Статьи » Дача, сад, огород
Какие ассоциации возникают у вас со словом «дачники»? Чеховские и пиляевские дамы и господа, праздно проводящие время «на природе», придумывающие себе развлечения и занятия и при этом умудряющиеся изнывать от скуки? А может советская партийная, чиновничья или литературно-художественная элита, имевшая в своем распоряжении дачи государственные, где эти деятели имели возможность отдыхать «от трудов праведных»? Или особый трудолюбивый народец, который без устали копает, сажает, пропалывает, окучивает, удобряет, борется с вредителями, собирает и тут же консервирует, а также снабжает излишками плодов своего труда всех друзей-знакомых-родственников? Народец, который без конца что-то строит-перестраивает, как муравей, тащит в дом каждую дощечку-рамочку и считает кощунством вынести на помойку старую мебель: «На даче пригодится!»? А ведь все эти представители различных времен и слоев общества вполне укладываются в определение «дачники», которое на самом деле еще шире!
Слово «дача» встречается в толковом словаре В. Даля, в статье «Давать и дать» в смысле, прежде всего, земельного надела, который государь выделяет своим подданным в награду за верную службу. И только в самом конце статьи «дача» трактуется как «загородный дом». Время неумолимо вносило свои коррективы и в конце концов слово «дача» прочно утвердилось именно в значении «загородного места отдыха». Однако этим дело не ограничилось и слово «дача» получило еще одно значение – источник дополнительного обеспечения семьи продуктами питания. Как же все это происходило?
Первое упоминание о «дачах» относится к эпохе правления Петра I. «Дачи» этого периода – подаренные Петром I аристократам красивейшие усадьбы под Петербургом вместе с садом и земельным участком, то есть в XVI веке это еще дар. Однако уже в XVII веке «дачи» уже не дарят, их «жалуют» за особые заслуги, и это уже не усадьбы, а просто земельные участки. Должно было пройти более столетия, чтобы в конце XVIII века определение слова «дача» оформилось как загородный дом. В XIX веке на дачах отдыхают уже не только аристократы, но их можно всего лишь арендовать – земля находится в собственности государства.
Загородные дома по английскому образу и подобию стали возводиться в Петергофе начиная с 1825 года. В них не было помпезности дворянских усадеб, лаконичностью они походили на коттеджи нашего времени. Значительное удешевление стоимости таких построек сделало их более доступными, что привело к настоящему «буму» строительства загородных домов уже не только дворянами, но и купечеством, мещанами.
Целые дачные поселки подходили вплотную к городской черте и в конечном итоге вливались в границы города, что в свою очередь вело к увеличению числа городских жителей. Дачники этого периода были определены А.П. Чеховым: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники».
Помимо большей доступности, ажиотаж вокруг дач имел и еще одну, весьма прозаическую причину – аренда дачного домика на все лето и проживание в нем были гораздо менее затратны, нежели жизнь в городе. Свежие продукты, купленные у крестьян, парное молоко и овощи стоили намного дешевле, чем в городах. На дачи начали выезжать служащие, разночинцы. По приглашению хозяев на дачах с удовольствием проводили лето представители богемы – актеры, художники, поэты и писатели.
Отдыхать на даче стало очень распространенным явлением, число дачников росло из года в год. Поскольку большинство жен в упомянутых сословиях не работали, они вместе с детьми безвылазно проживали на дачах все лето, и лишь глава семьи, кормилец, был вынужден ездить на работу в город. Этим обстоятельством объяснялось преимущественное расположение дачных поселков поблизости от дорог и железнодорожных станций.
Большинство дачных домиков того времени были лишены удобств: в лучшем случае, во дворе имелся колодец, если же нет – воду доставляли в дом из ближайшей речушки, озера, канализация в домах тоже отсутствовала. Об электрическом освещении и речи не могло быть, использовались керосиновые лампы и свечи, из-за отсутствия электричества не было и телефонов.
По своим размерам дачи были маленькими и большими, во временном владении или съемные на сезон. На рубеже XIX-XX веков определение загородного дома как «дачи» столь прочно вошло в обиход, что «дачами» стали называть и огромные строения дворцового типа, например, в Крыму.
Компания дачников тоже была очень разношерстной. Те, что имели больший достаток, могли позволить себе снять на лето большой загородный дом или даже строительство собственной дачи. Средний класс обычно снимал маленький дачный домик, а зачастую довольствовался частью дома, арендованной у хозяев, или даже комнаткой в субаренде. В дачи стали превращать и бывшие усадьбы, которые снимали как в одиночку, так и в складчину.
Дачники побогаче не только могли себе позволить более комфортные бытовые условия проживания: на их дачах кипела светская жизнь. Как описывал М. И. Пиляев: «На дачах не просто отдыхали: устраивали балы, открывали салоны, они стали частью богемной жизни горожан. Так, в имении к господам Зиминым часто приезжали гости. К их приезду хозяева устраивали на прудах балы с фейерверками и танцами дрессированных лошадей на поляне». Этот период дачной истории не даром был назван «золотым». Отдых на даче для данной категории населения обозначал и дружественные застолья, совместные посиделки у самовара,
купания в специальных купальнях, прогулки по тенистым аллеям,
всевозможные шарады, спектакли, домашние кинотеатры и тому подобное. Красочные описания дачной жизни тех времен можно найти в произведениях Чехова, Куприна, Горького. Увы, вся эта культура канула в Лету, а на местах, где располагались дачи тех лет, давно уже возведены городские «спальные» районы.
Подобный размеренный уклад дачной жизни продолжался вплоть до наступления смутных времен. Несмотря на то, что после Октябрьской революции многие дачники были зачислены в «чуждые элементы», были вынуждены эмигрировать и даже погибли, дачи по инерции продолжали снимать вплоть до 1920 года. Людям была необходима хоть какая-то отдушина, возможность укрыться от хаоса и произвола.
Правда, количество дач в те времена резко сократилось: многие были разграблены, сожжены, «национализированы» либо превращены в постоянное жилье. Была перевернута прежняя страница дачной истории, на пороге маячила следующая. Но об этом - далее.
(продолжение следует)
Дача VS... дача? (Часть 1)
Слово «дача» встречается в толковом словаре В. Даля, в статье «Давать и дать» в смысле, прежде всего, земельного надела, который государь выделяет своим подданным в награду за верную службу. И только в самом конце статьи «дача» трактуется как «загородный дом». Время неумолимо вносило свои коррективы и в конце концов слово «дача» прочно утвердилось именно в значении «загородного места отдыха». Однако этим дело не ограничилось и слово «дача» получило еще одно значение – источник дополнительного обеспечения семьи продуктами питания. Как же все это происходило?
Первое упоминание о «дачах» относится к эпохе правления Петра I. «Дачи» этого периода – подаренные Петром I аристократам красивейшие усадьбы под Петербургом вместе с садом и земельным участком, то есть в XVI веке это еще дар. Однако уже в XVII веке «дачи» уже не дарят, их «жалуют» за особые заслуги, и это уже не усадьбы, а просто земельные участки. Должно было пройти более столетия, чтобы в конце XVIII века определение слова «дача» оформилось как загородный дом. В XIX веке на дачах отдыхают уже не только аристократы, но их можно всего лишь арендовать – земля находится в собственности государства.
Загородные дома по английскому образу и подобию стали возводиться в Петергофе начиная с 1825 года. В них не было помпезности дворянских усадеб, лаконичностью они походили на коттеджи нашего времени. Значительное удешевление стоимости таких построек сделало их более доступными, что привело к настоящему «буму» строительства загородных домов уже не только дворянами, но и купечеством, мещанами.
Целые дачные поселки подходили вплотную к городской черте и в конечном итоге вливались в границы города, что в свою очередь вело к увеличению числа городских жителей. Дачники этого периода были определены А.П. Чеховым: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще и дачники».
Помимо большей доступности, ажиотаж вокруг дач имел и еще одну, весьма прозаическую причину – аренда дачного домика на все лето и проживание в нем были гораздо менее затратны, нежели жизнь в городе. Свежие продукты, купленные у крестьян, парное молоко и овощи стоили намного дешевле, чем в городах. На дачи начали выезжать служащие, разночинцы. По приглашению хозяев на дачах с удовольствием проводили лето представители богемы – актеры, художники, поэты и писатели.
Отдыхать на даче стало очень распространенным явлением, число дачников росло из года в год. Поскольку большинство жен в упомянутых сословиях не работали, они вместе с детьми безвылазно проживали на дачах все лето, и лишь глава семьи, кормилец, был вынужден ездить на работу в город. Этим обстоятельством объяснялось преимущественное расположение дачных поселков поблизости от дорог и железнодорожных станций.
Большинство дачных домиков того времени были лишены удобств: в лучшем случае, во дворе имелся колодец, если же нет – воду доставляли в дом из ближайшей речушки, озера, канализация в домах тоже отсутствовала. Об электрическом освещении и речи не могло быть, использовались керосиновые лампы и свечи, из-за отсутствия электричества не было и телефонов.
По своим размерам дачи были маленькими и большими, во временном владении или съемные на сезон. На рубеже XIX-XX веков определение загородного дома как «дачи» столь прочно вошло в обиход, что «дачами» стали называть и огромные строения дворцового типа, например, в Крыму.
Компания дачников тоже была очень разношерстной. Те, что имели больший достаток, могли позволить себе снять на лето большой загородный дом или даже строительство собственной дачи. Средний класс обычно снимал маленький дачный домик, а зачастую довольствовался частью дома, арендованной у хозяев, или даже комнаткой в субаренде. В дачи стали превращать и бывшие усадьбы, которые снимали как в одиночку, так и в складчину.
Дачники побогаче не только могли себе позволить более комфортные бытовые условия проживания: на их дачах кипела светская жизнь. Как описывал М. И. Пиляев: «На дачах не просто отдыхали: устраивали балы, открывали салоны, они стали частью богемной жизни горожан. Так, в имении к господам Зиминым часто приезжали гости. К их приезду хозяева устраивали на прудах балы с фейерверками и танцами дрессированных лошадей на поляне». Этот период дачной истории не даром был назван «золотым». Отдых на даче для данной категории населения обозначал и дружественные застолья, совместные посиделки у самовара,
купания в специальных купальнях, прогулки по тенистым аллеям,
всевозможные шарады, спектакли, домашние кинотеатры и тому подобное. Красочные описания дачной жизни тех времен можно найти в произведениях Чехова, Куприна, Горького. Увы, вся эта культура канула в Лету, а на местах, где располагались дачи тех лет, давно уже возведены городские «спальные» районы.
Подобный размеренный уклад дачной жизни продолжался вплоть до наступления смутных времен. Несмотря на то, что после Октябрьской революции многие дачники были зачислены в «чуждые элементы», были вынуждены эмигрировать и даже погибли, дачи по инерции продолжали снимать вплоть до 1920 года. Людям была необходима хоть какая-то отдушина, возможность укрыться от хаоса и произвола.
Правда, количество дач в те времена резко сократилось: многие были разграблены, сожжены, «национализированы» либо превращены в постоянное жилье. Была перевернута прежняя страница дачной истории, на пороге маячила следующая. Но об этом - далее.
(продолжение следует)
Автор: Вера Яковлева |
4
комментария
|
9 ноября 2016, 8:01 1839 просмотров |
Единый профиль
МедиаФорт
Разделы библиотеки
Мода и красота
Психология
Магия и астрология
Специальные разделы:
Семья и здоровье
- Здоровье
- Интим
- Беременность, роды, воспитание детей
- Аэробика дома
- Фитнес
- Фитнес в офисе
- Диеты. Худеем вместе.
- Йога
- Каталог асан