Статьи » Праздники. История, традиции, поздравления
18 июня день медицинского работника и хочется поговорить о женщинах этой профессии.
В наше время женщиной врачом не удивишь никого. Но были времена, когда врачами могли быть только мужчины. Поэтому хочется поговорить о первых женщинах-врачах.
На Руси таковой считается автор первого отечественного медицинского трактата Евпраксия Мстиславовна.
Полное имя – Добродея Евпраксия Зоя Мстиславовна Рюрикович.
Родилась она около 1108 года в Киеве и была второй дочерью князя Мстислава Владимировича и шведской принцессы Христины. Её дедом был князь Владимир Мономах. Вторым дедом шведский король Инге.
Евпраксия с детства интересовалась медициной и с отрочества, освоив лечение травами, уже успешно лечила людей, за что и получила прозвище «Добродея». К ней за помощью обращались не только бедные люди, но и знать.
Есть сведения, что лечению травами княжеская дочь училась у знахарки, живущей в лесной избушке на берегу Днепра. Некоторые редкие рецепты лечения доверила ей одна из монашек киевского монастыря.
Известно, что внучку Мономаха благословил на врачевание приглашённый князем из Царьграда официальный врач Киева грек Иоанн.
Исследователи считают, что в те времена существовала медицинская культура, в которую входило и лечение травами. Просто старательная Евпраксия собрала по крупицам знания многих и обобщила их.
Но княжеская дочь не была самоучкой. Она изучала медицину в школе для девочек при Андреевском монастыре, которую основала в 90-х годах XX века бабушка Евпраксии Анна Всеволодовна. Потом Евпраксии, как бы сейчас сказали – проходила практику в больнице Киево-Печерской лавры. Эта больница в то время славилась своими монахами-врачами.
Летописи сообщают, что в 1119 году Евпраксию попросил в жёны для своего старшего сына и соправителя Алексея Комнина византийский император Иоанн II. И получил согласие со стороны отца девушки. Но из-за того, что к моменту сватовства жениху и невесте было всего по тринадцать лет, свадьбу отложили на два года.
В русской летописи летописец особо подчёркивал важность брака Евпраксии с Алексеем как представителя византийской династии.
После смерти матери Христины в 1122 году княжну Евпраксию отправили в Византию, где Евпраксия стала женой Алексея Комнина, получив имя Ирина. В летописи 1122 года написано: «Ведена Мстиславна в греки за царь».
У Татищева В. Н. и Карамзина Н. М. есть уточнение, что на Руси эту Мстиславну называли Добродеей. И это имя есть в славянском именослове. Евпраксия же имя греческое, на русский переводится, как «добро-деяние» и звать так стали её в Византии. Второе имя данное Мстиславне при коронации было – Зоя. Это имя означает «жизнь» и оно указывало на чаяния византийского двора, который надеялся, что русская княжна вскоре даст жизнь наследнику престола.
Но детей у супругов не было долго.
Зато Евпраксия познакомилась при византийском дворе с дочерью императора принцессой Анной Комниной, которая была одной из самых образованных женщин своего времени.
Анна Комнина покровительствовала учёным, глубоко изучала историю, являясь писательницей и известным византийским хронистом, она написала биографию своего отца.
А Евпраксия, которая хорошо владела греческим языком, в Византии познакомилась с трудами многих античных авторов и арабской медицинской литературой.
В 1129 году у Евпраксии и Алексея Комнина родился долгожданный ребёнок. Но, увы, это была девочка.
В этом же году в Византию прибыло посольство из Киевской Руси, в составе которого, по словам исследователей, была и родная сестра Евпраксии Ксения, которая была женой полоцкого князя Брячислава.
Вскоре скончался муж Евпраксии, которого она долго оплакивала и почти до конца своих дней носила траур. Придворные стали говорить про неё, что она всё больше становится похожа на монахиню.
Императором Византии стал Мануил, брат мужа Евпраксии. Евпраксия-Зоя покинула византийский двор, но осталась жить в Константинополе.
К сожалению, её учёность и способность успешно лечить травами нравилась далеко не всем. Евпраксию даже пытались обвинять в «колдовстве и знахарстве».
Сохранился написанный ею на греческом языке трактат «Алимма» («Мази»). Обнаружил его в конце XIX века русский историк Х.М. Лопарев во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи, во Флоренции, в Италии. Лопарев установил и доказал, что автором трактата является Евпраксия, урождённая Мстиславовна Рюрик. Он написал: «Трактат Зои имел для своего времени важное значение, это доказывает факт пользования им со стороны греческих медиков, которые ставили Зою рядом с другими врачебными знаменитостями».
Естественно, трактат не имеет никакого отношения к колдовству. Книга состоит из пяти частей, в которых Евпраксия систематизировала разрозненные медицинские сведения того времени и дополнила их своими собственными наблюдениями, в том числе о женских болезнях и уходе за новорожденными.
Несмотря на то, что текст дошёл до нашего времени не полностью, известно, что в нём имелись такие главы: «О движении и покое», «Об образе жизни в различные времена года», «О пище, питье, сне и пробуждении», «О поте», «О моче», «О бане», «О беременной и об утробном», «Об уходе за ребёнком».
В первой главе рассматриваются общие правила личной гигиены и вопросы ухода за ребёнком, лечения детских болезней.
Интересно, что уже тогда Евпраксия писала о сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом темпераментах человека.
Во второй главе – описывается гигиена брачных отношений в период беременности и родового периода.
В третьей главе рассматривается гигиена питания. Продукты по своим свойствам подразделяются на «холодные» и «тёплые». Так к «холодным» продуктам отнесено миртовое масло, к «тёплым» – мясо, вино, мёд и другие. Излагаются в этой главе так же основы и рецепты диетического питания.
Четвёртая глава посвящена наружным болезням, в ней рассказывается о лечение мазями кожных заболеваний и зубной боли.
Пятая глава рассказывает о лечебном массаже при сердечнососудистых, желудочных и других заболеваниях.
Приводятся ссылки на труды Гиппократа и Авиценны.
Сейчас эта рукопись хранится в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
Скончалась Евпраксия в 1172 году.
Позднее врачеванием занималась Евфросиния Суздальская, старшая дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича и княгини Феофании.
Родилась она в 1212 году, имя ей дали – Феодулия.
Девочка с детства много читала, в том числе таких великих писателей античности, как Гомер, Вергилий, Аристотель, Платон. Много времени отдавала изучению «врачебной философии» античных медиков Галена и Эскулапа.
В 15 лет Феодулию просватали за одного из сыновей владимиро-суздальского князя. Однако свадьба не состоялась из-за кончины жениха, и Феодулия постриглась в монахини Суздальского Ризположенского монастыря под именем Евфросинии.
В феврале 1237 года на Суздаль, в монастыре которого оставалась Евфросиния нахлынули орды Батыя. Евфросиния стала лечить в монастырской больнице, спасая людей от болезней.
В 1246 году, когда она узнала, что её отец поехал в Орду, она в письмах всячески поддерживала его и убеждала не слушать уговоров ордынцев и не изменять своей вере.
После смерти отца Евфросиния поддержала намерение сестры Марии составить «Сказание» о мученическом подвиге Михаила Черниговского.
Скончалась Евфросиния 25 августа 1250 года. Похоронили её в Суздале в Ризположенском монастыре.
В 1570 году было обнаружено древнее Житие Евфросинии Суздальской.
В 1571 году православная русская церковь официально причислила её к лику святых, как Преподобную Евфросинию Суздальскую. День её памяти совершается 8 октября по новому стилю.
Наверное, женщин-врачевательниц было гораздо больше, просто до нас не дошли письменные сведения о них.
Хотя, конечно, очень хотелось бы узнать имена учениц и последовательниц и Евпраксии, и Евфросинии.
А ещё больше хотелось бы, чтобы современные врачи брали пример с этих самоотверженных женщин, посвятивших себя служению людям, облегчению их страданий и их исцелению.
Женщины врачи
Фото: Ефросиния Суздальская
В наше время женщиной врачом не удивишь никого. Но были времена, когда врачами могли быть только мужчины. Поэтому хочется поговорить о первых женщинах-врачах.
На Руси таковой считается автор первого отечественного медицинского трактата Евпраксия Мстиславовна.
Полное имя – Добродея Евпраксия Зоя Мстиславовна Рюрикович.
Родилась она около 1108 года в Киеве и была второй дочерью князя Мстислава Владимировича и шведской принцессы Христины. Её дедом был князь Владимир Мономах. Вторым дедом шведский король Инге.
Евпраксия с детства интересовалась медициной и с отрочества, освоив лечение травами, уже успешно лечила людей, за что и получила прозвище «Добродея». К ней за помощью обращались не только бедные люди, но и знать.
Есть сведения, что лечению травами княжеская дочь училась у знахарки, живущей в лесной избушке на берегу Днепра. Некоторые редкие рецепты лечения доверила ей одна из монашек киевского монастыря.
Известно, что внучку Мономаха благословил на врачевание приглашённый князем из Царьграда официальный врач Киева грек Иоанн.
Исследователи считают, что в те времена существовала медицинская культура, в которую входило и лечение травами. Просто старательная Евпраксия собрала по крупицам знания многих и обобщила их.
Но княжеская дочь не была самоучкой. Она изучала медицину в школе для девочек при Андреевском монастыре, которую основала в 90-х годах XX века бабушка Евпраксии Анна Всеволодовна. Потом Евпраксии, как бы сейчас сказали – проходила практику в больнице Киево-Печерской лавры. Эта больница в то время славилась своими монахами-врачами.
Летописи сообщают, что в 1119 году Евпраксию попросил в жёны для своего старшего сына и соправителя Алексея Комнина византийский император Иоанн II. И получил согласие со стороны отца девушки. Но из-за того, что к моменту сватовства жениху и невесте было всего по тринадцать лет, свадьбу отложили на два года.
В русской летописи летописец особо подчёркивал важность брака Евпраксии с Алексеем как представителя византийской династии.
После смерти матери Христины в 1122 году княжну Евпраксию отправили в Византию, где Евпраксия стала женой Алексея Комнина, получив имя Ирина. В летописи 1122 года написано: «Ведена Мстиславна в греки за царь».
У Татищева В. Н. и Карамзина Н. М. есть уточнение, что на Руси эту Мстиславну называли Добродеей. И это имя есть в славянском именослове. Евпраксия же имя греческое, на русский переводится, как «добро-деяние» и звать так стали её в Византии. Второе имя данное Мстиславне при коронации было – Зоя. Это имя означает «жизнь» и оно указывало на чаяния византийского двора, который надеялся, что русская княжна вскоре даст жизнь наследнику престола.
Но детей у супругов не было долго.
Зато Евпраксия познакомилась при византийском дворе с дочерью императора принцессой Анной Комниной, которая была одной из самых образованных женщин своего времени.
Анна Комнина покровительствовала учёным, глубоко изучала историю, являясь писательницей и известным византийским хронистом, она написала биографию своего отца.
А Евпраксия, которая хорошо владела греческим языком, в Византии познакомилась с трудами многих античных авторов и арабской медицинской литературой.
В 1129 году у Евпраксии и Алексея Комнина родился долгожданный ребёнок. Но, увы, это была девочка.
В этом же году в Византию прибыло посольство из Киевской Руси, в составе которого, по словам исследователей, была и родная сестра Евпраксии Ксения, которая была женой полоцкого князя Брячислава.
Вскоре скончался муж Евпраксии, которого она долго оплакивала и почти до конца своих дней носила траур. Придворные стали говорить про неё, что она всё больше становится похожа на монахиню.
Императором Византии стал Мануил, брат мужа Евпраксии. Евпраксия-Зоя покинула византийский двор, но осталась жить в Константинополе.
К сожалению, её учёность и способность успешно лечить травами нравилась далеко не всем. Евпраксию даже пытались обвинять в «колдовстве и знахарстве».
Сохранился написанный ею на греческом языке трактат «Алимма» («Мази»). Обнаружил его в конце XIX века русский историк Х.М. Лопарев во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи, во Флоренции, в Италии. Лопарев установил и доказал, что автором трактата является Евпраксия, урождённая Мстиславовна Рюрик. Он написал: «Трактат Зои имел для своего времени важное значение, это доказывает факт пользования им со стороны греческих медиков, которые ставили Зою рядом с другими врачебными знаменитостями».
Естественно, трактат не имеет никакого отношения к колдовству. Книга состоит из пяти частей, в которых Евпраксия систематизировала разрозненные медицинские сведения того времени и дополнила их своими собственными наблюдениями, в том числе о женских болезнях и уходе за новорожденными.
Несмотря на то, что текст дошёл до нашего времени не полностью, известно, что в нём имелись такие главы: «О движении и покое», «Об образе жизни в различные времена года», «О пище, питье, сне и пробуждении», «О поте», «О моче», «О бане», «О беременной и об утробном», «Об уходе за ребёнком».
В первой главе рассматриваются общие правила личной гигиены и вопросы ухода за ребёнком, лечения детских болезней.
Интересно, что уже тогда Евпраксия писала о сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом темпераментах человека.
Во второй главе – описывается гигиена брачных отношений в период беременности и родового периода.
В третьей главе рассматривается гигиена питания. Продукты по своим свойствам подразделяются на «холодные» и «тёплые». Так к «холодным» продуктам отнесено миртовое масло, к «тёплым» – мясо, вино, мёд и другие. Излагаются в этой главе так же основы и рецепты диетического питания.
Четвёртая глава посвящена наружным болезням, в ней рассказывается о лечение мазями кожных заболеваний и зубной боли.
Пятая глава рассказывает о лечебном массаже при сердечнососудистых, желудочных и других заболеваниях.
Приводятся ссылки на труды Гиппократа и Авиценны.
Сейчас эта рукопись хранится в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
Скончалась Евпраксия в 1172 году.
Позднее врачеванием занималась Евфросиния Суздальская, старшая дочь черниговского князя Михаила Всеволодовича и княгини Феофании.
Родилась она в 1212 году, имя ей дали – Феодулия.
Девочка с детства много читала, в том числе таких великих писателей античности, как Гомер, Вергилий, Аристотель, Платон. Много времени отдавала изучению «врачебной философии» античных медиков Галена и Эскулапа.
В 15 лет Феодулию просватали за одного из сыновей владимиро-суздальского князя. Однако свадьба не состоялась из-за кончины жениха, и Феодулия постриглась в монахини Суздальского Ризположенского монастыря под именем Евфросинии.
В феврале 1237 года на Суздаль, в монастыре которого оставалась Евфросиния нахлынули орды Батыя. Евфросиния стала лечить в монастырской больнице, спасая людей от болезней.
В 1246 году, когда она узнала, что её отец поехал в Орду, она в письмах всячески поддерживала его и убеждала не слушать уговоров ордынцев и не изменять своей вере.
После смерти отца Евфросиния поддержала намерение сестры Марии составить «Сказание» о мученическом подвиге Михаила Черниговского.
Скончалась Евфросиния 25 августа 1250 года. Похоронили её в Суздале в Ризположенском монастыре.
В 1570 году было обнаружено древнее Житие Евфросинии Суздальской.
В 1571 году православная русская церковь официально причислила её к лику святых, как Преподобную Евфросинию Суздальскую. День её памяти совершается 8 октября по новому стилю.
Наверное, женщин-врачевательниц было гораздо больше, просто до нас не дошли письменные сведения о них.
Хотя, конечно, очень хотелось бы узнать имена учениц и последовательниц и Евпраксии, и Евфросинии.
А ещё больше хотелось бы, чтобы современные врачи брали пример с этих самоотверженных женщин, посвятивших себя служению людям, облегчению их страданий и их исцелению.
Автор: Наталия Н Антонова |
Оставить комментарий
|
18 июня 2017, 7:01 1359 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан