Статьи » Другие рукоделия
Если вы хотите привезти настоящий сувенир Донского края, то ваш путь лежит в город Семикаракорск, расположенный в Ростовской области, на левом берегу Дона.
Историки же считают, что в названии просматриваются тюркские корни: «семиз» - «крепкий» и «кара» — «черный». То есть оно переводится как «Черная крепость». Недаром недалеко от города сохранились руины хазарской крепости VII—IХ вв., которую местные жители именуют Городищем.
В конце XIX в. на территории Войска Донского располагалось более 100 гончарных мастерских. Так, в станице Семикаракорской (как называлось к этому времени поселение) «горшечный завод» содержал крестьянин Яков Черняев. А в XX в. известный на всю округу Илларион Рыльщиков радовал местных хозяек своими горшками для солений.
Поиск своего стиля начинался с майолики. Все изделия в то время украшались рельефами различной сюжетной тематики и покрывались глазурями: зелеными, желтыми, оранжевыми… Потом у художников возникла идея расписывать изделия цветными жидкими глинами (ангобами). Ангобная роспись на фаянсе была новым методом, ранее не применявшимся ни на одном фаянсовом заводе России. Затем начали расписывать солями. Ангобная роспись давала яркие цвета, но не было в ней «акварельности». Солевая же роспись была недостаточно яркой, маловыразительной. Так год за годом рождалась уникальная технология.
За прошедшие 45 лет семикаракорцам удалось создать свое яркое оригинальное художественное направление — семикаракорское письмо. Его сюжеты выполнены в стиле русских лубочных картинок на казачьи мотивы, а также используют стилизованные донские пейзажи. Оно отличается широким использованием растительного орнамента. Новым направлением в донском прикладном искусстве являются изделия из расписного фаянса с ажурными кружевными орнаментами, а также лепные жанровые скульптурки.
В настоящее время на предприятии работает уникальная творческая группа, в которую входят художники, модельщики, живописцы, а также комплексный мастер.
Семикаракорский фаянс создается в основном методом шликерного литья или ручной формовки. Шликерным литьем изготавливаются изделия сложных форм, например, чайники или скульптуры. Пластическим формованием, в основе которого лежит принцип гончарного круга, выполняются изделия простых форм: сахарницы, салатники, основания кружек, блюдца…
Технология изготовления включает в себя восемь основных стадий: приготовление массы, формование, монтаж приставных деталей и заглаживание, первый обжиг, ручная роспись изделия, глазурирование, второй обжиг и, наконец, контроль готовых изделий.
Округлые, легко узнаваемые формы семикаракорского фаянса выполнены в лучших традициях здешнего промысла. Изделия представлены разнообразным ассортиментом: амфоры, блюда, бутыли, вазы, кашпо, кружки, кувшины, подсвечники, светильники, настенные тарелки, чайники, часы, шкатулки… За годы существования цеха создано более видов 1000 изделий.
Народные художественные промыслы - уникальный пласт нашей национальной культуры. И семикаракорская керамика вполне может встать в один ряд с такими знаменитыми российскими промыслами, как гжель, хохлома или жостовская роспись.
Семикаракорская керамика
«Черная крепость»
Впервые этот населенный пункт упоминается в 1594 г. как казачий городок Семикаракоры. Как гласит легенда, название свое он получил в честь семи братьев Каракорских – старообрядцев, бежавших в свое время на Дон и основавших там поселение. По другой версии, имя поселению дал некий Семен Каракоров. Информацию о том, какое отношение он имел к этим местам, история не сохранила.Историки же считают, что в названии просматриваются тюркские корни: «семиз» - «крепкий» и «кара» — «черный». То есть оно переводится как «Черная крепость». Недаром недалеко от города сохранились руины хазарской крепости VII—IХ вв., которую местные жители именуют Городищем.
От горшков до цветного фаянса
Несмотря на столь мрачную, «черную» трактовку названия, здесь издавна процветает знаменитый на весь юг России народно-художественный промысел по изготовлению керамических изделий. Все краски многотравья донской степи, прозрачность тихого Дона, блеск южного солнца вобрал в себя семикаракорский фаянс. Кстати, мастера керамики, по-видимому, работали в этой местности еще в каменном и бронзовом веках, за четыре тысячелетия до н.э.), что подтверждается многочисленными археологическими находками в окрестностях города. Большая часть их оказалась изделиями, выполненными из местных глин.В конце XIX в. на территории Войска Донского располагалось более 100 гончарных мастерских. Так, в станице Семикаракорской (как называлось к этому времени поселение) «горшечный завод» содержал крестьянин Яков Черняев. А в XX в. известный на всю округу Илларион Рыльщиков радовал местных хозяек своими горшками для солений.
Творческая лаборатория
Традиция не прервалась и в советскую эпоху. Николай Сергеевич Арабский, геолог по образованию, занимал с 1960 г. пост директора районного промкомбината (РПК). По его инициативе было решено расширить гончарную мастерскую. Так из небольшого гончарного участка родился керамический цех. Сначала он выпускал тарелки с золотой обводкой.Поиск своего стиля начинался с майолики. Все изделия в то время украшались рельефами различной сюжетной тематики и покрывались глазурями: зелеными, желтыми, оранжевыми… Потом у художников возникла идея расписывать изделия цветными жидкими глинами (ангобами). Ангобная роспись на фаянсе была новым методом, ранее не применявшимся ни на одном фаянсовом заводе России. Затем начали расписывать солями. Ангобная роспись давала яркие цвета, но не было в ней «акварельности». Солевая же роспись была недостаточно яркой, маловыразительной. Так год за годом рождалась уникальная технология.
Семикаракорское письмо
Самый первый цех, из которого выросло современное производство семикаракорского фаянса, был построен здесь в 1972 г. В основу его легла технология, изобретенная на Конаковском фаянсовом заводе. В семикаракорском цеху выпускали белоснежный фаянс ручной работы, оригинально расписанный и покрытый бесцветной глазурью.За прошедшие 45 лет семикаракорцам удалось создать свое яркое оригинальное художественное направление — семикаракорское письмо. Его сюжеты выполнены в стиле русских лубочных картинок на казачьи мотивы, а также используют стилизованные донские пейзажи. Оно отличается широким использованием растительного орнамента. Новым направлением в донском прикладном искусстве являются изделия из расписного фаянса с ажурными кружевными орнаментами, а также лепные жанровые скульптурки.
В настоящее время на предприятии работает уникальная творческая группа, в которую входят художники, модельщики, живописцы, а также комплексный мастер.
Семикаракорский фаянс создается в основном методом шликерного литья или ручной формовки. Шликерным литьем изготавливаются изделия сложных форм, например, чайники или скульптуры. Пластическим формованием, в основе которого лежит принцип гончарного круга, выполняются изделия простых форм: сахарницы, салатники, основания кружек, блюдца…
Технология изготовления включает в себя восемь основных стадий: приготовление массы, формование, монтаж приставных деталей и заглаживание, первый обжиг, ручная роспись изделия, глазурирование, второй обжиг и, наконец, контроль готовых изделий.
Округлые, легко узнаваемые формы семикаракорского фаянса выполнены в лучших традициях здешнего промысла. Изделия представлены разнообразным ассортиментом: амфоры, блюда, бутыли, вазы, кашпо, кружки, кувшины, подсвечники, светильники, настенные тарелки, чайники, часы, шкатулки… За годы существования цеха создано более видов 1000 изделий.
Народные художественные промыслы - уникальный пласт нашей национальной культуры. И семикаракорская керамика вполне может встать в один ряд с такими знаменитыми российскими промыслами, как гжель, хохлома или жостовская роспись.
Автор: Юрий Супруненко |
1
комментарий
|
15 января 2018, 8:00 2023 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан