Статьи » Куклы
С японского языка слово «каракури» переводится как «механическое устройство, предназначенное для того, чтобы дразнить, обманывать или удивлять людей». И удивляться действительно есть чему.
Эти живые куклы появились в Японии еще в Средние века. Мало того, что они необычайно красивы, так каракури еще можно смело назвать прародителями современных роботов. Электричества, микросхем и компьютерных технологий в Средневековье, ясное дело, еще не было. Тем более поразителен тот факт, что эти куклы могли двигаться. Их подвижность обеспечивали только шестеренки, пружины да противовесы, которые в свою очередь приводили в движение текущая вода, пересыпающийся песок, горячий пар и даже ртуть.
Говорят, первую каракури изобрел и сконструировал японский принц Кайа еще в первом тысячелетии. Однажды в его королевство пришла засуха. Единственная река исчезла, и урожай риса оказался под угрозой. Тогда Кайа сделал необыкновенную куклу, держащую в руке кувшин. Когда кувшин наполнялся водой, каракури опрокидывала его на себя. Каждый житель королевства хотел увидеть волшебную куклу своими глазами, и люди несли и несли воду для нее. Так благодаря мудрости принца и людскому любопытству, урожай был спасен. А каракури Кайа припрятал до следующей засухи.
С 1603 по 1868 годы, в так называемую эпоху Эдо, Япония была закрытой страной, практически лишенных каких-либо влияний извне. Все отношения с другими государствами были ограничены. Механика, пришедшая с запада, тоже оказалась под запретом. Поэтому единственным выходом для умелых мастеров было занятие по изготовлению каракури. Тем более, что живые куклы пользовались большой популярностью среди богачей.
Каракури изготавливали только из натурального дерева, без применения гвоздей и других металлических крепежей. Даже пружины делались не из железа, а исключительно из китового уса. Каждая деталь вырезалась только из определенной древесины, которая в свою очередь заготавливалась только в определенное время года. Иногда на изготовление одной куклы уходило больше года, а иногда и двух лет.
Причем, поначалу над созданием одной куклы трудились сразу несколько мастеров. Каждый из них выполнял свою часть работы: один изготавливал движущийся механизм, другой расписывал лицо, третий занимался пошивом одежды.
Несмотря на неподвижность лица, каракури могли выказывать целую гамму чувств и эмоций. Делали они это с помощью движений рук, туловища и головы.
К кукле жители Японии относились очень бережно и обращались с ней, как с живой. Интересоваться внутренним устройством каракури, а тем более разбирать ее считалось неприличным.
Секрет изготовления кукол держался в тайне. Он передавался по наследству из поколения в поколение и только устно.
Вообще каракури бывают разные. Так «бутай каракури» – это куклы, предназначенные для театров, а «даши каракури» – для уличных представлений.
Но наибольшей популярностью в Японии пользовались (и пользуются по сей день) «зашики-каракури» – куклы, предназначенные исключительно для дома, развлечения хозяев и их гостей. Стоили они дорого, потому и приобретали их только зажиточные японцы.
Самой известной «зашики-каракури» является «тя хакоби-нинге» – это кукла, которая подает чай. Если на поднос «тя хакоби-нинге» поставить чашку, кукла приходит в движение: качает головой и направляется в сторону гостя, как бы предлагая ему напиток. Если чашку приподнять и снова опустить на поднос, нинге разворачивается и возвращается на прежнее место.
«Дангаэри-нинге» – это кукла-гимнаст, которая умеет спускаться по ступенькам. Внутри этой каракури находится ртуть, которая переливаясь, и приводит гимнаста в движение.
«Синатама-нинге» – кукла-фокусник. Каракури поднимает и опускает коробку, под которой всякий раз оказывается новый предмет.
«Юми-ири-Дойи» – каракури-лучник. Кукла берет стрелы со специальной подставки, заряжает их в лук, прицеливается и стреляет. Лучник состоит из 12 движущихся частей.
Эти куклы, по словам самих японцев, разряжают обстановку, дают гостям освоиться и располагают к непринужденной беседе.
Множество каракури пострадало или было уничтожено во время Второй Мировой войны. Однако в Японии, к счастью, еще остались умельцы, способные восстановить эти ценнейшие экспонаты. Так потомственный мастер Шобеи Тамайа IX воспроизвел чайную куклу «Тя хакоби-нинге». Правда, вместо китового уса для изготовления пружины Шобеи использовал стальную проволоку. Дело в том, что ловля китов теперь запрещена, и сегодня ус взять неоткуда. Зато остальные детали куклы мастер воспроизвел в точности. Так «Тя хакоби-нинге» изготовлена из семи пород дерева, без использования клея и металлических крепежей.
Теперь благодаря Шобеи Тамайа IX каракури можно увидеть на всевозможных выставках и в музеях. В 2006 году мастер привез куклу на международную ярмарку в Китай. Шобеи сообщил, что сегодня любой желающий может приобрести каракури. Если, конечно, у него есть терпение (потому как на изготовление одной куклы уходит более года) и… миллион юаней.
Оставить свой комментарий
Живые куклы – каракури
Эти живые куклы появились в Японии еще в Средние века. Мало того, что они необычайно красивы, так каракури еще можно смело назвать прародителями современных роботов. Электричества, микросхем и компьютерных технологий в Средневековье, ясное дело, еще не было. Тем более поразителен тот факт, что эти куклы могли двигаться. Их подвижность обеспечивали только шестеренки, пружины да противовесы, которые в свою очередь приводили в движение текущая вода, пересыпающийся песок, горячий пар и даже ртуть.
Говорят, первую каракури изобрел и сконструировал японский принц Кайа еще в первом тысячелетии. Однажды в его королевство пришла засуха. Единственная река исчезла, и урожай риса оказался под угрозой. Тогда Кайа сделал необыкновенную куклу, держащую в руке кувшин. Когда кувшин наполнялся водой, каракури опрокидывала его на себя. Каждый житель королевства хотел увидеть волшебную куклу своими глазами, и люди несли и несли воду для нее. Так благодаря мудрости принца и людскому любопытству, урожай был спасен. А каракури Кайа припрятал до следующей засухи.
С 1603 по 1868 годы, в так называемую эпоху Эдо, Япония была закрытой страной, практически лишенных каких-либо влияний извне. Все отношения с другими государствами были ограничены. Механика, пришедшая с запада, тоже оказалась под запретом. Поэтому единственным выходом для умелых мастеров было занятие по изготовлению каракури. Тем более, что живые куклы пользовались большой популярностью среди богачей.
Каракури изготавливали только из натурального дерева, без применения гвоздей и других металлических крепежей. Даже пружины делались не из железа, а исключительно из китового уса. Каждая деталь вырезалась только из определенной древесины, которая в свою очередь заготавливалась только в определенное время года. Иногда на изготовление одной куклы уходило больше года, а иногда и двух лет.
Причем, поначалу над созданием одной куклы трудились сразу несколько мастеров. Каждый из них выполнял свою часть работы: один изготавливал движущийся механизм, другой расписывал лицо, третий занимался пошивом одежды.
Несмотря на неподвижность лица, каракури могли выказывать целую гамму чувств и эмоций. Делали они это с помощью движений рук, туловища и головы.
К кукле жители Японии относились очень бережно и обращались с ней, как с живой. Интересоваться внутренним устройством каракури, а тем более разбирать ее считалось неприличным.
Секрет изготовления кукол держался в тайне. Он передавался по наследству из поколения в поколение и только устно.
Вообще каракури бывают разные. Так «бутай каракури» – это куклы, предназначенные для театров, а «даши каракури» – для уличных представлений.
Но наибольшей популярностью в Японии пользовались (и пользуются по сей день) «зашики-каракури» – куклы, предназначенные исключительно для дома, развлечения хозяев и их гостей. Стоили они дорого, потому и приобретали их только зажиточные японцы.
Самой известной «зашики-каракури» является «тя хакоби-нинге» – это кукла, которая подает чай. Если на поднос «тя хакоби-нинге» поставить чашку, кукла приходит в движение: качает головой и направляется в сторону гостя, как бы предлагая ему напиток. Если чашку приподнять и снова опустить на поднос, нинге разворачивается и возвращается на прежнее место.
«Дангаэри-нинге» – это кукла-гимнаст, которая умеет спускаться по ступенькам. Внутри этой каракури находится ртуть, которая переливаясь, и приводит гимнаста в движение.
«Синатама-нинге» – кукла-фокусник. Каракури поднимает и опускает коробку, под которой всякий раз оказывается новый предмет.
«Юми-ири-Дойи» – каракури-лучник. Кукла берет стрелы со специальной подставки, заряжает их в лук, прицеливается и стреляет. Лучник состоит из 12 движущихся частей.
Эти куклы, по словам самих японцев, разряжают обстановку, дают гостям освоиться и располагают к непринужденной беседе.
Множество каракури пострадало или было уничтожено во время Второй Мировой войны. Однако в Японии, к счастью, еще остались умельцы, способные восстановить эти ценнейшие экспонаты. Так потомственный мастер Шобеи Тамайа IX воспроизвел чайную куклу «Тя хакоби-нинге». Правда, вместо китового уса для изготовления пружины Шобеи использовал стальную проволоку. Дело в том, что ловля китов теперь запрещена, и сегодня ус взять неоткуда. Зато остальные детали куклы мастер воспроизвел в точности. Так «Тя хакоби-нинге» изготовлена из семи пород дерева, без использования клея и металлических крепежей.
Теперь благодаря Шобеи Тамайа IX каракури можно увидеть на всевозможных выставках и в музеях. В 2006 году мастер привез куклу на международную ярмарку в Китай. Шобеи сообщил, что сегодня любой желающий может приобрести каракури. Если, конечно, у него есть терпение (потому как на изготовление одной куклы уходит более года) и… миллион юаней.
Автор: Юлия Попова |
7
комментариев
|
27 июня 2017, 7:01 2288 просмотров |
Комментарии:
Оставить свой комментарий
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан