега, Теофилю Стейнлену.
Анри Тулуз-Лотрек, Сюзанн Валандон. Национальный музей, Буэнос-Айрес.
Стареющие импрессионисты просто с ума сходили от Валандон, но каждый видел ее по разному. Работы Ренуара и Тулуз-Лотрека написаны в 1885 году, когда Мари было 20 лет. Но у Тулуз-Лотрека женщина выглядит старше, он как будто предвидит, какой она станет через лет этак двадцать. Судя по более поздним фотографиям и портретам, предвидение оказалось верным. И это именно Тулуз-Лотрек придумал ей псевдоним Сюзанн - он сравнивал ее тело с телом Сусанны с уже упоминавшейся во 2-ой части статьи картины Сусанна и старцы Артемисии Джентилески.
Эдгар Дега, Купание в тазу (Сюзанн Валандон). Музей Д’Орсэ, Париж.
И он был прав - тело Сюзанн (а вскоре все стали звать ее только так) действительно было прекрасно, что подтверждает множество картин разных авторов, в данном случае картина Дега, написанная всего на год позже портретов - в 1886 году.
Сюзанн Валандон, Букет цветов на подоконнике в Сен-Бернаре. Частная коллекция.
Но бывшая акробатка не только позировала - она внимательнейшим образом наблюдала за работой мастеров. Более того, она писала дома, втихомолку, используя увиденные приемы. Через четыре года такой своей двойной жизни она показала свои работы Тулуз-Лотреку. Сказать, что мэтр лишился дара речи - это не сказать ничего. Он развесил часть работ у себя в мастерской и долго мистифицировал гостей и приятелей, которые наотрез отказывались верить, что эта уверенная живопись создана женской рукой. Дега выкупил у Сюзанн часть работ и после всегда оказывал ей покровительство.
Сюзанн Валандон, Купальщицы. Галерея Багатель, Париж.
В 1894 году Сюзанн стала первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств, участвовала во многих групповых выставках. Она была совершенно эксцентричная особа как в жизни, так и в живописи. Не имея совершенно никаких комплексов по поводу обнаженного тела (сказался опыт профессиональной натурщицы), она охотно работала в жанре ню. Причем, феминистки особенно любят ее именно за то, что она не любовалась обнаженным телом, относясь к нему как к любой другой натуре, и совершенно не льстила своим моделям. И она с одинаковой охотой писала как обнаженных женщин, так и обнаженных мужчин и детей, наплевав на католические правила в католической Франции. Работы этой незаурядной женщины специалисты относят к стилю постимпрессионазма.
Но не только импрессионизмом единым были живы женщины-художники XIX века. Роза Бонёр - французская художница-анималистка, работавшая в стиле академизма. Академизм вырос из реалистического стиля, проповедуя следование внешним формам классического искусства.
Роза Бонёр, Индейцы верхом с копьями. Исторический центр Баффало Билл, Вайоминг.
Нетривиален был также выбор жанра - анимализм - для девушки из интеллигентной семьи. Ведь настоящий анималист пишет не только кошечек-собачек, но и коров-овец-лошадей, а также и львов-медведей-оленей...
Роза Бонёр, Шотландский горец с овцами. Музей Папатоу, Окленд.
Но Роза не искала легких путей, она не только писала на пленэре, в полях-горах-лугах, но не брезговала делать это в (простите!) хлевах и курятниках. Более того, она посещала скотобойни, где вскрывала трупы животных, чтобы изучить анатомию, ту самую, что под запретом церкви...
Жорж-Акилле Фульде, Роза Бонёр в мастерской. Национальная библиотека Франции.
Роза Бонёр вообще была особой весьма экстравагантной. Для того, чтобы удобнее было бегать за коровами-овцами по полям и горам, она носила брюки - в начале и середине XIX века! - причем совершенно официально. Представьте себе, что во Франции надо было получать для этого специальное разрешение в полиции! И всегда носить с собой справку, чтобы не задержали за нарушение общественной нравственности . И она это делала! (Автор портрета Розы – тоже женщина-художник, просто имя такое странное.)
Роза Бонёр, Лошадиная ярмарка. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
В 1853 году в Парижском Салоне живописи произвела фурор ее картина Ярмарка лошадей.
В последние два десятка лет XIX века и в начале XX (во всяком случае, до Первой мировой войны, когда развитие искусства было резко прервано) в живописи возник и активно развивался новый стиль. У нас специалисты называют его модерн, во Франции art-nouveau, в Германии Jugendstil, в Англии modern, в Шотландии Glasgow style, а в Америке tiffani.
И вот четыре следующие художницы работали на стыке веков именно в этом стиле.
Марианна Стоукс, в девичестве Прейндлсбергер, - австрийская художница, получившая образование в Академии изобразительного искусства в Мюнхене. После она училась в Париже, и в этот период она писала в реалистичном стиле, даже скорее, в натуралистичном (это подразумевает абсолютную, фотографическую точность изображения). Вскоре она выходит замуж за английского пейзажиста Адриана Стоукса и уезжает в Лондон. И вот там она попадает под влияние прерафаэлитов.
Марианна Стоукс, Юные венгры. Художественная галерея Вулверхэмптон, Англия.
Это одно из ранних направлений упоминавшегося выше стиля модерн, названное по объединению художников Братство Пре-Рафаэлитов. Для него характерен отход от академических принципов, они считали, что писать надо исключительно с натуры, что надо вернуться к четкости изображения и чистым цветам эпохи до Рафаэля.
Марианна Стоукс, Румынские дети в православной церкви. Музей Кюнстлерхаус, Вена.
В 1900-1905 годах Марианна с мужем постоянно ездили на ее родину, но только Австрией не ограничивались. Тогда это была огромная Австро-Венгерская империя, включавшая не только Чехию, Словакию, Румынию, но и русинские области Украины. И вот, пока ее муж писал виды Татр и Карпат, бездетная Марианна бесконечно писала славянских детей - больших и маленьких, за работой и в живописных национальных костюмах. Будучи почти нерелигиозным человеком, она очень впечатлилась православными обрядами, не только зарисовывала интерьеры храмов, но и писала картины в стиле православных икон.
Еще одна художница, работавшая в этом же стиле - француженка Элизабет Сонрель. Ее чаще называют символисткой, но никакого противоречия в этом нет, символизм - одно из направлений стиля модерн.
Элизабет Сонрель, Дева среди растений. Частная коллекция.
По содержанию ее работы были глубоко символичны, а по форме она использовала сначала прерафаэлитизм, а позднее ар-деко.
Элизабет Сонрель, Цветы садов, открытка. Частная коллекция.
Ее работы всегда изображают женщин, и всегда очень красивых. Сюжеты - религиозные, фантазийные, средневековых романтических легенд. Она выпустила несколько серий цветных литографий, которые печатались на открытках: Цветы, Птицы, Времена года.
Элизабет Сонрель, Времена года, Зима. Открытка, частная коллекция.
Серия времена года включала в себя женщин разных этнических типов в национальных костюмах: француженка, голландка, скандинавская принцесса. А зимняя картинка называлась в оригинале Дева Зимы, но мы же с вами понимаем, что это русская Снегурочка! Просто у них нет такого слова...
И еще две художницы модерна - шотландки сестры Френсис Макдональд и Маргарет Макдональд. Они происходили из интеллигентной семьи горного инженера, получили образование в Школе искусств Глазго.
Френсис Макдональд, Звук самого Ионы. Галерея Макинтош Билдинг, Глазго.
Там же они познакомились с молодыми художниками Чарльзом Ренни Макинтошем (впоследствии знаменитым дизайнером и архитектором) и Джеймсом Макнейром, и вскоре вышли замуж: Маргарет - за Макинтоша, а Френсис - за Макнейра. Вместе они образуют художественную группу Четверка, которая внедряла в искусство Стиль Глазго, основным разработчиком которого считается Макинтош.
Френсис Макдональд, Весна. Частная коллекция.
Когда Четверка выставила свои работы на Венском Сецессионе (объединении австрийских модернистов), шотландская школа модерна произвела сильнейшее влияние на местных художников, особенно на впоследствии прославившегося знаменитого Густава Климта.
Маргарет Макдональд, Сердце Розы. Частная коллекция.
Работы Четверки и их Стиль Глазго сильно повлияли также и на Движение Искусств и Ремесел в Англии, близкое к прерафаэлитам. В свою очередь, сестры научились у последователей Движения, проповедовавших сближение чистого искусства с ремеслом, множеству ремесленных навыков. После они работали по ткани, дереву, металлу, разрабатывали интерьеры.
Маргарет Макдональд, Роза Белая и Роза Алая. Частная коллекция.
Художественные панели Маргарет, Сердце Розы и Роза Белая и Роза Алая были проданы на аукционе Кристис в 2008 году за 490 тыс фунтов и 1 миллион 700 тысяч фунтов соответственно.
Ну, и в завершение следует отметить, что последовательницы феминизма никогда не одобряли произведения в стиле модерн, в том числе и авторов-женщин. Во-первых, потому, что модерн воспевает женскую красоту, он откровенно любуется ей. А во-вторых, женщины-художники модерна практически не озвучивали свою общественную позицию, не интересовались политикой, они боролись за прогресс в искусстве чисто творческими, художественными методами. И добивались великолепных результатов.
Оставить свой комментарий
Женщины в живописи
Фото: Маленькая художница. Даниэль Герхарц
Часть 3. Соперничая с мужчинами.
В XIX веке отношение к женщинам-художникам стало меняться на фоне активной борьбы женщин за гражданские и социальные права. Феминистические настроения в обществе, возникшие еще в XVIII веке на волне Просветительства, в XIX веке активизировались. Женщины активнее стали продвигаться как в общественном, так и в профессиональном плане, в том числе и в изобразительном искусстве.
Говоря о живописи XIX века, в первую очередь вспоминаешь импрессионизм, как наиболее яркое художественное течение этого времени. Итак, женщины-импрессионистки.
Среда импрессионистов была богемной, со всеми вытекающими последствиями. В месте их дислокации, на Монмартре, женщин крутилось много, но это были, в основном, натурщицы. Однако, некоторые из них не просто позировали, а потихоньку учились, и впоследствии делали карьеру живописца.
Берта Моризо, Автопортрет. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Яркий пример тому - Берта Моризо. Она, правда, не была профессиональной натурщицей. Клод Моне познакомился с ней, как с невестой брата Эжена, и попросил позировать.
Берта Моризо, Эжен Моне с дочерью в Буживале. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Было сделано несколько разноплановых работ, когда девушка начала брать уроки у Клода. Вскоре она вышла замуж за Эжена, но занятий живописью не оставила. Среди обитателей Монмартра она слыла идеальной женой и матерью: у нее много работ, посвященных своей семье, вообще материнству и детству.
Мари Кассетт, Автопортрет. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Еще одной заметной в истории импрессионисткой была Мари Кассетт (англоязычная транслитерация Мэри Кассатт). Она была американкой из зажиточной банкирской семьи, и против воли родных изучала живопись в Пенсильванской Академии изящных искусств в Филадельфии. Затем, переехав во Францию, она изучает живопись с Камилем Писсаро, знакомится с Эдгаром Дега и его кругом.
Наиболее яркие и известные ее работы - в стиле импрессионизма, но в конце 1880-х она, перепробовав несколько стилей, возвращается к реализму. Прожив долгую жизнь (82 года), получив мировую известность, Орден Почетного Легиона во Франции, она так и не была по достоинству оценена современниками в Америке.
Следующая художница - это легенда Монмартра Сюзанн Валандон. Мари Клементин Валандон была начинающей акробаткой в цирке, но упала с высоты, получила травму и не смогла продолжать карьеру. Она стала помогать матери-прачке, разносила белье по клиентам.
Огюст Ренуар, Девушка, заплетающая косу (Сюзанн Валандон) Частный музей Лангмат, Париж.
Одним из них оказался известный художник де Шаванн, который предложил Мари работу натурщицы. Вскоре видная 20-летняя девушка позировала Огюсту Ренуару, Анри де Тулуз-Лотреку, Эдгару Дега, Теофилю Стейнлену.
Анри Тулуз-Лотрек, Сюзанн Валандон. Национальный музей, Буэнос-Айрес.
Стареющие импрессионисты просто с ума сходили от Валандон, но каждый видел ее по разному. Работы Ренуара и Тулуз-Лотрека написаны в 1885 году, когда Мари было 20 лет. Но у Тулуз-Лотрека женщина выглядит старше, он как будто предвидит, какой она станет через лет этак двадцать. Судя по более поздним фотографиям и портретам, предвидение оказалось верным. И это именно Тулуз-Лотрек придумал ей псевдоним Сюзанн - он сравнивал ее тело с телом Сусанны с уже упоминавшейся во 2-ой части статьи картины Сусанна и старцы Артемисии Джентилески.
Эдгар Дега, Купание в тазу (Сюзанн Валандон). Музей Д’Орсэ, Париж.
И он был прав - тело Сюзанн (а вскоре все стали звать ее только так) действительно было прекрасно, что подтверждает множество картин разных авторов, в данном случае картина Дега, написанная всего на год позже портретов - в 1886 году.
Сюзанн Валандон, Букет цветов на подоконнике в Сен-Бернаре. Частная коллекция.
Но бывшая акробатка не только позировала - она внимательнейшим образом наблюдала за работой мастеров. Более того, она писала дома, втихомолку, используя увиденные приемы. Через четыре года такой своей двойной жизни она показала свои работы Тулуз-Лотреку. Сказать, что мэтр лишился дара речи - это не сказать ничего. Он развесил часть работ у себя в мастерской и долго мистифицировал гостей и приятелей, которые наотрез отказывались верить, что эта уверенная живопись создана женской рукой. Дега выкупил у Сюзанн часть работ и после всегда оказывал ей покровительство.
Сюзанн Валандон, Купальщицы. Галерея Багатель, Париж.
В 1894 году Сюзанн стала первой женщиной, принятой в Национальное общество изящных искусств, участвовала во многих групповых выставках. Она была совершенно эксцентричная особа как в жизни, так и в живописи. Не имея совершенно никаких комплексов по поводу обнаженного тела (сказался опыт профессиональной натурщицы), она охотно работала в жанре ню. Причем, феминистки особенно любят ее именно за то, что она не любовалась обнаженным телом, относясь к нему как к любой другой натуре, и совершенно не льстила своим моделям. И она с одинаковой охотой писала как обнаженных женщин, так и обнаженных мужчин и детей, наплевав на католические правила в католической Франции. Работы этой незаурядной женщины специалисты относят к стилю постимпрессионазма.
Но не только импрессионизмом единым были живы женщины-художники XIX века. Роза Бонёр - французская художница-анималистка, работавшая в стиле академизма. Академизм вырос из реалистического стиля, проповедуя следование внешним формам классического искусства.
Роза Бонёр, Индейцы верхом с копьями. Исторический центр Баффало Билл, Вайоминг.
Нетривиален был также выбор жанра - анимализм - для девушки из интеллигентной семьи. Ведь настоящий анималист пишет не только кошечек-собачек, но и коров-овец-лошадей, а также и львов-медведей-оленей...
Роза Бонёр, Шотландский горец с овцами. Музей Папатоу, Окленд.
Но Роза не искала легких путей, она не только писала на пленэре, в полях-горах-лугах, но не брезговала делать это в (простите!) хлевах и курятниках. Более того, она посещала скотобойни, где вскрывала трупы животных, чтобы изучить анатомию, ту самую, что под запретом церкви...
Жорж-Акилле Фульде, Роза Бонёр в мастерской. Национальная библиотека Франции.
Роза Бонёр вообще была особой весьма экстравагантной. Для того, чтобы удобнее было бегать за коровами-овцами по полям и горам, она носила брюки - в начале и середине XIX века! - причем совершенно официально. Представьте себе, что во Франции надо было получать для этого специальное разрешение в полиции! И всегда носить с собой справку, чтобы не задержали за нарушение общественной нравственности . И она это делала! (Автор портрета Розы – тоже женщина-художник, просто имя такое странное.)
Роза Бонёр, Лошадиная ярмарка. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
В 1853 году в Парижском Салоне живописи произвела фурор ее картина Ярмарка лошадей.
В последние два десятка лет XIX века и в начале XX (во всяком случае, до Первой мировой войны, когда развитие искусства было резко прервано) в живописи возник и активно развивался новый стиль. У нас специалисты называют его модерн, во Франции art-nouveau, в Германии Jugendstil, в Англии modern, в Шотландии Glasgow style, а в Америке tiffani.
И вот четыре следующие художницы работали на стыке веков именно в этом стиле.
Марианна Стоукс, в девичестве Прейндлсбергер, - австрийская художница, получившая образование в Академии изобразительного искусства в Мюнхене. После она училась в Париже, и в этот период она писала в реалистичном стиле, даже скорее, в натуралистичном (это подразумевает абсолютную, фотографическую точность изображения). Вскоре она выходит замуж за английского пейзажиста Адриана Стоукса и уезжает в Лондон. И вот там она попадает под влияние прерафаэлитов.
Марианна Стоукс, Юные венгры. Художественная галерея Вулверхэмптон, Англия.
Это одно из ранних направлений упоминавшегося выше стиля модерн, названное по объединению художников Братство Пре-Рафаэлитов. Для него характерен отход от академических принципов, они считали, что писать надо исключительно с натуры, что надо вернуться к четкости изображения и чистым цветам эпохи до Рафаэля.
Марианна Стоукс, Румынские дети в православной церкви. Музей Кюнстлерхаус, Вена.
В 1900-1905 годах Марианна с мужем постоянно ездили на ее родину, но только Австрией не ограничивались. Тогда это была огромная Австро-Венгерская империя, включавшая не только Чехию, Словакию, Румынию, но и русинские области Украины. И вот, пока ее муж писал виды Татр и Карпат, бездетная Марианна бесконечно писала славянских детей - больших и маленьких, за работой и в живописных национальных костюмах. Будучи почти нерелигиозным человеком, она очень впечатлилась православными обрядами, не только зарисовывала интерьеры храмов, но и писала картины в стиле православных икон.
Еще одна художница, работавшая в этом же стиле - француженка Элизабет Сонрель. Ее чаще называют символисткой, но никакого противоречия в этом нет, символизм - одно из направлений стиля модерн.
Элизабет Сонрель, Дева среди растений. Частная коллекция.
По содержанию ее работы были глубоко символичны, а по форме она использовала сначала прерафаэлитизм, а позднее ар-деко.
Элизабет Сонрель, Цветы садов, открытка. Частная коллекция.
Ее работы всегда изображают женщин, и всегда очень красивых. Сюжеты - религиозные, фантазийные, средневековых романтических легенд. Она выпустила несколько серий цветных литографий, которые печатались на открытках: Цветы, Птицы, Времена года.
Элизабет Сонрель, Времена года, Зима. Открытка, частная коллекция.
Серия времена года включала в себя женщин разных этнических типов в национальных костюмах: француженка, голландка, скандинавская принцесса. А зимняя картинка называлась в оригинале Дева Зимы, но мы же с вами понимаем, что это русская Снегурочка! Просто у них нет такого слова...
И еще две художницы модерна - шотландки сестры Френсис Макдональд и Маргарет Макдональд. Они происходили из интеллигентной семьи горного инженера, получили образование в Школе искусств Глазго.
Френсис Макдональд, Звук самого Ионы. Галерея Макинтош Билдинг, Глазго.
Там же они познакомились с молодыми художниками Чарльзом Ренни Макинтошем (впоследствии знаменитым дизайнером и архитектором) и Джеймсом Макнейром, и вскоре вышли замуж: Маргарет - за Макинтоша, а Френсис - за Макнейра. Вместе они образуют художественную группу Четверка, которая внедряла в искусство Стиль Глазго, основным разработчиком которого считается Макинтош.
Френсис Макдональд, Весна. Частная коллекция.
Когда Четверка выставила свои работы на Венском Сецессионе (объединении австрийских модернистов), шотландская школа модерна произвела сильнейшее влияние на местных художников, особенно на впоследствии прославившегося знаменитого Густава Климта.
Маргарет Макдональд, Сердце Розы. Частная коллекция.
Работы Четверки и их Стиль Глазго сильно повлияли также и на Движение Искусств и Ремесел в Англии, близкое к прерафаэлитам. В свою очередь, сестры научились у последователей Движения, проповедовавших сближение чистого искусства с ремеслом, множеству ремесленных навыков. После они работали по ткани, дереву, металлу, разрабатывали интерьеры.
Маргарет Макдональд, Роза Белая и Роза Алая. Частная коллекция.
Художественные панели Маргарет, Сердце Розы и Роза Белая и Роза Алая были проданы на аукционе Кристис в 2008 году за 490 тыс фунтов и 1 миллион 700 тысяч фунтов соответственно.
Ну, и в завершение следует отметить, что последовательницы феминизма никогда не одобряли произведения в стиле модерн, в том числе и авторов-женщин. Во-первых, потому, что модерн воспевает женскую красоту, он откровенно любуется ей. А во-вторых, женщины-художники модерна практически не озвучивали свою общественную позицию, не интересовались политикой, они боролись за прогресс в искусстве чисто творческими, художественными методами. И добивались великолепных результатов.
Автор: Евгения Мерцалова / Источник: Debra N. Mancoff. Danger! Women artists at work |
7
комментариев
|
15 апреля 2018, 7:01 2905 просмотров |
Комментарии:
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан