Статьи » Интересные люди
Женщины-художники разных времен и народов. По мотивам книги американского профессора-искусствоведа Дебры Манкофф "Женщины-художники за работой". (На русский язык не переводилась)
Часть 1. Дела давно минувших дней...
В наши дни даже странно представить себе, что женщина не может заниматься какой-то профессией только потому, что она женщина. Но мы знаем из истории, что так было не всегда. За свои права женщинам проходилось бороться столетиями, тому пример - феминистическое движение.
Живопись, как и любое искусство, всегда было близко женщине. Но почему-то именно в живописи женщинам долго была закрыта дорога профессиональной карьеры. Были женщины-певицы, танцовщицы, в XVII веке появились женщины-актрисы. Общество смирилось с этим. А вот женщин-художников признавать не хотели долго.
Однако это не значит, что их не было.
Женщины - профессиональные художники существовали еще в античный период.
Бокаччо в своем Декамероне пересказывает отрывки из Истории Плиния Старшего, древнеримского историка и писателя. Он называет трех известных художниц того времени (т.е. начала I в. до н.э.), но подробно описывает только Марсию (в других источниках ее называют Иайа). Скорее всего, она была греческой художницей, переселившейся в Рим.
В Средние века (часто называемые Темными) женщин-художников не замечено. Во всяком случае, следов в истории о них не сохранилось. Еще бы - женщин, обладающих умениями (любыми за рамками трех К, то есть Кухня, Дети, Церковь) сжигали на кострах. И только в Эпоху Возрождения, в период культурного подъема в Европе, на фоне общего расцвета изобразительного искусства, женщины снова выходят на арену живописи.
Барбара Лонги жила в XVI веке в Равенне, это итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения, дочь выдающегося художника-маньериста Луки Лонги и его ученица. Была известна современникам как портретист прежде всего.
В наши дни известна по целому ряду изображений Мадонны с младенцем. Достоверно атрибутированы около 15 ее работ, а большая часть написанных ею портретов или утрачена, или находится в ряду произведений с недостоверным авторством.
Известно, что художница никогда не покидала своей родной провинции Эмилия-Романья, но она постоянно училась. Ни одна эстетическая или техническая новация в живописи не проходила мимо нее. Работы ее отличаются пропорциональностью и естественностью женского лица и фигуры, свойственной Рафаэлевским женщинам. Уверенный мазок и золотистое освещение напоминают Корреджо. На заднем плане портретов часто виден выразительный пейзаж, - манера, присущая и самому Леонардо.
Еще одной представительницей Эпохи Возрождения и Италии была Мариэтта Робусти по прозвищу Тинторетта. Отец ее, Якопо Робусти - знаменитый художник Тинторетто (что значит маленький красильщик), ученик Тициана. Якопо взял псевдоним по профессии отца. У него было восемь детей, но только сын Доменико, ставший преемником в мастерской, и дочь Мариэтта, в меньшей степени сын Марко, унаследовали его талант.
Мариэтта работала в мастерской отца, как любой из учеников мастера прописывала задний план картин, детали одежды и т.д. Она даже ходила с ним на сеансы к заказчикам портретов, переодевшись мальчиком. Большая часть ее работ остались не подписанными, также, как и работы Доменико. И в наши дни их чаще приписывают кисти самого Тинторетто, так как стиль у всех троих был очень похож. Ну кто бы сомневался! Парный мужской портрет из Дрезденской галереи - один из немногих, подписанный MR (Marietta Robusti).
Мариэтта прославилась у современников как хороший портретист. Ее приглашали работать в качестве придворного художника император Священной Римской империи Максимилиан II и король Испании Филипп II. Но отец не захотел отпускать ее далеко от себя и выдал замуж за известного ювелира Якопо Аугуста, жившего поблизости. В возрасте 30 лет (по другим источникам - 36) Мариэтта умерла в тяжелых родах.
Следующий персонаж - Мария Сибилла Мериан, художник и гравер из Германии. Она жила уже в эпоху Реформации, в период расцвета стиля барокко. Отец ее был гравером, отчим - художником, а мать занималась производством шелка. Замуж Мария вышла также за художника и жила в Нюрнберге и Амстердаме.
Специфический предмет ее интереса - цветы и насекомые. Кроме многочисленных гравюр, она изобразила акварелью и издала отдельной Книгой цветов множество сортов и видов декоративных растений. В развитие этой идеи она изобрела состав красок для росписи по ткани, не смывающихся при стирке. И открыла мастерскую по росписи скатертей на радость всем дамам Нюрнберга.
В зрелом уже возрасте поехала в Суринам с исследовательскими целями и в результате этой поездки ее коллекция суринамских насекомых оставалась самой полной и подробной вплоть до XX века. Многие ученые-энтомологи считают ее (художника!) основательницей своей науки. Она открыла миру бабочку, подробнейшим образом изучив и зарисовав все этапы ее существования.
Дочери ее выросли умницами и красавицами и продолжили ее дело. Одна из них даже приехала по приглашению Петра I в Россию и несколько лет передавала нашим предкам свои знания и умения.
Женщины в живописи
Фото: Этюды в Крыму Фото автора
Часть 1. Дела давно минувших дней...
В наши дни даже странно представить себе, что женщина не может заниматься какой-то профессией только потому, что она женщина. Но мы знаем из истории, что так было не всегда. За свои права женщинам проходилось бороться столетиями, тому пример - феминистическое движение.
Живопись, как и любое искусство, всегда было близко женщине. Но почему-то именно в живописи женщинам долго была закрыта дорога профессиональной карьеры. Были женщины-певицы, танцовщицы, в XVII веке появились женщины-актрисы. Общество смирилось с этим. А вот женщин-художников признавать не хотели долго.
Однако это не значит, что их не было.
Женщины - профессиональные художники существовали еще в античный период.
Бокаччо в своем Декамероне пересказывает отрывки из Истории Плиния Старшего, древнеримского историка и писателя. Он называет трех известных художниц того времени (т.е. начала I в. до н.э.), но подробно описывает только Марсию (в других источниках ее называют Иайа). Скорее всего, она была греческой художницей, переселившейся в Рим.
Уже давно известно, что в Риме была женщина по имени Марсия, дочь Варрона... Ее следует похвалить не меньше за ее интеллектуальные способности и ее ручную ловкость. Мы не знаем, училась ли она у учителя или была природно одаренной. Тем не менее, пренебрегая женскими рукодельями и не желая тратить время на безделье, Марсия полностью посвятила себя изучению живописи и скульптуры; ...Она смогла ...рисовать с таким мастерством и утонченностью, что она превзошла ...самых известных живописцев своего времени. И что еще более необычно, наши источники говорят, что Марсия не только прекрасно рисовала (довольно обычное достижение), но образцы искусства Марсии сохранились в течение длительного времени. Среди них был автопортрет, который она нарисовала на дереве с помощью зеркала.
В Средние века (часто называемые Темными) женщин-художников не замечено. Во всяком случае, следов в истории о них не сохранилось. Еще бы - женщин, обладающих умениями (любыми за рамками трех К, то есть Кухня, Дети, Церковь) сжигали на кострах. И только в Эпоху Возрождения, в период культурного подъема в Европе, на фоне общего расцвета изобразительного искусства, женщины снова выходят на арену живописи.
Барбара Лонги жила в XVI веке в Равенне, это итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения, дочь выдающегося художника-маньериста Луки Лонги и его ученица. Была известна современникам как портретист прежде всего.
В наши дни известна по целому ряду изображений Мадонны с младенцем. Достоверно атрибутированы около 15 ее работ, а большая часть написанных ею портретов или утрачена, или находится в ряду произведений с недостоверным авторством.
Известно, что художница никогда не покидала своей родной провинции Эмилия-Романья, но она постоянно училась. Ни одна эстетическая или техническая новация в живописи не проходила мимо нее. Работы ее отличаются пропорциональностью и естественностью женского лица и фигуры, свойственной Рафаэлевским женщинам. Уверенный мазок и золотистое освещение напоминают Корреджо. На заднем плане портретов часто виден выразительный пейзаж, - манера, присущая и самому Леонардо.
Еще одной представительницей Эпохи Возрождения и Италии была Мариэтта Робусти по прозвищу Тинторетта. Отец ее, Якопо Робусти - знаменитый художник Тинторетто (что значит маленький красильщик), ученик Тициана. Якопо взял псевдоним по профессии отца. У него было восемь детей, но только сын Доменико, ставший преемником в мастерской, и дочь Мариэтта, в меньшей степени сын Марко, унаследовали его талант.
Мариэтта работала в мастерской отца, как любой из учеников мастера прописывала задний план картин, детали одежды и т.д. Она даже ходила с ним на сеансы к заказчикам портретов, переодевшись мальчиком. Большая часть ее работ остались не подписанными, также, как и работы Доменико. И в наши дни их чаще приписывают кисти самого Тинторетто, так как стиль у всех троих был очень похож. Ну кто бы сомневался! Парный мужской портрет из Дрезденской галереи - один из немногих, подписанный MR (Marietta Robusti).
Мариэтта прославилась у современников как хороший портретист. Ее приглашали работать в качестве придворного художника император Священной Римской империи Максимилиан II и король Испании Филипп II. Но отец не захотел отпускать ее далеко от себя и выдал замуж за известного ювелира Якопо Аугуста, жившего поблизости. В возрасте 30 лет (по другим источникам - 36) Мариэтта умерла в тяжелых родах.
Следующий персонаж - Мария Сибилла Мериан, художник и гравер из Германии. Она жила уже в эпоху Реформации, в период расцвета стиля барокко. Отец ее был гравером, отчим - художником, а мать занималась производством шелка. Замуж Мария вышла также за художника и жила в Нюрнберге и Амстердаме.
Специфический предмет ее интереса - цветы и насекомые. Кроме многочисленных гравюр, она изобразила акварелью и издала отдельной Книгой цветов множество сортов и видов декоративных растений. В развитие этой идеи она изобрела состав красок для росписи по ткани, не смывающихся при стирке. И открыла мастерскую по росписи скатертей на радость всем дамам Нюрнберга.
В зрелом уже возрасте поехала в Суринам с исследовательскими целями и в результате этой поездки ее коллекция суринамских насекомых оставалась самой полной и подробной вплоть до XX века. Многие ученые-энтомологи считают ее (художника!) основательницей своей науки. Она открыла миру бабочку, подробнейшим образом изучив и зарисовав все этапы ее существования.
Дочери ее выросли умницами и красавицами и продолжили ее дело. Одна из них даже приехала по приглашению Петра I в Россию и несколько лет передавала нашим предкам свои знания и умения.
Автор: Евгения Мерцалова / Источник: Debra N. Mancoff. Danger! Women artists at work |
3
комментария
|
12 марта 2018, 8:01 1552 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан