Статьи » Интересные люди
Женщины-художники разных времен и народов. По мотивам книги американского профессора-искусствоведа Дебры Манкофф "Женщины-художники за работой". (На русский язык не переводилась)
Часть 2. Взгляд на себя
Как легко заметить, женщины в прежние времена почти всегда становились профессиональными художниками в семьях художников.
Живописи обучали всех девочек, это была часть воспитания. Но заниматься этим профессионально? Такое могло прийти в голову только в семьях профессионалов. Только художник мог понять желание девушки заниматься этим искусством не по-дилетантски. То есть, это было что-то вроде закрытого общества, такого небольшого круга для своих. И попасть в него извне сначала было просто невозможно - мастера не брали учениц, только учеников.
И тому было несколько причин...
Первой настоящей художницей эпохи Возрождения по праву считают итальянку Софонисбу Ангвиссола (иногда пишут Ангиссола).
Она была старшей из шести дочерей богатой и знатной семьи из города Кремона, и конечно же получила разностороннее образование, включающее искусство. И ей совершенно точно не надо было зарабатывать деньги ремеслом художника. Пойдя наперекор общественному мнению, ее отец направил Софонисбу обучаться у Бернардино Кампи, уважаемого портретиста и религиозного живописца, принадлежащего к ломбардской школе. Позже она около трех лет училась у Бернардино Гатти, а в 1554 году во время поездки в Рим, где она проводила время делая зарисовки различных сценок и людей, девушка познакомилась с Микеланджело. Встреча с этим титаном Возрождения стала огромной честью для Софонисбы. Появилась и возможность чему-либо научиться у такого мастера. Он показывал ей свои зарисовки, давал задания и консультировал на протяжении двух лет. Но официально взять ее в ученицы он не мог - это было неприлично. И это была первая причина... Поэтому Софонисба была его неофициальной ученицей.
Софонисбе было 27 лет, когда она приехала в Мадрид по приглашению короля Филиппа II, чтобы стать придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, его третьей жены. Почему придворной дамой, а не художником? Дело в том, что художник обладал независимым общественным статусом, а женщина (в любом возрасте!) юридически всегда была чьей-то подопечной, - и это третья причина. Самостоятельного статуса Софонисба иметь просто не могла, зато, в отличие от дочерей художников, обладала знатностью происхождения, то есть могла быть принята ко двору. А будучи придворной дамой, она имела опекуном короля, то есть все законы были соблюдены. Вдобавок, статус придворной дамы и опека короля защищали ее от первой причины (покушений мужчин), что в то время было немаловажно.
Она написала в Мадриде множество парадных портретов членов королевской семьи, придворных, не забывала и автопортреты. Что же касается портрета Елизаветы Валуа (или, как ее звали испанцы, Изабеллы), то это портрет ее близкой и любимой подруги. Специалисты относят работы Софонисбы к раннему периоду живописи барокко, что означает причудливый. С какой любовью написано лицо юной принцессы (тогда она была еще невестой короля). Как тщательно изображен блеск драгоценностей, переливы бархата, тонкое кружево!
Софонисба Ангвиссола была первой художницей, пришедшей в искусство по призванию, просто с улицы. Она прожила необыкновенно долгую для тех времен жизнь - 93 года. К ней в дом приезжали многие художники, чтобы поучиться и просто поговорить об искусстве. В 1623 году Софонисбу навестил начинающий Ван Дейк, гений барочной живописи, получивший от нее ряд ценных советов.
Еще одна примечательная дама эпохи Возрождения и раннего барокко - художница болонской школы Лавиния Фонтана.
Она, как раз, была из своего круга, дочь известного художника-маньериста Просперо Фонтана. По приглашению Папы Климента VIII работала в Риме, писала фрески в церкви Сан-Паоло. Более того, была избрана в Римскую Академию художеств.
Из всего сохранившегося живописного наследия того времени, Лавиния первая демонстрирует женские работы в жанре ню. Несмотря на запрет женщинам заниматься изучением анатомии (то есть рисованием обнаженной натуры), она как-то умудрилась изучить пропорции человеческого тела. Можно только строить предположения, как им это удавалось в то время.
Третья знаменитая представительница барокко - Артемисия Джентилески, тоже итальянка, дочь римского живописца Орацио Джентилески, первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции.
Уже в XIX веке имя Артемисии Джентилески стало знаменем зарождающегося феминизма, знаменем борьбы женщин за общественные права, за равенство с мужчинами, борьбы против насилия и ханжества по отношению к женщине.
Ее отец был последователем Караваджо, был с ним знаком. Да, он обучил дочь фирменной караваджиевской светотени. Но он не мог обучить ее всему, что знал сам.
Артемисия обладала незаурядным талантом, уже в 17 лет она писала вот такие сильные в техническом плане работы. Как видим, она тоже не боялась браться за жанр ню.
Но ей не хватало студийной практики, знания перспективы, многих технических приемов. Отец договаривается об уроках со своим старшим напарником, Агостиньо Тасси. Красивая и талантливая Артемисия стала ученицей Тасси, который её соблазнил. Она ведь не была из знатной семьи, всего лишь дочь младшего партнера. Отец, испугавшись за свою карьеру, подал в суд по поводу изнасилования. Был суд, унизительное освидетельствование, разбирательство длилось 7 месяцев. Чтобы сохранить заказчиков, отец не пощадил чувства дочери. Тасси отсидел в тюрьме 8 месяцев, никогда больше Артемисия не встречалась с ним. Но и отца простить тоже не могла, вышла замуж за мелкого художника Пьерантони Стиаттези и уехала с ним во Флоренцию.
В тяжелый для себя период судебного разбирательства Артемисия пишет свою знаковую работу — картину Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Юдифь она пишет с себя, а Олоферна — с Агостиньо Тасси. Это перифраз одноименной картины Караваджо, но работа Джентилески намного более экспрессивна, полна насилия и физиологических подробностей. Совсем не женская живопись! И это не удивительно, впервые в писаной истории изобразительного искусства женщина сублимирует свои страдания в творчество. Видимо, она одной из первых нашла такой творческий способ борьбы с комплексами.
Смотря на работы художниц XVI-XVII веков, видим, что женщины не только пишут автопортреты, глядя в зеркало. Они осмелились также писать обнаженную натуру, понятно, что при помощи того же зеркала.
Но в XVIII веке на смену эпохе Возрождения приходит эпоха Просвещения, а на смену барокко приходят иные стили, а с ними, хоть и очень медленно, у женщин появились и новые профессиональные возможности.
Немецкая художница Ангелика Кауфман (вместе с Мэри Мозер, писавшей в жанре флористики) вошла в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков они оставались единственными женщинами, получившими в ней членство.
Ангелика Кауфман, Художник выбирает между музыкой и живописью. Галерея Уфицци.
Дочь австрийского художника, жившего в Швейцарии, она училась у отца, а позднее, переехав с отцом в Италию, на образцах итальянских мастеров. У девушки был прекрасный голос и талант к музыке. Более того, влюбленный в нее молодой музыкант побуждал ее убежать с ним и посвятить жизнь музыке. Но Ангелика выбрала живопись, как мы видим на этом автопортрете.
Ангелика Кауфман смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно мужских художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма.
В период ее жизни в Лондоне ей сопутствовало признание как публики, так и коллег-художников . Музыкальные вечера красивой молодой девушки с прекрасным голосом пользовались огромной популярностью. Великий английский живописец, впоследствии президент Академии художеств, сэр Джошуа Рейнолдс, был влюблен в нее и делал предложение, которое она отвергла.
Ангелика Кауфман, Портрет И.В.Гёте. Национальный музей Гёте, Веймар.
Живя последние годы в Риме, Кауфман познакомилась с великим Гёте, и они стали близкими друзьями. Единственный дом, который поэт посещал в Риме, принадлежал Кауфман, они беседовали об искусстве, ходили на выставки. Гёте не пропустил ни одного музыкального и литературного вечера в ее салоне.
Художница была знаменита и в современной ей России, ода К Анжелике Кауфман была написана Г.Р. Державиным.
Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…
Еще одна художница XVIII века, французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (или мадам Лебрён) писала в стиле рококо, что значит ракушка, завиток. Считалось, что это естественное продолжение развития стиля барокко. Элизабет Виже с ранней юности активно работала, причем портреты ее пользовались такой популярностью, что это позволяло ей уже в возрасте 15 лет содержать не только себя, но и мать с младшим братом.
Элизабет Виже-Лебрен, автопортрет. Галерея Уфицци.
Главный куратор ретроспективной выставки Виже-Лебрен Жозеф Байо, который 40 лет изучает ее творчество, рассказывает :
Стиль рококо подразумевает красивость во всем: в нарядах, позах, множестве декоративных деталей. И мадам Лебрён, следуя этим правилам, льстила своим заказчикам.
Элизабет Виже-Лебрен, портрет королевы Марии-Антуанетты. Музей Версаль.
Именно за это (разумеется, помимо таланта живописца) ее так любила французская аристократия. В 1779 году художница написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты. Портрет был встречен с восторгом, мадам Лебрён стала официальной художницей королевы и создала в общей сложности около 30 ее портретов.
Ну, и понятно, что она не приняла Французскую революцию, жила в Италии и в России, и вернулась на родину только через 11 лет, при Наполеоне.
Основная конкурентка Виже-Лебрен, тоже портретистка Аделаида Лабиль-Жиар, тоже была из простой семьи и получила монастырское образование. С 14 лет она училась рисовать у художника-соседа Франсуа-Андре Венсана. А затем, до 1774 года - у художника Мориса Квентина де Латур — в первую очередь пастельной живописи, бывшей тогда во Франции в большой моде.
Аделаида Лабиль-Жиар, Автопортрет с двумя ученицами. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Она становится популярным и востребованным мастером портрета, ей позируют аристократы, королевские чиновники и министры, члены королевской семьи. Как было упомянуто выше, Аделаида, наряду с Элизабет Виже-Лебрен, была принята в Королевскую академию живописи (в которой одновременно могли состоять не более 4-х женщин).
В истории Аделаида Лабиль-Жиар отмечена прежде всего тем, что она явилась первым руководителем публичной школы живописи для девочек.
Испытав на себе все трудности женщины, пожелавшей стать художником, она в том же 1783 году открывает в Париже свою Женскую школу живописи, в которую уже на первый год записались 9 учениц. У нее, в отличие от Виже-Лебрен, был незаурядный общественный темперамент!
Аделаида Лабиль-Жиар, Портрет Максимилиана Робеспьера. Исторический музей, Вена.
Именно поэтому она приняла и поддержала революцию во Франции. Вместо аристократов она пишет портреты революционеров. Более того, она одной из первых выступает за права женщин, причем именно в области образования. В своей речи перед Академией она требует равноправия в отношении женщин-художниц. Её предложения в этой области были приняты академиками, однако после поражения Революции отменены.
Оставить свой комментарий
Женщины в живописи
Фото: Автопортрет, акварель.
Часть 2. Взгляд на себя
Как легко заметить, женщины в прежние времена почти всегда становились профессиональными художниками в семьях художников.
Живописи обучали всех девочек, это была часть воспитания. Но заниматься этим профессионально? Такое могло прийти в голову только в семьях профессионалов. Только художник мог понять желание девушки заниматься этим искусством не по-дилетантски. То есть, это было что-то вроде закрытого общества, такого небольшого круга для своих. И попасть в него извне сначала было просто невозможно - мастера не брали учениц, только учеников.
И тому было несколько причин...
Первой настоящей художницей эпохи Возрождения по праву считают итальянку Софонисбу Ангвиссола (иногда пишут Ангиссола).
Она была старшей из шести дочерей богатой и знатной семьи из города Кремона, и конечно же получила разностороннее образование, включающее искусство. И ей совершенно точно не надо было зарабатывать деньги ремеслом художника. Пойдя наперекор общественному мнению, ее отец направил Софонисбу обучаться у Бернардино Кампи, уважаемого портретиста и религиозного живописца, принадлежащего к ломбардской школе. Позже она около трех лет училась у Бернардино Гатти, а в 1554 году во время поездки в Рим, где она проводила время делая зарисовки различных сценок и людей, девушка познакомилась с Микеланджело. Встреча с этим титаном Возрождения стала огромной честью для Софонисбы. Появилась и возможность чему-либо научиться у такого мастера. Он показывал ей свои зарисовки, давал задания и консультировал на протяжении двух лет. Но официально взять ее в ученицы он не мог - это было неприлично. И это была первая причина... Поэтому Софонисба была его неофициальной ученицей.
Знатное происхождение и хороший достаток семьи обеспечивали Софонисбе достойное существование. Но, так как женщины в то время не допускались к занятиям анатомией (и это была вторая причина), как у художницы у нее возникли определенные ограничения в тематике. К тому же у нее не было возможности с натуры писать большие многофигурные полотна.
Религиозные и исторические картины были ей практически недоступны.
Понимая это, Софонисба стремилась найти свой путь в жанре портрета.
Софонисбе было 27 лет, когда она приехала в Мадрид по приглашению короля Филиппа II, чтобы стать придворной дамой королевы Елизаветы Валуа, его третьей жены. Почему придворной дамой, а не художником? Дело в том, что художник обладал независимым общественным статусом, а женщина (в любом возрасте!) юридически всегда была чьей-то подопечной, - и это третья причина. Самостоятельного статуса Софонисба иметь просто не могла, зато, в отличие от дочерей художников, обладала знатностью происхождения, то есть могла быть принята ко двору. А будучи придворной дамой, она имела опекуном короля, то есть все законы были соблюдены. Вдобавок, статус придворной дамы и опека короля защищали ее от первой причины (покушений мужчин), что в то время было немаловажно.
Она написала в Мадриде множество парадных портретов членов королевской семьи, придворных, не забывала и автопортреты. Что же касается портрета Елизаветы Валуа (или, как ее звали испанцы, Изабеллы), то это портрет ее близкой и любимой подруги. Специалисты относят работы Софонисбы к раннему периоду живописи барокко, что означает причудливый. С какой любовью написано лицо юной принцессы (тогда она была еще невестой короля). Как тщательно изображен блеск драгоценностей, переливы бархата, тонкое кружево!
Софонисба Ангвиссола была первой художницей, пришедшей в искусство по призванию, просто с улицы. Она прожила необыкновенно долгую для тех времен жизнь - 93 года. К ней в дом приезжали многие художники, чтобы поучиться и просто поговорить об искусстве. В 1623 году Софонисбу навестил начинающий Ван Дейк, гений барочной живописи, получивший от нее ряд ценных советов.
Еще одна примечательная дама эпохи Возрождения и раннего барокко - художница болонской школы Лавиния Фонтана.
Она, как раз, была из своего круга, дочь известного художника-маньериста Просперо Фонтана. По приглашению Папы Климента VIII работала в Риме, писала фрески в церкви Сан-Паоло. Более того, была избрана в Римскую Академию художеств.
Из всего сохранившегося живописного наследия того времени, Лавиния первая демонстрирует женские работы в жанре ню. Несмотря на запрет женщинам заниматься изучением анатомии (то есть рисованием обнаженной натуры), она как-то умудрилась изучить пропорции человеческого тела. Можно только строить предположения, как им это удавалось в то время.
Третья знаменитая представительница барокко - Артемисия Джентилески, тоже итальянка, дочь римского живописца Орацио Джентилески, первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции.
Уже в XIX веке имя Артемисии Джентилески стало знаменем зарождающегося феминизма, знаменем борьбы женщин за общественные права, за равенство с мужчинами, борьбы против насилия и ханжества по отношению к женщине.
Ее отец был последователем Караваджо, был с ним знаком. Да, он обучил дочь фирменной караваджиевской светотени. Но он не мог обучить ее всему, что знал сам.
Возможности женщин в те времена были ограничены: у них почти не было доступа к студийной практике, а Церковь категорически запрещала им изображать нагое мужское тело — за это вполне можно было угодить в тюрьму.Вдобавок, он и не желал для нее для самостоятельной карьеры художницы — он просто готовил себе помощницу для работы над крупными заказами.
Артемисия обладала незаурядным талантом, уже в 17 лет она писала вот такие сильные в техническом плане работы. Как видим, она тоже не боялась браться за жанр ню.
Но ей не хватало студийной практики, знания перспективы, многих технических приемов. Отец договаривается об уроках со своим старшим напарником, Агостиньо Тасси. Красивая и талантливая Артемисия стала ученицей Тасси, который её соблазнил. Она ведь не была из знатной семьи, всего лишь дочь младшего партнера. Отец, испугавшись за свою карьеру, подал в суд по поводу изнасилования. Был суд, унизительное освидетельствование, разбирательство длилось 7 месяцев. Чтобы сохранить заказчиков, отец не пощадил чувства дочери. Тасси отсидел в тюрьме 8 месяцев, никогда больше Артемисия не встречалась с ним. Но и отца простить тоже не могла, вышла замуж за мелкого художника Пьерантони Стиаттези и уехала с ним во Флоренцию.
В тяжелый для себя период судебного разбирательства Артемисия пишет свою знаковую работу — картину Юдифь, обезглавливающая Олоферна. Юдифь она пишет с себя, а Олоферна — с Агостиньо Тасси. Это перифраз одноименной картины Караваджо, но работа Джентилески намного более экспрессивна, полна насилия и физиологических подробностей. Совсем не женская живопись! И это не удивительно, впервые в писаной истории изобразительного искусства женщина сублимирует свои страдания в творчество. Видимо, она одной из первых нашла такой творческий способ борьбы с комплексами.
Смотря на работы художниц XVI-XVII веков, видим, что женщины не только пишут автопортреты, глядя в зеркало. Они осмелились также писать обнаженную натуру, понятно, что при помощи того же зеркала.
Но в XVIII веке на смену эпохе Возрождения приходит эпоха Просвещения, а на смену барокко приходят иные стили, а с ними, хоть и очень медленно, у женщин появились и новые профессиональные возможности.
Немецкая художница Ангелика Кауфман (вместе с Мэри Мозер, писавшей в жанре флористики) вошла в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков они оставались единственными женщинами, получившими в ней членство.
Ангелика Кауфман, Художник выбирает между музыкой и живописью. Галерея Уфицци.
Дочь австрийского художника, жившего в Швейцарии, она училась у отца, а позднее, переехав с отцом в Италию, на образцах итальянских мастеров. У девушки был прекрасный голос и талант к музыке. Более того, влюбленный в нее молодой музыкант побуждал ее убежать с ним и посвятить жизнь музыке. Но Ангелика выбрала живопись, как мы видим на этом автопортрете.
Ангелика Кауфман смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно мужских художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма.
В период ее жизни в Лондоне ей сопутствовало признание как публики, так и коллег-художников . Музыкальные вечера красивой молодой девушки с прекрасным голосом пользовались огромной популярностью. Великий английский живописец, впоследствии президент Академии художеств, сэр Джошуа Рейнолдс, был влюблен в нее и делал предложение, которое она отвергла.
Ангелика Кауфман, Портрет И.В.Гёте. Национальный музей Гёте, Веймар.
Живя последние годы в Риме, Кауфман познакомилась с великим Гёте, и они стали близкими друзьями. Единственный дом, который поэт посещал в Риме, принадлежал Кауфман, они беседовали об искусстве, ходили на выставки. Гёте не пропустил ни одного музыкального и литературного вечера в ее салоне.
Художница была знаменита и в современной ей России, ода К Анжелике Кауфман была написана Г.Р. Державиным.
Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…
Еще одна художница XVIII века, французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (или мадам Лебрён) писала в стиле рококо, что значит ракушка, завиток. Считалось, что это естественное продолжение развития стиля барокко. Элизабет Виже с ранней юности активно работала, причем портреты ее пользовались такой популярностью, что это позволяло ей уже в возрасте 15 лет содержать не только себя, но и мать с младшим братом.
Элизабет Виже-Лебрен, автопортрет. Галерея Уфицци.
Главный куратор ретроспективной выставки Виже-Лебрен Жозеф Байо, который 40 лет изучает ее творчество, рассказывает :
— В XVIII веке женщинам вообще было очень сложно стать художницами. Только некоторые из них смогли учиться в Королевской Академии. Эта задача оказалась непростой и для Виже-Лебрен: официальный художник короля Жан-Батист Мари-Пьер был категорически против ее поступления, потому что она была замужем за арт-дилером Лебреном. И только благодаря влиянию своего покровителя Жозефа Верне и, конечно, протекции королевы Марии-Антуанетты, она стала ученицей Академии в том же году (в 1873), что и ее главная конкурентка — Аделаида Лабиль-Жиар.
Стиль рококо подразумевает красивость во всем: в нарядах, позах, множестве декоративных деталей. И мадам Лебрён, следуя этим правилам, льстила своим заказчикам.
Она предложила большое разнообразие в позах и костюмах моделей. Художница подчеркивала женскую красоту, выполняя портреты спонтанные и одновременно интимные, отказавшись от ярлыка „парадный портрет“.
Элизабет Виже-Лебрен, портрет королевы Марии-Антуанетты. Музей Версаль.
Именно за это (разумеется, помимо таланта живописца) ее так любила французская аристократия. В 1779 году художница написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты. Портрет был встречен с восторгом, мадам Лебрён стала официальной художницей королевы и создала в общей сложности около 30 ее портретов.
Ну, и понятно, что она не приняла Французскую революцию, жила в Италии и в России, и вернулась на родину только через 11 лет, при Наполеоне.
Основная конкурентка Виже-Лебрен, тоже портретистка Аделаида Лабиль-Жиар, тоже была из простой семьи и получила монастырское образование. С 14 лет она училась рисовать у художника-соседа Франсуа-Андре Венсана. А затем, до 1774 года - у художника Мориса Квентина де Латур — в первую очередь пастельной живописи, бывшей тогда во Франции в большой моде.
Аделаида Лабиль-Жиар, Автопортрет с двумя ученицами. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Она становится популярным и востребованным мастером портрета, ей позируют аристократы, королевские чиновники и министры, члены королевской семьи. Как было упомянуто выше, Аделаида, наряду с Элизабет Виже-Лебрен, была принята в Королевскую академию живописи (в которой одновременно могли состоять не более 4-х женщин).
В истории Аделаида Лабиль-Жиар отмечена прежде всего тем, что она явилась первым руководителем публичной школы живописи для девочек.
Испытав на себе все трудности женщины, пожелавшей стать художником, она в том же 1783 году открывает в Париже свою Женскую школу живописи, в которую уже на первый год записались 9 учениц. У нее, в отличие от Виже-Лебрен, был незаурядный общественный темперамент!
Аделаида Лабиль-Жиар, Портрет Максимилиана Робеспьера. Исторический музей, Вена.
Именно поэтому она приняла и поддержала революцию во Франции. Вместо аристократов она пишет портреты революционеров. Более того, она одной из первых выступает за права женщин, причем именно в области образования. В своей речи перед Академией она требует равноправия в отношении женщин-художниц. Её предложения в этой области были приняты академиками, однако после поражения Революции отменены.
Тэги:
женщина, художник, искусство, феминизм, права женщины, Живопись, изобразительное искусство, автопортрет
Автор: Евгения Мерцалова
/
Источник: Debra N. Mancoff. Danger! Women artists at work
|
8
комментариев
|
1 апреля 2018, 7:01 4198 просмотров |
Комментарии:
Спасибо! К своему стыду я не знала, что было столько женщин. Их к сожалению не было в моих энциклопедиях по живописи.
А ещё удивительно, что женщину-художника допустили к фрески, в те то времена |
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан