Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
Во многих странах 11 ноября отмечается День святого Мартина, который является покровителем пастухов.
По легенде легион, в котором служил Мартин, однажды приблизился к французскому городу Амис. Стояла поздняя осень, было холодно, ветрено и солдатам хотелось поскорее оказаться возле тёплого очага и поесть горячей еды, они ускорили шаг и не заметили сидевшего у городских ворот дряхлого старика в лохмотьях, стучавшего зубами от пронизывающего насквозь ветра.
Мартин же, возглавлявший свой легион, сидел на коне в богато украшенной, длинной красной накидке.
Увидев замёрзшего, голодного нищего, просящего милостыню, он остановил войско, достал меч и отрезал половину от своей роскошной накидки. Вместе с куском накидки он отдал нищему и свой хлеб. А когда тот хотел, поблагодарить Мартина, он уже въезжал в город Амис.
С тех пор Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных, птиц и альпийских пастухов.
В прежние времена в День Святого Мартина, когда уже заканчивались сельские работы на каждой улице и в каждом дворе зажигались костры, в которые кидали корзины, в которых ещё совсем недавно лежали плоды собранного урожая.
Через эти костры прыгали, потом от них зажигали факелы. В шествиях принимали участие ряженые, в том числе и Святой Мартин и Мартинов представитель – мальчик, туловище и конечности которого были обёрнуты соломой.
В этот день пастухи гостили по крестьянским домам. Хозяева старались их всячески ублажить.
Пастушество было исстари связано с различными поверьями, обычаями, обрядами, и даже колдовством.
Впервые явственно роль пастуха была представлена в Библии, где сказано, что первым пастухом был Авель (Бытие. 4: 2.), а затем слово «пастух» стало употребляться ко всем лицам, пасущим скот.
Пастух – человек, пасущий за установленную плату чужой скот.
Но, конечно, пастухи существовали задолго до нашей эры.
Древние греки, проживая в горах, перемежающихся с альпийскими лугами и долинами, с незапамятных времён разводили коз и овец. Покровителем пастухов в Древней Греции был бог Пан, о котором рассказывается в многочисленных греческих мифах.
Позднее Рабле назовёт Пана «Благим Пастухом», который есть «всё, что есть», потому как по-гречески «всё» и есть – «Пан».
В мифологической традиции пастух, пастырь – это ещё и защитник, и путеводитель, и патриарх, и вождь и мессия.
Пастухов в древности считали причастными к природной мудрости, по народным поверьям им было дано общаться с животными и растениями, с небесными светилами и подземным царством.
У древних евреев, например, бог – Пастух, земля подобна пастбищу, а люди – скоту, охраняемому Пастухом – «Пастырь Израиля! Внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви себя», но «горе негодному пастуху, оставляющему стадо!..»
К пастухам можно отнести и Авраама, как владельца стад и пастыря еврейского народа.
В Новом завете на первое место выдвигается переносная трактовка образа Пастуха в лице Иисуса Христа. Именно пастухам явился Ангел Господень, и они пришли с его подачи поклониться младенцу Христу.
Но в некоторых традициях, например земледельческих, пастух иногда рассматривался в образе дикого кочевника, разбойника.
В литературе, начиная с античности, Пастух окружался ореолом таинственности. Например, нередко пастухами оказывались брошенные царские сыновья, например Парис, Эдип.
Пастухи и пастушки воспевались в поэзии античных авторов. Многие слышали о «Дафнис и Хлое» Лонга, наверное, менее известна современникам буколическая поэзия Феокрита – древнегреческого поэта III в. до н. э.
Пастушьей теме посвящены и многие стихи великого древнеримского поэта Вергилия, поэзию, которого ценил Александр Сергеевич Пушкин и которая до сих пор переводится на разные языки мира.
В античной культуре пастухи и пастушки изображались чаще всего юными прекрасными созданиями.
Буколическая тема возродилась в искусстве зрелого и позднего средневековья.
У славян покровителем пастухов был Бог Велесъ. Наши предки так и говорили – «Велесъ скотiй Богъ.
Пастухи тогда тоже считались людьми особенными, способными договариваться с духами природы и являлись как бы посредниками между духами-хозяевами леса и собственниками животных.
Русская литература так же идеализировала ранний образ пастуха. Например, все мы помним прекрасного юного пастуха Леля из сказки «Снегурочка» А.Н. Островского.
Но позднее, образ пастуха изменился, так как в реальности в пастухи шли, как правило, от безысходности, крайней бедности. Становились пастухами люди одинокие, не имеющие своей земли или страдающие от какого-либо физического недостатка, либо выходцы из другой деревни, уезда. Жениться пастуху было сложно, во многих деревнях считалось, что отдать дочь за пастуха «последнее дело».
Но пастухи встречались и по призванию. Это люди любящие одиночество, свободу, склонные к философии и даже колдуны. Как ни странно именно последние ценились особенно, так как имели больше возможностей возвращать хозяевам скотину в целости и сохранности.
В течение пастбищного сезона пастух был в ответе за каждое животное. А потери скота у пастухов были неизбежны. За лето в зависимости от местности и размера стада погибало в среднем до трёх голов.
Платили пастухам везде по-разному и натурой – продуктами, возможностью бесплатного постоя – ночлега, и деньгами. Нерадивого пастуха могли прогнать, нередко при потере животного с него взыскивали половину его стоимости. Однако ссориться с пастухами в старину решались редко, веря, что обидевшись, пастух может навредить стаду.
В наше время профессия пастуха потеряла свою таинственность.
Но прелесть общения с природой, наверное, осталась, так как многие мужчины, чьи бабушки и дедушки жили в деревне, до сих пор с теплотой вспоминают, как ходили с пастухами и стадом в ночное. Как сидели у костра и слушали различные, чаще всего невероятные истории, прислушиваясь, как ржут лошади, мычат коровы и как из леса доносятся таинственные ночные звуки, давным-давно непонятные горожанам.
11 ноября День пастуха
Фото: Паулюс Поттер
По легенде легион, в котором служил Мартин, однажды приблизился к французскому городу Амис. Стояла поздняя осень, было холодно, ветрено и солдатам хотелось поскорее оказаться возле тёплого очага и поесть горячей еды, они ускорили шаг и не заметили сидевшего у городских ворот дряхлого старика в лохмотьях, стучавшего зубами от пронизывающего насквозь ветра.
Мартин же, возглавлявший свой легион, сидел на коне в богато украшенной, длинной красной накидке.
Увидев замёрзшего, голодного нищего, просящего милостыню, он остановил войско, достал меч и отрезал половину от своей роскошной накидки. Вместе с куском накидки он отдал нищему и свой хлеб. А когда тот хотел, поблагодарить Мартина, он уже въезжал в город Амис.
С тех пор Святой Мартин считается покровителем бедняков, солдат, сукноделов, домашних животных, птиц и альпийских пастухов.
В прежние времена в День Святого Мартина, когда уже заканчивались сельские работы на каждой улице и в каждом дворе зажигались костры, в которые кидали корзины, в которых ещё совсем недавно лежали плоды собранного урожая.
Через эти костры прыгали, потом от них зажигали факелы. В шествиях принимали участие ряженые, в том числе и Святой Мартин и Мартинов представитель – мальчик, туловище и конечности которого были обёрнуты соломой.
В этот день пастухи гостили по крестьянским домам. Хозяева старались их всячески ублажить.
Пастушество было исстари связано с различными поверьями, обычаями, обрядами, и даже колдовством.
Впервые явственно роль пастуха была представлена в Библии, где сказано, что первым пастухом был Авель (Бытие. 4: 2.), а затем слово «пастух» стало употребляться ко всем лицам, пасущим скот.
Пастух – человек, пасущий за установленную плату чужой скот.
Но, конечно, пастухи существовали задолго до нашей эры.
Древние греки, проживая в горах, перемежающихся с альпийскими лугами и долинами, с незапамятных времён разводили коз и овец. Покровителем пастухов в Древней Греции был бог Пан, о котором рассказывается в многочисленных греческих мифах.
Позднее Рабле назовёт Пана «Благим Пастухом», который есть «всё, что есть», потому как по-гречески «всё» и есть – «Пан».
В мифологической традиции пастух, пастырь – это ещё и защитник, и путеводитель, и патриарх, и вождь и мессия.
Пастухов в древности считали причастными к природной мудрости, по народным поверьям им было дано общаться с животными и растениями, с небесными светилами и подземным царством.
У древних евреев, например, бог – Пастух, земля подобна пастбищу, а люди – скоту, охраняемому Пастухом – «Пастырь Израиля! Внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви себя», но «горе негодному пастуху, оставляющему стадо!..»
К пастухам можно отнести и Авраама, как владельца стад и пастыря еврейского народа.
В Новом завете на первое место выдвигается переносная трактовка образа Пастуха в лице Иисуса Христа. Именно пастухам явился Ангел Господень, и они пришли с его подачи поклониться младенцу Христу.
Но в некоторых традициях, например земледельческих, пастух иногда рассматривался в образе дикого кочевника, разбойника.
В литературе, начиная с античности, Пастух окружался ореолом таинственности. Например, нередко пастухами оказывались брошенные царские сыновья, например Парис, Эдип.
Пастухи и пастушки воспевались в поэзии античных авторов. Многие слышали о «Дафнис и Хлое» Лонга, наверное, менее известна современникам буколическая поэзия Феокрита – древнегреческого поэта III в. до н. э.
Пастушьей теме посвящены и многие стихи великого древнеримского поэта Вергилия, поэзию, которого ценил Александр Сергеевич Пушкин и которая до сих пор переводится на разные языки мира.
В античной культуре пастухи и пастушки изображались чаще всего юными прекрасными созданиями.
Буколическая тема возродилась в искусстве зрелого и позднего средневековья.
У славян покровителем пастухов был Бог Велесъ. Наши предки так и говорили – «Велесъ скотiй Богъ.
Пастухи тогда тоже считались людьми особенными, способными договариваться с духами природы и являлись как бы посредниками между духами-хозяевами леса и собственниками животных.
Русская литература так же идеализировала ранний образ пастуха. Например, все мы помним прекрасного юного пастуха Леля из сказки «Снегурочка» А.Н. Островского.
Но позднее, образ пастуха изменился, так как в реальности в пастухи шли, как правило, от безысходности, крайней бедности. Становились пастухами люди одинокие, не имеющие своей земли или страдающие от какого-либо физического недостатка, либо выходцы из другой деревни, уезда. Жениться пастуху было сложно, во многих деревнях считалось, что отдать дочь за пастуха «последнее дело».
Но пастухи встречались и по призванию. Это люди любящие одиночество, свободу, склонные к философии и даже колдуны. Как ни странно именно последние ценились особенно, так как имели больше возможностей возвращать хозяевам скотину в целости и сохранности.
В течение пастбищного сезона пастух был в ответе за каждое животное. А потери скота у пастухов были неизбежны. За лето в зависимости от местности и размера стада погибало в среднем до трёх голов.
Платили пастухам везде по-разному и натурой – продуктами, возможностью бесплатного постоя – ночлега, и деньгами. Нерадивого пастуха могли прогнать, нередко при потере животного с него взыскивали половину его стоимости. Однако ссориться с пастухами в старину решались редко, веря, что обидевшись, пастух может навредить стаду.
В наше время профессия пастуха потеряла свою таинственность.
Но прелесть общения с природой, наверное, осталась, так как многие мужчины, чьи бабушки и дедушки жили в деревне, до сих пор с теплотой вспоминают, как ходили с пастухами и стадом в ночное. Как сидели у костра и слушали различные, чаще всего невероятные истории, прислушиваясь, как ржут лошади, мычат коровы и как из леса доносятся таинственные ночные звуки, давным-давно непонятные горожанам.
Автор: Наталия Н Антонова |
Оставить комментарий
|
11 ноября 2017, 8:02 2424 просмотра |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан