Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
В Древней Руси дети шли в школу не 1 сентября, как сейчас, а 14 декабря. Этот день для начала занятий был выбран вовсе не случайно. Дело в том, что именно 14 декабря поминали покровителя всех учащихся святого Наума, прозванного Грамотником. К Науму обращались за помощью в изучении всевозможных наук. «Наум наставит на ум» - говорили в народе.
Однако не только благодаря этому святому древнерусский день знаний приходился на декабрь. Осенняя пора в те времена – это сбор урожая, заготовка съестных припасов, починка хозяйственных построек и другие работы. До начала зимы дело находилось для каждого, даже для самых маленьких членов семьи. Какая уж тут учеба? А с приходом морозов свободного времени у сельских ребятишек становилось больше.
14 декабря дети приходили в школу в сопровождении родителей. Тем самым взрослые выказывали учителю свое уважение и благодарность за то, что он учит их отпрысков уму-разуму. Тем не менее, в первый день учебы матери по традиции причитали по своим кровинушкам, потому что тогда во всех школах практиковались телесные наказания. Провинившихся учеников секли вицами, ставили на горох и били по рукам. Даже в немногочисленных учебниках того времени на первой странице неизменно красовались розги. Зачастую подобную иллюстрацию сопровождала надпись вроде: «Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую во благо преломляет».
Кроме телесных наказаний, ленивые или шаловливые ученики могли подвергнуться и другим мерам. Например, их могли запросто лишить обеда. А между тем уроки в древнерусских школах шли с утра и до самого вечера. А кому хочется быть голодным целый день? Никаких перемен, кроме перерыва на обед, тогда не было. Согласно правилам, дети даже попить имели право только 3 раза за весь учебный день, а по нужде выйти только 2.
Обращению с книгами также уделялось огромное внимание. Так учебник следовало класть только на стол. Тот, кто случайно или намеренно забывал книгу на лавке, рисковал встать в угол на горох. Нельзя было закрывать книгу, оставив между ее страниц указку, или же листать учебник без надобности. После занятий все книги сдавали учителю. Брать учебники на дом было запрещено.
Писали дети не на бумаге, а на пергаменте, который изготавливали из козьей, телячьей или овечьей кожи. Кожу долго скоблили и терли, пока та не становилась достаточно светлой. Ошибки в правописании строго карались. Но не только для того, чтобы ученик стремился к грамотности, а из-за дороговизны пергамента, в котором исправить допущенный промах уже было практически невозможно. Кстати, именно поэтому дети начинали обучаться письму только через год посещения школы, когда уже умели хорошо читать.
Примечательно, что в одном и том же классе одновременно обучались дети разного возраста и соответственно разного уровня знаний. Поэтому учитель давал каждому ученику индивидуальное задание: одному – отыскать среди других первую букву алфавита, другому – прочесть текст по слогам, а третьему – выучить отрывок из «Часослова». Зачастую дети выполняли задания, проговаривая все выученное вслух. Именно благодаря такому методу обучения и появилась поговорка «Азбуку учат – во всю избу кричат».
Позже, кроме чтения, письма и счета, дети стали изучать и риторику, и арифметику, и землемерие, и звездознание, а также занимались пением и стихосложением.
Учебный день заканчивался только тогда, когда последний ученик выполнял данное ему задание. Иногда дети находились в школе до позднего вечера. И учитель, конечно, тоже оставался с ними. И так каждый день.
В древнерусских школах не было ни директора, ни завуча, ни преподавателей-предметников. Всем заправлял один-единственный учитель, которому помогал староста класса и двое его подручных. Уборкой в школе, ее отоплением и освещением дети занимались сами.
Интересно, что рассказывать кому бы то ни было, что происходит в стенах школы, за ее пределами было запрещено. «В дом отходя, школьных бытностей не кажи» – говорилось в «Азбуковнике». По предположениям историков, подобная рекомендация была вызвана тем, что многие крестьяне противились обучению своих чад, а потому рассказы детей могли вызвать у них еще более негативную реакцию. Поэтому тогда за проступки учеников родителей в школу не вызывали. Если бы не розги, благодать!
Уже в то время школа занималась не только обучением, но и воспитанием подрастающего поколения. Поэтому ученики обязаны были прилежно вести себя не только в классе, но и на улице, не только во время уроков, но и по выходным дням. Вот что говорит об этом «Азбуковник»: (со школы) «со всем смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друг друга, и биения, и резвого бегания, и камневержения, и всяких подобных детских глумлений, да не водворится в вас».
Так что с днем Наума Грамотника вас! И да не водворится в вас всяческих глумлений! В общем, не балуйтесь!
14 декабря – Наум Грамотник - День знаний по-древнерусски
Однако не только благодаря этому святому древнерусский день знаний приходился на декабрь. Осенняя пора в те времена – это сбор урожая, заготовка съестных припасов, починка хозяйственных построек и другие работы. До начала зимы дело находилось для каждого, даже для самых маленьких членов семьи. Какая уж тут учеба? А с приходом морозов свободного времени у сельских ребятишек становилось больше.
14 декабря дети приходили в школу в сопровождении родителей. Тем самым взрослые выказывали учителю свое уважение и благодарность за то, что он учит их отпрысков уму-разуму. Тем не менее, в первый день учебы матери по традиции причитали по своим кровинушкам, потому что тогда во всех школах практиковались телесные наказания. Провинившихся учеников секли вицами, ставили на горох и били по рукам. Даже в немногочисленных учебниках того времени на первой странице неизменно красовались розги. Зачастую подобную иллюстрацию сопровождала надпись вроде: «Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую во благо преломляет».
Кроме телесных наказаний, ленивые или шаловливые ученики могли подвергнуться и другим мерам. Например, их могли запросто лишить обеда. А между тем уроки в древнерусских школах шли с утра и до самого вечера. А кому хочется быть голодным целый день? Никаких перемен, кроме перерыва на обед, тогда не было. Согласно правилам, дети даже попить имели право только 3 раза за весь учебный день, а по нужде выйти только 2.
Обращению с книгами также уделялось огромное внимание. Так учебник следовало класть только на стол. Тот, кто случайно или намеренно забывал книгу на лавке, рисковал встать в угол на горох. Нельзя было закрывать книгу, оставив между ее страниц указку, или же листать учебник без надобности. После занятий все книги сдавали учителю. Брать учебники на дом было запрещено.
Писали дети не на бумаге, а на пергаменте, который изготавливали из козьей, телячьей или овечьей кожи. Кожу долго скоблили и терли, пока та не становилась достаточно светлой. Ошибки в правописании строго карались. Но не только для того, чтобы ученик стремился к грамотности, а из-за дороговизны пергамента, в котором исправить допущенный промах уже было практически невозможно. Кстати, именно поэтому дети начинали обучаться письму только через год посещения школы, когда уже умели хорошо читать.
Примечательно, что в одном и том же классе одновременно обучались дети разного возраста и соответственно разного уровня знаний. Поэтому учитель давал каждому ученику индивидуальное задание: одному – отыскать среди других первую букву алфавита, другому – прочесть текст по слогам, а третьему – выучить отрывок из «Часослова». Зачастую дети выполняли задания, проговаривая все выученное вслух. Именно благодаря такому методу обучения и появилась поговорка «Азбуку учат – во всю избу кричат».
Позже, кроме чтения, письма и счета, дети стали изучать и риторику, и арифметику, и землемерие, и звездознание, а также занимались пением и стихосложением.
Учебный день заканчивался только тогда, когда последний ученик выполнял данное ему задание. Иногда дети находились в школе до позднего вечера. И учитель, конечно, тоже оставался с ними. И так каждый день.
В древнерусских школах не было ни директора, ни завуча, ни преподавателей-предметников. Всем заправлял один-единственный учитель, которому помогал староста класса и двое его подручных. Уборкой в школе, ее отоплением и освещением дети занимались сами.
Интересно, что рассказывать кому бы то ни было, что происходит в стенах школы, за ее пределами было запрещено. «В дом отходя, школьных бытностей не кажи» – говорилось в «Азбуковнике». По предположениям историков, подобная рекомендация была вызвана тем, что многие крестьяне противились обучению своих чад, а потому рассказы детей могли вызвать у них еще более негативную реакцию. Поэтому тогда за проступки учеников родителей в школу не вызывали. Если бы не розги, благодать!
Уже в то время школа занималась не только обучением, но и воспитанием подрастающего поколения. Поэтому ученики обязаны были прилежно вести себя не только в классе, но и на улице, не только во время уроков, но и по выходным дням. Вот что говорит об этом «Азбуковник»: (со школы) «со всем смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друг друга, и биения, и резвого бегания, и камневержения, и всяких подобных детских глумлений, да не водворится в вас».
Так что с днем Наума Грамотника вас! И да не водворится в вас всяческих глумлений! В общем, не балуйтесь!
Автор: Юлия Попова |
1
комментарий
|
14 декабря 2017, 8:01 3738 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан